Прямой эфир

Выкл.
Вкл.
00:00
00:00
Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

"Действующие лица" Ток-шоу

Эпизод

24 марта 2006 | 17:22

Артемий ТРОИЦКИЙ

«ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА»
24.03.2006
14-00
Ведущая — Елена ЧИШКОВСКАЯ


Чтобы прослушать интервью полностью, нажмите кнопку «ЗВУК»


Артемий ТРОИЦКИЙ - музыкальный критик, теле- и радиоведущий, продюсер.

Разговор посвящен столетию Клавдии Шульженко.

ДОСЬЕ

Артемий Кивович Троицкий родился в Ярославле в 1955 году. Проживал в Москве с 1955 по 1962, с 1968 по 1989, и с 1991 по нынешний год. С 1968 по 1988 год жил в Чехословакии, в 1982-89 годах работал в Лондоне.

В 1967 году состоялся дебют Артема в музыкальной журналистике: его рецензия на «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band» была опубликована в школьном самодельном журнале New Diamond. А. Троицкий стал первым в Москве диск-жокеем: с 1972 по 1974 год он вел дискотеки в главном корпусе МГУ.

Первая большая публикация Артема - статья о группе Deep Purple в журнале Ровесник (1975). После этого их было много в разных изданиях. В конце 70- начале 80-х годов А.К. Троицкий занялся организацией подпольных рок-концертов и фестивалей. В этих, ставших легендарными, концертах, проводившихся в Москве, Тбилиси и Черноголовке, принимали участие «Машина Времени», Майк Науменко, «Кино» и другие известные группы и музыканты.

С 1978 по 1983 год А.К. Троицкий работал младшим научным сотрудником Института Истории Искусств. Диссертацию на соискание степени кандидата философских наук по социологии популярной музыки защитить не успел, поскольку был уволен из института.

С 1983 по 1985 год публикации Троицкого были под запретом в советской печати. Тогда же началась его телевизионная карьера не латвийском телевидении: до 1986 года Артем вместе с режиссером-документалистом Подниексом вел первую советскую программу, посвященную видео-клипам. Называлась она «Видео-ритмы».

В 1987 году Троицкий выпустил сначала в Англии, а потом в 6 странах, книгу об истории рок-н-ролла в ССР. Книга вышла в Англии, Америке, Японии, Германии, Италии, Финляндии. Россия увидела ее лишь на три года позже под названием «Рок в Советском Союзе».

В 90-м году в Италии, Англии и Голландии вышла вторая книга под названием «Тусовка. Что случилось с советским андеграундом», ее российского варианта не существует.

С 1990 по 1996 год у А. Троицкого выходила с небольшими перерывами популярная радиопрограмма «Ковчег дяди Ко» «(Всесоюзное Радио» - «Максимум» - «Радио 101»). С 1997 года и по сей день в эфире звучит его программа «ФМ Достоевский», («Европа Плюс» - «Радио 101» - «Эхо Москвы»).

В 80-90-х годах А. Троицкий участвовал в создании телевизионной «Программы А». В 1991 году впервые пошел работать, став главным редактором музыкальной редакции новообразованного Российского Телевидения (программы «Рок-кафе», «Тишина номер 9», «Музыка в стиле Пепси», «Экзотика», «Программа А»), откуда ушел в начале 1994 года.

С 1994 по 96 год - заведующий музыкой на канале НТВ, ведущий известной программы «Кафе Обломов». С 95 года также - основатель и первый главный редактор русского журнала Playboy. В 1997-м году Кафе Обломов в течение года выходит снова на РТР, а уже в первом полугодии 1999 Троицкий делает программу «Культтовары» на «Культуре».

В 1999 году в Финляндии вышла еще одна книга А. Троицкого - «Интересные времена» - сборник политических диссидентских комментариев о 90-х годах в России.

