Прямой эфир

Выкл.
Вкл.
00:00
00:00
Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

"Музыка автономных областей" Музыкальные

Эпизод

18 января 2020 | 01:30

Водяная вина и звуковая дорожка в виде диска

Уже седьмой выпуск цикла "Гравикорды и утюгоны", на создание которого нас толкнули две книжки-фотоальбома "Экспериментальные музыкальные инструменты" (с приложением компатк-дисков) известного музыковеда-этнографа, мастера музыкальных инструментов и продюсера Барта Хопкина.

Если понимать под экспериментальными такие инструменты, результат игры на которых не обязательно предсказуем, то их в книжках Хопкина не так много , не так много и таких, что были сконструированы намного раньше конца ХХ века (но есть и такие: мы уже вспоминали о терменвоксе, электроинструменте Льва Термена начала того же века, и о загадочной "ангельской арфе" Артура К. Ферриеа). Но вот что интересно: в эпоху ITM, компьютерной музыкальной электроники и даже интернета, Хопкин явно сознательно описывает в основном те инструменты, в которых собственно звук, источник звукового сигнала – акустический: и "электротопоры" и "Объект-опера" наподобие "Вещи Штифтера" Хайнера Гёббельса. Но есть и несколько инструментов, в которых изначальный звук преобразуется при помощи компьютерных технологий, а иногда и синтезируется, но уж точно не так прямолинейно, как в массовой музыкальной электронике, пример тому первый исполнительский синтезатор – "муга".

В последнюю ночь февраля – французский изобретатель Жак Дюдон. Он начал экспериментировать в 1960годы. Это была первая эпоха рок-музыки и, соответственно, повального увлечения электрогитарами. Музыкантам казалось, что пьезоэлектрические звукосниматели способны сделать с исходным звуком (и не только гитарным) всё, что угодно. Дюдон стал при помощи тогдашних электроусилителей улавливать и видоизменять звуки, которые издавали как бы дудки вроде флейт, но не от напора воздуха, а от потока воды. И даже назвал свой инструмент flutabullum – "пузырная флейта". Но звук ее качественно от обычных духовых инструментов не отличался. Тогда Дюдон взялся за… гитару, точнее за староанглийский дульцимер, такой же щипковый инструмент, но который держат на коленях, как гавайскую гитару. Между прочим, считается, что сохранился дульцимер только в американских Аппалачах, но не на Британских островах. Однако там, где у дульцимера или гитары корпус-резонатор, Дюдон на место верхней деки поместил металлическую чашу (или просто миску), а в нее еще одну – поменьше. В большую наливается немного воды, и инструмент при извлечении звука встряхивают. Звучание этого инструмента своими глиссандирующими переходами от одного тона к другому, и правда, напоминают об Индии. Легко предположить, что отсюда и его название – "аквавина", водяная вина. Но на самом деле изобретатель Дюдон основывался на теории крупнейшего в ХХ веке знатока всей мировой музыки Алена Даниелу, который на примере индийской музыки убедительно доказывал, что в основе музыкальной темперации должна лежать так называемый just intonation, "чистый строй", в котором октава в конечном итоге делится на 53 интервала (вместо12 европейских и 22 индийских).

Последователей у Даниелу оказалось гораздо больше, чем можно было подумать. В частности, видный американский минималист Лямонт Янг (из круга Velvet Underground) сочинил в этой системе свой грандиозный 5-часовой проект The Well-Tuned Piano. А Дюдон даже сконструировал специальный инструмент "фотосонический диск" по тому же принципу, что звуковая дорожка кино. Над которым еще в 1930 годы начали работать наши инженеры-изобретатели – Евгений Шолпо и Евгений Мурзин. Только если в известном синтезаторе Мурзина АНС высота звука зависела от того, где были прочерчены линия на стеклянной поверхности, закрашенной черной краской, то у Дюдона перед источником света помещался диск наподобие стробоскопа, и высота звука зависела от скорости, с которой он вращается. Впоследствии "фотосонический диск" был соединен с (цифровым) устройством, так и названным "Семантик Даниелу", который преобразует все в соотвествующий "чистый строй".

музыка