Прямой эфир

Выкл.
Вкл.
00:00
00:00
Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

"Музыка автономных областей" Музыкальные

Эпизод

24 января 2020 | 01:30

VocColours: призрак фри-джазового вальса

Аудионовинка VocColours Live in Japan вышла в самый оживленный сезон – перед Рождеством. И, несмотря на новогодние каникулы, уже успела собрать сравнительно много положительных отзывов. Оно и понятно: вокалистов-импровизаторов в новой импровизационной музыке, новоджазовой "по происхождени", в последнее время появляется немало. Но в вокальные ансамбли – больше, чем дуэты – певцы объединяются нечасто. Так что концерт кёльнского вокального квартета VocColours с японскими музыкантами на 10-м фестивале джазовых искусств в Токио (2017) не мог не вызвать интереса.

Квартет VocColours мы как раз знаем хорошо, благодаря нашим новоджазовым связям: первые два его альбома вышли на лейбле Leo Records, сначала в 2013 году с петербургским пианистом – звукорежиссером Алексеем Лапиным. И еще благодаря тому, что басовым голосом (и в значительной мере продюсером ансамбля) стал музыкант с Украины Юрий Гранкин. В 2015 году квартет участвовал в Фестивале артистов Leo Records в Москве и Архангельске – не только записал третий альбом с российскими музыкантами Russian Affair, и в лице Юрия Гранкина побывал у нас на "Радио "Культура", но и познакомился в Архангельске со знаменитым японским вокалистом Коичи Макигами. Наш добрый знакомый Макигами, еще в 2002 году выпустил альбом на лейбле "Длинные руки", изучал горловое пение в Туве, приезжал со свои ансамблем Hikashu. Во время тех гастролей по Европе, квартет VocColours выступал с ним в одной программе и принял приглашение от трубача Йоитиро Кита выступить в Токио. Трубача-электронщика Кита мы знаем по неоднократным гастролям "японской Поп-механики" – оркестра Shibusa-Shirazu. На фестивале в Токио и записаны были два трека альбома Live In Japan: квинтет с трубачом, 38 минут с непереводимым названием, из двух слов: "джунгли и порыв" и 10-минутный "Вальс призраков" с Макигами, кларнетисткой Кейко Комори и клавишником Морганом Фишером. Похоже, это тот самый британский музыкант из круга Дэйвида Боуи (начала 1970-х). С группой Mott the Hoople он записывал его, Боуи, хит All the Young Dudes. В 1980-е Фишер переселился в Японию и занялся фотографией. Но тут явно решил тряхнуть стариной.

Сейчас, когда от компьютерной электроники можно добиться, в сущности, чего угодно (не только производить звуки, но и просто сочинять/исполнять музыку) или люди даже начинают открывать в себе возможности, о которых раньше и не подозревали. В частности, как Макигами – горловое пение, а также – разговорные микроинтонации из "конкретной поэзии" (sound poetry) – того, что наши футуристы называли "заумь", и звукоподражания, включая битбокс и авант-рэп. Не случайно, многие авангардные вокалисты-импровизаторы, как правило, начинают с инструментальной музыки (и VocColours не исключение) и сочетают с ней пение, как наши недавние гости NYX и Improvisors. Мы послушаем отрывки из обоих треков – Jungust и Yurei no Warutsu с японскими музыкантами и квартетом VocColoours: Brigitte Küpper, Gala Hummel, Iouri Grankin, Norbert Zajac.

музыка