Прямой эфир

Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

"Музыка автономных областей" Музыкальные

Эпизод

21 сентября 2019 | 01:30

"Джаз осенью" 2019: Не Голливуд и не Болливуд, а … "Оливуд"

Да, без первого "H" и с одним "l": Oliwood. 23 сентября в центре "Дом" именно Оливуд с Данном открывают 9-й фестиваль "Джаз осенью", традиционно поддерживаемый Гёте-Институтом. Правда, вот почти риторический вопрос. Подходит ли термин "фестиваль" к циклу концертов, которые проходят раз в месяц? Так или иначе, "Джаз осенью" с куратором Криллом Полонским постепенно расширял свой стилистический диапазон и в этом году выходит с подзаголовком "Jazz. Industrial. Kraut".

Но начинается фестиваль, все-таки, с нового джаза: "Оливуд" – это ансамбль барабанщика Оливера Штайдле (уменьшительное "Оли" – отсюда и "Оливуд" одного из самых активных музыкантов на мировой новоджазовой сцены. И остроумных Штайдле Soko Steidle с альбомом Played Ellington. Обратите внимание не plays –играет, а played – играл – Эллингтона. И не собственно темы Эллингтона, а как бы то, что от них осталось после того, как их сыграли джазовые авангардисты. В основе, конечно, постмодернистская ситуация, но без внешних его черт – интертекстуальности, стилистических перепадов, гротескных цитат. Так примерно сочиняли вариации на классические или народные темы композиторы Второй Венской школы и вообще додекафонисты. Так и игра слов Oliwood – Голливуд или Болливуд, конечно, лежит на поверхности, но смысл в ней есть. Никакой музыки ни к американскому, ни индийскому кино трио, определенно, не играет. Но материал диска "Эйфория" позапрошлого года четко подразделяется на фри-джаз и на темы с импровизациями в духе "Прайм-Тайма" Орнетта Коулмэна. Тем более, что в составе "Оливуда" неизменно играет мастер на все руки саксофонист Франк Гратковски. А финский электрогитарист Калле Калима неизменно напоминает коулмэновского Вернона Рида. Однако в "Доме" вместо гитариста выступит британский клавишник Дэн Николз из другого проекта Оли Штайдле – The Killing Popes. И в этом составе Оливуд, не чужд медитативному прог-року "Кинг Кримсон" и современной электронике "Supersilent". Но хедлайнер проекта – это определенно басист (электрический и акустический) Тревор Данн, неизменный музыкант нью-йоркского Даунтауна, который тоже хорошо известен нашей публике. И по новоджазовому дуэту, с которым выступал в "Доме", и по проектам Джона Зорна, и по тому абсурдистскому пост-року, который я бы сравнил с черным юмором и эстетикой "кино нуар" – от групп "Мистер Бангл" и "Фантомас".

музыка