Прямой эфир

Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

"Музыка автономных областей" Музыкальные

Эпизод

25 января 2020 | 01:30

Лидия Кавина: 100-летие терменвокса

У нас в студии, можно сказать, почетный гость – композитор, знаменитая исполнительница на терменвоксе и педагог Лидия Кавина.

Не в первый раз уже, но повод особенный: в 2020 году исполняется 100 лет со дня изобретения терменвокса. О самом терменвоксе и о его изобретателе Льве Термене мы, конечно, уже говорили. Напомню в двух словах, что Лидия Кавина училась у самого Льва Сергеевича Термена, окончила Московскую консерваторию как композитор. Живет и преподает сейчас в Англии в Оксфорде. Но на родине бывает часто: и с концертами, и с лекциями, и с лекциями-концертами. В конце ноября 2019 года Лида выступала с композитором-пианистом Александром Райхельсоном в Московском государственном институте музыки имени А. Г. Шнитке. В прошлом это музучилище им. Октябрьской революции, в котором учились и композитор Альфред Шнитке, и наша гостья.

Вместо вступления я вспомнил, что могу точно назвать дату, когда мое поколение впервые увидело терменвокс. Это декабрь 1956 года. Тогда появилась вторая программе Центрального телевидения. Причем в первый же вечер это был концерт Ансамбля электромузыкальных инструментов под управлением Вячеслава Мещерина. Если честно, никто на этот концерт никакого внимания не обратил бы, если бы он не транслировался сразу по обоим каналам – по первой программе и по новой второй. Вот тогда мы и обнаружили, что можно извлекать какие-то звуки, но к самому инструменту даже не прикасаться. Хотя звук знали, по пресловутым "Ландышам" Гелены Великановой (для поколения 90-х – видеоклип "Карлмарксштадт" Олега Нестерова). И еще в начале 1970-х годов этот Ансамбль был штатным коллективом Гостелерадио, сопровождал (в прямом эфире!), в частности, телевизионные уроки танцев. Отношение к Ансамблю было тогда, мягко говоря, ироничное. Глядя на все те уникальные электроинструменты – и отечественного изобретения и импортные, которыми Ансамбль владел – мы все думали, сколько добра пропадает.

Лишь четверть века спустя, в первую эпоху лаунжа, тот же Олег Нестеров со своими "Снегирями/Легкими" несколько поколебал нашу уверенность в его, Ансамбле Мещерина, бесполезности. Ансамбль, например, никогда не играл ни первое наше сочинение для терменвокса с оркестром – "Симфоническую мистерию" А.Ф. Пащенко (1923), которую совсем недавно воссоздала неутомимая Олеся Ростовская, ни серьезную новую музыку вообще. Ничего неизвестно о том, была ли сыграна "Поэма о космосе" Альфреда Шнитке, заказанная Минкультом для Ансамбля Мещерина в 1961. Об открытии его, Шнитке, "Концерта для электроинструментов" (1960), о котором мы ничего не знали, если бы не покойный Александр Ивашкин и первая исполнительница Концерта Лидия Кавина (Лондон 2009), и о многом другом – в этом и последующих выпусках "Музыки автономных областей" – с Лидией Кавиной.

музыка