Прямой эфир

Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

"Музыка автономных областей" Музыкальные

Эпизод

24 сентября 2020 | 01:30

Алексей Круглов и Yardbird Suite "Кругого бэнда" – уже пора отмечать 100-летие "преследователя" – Чарли Паркера?

На этой неделе, как и на прошлой, три аудионовинки. Алексей Круглов и Круглый бэнд и лейбл Fancy Music отмечают 100-летие великого джазового новатора Чарли Паркера. И два альбома, которые вышли еще до пандемии, но раньше раскрутиться они, в общем, не успели. К тому же это совсем молодые музыканты. Хотя… с альбомом "Круглого бэнда" – у них есть общее: и Алексей Круглов, и британский клавишник Эллиот Гэлвин и северо-американский контрабасист Хариш Рагхаван – также вращаются в кругах нового джаза. Но эти их альбомы – в известном смысле дань традициям.

Алексей Круглов всем своим творчеством показывает, что новаторство должно включать в себя традиции в любом смысле слова. Более того, он фактически восстанавливает связь времен, когда выпускает, например, две программы с музыкой ветерана Юрия Маркина – выдающегося нашего контрабасиста, пианиста, и, между прочим, литератора, кстати, автора оперы по "Преследователю" Хулио Кортасара – не превзойденной пока прозы о джазе – повести о Чарли Паркере). Музыку Маркина у нас до обидного мало знают. До этого был альбом с эстонскими джазменами – с музыкой Чайковского, а еще раньше – "Могучей кучки", и с камерным оркестром "Коллегиум музикум" – И. С. Баха.

…На обложке нового альбома Круглова и Круглого бэнда только название Yardbird Suite, это название джазовой темы (для импровизации) саксофониста Чарли Паркера, одного из 3-4 революционеров-новаторов за всю историю джаза. Программу с музыкой Паркера Алексей Круглов уже показывал лет 15 назад, но сейчас определенно самый подходящий момент для выпуска альбома-посвящения. В эфире мы расскажем, откуда это название (прозвище Паркера было "Ярдбёрд" или "Бёрд" – дворовая птица или просто птица) и почему решено было не переводить его на русский.

И вот что важно: выход в свет диска Yardbird Suite "Круглый бэнд" и Fancy music приурочили буквально ко дню рождения Паркера – 29 августа. Правда, мать саксофониста уверяла, что на самом деле он родился не в 1920-м, а в 1922-м. Прибавил себе 2 года, чтобы работать в ночных клубах. В Америке детям до 18 лет это фактически запрещено.

В "Музыке автономных областей" два трека – два разных подхода к творческому наследию великого джазмена новатора: "Антропология" (ироничный намек на интерес Паркера к серьезной музыке) – это классика джаза и поп-музыки – в основе своей песня Джорджа Гершвина начала 1930-х годов – I Got rhythm "Я поймал ритм". Вообще очень в джазе популярная. (В стиле Паркера, бибопе, большая часть тематического материала была из той же поп-музыки, что и раньше. "Квадрат" – гармоническая "сетка" для импровизации оставались теми же самыми, но песенные мелодии постоянно заменялись какой-нибудь импровизационной вариацией). В "Антропологии" – как вместо темы Гершвина сложное построение на грани исполнительских возможностей, что Круглый бэнд только подчеркивает. Втрой трек – Now’s the Time ("Пора!" "Время пришло!"), наоборот, как бы стилизация Паркера под свинговый оркестр довоенных лет его земляка Каунта Бэйси: почти 12-тактовый блюз с запоминающейся темой-риффом. Но аранжировка Круглова такая что ни Бэйси, ни Паркеру и в голову прийти не могла.

Состав "Круглого бэнда": Артем Третьяков – фортепьяно, Роман Плотников – контрабас и Павел Тимофеев – ударные. Сам Круглов на "альт-саксофонах" во множественном числе. Именно так – он играет на двух сразу.

Надо сказать, что помимо музыки, любимое занятие Круглова, ну, не считая еще и театра, литературная игра слов, в частности палиндромы. Он их даже на концертах цитирует, хотя, конечно, палиндромы надо видеть и читать. Но вот два по-русски: Ля, а Чарли Паркер рек: "Ра пил, Ра чаял!". И даже по-английски. Mad ribbons’ snob: “Bird! Am!”. Посмотрите на сайте лейбла Фэнси мюзик – там они есть.

музыка