2001 год ознаменовался для Троицкого выходом на экраны фильма Downhouse, в котором Артем сыграл роль Тоцкого. На саундтреке к фильму имеется его песня «Cнег c ее волос» - это второе появление Артема на CD. (Первое - запись с Solar X песни Аллы Пугачевой «Королева» для трибьюта певицы).

Вышла книга А.К. Троицкого «Тусоводитель по Москве». Вместе с Игорем Захаровым А. Троицкий выступил соиздателем книги Людмилы Бояджиевой «Возвращение» (продолжение романа «Мастер и Маргарита»).

C 1999 года занимался организацией клубных концертов в Москве.

Артемий ТРОИЦКИЙ — Шульженко, конечно, заметно отличалась от большинства советских артистов, особенно знаменитых артистов, таких, практически, номенклатурных артистов, причем как мужского, так и женского пола. У нас все-таки артисты, как правило, выходили на авансцену в том случае, если они обладали такими вот лужеными глотками, мощными такими поставленными рупорными голосами; и артистов, которые брали бы не вот этой мощью своего голоса, которая очень часто вообще ничего не добавляла, а которые брали бы своими интонациями, своим актерским мастерством, таких артистов было очень и очень мало; то есть, можно сказать, среди женщин, на самом деле, Шульженко была в своем поколении едва ли не единственной, потому что, разумеется, были и другие замечательные вокалистки, скажем, Любовь Орлова.

Артемий ТРОИЦКИЙ — Героиня «Веселых ребят» в исполнении Шульженко была бы, конечно, абсолютно иной и, в каком-то смысле, она составляла бы гораздо более органичную пару с Утесовым, нежели Любовь Орлова. То есть Утесов и Любовь Орлова - это, конечно же, был мезальянс. То есть это барышня и хулиган. Утесов - такой довольно неотесанный веселый одесский парень, опять же с далеко не академичным голоском, ну, а Любовь Орлова - понятное дело, кто. В этом смысле, мне кажется, вот эта вот пара - Утесов-Шульженко - была бы, как минимум, более органичной. Что касается каких-то более тонких вещей, то очень может быть, что у Орловой удалось бы что-то такое, что никак бы не удалось Клавдии Шульженко.

Артемий ТРОИЦКИЙ — Я тоже не считаю, что Клавдия Шульженко - это эпохальная певица. Певица, бесспорно, очень обаятельная, своеобразная, певица, голос которой для многих стал и спасительным, и безумно родным - естественно, это касается в первую очередь ее военных песен; но, как мне кажется, в ее творческой биографии был невероятный взлет - это касается «Синего платочка», это касается «Давай закурим,товарищ, по одной» и других песен того же периода, после чего на самом деле как-то это все тихо, спокойно, насколько мне известно, без особых скандалов, но в то же время без особых триумфов угасло где-то к середине 70-х годов.

Артемий ТРОИЦКИЙ — Молодые исполнители бывают самые разные. У нас имеется масса исполнителей, которым все равно, что исполнять, лишь бы вылезти на телевидение. И вот им, скажем, предложили бы песню: хоть «Синий платочек», хоть «На санках», хоть «Вальс о вальсе», и с гарантией того, что их с этой самой песней продемонстрируют в телеящике; они бы каким-нибудь чудовищным халтурным образом эту песню бы сделали. Я думаю, что очень хорошо, что такие молодые исполнители в этом концерте не участвовали, ну и вообще, что они не участвуют в каких-то тусовках по поводу Клавдии Шульженко. Что касается молодых исполнителей серьезных - ну, скажем, Земфиры или Сургановой, или Арефьевой, или кого-нибудь еще, то я думаю, что им не слишком интересно творчество Шульженко, при том, что она, может быть, им очень приятна и симпатична как персонаж, как вокалистка; но я не думаю, что им интересен ее репертуар, потому что все-таки большинство серьезных певиц теперешнего поколения - это авторы-исполнители. Они сами поют свои песни┘


Артемий ТРОИЦКИЙ

24:12