Прямой эфир

Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

"Музыка автономных областей" Музыкальные

Эпизод

10 сентября 2019 | 01:30

Годфрид Виллем Рас: пневматоны, виби, симбы и… ксю

Бельгиец Виллем Рас (Godfried Willem Raes) – выпускник знаменитого университета в городе Гент и местной же консерватории. Теперь профессор обоих вузов. На вид типичный Mad professor – профессор-безумец из какого-нибудь научно-фантастического триллера: в очках, с копной седых волос и длиннющей бородой. К тому же Виллем Рас иногда выходит на сцену и концертных залов и академических аудиторий совершенно обнаженным, иногда вместо него это делает его ассистентка – Моник Дарж (MoniekDarge). Движения их – это не танец и не пантомима, а…скорее дирижирование или игра на воображаемом терменвоксе, антенной которого является вся сцена. Потому что один из двух главных проектов фонда Г. Виллема Раса "Логос" – робот-оркестр. И музыканты в этом оркестре – музыкальные автоматы. В смысле, заводные музыкальные механизмы, такие как старинные шарманки и оркестрионы и более поздние компониумы (небольшие заводные органы типа позитива) и пианолы (механические пианино). Все источники звука – акустические, электричество и компьютеры – это только контроллеры, которые реагируют на жесты исполнителя и приводят их механизмы в движение.

Есть у Виллем Раса предшественник – Тримпин, вполне здравствующий и живущий в Сиэтле композитор и изобретатель. Но мы уже упомянули терменвокс, изобретатель первого в истории бесконтактного электроинструмента – Лев Термен сконструировал нечто подобное – терпситон (от музы танца Терпсихоры). У него это была платформа примерно метр на метр с двухметровой "антенной", иными словами, выглядел терпситон как очень большие промышленные весы, звук менялся от движения танцовщицы на платформе. Не знаю, как это было у Термена (может быть, наша знаменитая исполнительница на терменвоксе Лидия Кавина знает?), но Виллем Рас со временем убедился, что играть на "робот-оркестре" в одежде, даже самой приспособленной, очень непрактично. Все равно, что на терменвоксе в перчатках. Короче, все роботы Раса носят забавные названия, почти что человеческие имена – Harma, Troms, Tubi, Vibi, Simba, Xu. А что? Роботы же "почти как люди"…

Впрочем, одно семейство музыкальных инструментов Виллем Раса носит вполне себе научное название "пневматон"… Это большие яркие подушки типа как для сидения. На них, и правда, можно и нужно сидеть, лежать, переминаться с ноги на ногу и т.п… И таким образом управлять звукоизвлечением. То есть это нечто среднее между огромной волынкой и органом. Одним шлангом в подушки подается воздух, другой соединен с источниками звука – наподобие футуристских intonarumori. Пневматон и правда – любопытный звучащий объект. А репертуар робот-оркестра – это самостоятельная тема.

музыка