Прямой эфир

Выкл.
Вкл.
00:00
00:00
Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

"Музыка автономных областей" Музыкальные

Эпизод

17 сентября 2019 | 01:30

Фердинанд Ферш и его игры в бисер

Многих, наверное, интриговало, как могла бы выглядеть игра в бисер в одноименном романе Германа Гессе? Один из ответов можно найти у Фердинанда Фёрша (Ferdinand Försch), немецкого музыканта и мастера музыкальных инструментов.

Постоянные наши слушатели, наверное, заметили, что мастера "гравикордов и утюгонов", по большей части, художники, скульпторы больших и малых форм и т.д. и т.п., те, кто изначально занимается изобразительными искусствами. Но не Фёрш. В 1980 году он окончил Штуттгартскую высшую школу музыки и театра как композитор и исполнитель на ударных. Играл академический авангард в ансамбле Neue Musik Эрхарда Каркошки. Основал большую прог-рок-группу (и даже выпустил с ней альбом Traumspiel – 1979 – под псевдонимом Herbert F. Bairy). Но в начале 1980 годов в Университете Серрея (Великобритания) посещал семинар Джона Кейджа и Мерса Каннингэма и окончательно отказался от конвенциональных музыкальных форм и жанров.

Как Николай Судник и Герман Виноградов, сначала обратился к простейшим, "первичным" звучащим объектам, а потом и к их усовершенствованию. В результате появились и самозвучащие инсталляции, и звуковые скульптуры, которые можно считать музыкальными инструментами. При этом они выглядят как трехмерные объекты Марселя Дюшана, кубистов и геометрических абстракционистов. Например, "резонатор 014" – два ромба из металлических листов на стойках в человеческий рост и с натянутыми сзади металлическими струнами.

Профессиональный музыкант, Фёрш даже настраивает свои инструменты в соответствии с именами c-a-g-e и b-a-c-h. Как в главном своем изобретении – "Бах-арфе". Это большой квадратный стол, примерно полтора метра на полтора. Но составлен этот стол из четырех коробок, или ящиков, с отверстиями. Они служат резонаторами для четырех наборов струн, которые натянуты вдоль каждой стороны стола. Играть на "Бах-арфе" можно, как на цимбалах молоточками, или воображать, что это гигантские гитары или арфы. При этом в центре "стола" есть и еще небольшое аналоговое электроакустическое устройство, которое преобразует звуки вне зависимости от намерений исполнителя/исполнителей. Их может быть четверо – по одному на каждой стороне "стола". Плюс еще трое: "исследователь" – он регулирует случайные процессы, "коллектор" – на пульте собирает в реальном времени все звуки вместе и передает их "диспетчеру", а уж "диспетчер" распределяет звуки по аудиоколонкам. Правда, есть даже в этом описании нечто от "игры в бисер".

музыка
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
01:30
Следующий выпуск

Суббота, 19 октября

01:30