Прямой эфир

Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

"CD-Гурман" Дмитрия Ухова

Эпизод

17 октября 2016 | 02:00

17 - 21 октября 2016

Фестивальный сезон разворачивается: все, как всегда!

Ну, почти, как всегда:  в культурном центре "Дом" фестиваль Гете-института  - "Джаз осенью - Impro". А в ГЦСИ 5-й Лео-Фест (Leo RecordsFestival in Russia).

Для нас, CD-Гурманов, принципиально важно, что во времена, когда издание "физических" аудио-носителей катастрофически падают, программы всех трех фестивалей - приятно удивляют обилием новых имен и проектов, в том числе презентациями новых дисков.

На этой неделе: "Спонтанность" Яремчука - Санадирадзе на "Длинных руках". Откроет немецкий "Джаз осенью - Impro" легендарное международное трио Ходжкинсон - Лен - Тернер. По этому случаю для CD-гурманов - их основополагающий второй (из пяти) альбомов.

Konk Pack 
Warp Out
GROB

Yuri Yaremchuk & Iraki Sanadiradze
Spontaneity
Long Arms

Новое как хорошо забытое старое

Собственно, в заглавии этой нашей подборки аудионовинок все сказано: Датский ансамбль Ars Nova Copenhagen под управлением знаменитого хорошо дирижера Пола Хиллиера (у нас известного по выступлениям с Ансамблем "Хиллиард Сингерз" на "Декабрьских вечерах") записал  два сочинения аргентинского композитора, профессора университета Дэйвиса, (штат Калифорния) Пабло Ортиса. Это камерная опера (скорее, кантата) "Петухи и кости" на текст поэмы аргентинского поэта Серхио Хейфеца. Это как бы анатомически скрупулезное описание петуха и блюда, которое из него приготовят.  Но в какой-то момент начинаешь понимать, что  это такая же метафора цивилизации, как описание кита в "Моби Дике" Германа Мелвилла. Изысканную хроматическую полифонию "Петухов и костей" (с одной аккомпанирующей арфой)  критика сравнивает скорее  с  экстравагантными для своего времени  опытами  Джезуальдо да Веноза, легендарного князя-музыканта  16 века.  Второе сочинение  написано на латинские тексты Ноткера "Заики", поэта, композитора, историка и теоретика  9-10 века. Если "Петухи и кости" написаны для женских голосов и одного баритона, то "Ноткер" - только мужских а капелла. Правда, отдельные "гимны" (хоралы?) как бы проложены  органными интермедиями.

Случайное совпадение, но, возможно, знаковое:  еще один аргентинский композитор в нашей подборке аудионовинок - Густаво Легисамон (1917-2000). Исполнитель - тоже  аргентинец гитарист Пабло Маркес. Гитарист обработал довольно много музыки Легисамона для гитары и дал  циклу своих обработок довольно рискованное, на первый взгляд, название "Хорошо темперированный Кучи". Дело в том, что "Кучи" (на языке "кечуа" - свинья, поросенок) - псевдоним самого композитора. И даже весьма разборчивая фирма ЕСМ была вынуждена с этим названием согласиться. Да и музыка - полная противоположность исторической эстетике (с редкими намеками на ритмы танго) Пабло Ортиса. "Хорошо темперированный  Кучи" - это стилизации под народные латиноамериканские   песни и танцы (в отличие от танго или милонги, о существовании которых  многие из нас даже не догадывались) чуть ли не в духе Игоря Стравинского.

Наконец,  музыку американца, много лет живущего в Европе - Арнольда Драйблатта, третий диск, с "хорошо забытым старым" объединяет вроде бы только одно: древние музыкальные инструменты  колесная лира, "рыля" как у нас в западных областях и Белоруссии ее называют. И совсем уж доисторический (он сохранился, кажется, только у венгров)  гардон или гардонка.  Хотя на вид это вроде  плоская виолончель со струнами, но это не смычковый инструмент, а ударный.  Вместо смычка на нем играют барабанным палками.  Именно гардонка  производит тот характерный, почти что шаманский звук, который определяет  саунд "Оркестра возбужденных струн". Даже тогда, когда самой гардонки в составе оркестра, точнее ансамбля-квинтета-секстета - нет.  Арнольд Драйблатт - таким образом, скорее концептуалист или неодадаист типа Генри Флинта, которого мы недавно слышали. Это  тот случай, когда как бы восстановленное давнее прошлое звучит авангарднее любого авангарда. "Оркестр возбужденных струн" у нас был  в начале  90-х. Однако двойной виниловый альбом "Другой  выбор" показывает несколько иного Драйблатта -  австралийский гитарист Орен Амбарчи собрал   и демонстрационные записи композитора и  соло на электронике, и как бы этюды к большим композициям, но не полным составом "Оркестра возбужденных струн". Эти как бы композиторские  записные книжки производят  не меньшее впечатление  чего-то "хорошо забытого", чем даже законченные композиции Драйблатта. 

Ars Nova Copenhagen – Pablo Ortiz
Gallos y Huesos; Notker
Orchid  Classics

Gustavo Leguizamón - Pablo Márquez
El Cuchi Bien Temperado
ECM Records

Arnold Dreyblatt
Second Selection
Black Truffle

 

 

 

Архив