Прямой эфир

Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

"Действующие лица" Ток-шоу

Эпизод

06 марта 2006 | 18:08

Виктор МАТИЗЕН и Наум КЛЕЙМАН

«ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА»
06.03.2006
14-00
Ведущий — Анатолий ГОЛУБОВСКИЙ


Чтобы прослушать интервью полностью, нажмите кнопку «ЗВУК»


Разговор пойдет о кинопремии «Белый слон», вручение которой пройдет 9 марта в Московском академическом Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

Виктор МАТИЗЕН - президент Гильдии киноведов и кинокритиков, кинообозреватель газеты «Новые известия».

ДОСЬЕ

Родился в 1949 году в Ленинграде. Окончил физматшколу (1965) и мехмат НГУ (1970). Был одним из организаторов университетского киноклуба. В 1970-1981 преподавал математику в средней школе. Автор ряда математических исследований, в т.ч. «Теории перекатывания многогранников» и «Теории жесткости стержне-веревочных конструкций».

В 1981-1987 гг. работал сборщиком папоротника, канализационным рабочим, репетитором, фасадчиком. В 1986 году заочно окончил ВГИК (диплом «Теория экранизации»), что удачно совпало с V съездом кинематографистов СССР, после которого его сочинения, до тех пор неприемлемые, стали печатать. С тех пор и по 1998 год опубликовал свыше 300 рецензий, статей, интервью и информационно-аналитических материалов по вопросам кино и около 30 по вопросам телевидения. Автор работ «Краткий курс паратеории советского кино» и «Стеб как феномен культуры» («ИК», 1993), «Жернова» (история создания и запрещения фильма Г.Панфилова «Тема») и «Эстонцы идут!» (аналогичная история фильма К.Кийска «Безумие»), автор интервью, составитель (совместно с Б.Кузьминским) и редактор книги «Никита» (1995). В 1987-1989 гг. выступал как free-lancer, затем работал в «Киноглазе», «Обозревателе» и «Огоньке», во ВНИИК, в «Новом Русском Слове», на телеканале REN TV, в «Общей Газете» и «Новых Известиях». С 1991 года член СК СССР, затем России.

Наум КЛЕЙМАН - лауреат в одной из номинаций премии «Белый слон», директор Музея кино.

ДОСЬЕ
Родился в Кишиневе 1 декабря 1937 года. В 1961 окончил киноведческий факультет ВГИКа (мастерская Н. Лебедева).
Рассказывают, что на одном из фестивалей архивного кино после просмотра «Пиковой дамы» 1913 года зрительный зал взорвался аплодисментами, прочитав: «титры фильма восстанавливал студент 1-го курса киноведческого факультета Наум Клейман». Это была его первая курсовая и первый опыт кинореконструкции.

По окончании института Клейман поступил на работу в Отечественный отдел Госфильмофонда СССР. Как научный консультант он участвовал в реконструкции фильмов С. Эйзенштейна «Бежин луг», «Старое и повое» («Генеральная линия»), «Октябрь», «Броненосец «Потёмкин».
Клейман - один из составителей и авторов комментариев «Избранных произведений Эйзенштейна» в 6 томах. (1964 - 71). В 1965 году был избран научным секретарем Комиссии по творческому наследию С. М. Эйзенштейна и участвовал в организации Научно-мемориального кабинета Эйзенштейна (Музея-квартиры) при Союзе кинематографистов СССР, а с 1967 по 1985 год был его хранителем.

Ныне Музей-квартира Сергея Эйзенштейна - филиал московского киномузея, начавшего свою работу в 1987 году. Создатель и бессменный руководитель московского Музея кино - Наум Клейман.
Наум Клейман читал спецкурс по творчеству С. Эйзенштейна в Нью-йоркском университете (1990 и 1991), вел семинар по творчеству Эйзенштейна и по эстетике эксцентризма в Немецкой Академии кино и телевидения в Берлине (1994 и 1998), а также семинары по истории кино в Будапеште, Калькутте, Лос-Анджелесе, Мюнхене, Токио и Хельсинки.

В 1993 году Клейман был награжден призом «Феликс» и избран членом Европейской Киноакадемии (EFA). Он так же лауреат премий: Международной ассоциации кинокритиков FIPRESSI (МКФ в Москве, 1987), имени Мела Новикова (МКФ в Сан-Франциско, 1994), имени Жана Митри (МКФ в Порденоне, Италия, 1994), Гильдии киноведов и критиков России и фестиваля «Белые Столбы» (1998). Среди его наград - Орден искусств и словесности (Officier de l'Ordre des Arts et des Lettres, Франция, 1992), Медаль имени Гете (Германия, 1995) и статуэтка «Орфея» - приз ТЭФИ за сценарий лучшего телевизионного фильма 1998 года «Дом мастера», повествующего о жизни и творчестве Сергея Эйзенштейна. Наум Клейман - заслуженный деятель искусств РФ (1998).

