Прямой эфир

Выкл.
Вкл.
00:00
00:00
Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

"Академия детских наук" Программы для детей

Эпизод

12 апреля 2017 | 16:05

ММСО-2017: какие тренды определяют современное образование?

Гости: Ольга Васильева - министр образования и науки РФ; Вениамин Каганов - заместитель министра образования и науки РФ; Максим Казарновский - директор Исполнительной дирекции Московского международного салона образования; Игорь Реморенко - ректор Московского городского педагогического университета; Дмитрий Бак - директор Государственного литературного музея; Екатерина Калачикова - руководитель дирекции образовательных программ Департамента культуры г. Москвы.

В столице проходит Московский международный салон образования - крупнейшее событие сферы образования России. "Академия детских наук" собрала самых разных участников Салона, чтобы попытаться понять и осмыслить основные тенденции в развитии отечественного и международного образования.

Министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева о Салоне:

"Я уверена, что Салон вызовет абсолютно понятный интерес. По сравнению с прошлым годом сделан большой шаг вперед: и с точки зрения экспозиции, и с точки зрения приглашенных партнеров. Самое важное, о чем я хотела сказать, у нас 4,5 тысячи заявившихся людей, которые хотят участвовать в дискуссионных площадках, мастер-классах. Как известно, мы отбирали практически всех желающих, которые имеют отношение к образованию, которые хотят что-то или услышать, или сказать. Поэтому я надеюсь, что здесь будет много интересного".

Ольга Васильева о приоритетных проектах Министерства образования и науки РФ:

"У нас есть пять приоритетных проектов, которые носят стратегический характер. Это развитие образования, развитие цифровой среды, допобразование, рабочие кадры для высоких технологий и университеты как центры инноваций. Это ключевые проекты в области образования, о которых уже много сказано. И они являются для нас, скажем так, путеводными нитями, дорогами нашего движения вперед".

Заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов о цифровой образовательной среде и онлайн-обучении:

"Никто не отрицает роль учителя. Да, лучше, когда он есть рядом. Но это же не всегда возможно. А если это возможно не всегда, на выручку приходит дистанционное образование. Кроме того, оно может помочь догнать, лучше разобраться с индивидуальными программами. Я сторонник подходов интегрированных - смешанное образование, потому что все заочно обучать… Есть некоторые профессии, которые, наверное, в виртуальном мире будут, может быть, связанные с информационными технологиями или с медиа, но далеко не для всех профессий это подходит. Поэтому и дистанционное образование будет развиваться, в том числе онлайн-обучение, и учитель всегда будет нужен, независимо от технологий".

Директор Исполнительной дирекции ММСО Максим Казарновский о допобразовании:

"Граница между дополнительным образованием и всем остальным образованием стирается. Потому что не очень понятно: образование - это только про знать или про уметь? Или про чувствовать? Или про ориентироваться? Так вот дополнительное образование - это в большей степени про чувствовать, ориентироваться, понимать, откуда взять информацию. И поэтому эти два процесса становятся взаимоподдерживающими. То есть недостаточно сейчас из головы доставать отрывочные знания, важно их сплести в картину мира. Мне кажется, это основная цель сегодняшнего образования. И дополнительное образование помогает ровно этому. И есть ощущение, что новые участники образовательного процесса очень активно появляются именно в дополнительном образовании, предлагая метакурсы, метаидеи, которые интегрируют разные области дополнительного образования, будь то спорт, будь то художественное творчество, будь то интеллектуальные олимпиады в общеобразовательный процесс".

Директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак о непрерывном образовании:

"Образование в течение всей жизни уже не тренд. То есть это не главное слово. Эта аббревиатура была модной лет двадцать назад - Life Long Learning. Сейчас больше в ходу спонтанное и неформальное образование, потому что бюджет времени современного человека изменился, у него стало больше досугового пространства и времени опять же. И поэтому то, что называлось образованием, поменяло свою природу - оно не ведет к профессиональной деятельности, это просто такое спонтанное обучение".

Дмитрий Бак о сотрудничестве музеев с университетами:

"Музеи наделены правом вести образовательную деятельность. То есть просто, как университеты, выпускать студентов. И мы, как и Российская государственная детская библиотека, например, стремимся именно к этому, и магистерские программы будут адресованы студентам, потому что магистров - считанное количество, их не сотни, а их уже даже меньше десятков бывает, и их магистерские диссертации должны быть написаны на материале музейных фондов, если они музееведы. Если они библиотековеды или библиографы, то связь с библиотекой здесь очень важна".

Ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко о профориентации школьников:

"Она стала значительно более богатой. Сами механизмы профориентации. То есть появились, например, парки профессий, где уже к концу начальной школы, в подростковой школе можно попробовать себя в разных видах деятельности. Появились различного рода креативные пространства, где дети сами могут изобретать тот или иной вид занятости. Мы за этим еще, конечно, не поспеваем как вуз, но тем не менее стараемся, чтобы ребята, кто хочет, обязательно там проходили практику и были готовы к этим новым видам занятости и профориентации. Безусловно, это тоже элемент современной профориентации, а стандартный подход, когда приходил какой-то производственник в школу, что-то рассказывал и дети достаточно четко видели, куда они пойдут работать, это, конечно, ушло - технологии в будущем будут совершенно иные".

Руководитель Дирекции образовательных программ Департамента культуры г. Москвы Екатерина Калачикова о вовлечении родителей в процесс образования собственных детей:

"У нас – в части школ искусств - все родители играют на скрипочке, на фортепиано. И мы, честно говоря, всячески это, конечно, поощряем, потому что это значительно облегчает и ускоряет образовательные результаты, на которые мы ориентированы. Поэтому у нас сейчас открывается очень много студий именно для родителей - студии хорового пения, студии сольфеджио. Пока ребенок занимается в своем классе - учится игре на фортепиано, родитель в другом классе занимается сольфеджио. У нас невероятно успешный этот опыт. Ну действительно, куда интереснее изучать ноты, чем просто сидеть в холле и ждать полтора часа своего ребенка. Поэтому вовлечение семьи очень важно. Особенно это касается тех родителей, которые предпочитают играть вместе со своими детьми или контролировать процесс образования ребенка".

воспитание образование родители/дети

ММСО-2017: какие тренды определяют современное образование?

50:07