Прямой эфир

Выкл.
Вкл.
00:00
00:00
Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

"CD-Гурман" Дмитрия Ухова

Эпизод

26 сентября 2016 | 19:02

26 – 30 сентября: новоджазовая Норвегия, которую мы видели и ещё увидим

На прошлой неделе мы знакомили наших CD-гурманов с новым диском армянского пианиста Тиграна Амасяна с норвежскими музыкантами, представляющими два ведущих объединения новой импровизационной музыки в Норвегии. Они появились почти в одно время – ровно 20 лет назад "электронный джаз-нуар" лейбла Jazzland Recordings, а еще через 2 года – Rune Grammofon, более широкая по жанровому и стилистическому охвату экспериментального музыкального контента (включая и классиков ХХ века, в частности, Арне Нордхейма). Культурный "взрыв" норвежской музыки, конечно, предмет отдельного разговора. В любом случае, государственная материальная составляющая полностью его не объясняет; конечно, частыми гастролями норвежских музыкантов в Россию мы обязаны посольству Норвегии в России. Приезжих музыкантов у наших самых северных соседей - немного; исключение из правила - один из самых ярких наших музыкантов, вышедших из джаза – Михаил Альперин. И вообще, в совсем небольшой, казалось бы, Норвегии оказалось достаточно музыкантов-новаторов, чтобы активно двадцать лет действовали две звукозаписывающие независимые компании (не говоря уже о всех остальных), не дублируя друг друга. И еще одно исключение: певица Сидсель Эндрессен, кажется, одна из немногих артисток, имя которой встречается в каталогах обеих фирм (не говоря уже о международном проекте для лейбла ЕСМ, который одно время даже был дистрибьютором Rune Gramofon).

Буквально за последние годы, когда, казалось бы, все норвежские джазмены были уже наперечет, вдруг претендентом на европейский диск 2016 года становится альбом 30-летнего Мариюса Несета, да еще в сопровождении авторитетнейшего камерного оркестра "Лондонская симфониетта". Казалось бы забытый синтез джазовой импровизации и академической композиции (партитура в 240 страниц) - "третье течение" - обретает в трактовке музыкантов XXI-го века совершенно новый смысл.

И, наконец, для сравнения с экспериментами Эндрессен-Вестерехуса очередной пример международного сотрудничества – альбом афганско-немецкой певицы Симин Тандер и одного из самых популярных джазовых пианистов современного мэйнстрима Торда Густавсена.

Marius Neset/London Sinfonietta
Snowmelt
ACT

Tord Gustavsen with Simin Tander & Jarle Vespestad
“What was said”
ECM Records

Чем объединена наша подборка аудионовинок этой недели?  

Не все знают, что Майкл Найман - кроме музыки к "Книгам Просперо" (фильму Питера Гринуэя, между прочим, последней их совместной работе)  параллельно  сочинял и  оперу "И шелест, и шепот, и пенье" на либретто по той же трагикомедии Шекспира "Буря" , что и фильм Гринуэя. И 20-25 лет спустя сам издал оба сочинения на одном двойном альбоме. Не менее известный кинокомпозитор, дважды номинант на "Оскара"  (и "по совместительству" - сам кинорежиссер) исландец Йоханн Йоханссон сочинил музыку к собственному еще только воображаемому фильму  "Орфей". Как и Жан Кокто в 1950, Йоханссон переносит  героя античного мифа в современность, может быть, даже в недалекое будущее - не случайно, режиссер Дени Вильнёв заказал ему музыку к уже снятому сиквелу "Бегущего по лезвию 2".

Один из  самых популярных композиторов европейских композиторов  датчанин Ханс Абрахамсен, как и Найман, обратился к Шекспиру. Неизменно овациями встречается  новый вокальный цикл  Абрахамсена Let me tell you ("Я расскажу вам". Он сочинен  на слова, так сказать, рассказа выдающегося музыкального критика и литератора Пола Гриффитса, составленного только из слов  шекспировской Офелии   (как подсчитали критики этих слов -  всего 483).  Внимание к новому сочинению Абрахамсена, несомненно, привлекло тесное сотрудничество  Абрахамсена , Гриффитса и  уникальной артистки - певицы-сопрано и одновременнно дирижера -  Барбары Ханниган  . Наконец все три произведения объединяет и музыкальный язык, объединяющий постминимализм и новую простоту с рискованными эффектами закадровой киномузыки.

Michael Nyman
“The Tempest” – Prosper’s Books / Noises, Sounds & Sweet Airs
Собственное издание

Hans Abrahamsen, Barbara Hannigan ‎
Let Me Tell You
Winter & Winter

Johann Johannsson ‎
Orphée
Deutsche Grammophon

Архив