Виктор МАТИЗЕН - Мои прогнозы на «Оскаре», по счастью, оправдались. На «Оскаре» столкнулись сексуальные ленты и социальные ленты. Я болел за социальные и был вполне удовлетворен тем, что «Столкновение» было названо «Лучшим фильмом», а не «Голубая гора», которая уже получила «Золотой глобус» и осталась чуть-чуть позади.

Наум КЛЕЙМАН — Я скорее как историк отношусь к нему спокойно, потому что история не всех лауреатов «Оскара» вписала на свои страницы. Мы знаем, что некоторые сенсации года потом уходят в глубокую тень и, наоборот, выходят фильмы «обиженные», которые не получили ничего. Что касается этого года — я тоже вполне удовлетворен, потому что «Столкновение» - очень серьезная картина, судя по всему. Я ее еще не видел, но читал уже довольно много о ней в Интернете отзывов. Что касается Энга Ли — это вообще любопытный случай, его нельзя вписать в чисто сексуальное кино. Я был когда-то членом жюри Берлинского фестиваля, где он получил за «Свадебный банкет» «Золотого медведя». Я помню жаркие споры; там тоже были некоторые моменты нетрадиционной ориентации, но там не про это кино. Кино про любовь.

Наум КЛЕЙМАН — Что касается «Столкновения» - безусловно. Я буду стараться, как только возобновятся наши показы, включить в наш репертуар, потому что просто похоже на Олтмана. Это одна из тех картин, которые возникают регулярно в американском кино, где они вспоминали, что все-таки они — общество, а не сборище индивидуалистов. Это чрезвычайно важная тенденция в американском кино, и нам бы не грех поучиться. Я имею в виду и тематику фильмов, и создание того коллективного портрета, которыми мы когда-то были очень сильны, а потом про это забыли. А американцы у нас учились и не забыли.

Виктор МАТИЗЕН — Премия «Белый слон» отличается от других премий тем, что эта премия кинокритиков и кинопрессы, а, скажем, «Золотой орел» и «Ника» - это премии всего кинематографического сообщества. У критиков свой особый взгляд на фильмы, поэтому у критиков есть своя премия. Что касается ее отличия от премии «Золотой Овен» - на самом деле есть одна премия — «Национальная премия кинокритики и кинопрессы», призом которой был золотой овен сначала в течение семи лет, а сейчас этим призом будет белый слон, потому что Марк Рудинштейн, спонсировавший ранее нашу премию, изобрел себе новую забаву под названием «Премия кинопрессы», в которой участвует регламентированное количество народа и открывается большой простор для манипуляций мнением кинопрессы, которое вообще нельзя установить. У нас четкое количество народа в экспертном совете, то есть мы как бы отвечаем за то, что мы делаем. Этим премия «Белый слон» отличается от всех других премий.

Виктор МАТИЗЕН — Мирон Маркович Черненко был многолетним президентом нашей Гильдии. Был большим специалистом по восточно-европейскому кино, по кино Монголии, по разным кинематографиям. Именно он был учредителем Национальной премии кинокритики и кинопрессы. И когда он, к несчастью, два года тому назад от нас ушел, мы решили почтить его память учреждением специального приза, приза имени Мирона Черненко. У него нет четкого регламента, он плавающий. В прошлом году его получил Сергей Урсуляк за экранизацию «Долгого прощания» Юрия Трифонова, а в этом году мы не могли не отметить многолетнюю деятельность Наума Ихильевича Клеймана на посту директора Музея кино и вообще тот факт, что Наум Ихильевич является одним из самых уважаемых членов нашего сообщества, великим эрудитом в области кино, замечательным эйзенштейноведом, просто киноведом и самым интеллигентным человеком, которого я встречал в своей жизни. Я действительно уважаю этого человека.

Наум КЛЕЙМАН — Такое смятение было, когда мне об этом сказали, потому что Мирон Черненко был моим другом и в этом году мы бы отметили пятьдесят лет нашей дружбы — мы вместе во ВГИК поступали, и знаете, вспомнил сразу стихи Пушкина о том, кому из лицеистов придется одному встречать годовщину 19 октября. Подумал: как страшно переживать своих друзей, тем более получать премии их имени. Так вот получилось, что я получаю премию Мирона Черненко.

Виктор МАТИЗЕН и Наум КЛЕЙМАН

26:15