Прямой эфир

Выкл.
Вкл.
00:00
00:00
Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

"Действующие лица" Ток-шоу

Эпизод

26 сентября 2006 | 13:41

Манашир ЯКУБОВ

«ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА»
25.09.2006
14-00


Ведущая — Елена ЧИШКОВСКАЯ
Гость — Манашир ЯКУБОВ
, музыковед, специалист по творчеству Шостаковича

Тема программы: Столетие со дня рождения Д.Д. Шостаковича

Чтобы прослушать интервью полностью, нажмите кнопку «ЗВУК»

ДОСЬЕ:

Манашир ЯКУБОВ
— музыковед, заслуженный деятель искусств, председатель правления общества любителей музыки им. Шостаковича. Является автором более тысячи публикаций по теории музыкальных форм и мелодике, по этномузыкологии и инструментам народов Дагестана, музыкальной археологии, русской музыке XIX-XX веков, профессиональной музыке Северного Кавказа. Его работы переведены более чем на 20 языков и изданы во многих странах. Почетный член ряда зарубежных музыковедческих обществ. В 1957 году Якубов был представлен Дмитрия Шостаковичу. После смерти Шостаковича Манашир Якубов стал главным хранителем личного семейного архива композитора, опубликовал впервые его балеты «Золотой век», «Болт», «Светлый ручей», шарж «Антиформалистический раек» и другие неизвестные сочинения. С 1993 года — главный редактор издательства «DSCH». В 1996 году был избран председателем правления общества Дмитрия Шостаковича. С 2000 года по проекту, разработанному Якубовым, издается новое собрание сочинений Шостаковича в 150 томах.

Манашир ЯКУБОВ — Шостакович был и почитаем, и гоним, и признаваем, и хулим. И в творчестве его было много запрещенных произведений. Запрещена была его главная опера «Леди Макбет Мценского уезда», запрещена была к исполнению его Четвертая симфония, которая лежала в столе композитора четверть века. Все было далеко не так благополучно. Жизнь его была полна контрастов, страшных перемен.

Манашир ЯКУБОВ — Мы великая страна, но в каком-то отношении бедная. На культуру у нас денег не хватает. Так что исследованием творчества Шостаковича у нас занимаются в основном исследователи-энтузиасты. Есть папки, в которых лежит большое количество нотных страниц. Написано это все рукой Шостаковича. Но на этих страницах сверху не написано, что это — симфония или соната.

Манашир ЯКУБОВ — Музыка тем и замечательна, что она не говорит: это трактор, это танк, а это паровоз. Она не привязана непосредственно к нашим зрительным впечатлениям или к историческим событиям. Пятая симфония — это симфония о любви и о взаимоотношениях художника и власти.

Манашир ЯКУБОВ — Симфония заканчивается бесконечным повторением ноты ля. Там эта нота повторяется 252 раза. И когда однажды Шостаковича спросили, что это значит, он ответил: «Это значит я, я, я, я!». Потому что нота ля по-итальянски обозначается буквой «А». А буква «А» - это первая буква в алфавите, это «Я».

Манашир ЯКУБОВ

50:53