Прямой эфир

Выкл.
Вкл.
00:00
00:00
Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

"Музыка автономных областей" Музыкальные

Эпизод

20 сентября 2019 | 01:30

"Красная луна" Маринки Крыловой-Николаи: ересь или неслыханная простота?

На прошлой неделе нашей аудиновинкой был третий диск пианиста, композитора Милэна Далибера, который подходит к фортепьяно совершенно немыслимым образом – например, не снимает ногу с правой педали. И тогда же я сказал, что на следующей неделе наших слушателей ждет нечто еще такое же. И это – новый альбом Маринки Крыловой-Николаи – "Красная луна" (Marynka Krylova-Nicolai ‘Red Moon’).

Маринка – так она себя называет, из России, из Москвы. Певица, пианистка, актриса. Училась еще в советские времена в легендарной Джазовой студии "Москворечье", Царицынском музучилище и ГИТИС’е на факультете эстрады. Во время Московского фестиваля молодежи и студентов в 1985 году услышала много такого, что у нас считалось альтернативой и андеграундом. И тогда же сама занялась музыкальным "арт-хаусом" вместе с элитой московской Рок-лаборатории – "Николай Коперник", "Вежливый отказ". Даже собирала собственную группу "Субмарина". Но в 1990-е Маринка переехала в Нидерланды, родила двух дочерей (теперь тоже артисток), что не помешало ей получить высшее образование в Амстердаме и Утрехте, и в 2001 году организовать группу Marynka Nicolai and Some Lovely Girls. В 2004 французским лейблом был выпущен дебютный диск Privet (его Маринка представляла и у нас, в самые первые месяцы вещания "Радио "Культура"), потом еще два, все в том же духе quality (или даже experimental) pop, в духе фьюжна – смеси джаза, рок-музыки и легкой классики (как позднее стали говорить – неоклассики).

Не сразу, но шаг за шагом Маринка занимает заметное место не только в музыкальной, но и шире – художественной жизни Нидерландов. Например, участвует в реализации партии luce (светомузыки) в премьере "Прометея" А. Н Скрябина на Амстердамском ТВ (под фонограмму Валерия Гергиева). И даже организовывает музыкальный фестиваль "Женщины в Раю", который 10 лет проводит в центральном амстердамском клубе Paradiso (отсюда и игра слов в названии). Казалось бы, биография вполне сложившейся творческой индивидуальности и медиа-персоны – Маринка продуманно, по-режиссерски, обставляет свои концерты – то, что называется site-specific. Например, до ноября этого года на венецианской выставке "PERSONAL STRUCTURES – Identities" выставлен "вязаный рояль", на котором Маринка сыграла в мае, и теперь ее музыка звучит как "эмбиент". И это была уже отнюдь не поп-музыка. Довольно неожиданно вдруг оказалось, что от нее Маринка – пианистка и композитор перешла к самым серьезным музыкальным опытам, как она сама называет, к мгновенной музыке (Instant Music).

Иными словами, к импровизации – как перформансу и синтезу с этническими музыкальными традициями. Ну кто бы мог подумать, что знаменитый на весь квартет тувинского горлового пения –Хуун-Хурту будет выступать со вполне себе академическим фортепьяно? А сама Маринка и ее продюсер и известный диджей Д-р Голдфингер с исполнителем индийских рага на сароде, играть индийскую музыку? Впрочем, это прямое следствие того, что Маринка открыла для себя строй, в котором ля первой октавы настраивается на 432 герца вместо 440. Сейчас все чаще говорят, что эти 440 герц распространились в оркестрах, чтобы все звучало более ярко, напряженно, я бы сказал даже шикарно. Но реально человеческой природе якобы ближе более низкий строй – уверяют, что он обладает чуть ли не целительными свойствами. Так или нет, в любом случае то, что казалось уже сто раз в музыке использованным, звучит и воспринимается совершенно по-другому – особенно если это – та "ересь", в которую нельзя "не впасть, как в неслыханную простоту" (Борис Пастернак). Но конкретные подробности – в эфире.

музыка