Прямой эфир

Выкл.
Вкл.
00:00
00:00
Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

"Музыка автономных областей" Музыкальные

Эпизод

11 сентября 2019 | 01:30

Орнетт Коулмэн – "Свободный джаз. Коллективная импровизация" (1961)

Альбом Ornette Coleman Free Jazz. A Collective Improvisation был записан 21 декабря 1960 года; два квартета импровизировали без перерыва 37 минут, фактически первый раз вместе, если не считать 17-ти минут, скорее, саундчека, чем репетиции. Это был четвертый альбом Коулмэна, так что критика в общем уже знала его по пластинкам и по нашумевшему ангажементу в нью-йоркском клубе the Five Spot в ноябре знаменательного 1959 года.

Вторая воловина 1950-х осталась до сих пор не преодоленной вершиной джаза как концентрированного выражения l’esprit du temps – "духа века". И 1959 был одновременно и пиком и началом конца этой эпохи. В 1960-м появился танец твист, и молодежной суб- и контркультурой окончательно надолго, почти на полвека, становится "рок". Но пока премию "Грэмми" за 1959 году за лучшее вокальное исполнение получает не эстрадная, а джазовая певица – Элла Фитцджеральд. Дюк Эллингтон удостаивается ее за музыку к триллеру Отто Премингера "Анатомия убийства" и даже появляется в кадре за пианино. Джазовые импровизации звучат за кадром французской "новой волны" – от "Лифта на эшафот" Луи Маля (1957) до "Опасных связей 1960" Роже Вадима. Параллельно, как джазовую импровизацию снимает свои "Тени" американец Джон Кассаветес (впрочем, дважды переделывает картину, постепенно избавляясь от импровизируемых актерами реплик и мизансцен).

В том же 1959 году выходит самый продававшийся в истории джазовый сингл – Take 5 квартета Дэйва Брубека. И, все же, никто не был готов к свободе коулмэновского "свободного джаза" – достаточно сказать, что самый авторитетный джазовый журнал "Даунбит" поместил бок о бок сразу две рецензии на этот альбом. Один рецензент оценивал "Свободный джаз" на пять, второй – не стал оценивать вообще. Знаменитый автор первой в истории "Энциклопедии джаза" Леонард Фэзер отозвался статьей под названием "Джаз и антиджаз". Но потом, все же, издал к своей книге приложение "Энциклопедию джаза 1960-х", в которое включил и ведущих джазовых авангардистов. Действительно, большинство законов самого продвинутого джаза тех лет в "Свободном джазе" не соблюдалось. Хотя в наши дни некоторые историки и удивляются, что в музыке "Двойного квартета" вроде бы и нет ничего такого, очень уж радикального… Но они не учитывают главного – исторического контекста о том, что сегодня само собой разумеется, тогда еще даже не задумывались. Даже стереозапись двух коллективов квартета Орнетта Коулмэна – в левом канале, а Эрика Долфи – в правом, тогда была новинкой. (И ее, между прочим) сразу же подхватили вполне себе респектабельные оркестры Дюка Эллингтона и Каунта Бэйси.

Перед записью "Свободного джаза" Коулмэн сочинил только краткие интерлюдии, которые должны были отделять одно соло от другого. Мелодичные и легко запоминающиеся, они прекрасно структурируют спонтанное коллективное музицирование. Как это ни забавно, тогда в этой коллективности видели возвращение к раннему джазу – диксиленду, когда музыканты первых духовых оркестров, не знавшие нот, как могли на слух воспроизводили то, что слышали у других. Не случайно, кто-то сказал, что двойной квартет Коулмэна – это мутация новоорлеанского диксиленда под сильным воздействием радиации. Из восьми музыкантов "Двойного квартета" не было ни одного джазмена музыканта, который позднее не стал бы знаменитостью (к сожалению, контрабасист Скотт ЛяФаро погиб через полгода после записи, а саксофонист-кларнетист Эрик Долфи – в 1964 году). Левый канал: Ornette Coleman – альт-саксофон, Don Cherry – карманная труба, Scott LaFaro – контрабас, Billy Higgins – ударные. Правый канал: Eric Dolphy – бас-кларнет, Freddie Hubbard – труба, Charlie Haden – контрабас.

Наконец, нельзя не сказать об обложке пластинки, которая был оформлена "замаскированной" картиной Джексона Поллока "Белый свет". То есть джазовая импровизация окончательно выходила на уровень серьезного искусства, о чем, между прочим, говорил сам Кеоулмэн не кому-нибудь, а философу Жаку Деррида. И французский философ прокомментировал: "Я верю в импровизацию, но всегда с пониманием, что импровизация невозможна". Но это, конечно, предмет отдельного разговора.

музыка