Прямой эфир

Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

"Музыка автономных областей" Музыкальные

Эпизод

14 января 2020 | 01:30

Эллен Фуллман: Long String Instrument

В этом выпуске "Гравикордов и утюгонов" – очередной музыкальный инструмент из разряда необычных и экспериментальных – Long String Instrument. Но перевести это название непросто: ладно бы длинный струнный инструмент, инструмент с длинными струнами, но "string", еще и "натягивать". И оба перевода имеют смысл.

Музыкальный инструмент мастера визуальных искусств – скульптора и художницы Эллен Фуллман (Ellen Fullman) – это, действительно, вроде бы просто натянутые между двумя рамами длинные струны типа скрипичных и виолончельных. Но все дело в длине этих струн, от двух и двадцати с лишним метров! Не будем вдаваться в законы физики, скажем просто: если музыкант натирает руки канифолью и передвигается вдоль этих струн, слегка касаясь их пальцами, то они производят достаточно разные по характеру и высоте тона звуки. (В скобках надо вспомнить, что у Эллен Фуллман был предшественник – знаменитый скульптор и дизайнер мебели Гарри Бертойя, который создавал трехмерные объекты (чтобы не сказать скульптуры) из проволоки и металлических прутьев. Причем он подбирал эти прутья так, что при ударе или игре смычком вместе они производили вполне музыкальные "амбиентные" звуки). "Длинные струны" Эллен Фуллман тоже очень скульптурны, это как бы три гитарных грифа 20-метровой длины или дека со струнами гигантского рояля. И игра на них сама по себе перформанс. Двое исполнителей передвигаются вдоль струн навстречу друг другу. И еще третий отдельно извлекает звуки низкого регистра.

В студийных записях, впрочем, Эллен Фулман справляется со всем этим одна. (Мы послушаем отрывок из ее авторского студийного альбома Change of Direction). Но "длинный струнный инструмент" неплохо сочетается и с более привычными музыкальными инструментами, если они настроены в натуральном (он же – чистый) строе. В частности, с ансамблем Deep Listening Band выдающегося композитора Полин Оливерос, у которой даже ее аккордеон настроен таким образом. Отрывок из их совместного проекта Suspended Music в нашей программе.

P.S. Наверняка, среди нас с вами есть те, кто помнят перформанс коллеги и последователя мисс Фуллман – нидерландца Поля Панхьюзена, на Альтернативе -1991 в Музее им. Глинки. Панхьюзен натянул струны вдоль лестничных перил с первого по третий этаж, хотя, в отличие от Эллен Фуллман, это была, скорее, звуковая инсталляция, чем, собственно, музыка.

музыка