Прямой эфир

Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

"Действующие лица" Ток-шоу

Эпизод

03 мая 2006 | 15:13

Александр РУБИНШТЕЙН

«ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА»
20.04.2006
14-00

Ведущий — Анатолий ГОЛУБОВСКИЙ
Гость - Александр Яковлевич РУБИНШТЕЙН, руководитель авторского коллектива учебника «Экономика культуры», доктор философских наук, первый заместитель директора института экономики РАН


Тема программы: Выход в свет книги «Экономика культуры»

Чтобы прослушать интервью полностью, нажмите кнопку «ЗВУК»

ДОСЬЕ

Александр Яковлевич РУБИНШТЕЙН родился 7 января 1947 года. Является заместителем директора Российского научно-исследовательского института искусствоведения (РНИИ Искусствоведения), первым заместителем директора института экономики РАН, заведует кафедрой менеджмента и экономики исполнительских искусств Школы-студии имени В.И.Немировича-Данченко при МХАТ имени А.П.Чехова. В качестве приглашенного профессора читал лекции в Йельском и Нью-Йоркском университетах (США), в Хериот-Ват университете (Шотландия), в Гамбургской высшей школе искусств (Германия).
Автор более двухсот публикаций, в том числе: «Экономика социального сектора: проблемы теории», «Экономическая социодинамика», «Введение в экономику исполнительского искусства». Доктор философских наук.

Александр РУБИНШТЕЙН - Культура — это не нефтезамещающий ресурс, это нечто большее. По оценкам специалистов нефть как энергетический ресурс закончится через пятьдесят-шестьдесят лет, а культура вечна. До тех пор, пока будут жить люди, будет жить и культура. Уровень развития любой страны определяется уровнем развития культуры. Если культуру рассматривать более широко — и как науку, и как образование, то достаточно каждому посмотреть вокруг себя, и он может заметить, что он живет в круге предметов, которые созданы наукой, культурой, образованием. Нефть является вторичной. Человек является потребителем культурных благ каждую секунду своей жизни.

Александр РУБИНШТЕЙН - Принцип невозможности окупаемости культуры доказан веками и теориями┘ Есть одно известное исследование, относящееся к древней Аттике, V веку до нашей эры, о финансировании дионисийских фестивалей. Расчеты показали — и убедительно — что около 5% древняя Греция тратила на финансирование фестивалей. То же самое можно сказать про театр времен Шекспира, музыку времен Моцарта. Шекспир руководил театром, который не был прибыльным.

Александр РУБИНШТЕЙН - Коллектив авторов книги «Экономика культуры» - это не простой коллектив. Здесь собраны самые крупные специалисты в области экономики вообще и в области экономики культуры. Это редкий сплав академической и вузовской науки. Когда мы собирались для написания этого учебника, идея была такова: во-первых, это гуманизация знания для тех, кто учится не в творческих вузах, и во вторых, люди, работающие в области культуры должны получить основы нормальных знаний об экономике, рынке, с его законами и границами.

Александр РУБИНШТЕЙН - Что такое результат в культуре? Многие результаты мы вообще не можем заметить в режиме актуального времени. Поэтому человек начинает придумывать что-то, ищет показатели. Для театра, например, это будет количество спектаклей, которые театр даст. Никого не волнует, хорошие будут спектакли или плохие. А если результат не будет достигнут? Сократится доступ, уменьшится число спектаклей, число выставок. Финансирование на результат — это диверсия.


Александр РУБИНШТЕЙН

25:53