Прямой эфир

Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

"CD-Гурман" Дмитрия Ухова

Эпизод

17 августа 2015 | 02:00

17 - 21 августа 2015

Соло - не значит на одном инструменте

Да, именно! В недавней "Домашней музыке" мы говорили, что так называемое фортепьяно - до сих пор обязательный инструмент для всех музыкантов с профессиональным образованием (и не только музыкантов - в т.ч., в классическом балете). Однако с распространением многодорожечной звукозаписи после II Мировой войны, наоборот, пианисты стали осваивать разные инструменты - сначала соединяли две или даже три записанные на рояле дорожки (вопреки общепринятому мнению, первым альбомом были не "Разговоры с самим собой" Билла Эванса 1963 года, а на семь лет раньше - программа без названия Ленни Тристано, где он еще и манипулировал со скоростью проигрывания магнитной ленты).

Потом многодорожечная запись стала общепринятой, и мультиинструменталисты вовсю этим пользуются до сих пор: первой авторской пластинкой петербуржца Давида Голощекина стали "Джазовые композиции" 1977 года, где он один "изображает" камерный джаз-оркестр из 11-12 музыкантов. Даже больше, чем один альбом в проекте Atto Владимира Тарасова; к тому же это больше, чем ударные - соло (слушайте последнюю "Домашнюю музыку" этого лета 29 августа). Такой же диск вполне могла бы выпустить и известная как певица и саксофонистка Анна Королева.

В этом контексте нельзя не вспомнить изданный после большого перерыва диск хорошо у нас известного и вполне академического композитора и новоджазового пианиста Стевана К. Тикмайера из бывшей Югославии под знаменательным названием "Пробелы, отсутствия (памяти Ласло Керекеша)". Тикмайер, как и Голощекин, играет и на духовых, и на ударных, и - само собой - на клавишных инструментах, не говоря уже об этнических - венгерских цимбалах. И вторая аудиновинка - новый джаз польского контрабасиста Ксаверы Вуйцинского.

Stevan Kovacs Tickmayer
Gaps, Absences
ReR Megacorp

Ksawery Wóciński
The Soul
ForTune


А если - в мировом масштабе?

В подборке аудионовинок - русская и пост-советская музыка буквально в мировом масштабе: кто бы мог подумать, что канадский новоджазовый контрабасист Майкл Бейтс выпустит альбом, полностью посвященный Дмитрию Шостаковичу? На самом деле на диске всего один первый трэк - это джазовая интерпретация музыки Шостаковича. При этом с вводящим в заблуждение названием Dance of Death (как будто бы это из "Песен и плясок смерти" Мусоргского, которые Шостакович в свое время оркестровал). Хотя аллюзия к Шостаковичу-редактору "Бориса Годунова" Мусоргского на диске тоже есть - к Плачу Юродивого. Между прочим, в оформлении диска использованы фотографии Петра Ганнушкина, нашего соотечественника, энтузиаста нового джаза, еще в 1990-е основателя первого нашего джазового Интернет-ресурса.

Не впервые в нашей подборке - музыка армянского композитора Тиграна Мансуряна, в прошлом году отметившего свое 75-летие. Мансурян принадлежит к той же школе послевоенного "советского" авангарда, что и Эдисон Денисов, София Губайдулина, Альфред Шнитке, Валентин Сильвестров, Александр Кнайфель, Арво Пярт, и его сочинения также выпускает на дисках самая престижная в Европе независимая аудио-фирма ЕСМ. Вместе с двумя уже известными сочинениями Мансуряна, артистки этой фирмы - виолончелистка Анья Лехнер и известная в России скрипачка Патриция Копачинская (также по происхождению из Советского Союза - из Кишинева) играют (в сопровождении "Амстердамской симфониетты") специально написанные для них сочинения юбиляра.

И последнее (только в порядке перечисления): еще до официального выхода компакт-диска пианистки, дирижера и композитора Алисы Фирсовой "Русские эмигранты" с сочинениями Рахманинова, ее собственной "Lune Rouge", а также сочинений Дмитрия Смирнова и Елены Фирсовой. Родителей пианистки из пресловутой "Хренниковской семерки", произвольно составленному набору имен композиторов, подвергшихся в 1979 году критике за "эксцентричные эффекты". Си-Ди гурманы, которые следят за профессиональной прессой, конечно, знают, что еще раньше диск со Stabat mater Алисы Фирсовой вошел в десятку лучших альбомов женщин-композиторов согласно престижному журналу Gramophone.

Michael Bates
Acrobat: Music for, and by, Dmitri Shostakovich
Sunnyside Communications

Anja Lechner & Patricia Kopatchinskaja
Tigran Mansurian: Quasi parlando
ECM

Alissa Firsova
Russian Émigrés
VIVAT 

Архив