Прямой эфир

Выкл.
Вкл.
00:00
00:00
Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

"Музыка автономных областей" Музыкальные

Эпизод

16 января 2020 | 01:30

I Compani – Amore per tutti. И не только любовь, но и сатира!

Перевести (с итальянского) название проекта нидерландского саксофониста Бу ван де Графа (Bo van de Graaf)) I Compani непросто. Наверное, подойдет что-то вроде "Разные компании". А итальянское оно потому, что с 1985 года Бу ван де Граф регулярно собирает разные компании, чтобы в полном соответствии с нетривиальным жанровым определением своего коллектива (Jazz & Film music ensemble) воспроизводить музыку из кино. Изначально – только итальянского, и только Нино Рота (начиная с первого – четыре альбома с его музыкой, включая один сборник). К началу 1980-х джазмены уже откликнулись на увлечение его музыкой. В 1981 году продюсер Хэл Виллнер тоже начал с его саундтрэков к фильмам Феллини свою уже легендарную серию концептуальных альбомов. Но его Amarcord Nino Rota (переизданный в 2018), хоть и выпущен уже был в постмодернистскую эпоху, стилистически укладывался в тогдашний пост-боп. А для I Сompani принципиальным был именно интертекстуальный диалог классики и современности.

Собственно, именно Голландский новый свинг (New Dutch Swing) на рубеже 1970-х и 1980-х обеспечил новому джазу плавный переход от авангарда к постмодерну и, соответственно, ведущую в нём роль нидерландского джаза (а, возможно, и не только джаза). Седьмой (всего из полутора десятков дисков) альбом I Compani выпущен самим коллективом, Amore per tutti и распространяется нидерландским кооперативом независимых лейблов Toondist. "Любовь для всех" в этом ряду занимает особое место. "Любовь" здесь, примерно то же, что и одноименный лейтмотив Нино рота из "Джульетты и духов" Феллини. Ансамбль даже по-постмодернистски нас обманывает: альбом открывается мотивом "Мошенников" Феллини. Его раннего фильма, конечно же, совсем не такого же, как практически все последующие. В котором нет еще собственно amore per tutti, в том числе и откровенной эротики. Не сразу даже обращаешь внимание, что все 13 треков – это музыка к фильмам, в которых, именно amore занимает особое место – да, даже в "Репетиции оркестра", если кто помнит.

А в остальном это фильмы, можно сказать, скандальные: "И бог создал женщину" Роже Вадима, и "Казанова" самого Феллини, и "Последнее танго в Париже" Бернардо Бертолуччи, и, наконец. "Большая жратва" Марко Феррери. Даже "Diva Dolorosa" как бы нидерландский аналог "Женской роли" Ивана Дыховичного, с той разницей, что у режиссера Петера Дельпеута и композитора Лука Диккера – это монтаж из немых фильмов и только с "эротичными" женщинами-вамп. Собственно, в сопоставлении с "нейтральным" саундтрэком "Diva Dolorosa" (8-й и 9-й трэки) особенно отчетливо проявляется не столько обязательная для постмодернизма ирония "Любви для всех", сколько скрытая сатира и "ангельский" колорит "Венеции" (из "Казановы" Феллини) и фри-джазовая импровизация вроде бы не уместная для стилистики "Рокко и его братьев" Лукино Висконти и – наоборот – "Репетиция оркестра", сыгранная как amore поп-оркестров типа Поля Мориа или Джеймса Ласта. И, главное, финал: нарочито замедленная "Большая жратва" еще "острее" звучащая в нашем 21-м веке. Уже за это надо быть именно этой "Компании" Бу ван де Графа благодарными.

музыка