Прямой эфир

Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

Новости


16:57
05 марта 2021

71-й Берлинский кинофестиваль объявил имена победителей

Главный приз получила румынская картина.

В 2021 году жюри Берлинале состояло только из режиссеров. И было интересно, какой выбор сделают они без участия актеров, продюсеров и других представителей киноиндустрии. Итак, обладатель главного приза - "Золотого медведя" - румынский фильм Bad Luck Banging or Loony Porn режиссера Раду Жуде. Это лучший выбор, который можно было сделать. Картина очень многоплановая, продумана с точки зрения формы и совершает путешествие по прошлому, настоящему и, судя по всему, обозримому будущему. Она об уроках истории (в прямом и переносном смысле) и состояние современного общества.

Большой приз жюри у японского фильма "Колесо фортуны и фантазии" Рюсукэ Хамагучи – выбор спорный, но объяснимый, тем более, что лента встает в логический ряд с обладателем главной награды. Есть в нынешнем году и малый приз жюри. Он у трехчасовой документальной картины Марии Шпет "Господин Бахман и его класс". Это – наблюдение за педагогом, который ведет класс детей-эмигрантов, пытаясь через музыку и общение приобщить их к языку и культуре новой страны. Фильм подчеркнуто толерантный, без явных конфликтов, но затягивающий в свои сети.

"Серебряный медведь" за режиссуру у дебютанта из Венгрии Денеша Надя за "Естественный свет" - взгляд на фермера, оказавшегося в немецкой армии, но пытающего оставаться человеком.

Лучшая женская роль, по мнению жюри, у немки Марен Эггерт за образ одинокой женщины, влюбившейся в робота, в картине "Я твой человек". А вот приз за мужскую роль в этом году не вручили, отдав награду за женскую роль второго плана юной Лиле Кицлингер за образ девочки-подростка в румынской драме "Я вижу тебя везде".

"Серебряный медведь" за сценарий уходит корейцу Хон Сан-су с его "Представлением" - вот уж самое невнятное решение, ибо картина носит характер зарисовки, этюда и меньше всего наталкивает на мысли о сценарии. И, наконец, награда за артистический подход у Алонсо Руиспаласиоса из Мексики за "Полицейский фильм", который был сделан для одной из онлайн-платформ.

Арина Богдан

читать текст

16:42
05 марта 2021

Фильм "Александр Солженицын. Раскаяние" покажут в 68 странах

Документальную картину телеканала "Россия" "Александр Солженицын. Раскаяние" увидят зрители в разных странах.

Документальный фильм "Александр Солженицын. Раскаяние" покажут за рубежом. Благодаря сделке российского и французского медиахолдингов, картину телеканала "Россия" увидят в 68 франкоязычных странах, включая Францию, Бельгию, Швейцарию и островные государства Тихого и Атлантического океанов.

В фильме режиссёра Сергея Мирошниченко лауреат Нобелевской премии размышляет о будущем России и мира в XXI веке, о современной литературе и своей непростой жизни. В ленту "Александр Солженицын. Раскаяние" вошли редкие кадры хроники, фрагменты интервью с писателем, его друзьями и близкими. В фильме участвуют народные артисты России Евгений Миронов и Александр Сокуров, французский историк Жорж Нива и супруга писателя, Наталия Дмитриевна Солженицына.


читать текст

14:27
05 марта 2021

Новый киноклуб "8 Марта" открывается в Москве

Москино представляет новый проект, посвящённый выдающимся женским именам в кино.

Киноклуб "8 Марта" открывают к 100-летию празднования Международного женского дня в России. Первая встреча пройдёт 8 марта 2021 года: зрители увидят картину Веры Сторожевой "Небо. Самолёт. Девушка" с Ренатой Литвиновой в главной роли. Зрители впервые увидят отреставрированную копию фильма, который представят киновед, программный директор Открытого российского фестиваля "Кинотавр" Ситора Алиева, режиссёр Вера Сторожева и продюсер Елена Яцура.

В рамках киноклуба "8 Марта" у зрителей и в дальнейшем будет возможность обсуждать картины с приглашёнными гостями - режиссёрами, актёрами, киноведами и экспертами в самых разных областях, сообщают в Москино. Зрители киноклуба познакомятся с выдающимися картинами, снятыми женщинами, узнают о великих именах в кино прошлого и современности, а также увидят, как женская проблематика отражалась в кино на протяжении истории.


читать текст

11:25
05 марта 2021

Коровы, актеры и колесо фортуны в Берлине

71-й Берлинский кинофестиваль подходит к своему завершению.

На Берлинале показали киноленты из Ирана, Германии и Японии. Фильмы смотрела Арина Богдан.

71-й Берлинский кинофестиваль подходит к своему завершению. В рамках основного конкурса показали еще три картины: из Германии, Ирана и Японии. Немецкий актер и продюсер Даниэль Брюль представил свой режиссерский дебют. Картина называется "По соседству". Ленты с участием Брюля в разные годы входили в программу Берлинале. И вот артист решился на режиссерский опыт, который получился весьма симпатичным. Это – абсолютно зрительское кино на двух актеров. Главные роли исполняют сам Брюль и совершенно замечательный Петер Курт. Оба начали свою кинокарьеру в одно и то же в двух популярных в Германии полицейских сериалах, а затем не раз встречались на съемочной площадке, так, самый известный фильм с участием обоих – "Гудбай, Ленин!" . Итак, один играет кинозвезду. Второй – его соседа, работающего в банке и отличающегося наблюдательностью. Их якобы случайная встреча в пустынном баре превращается в дуэль, которая должна внести некий дискомфорт в привычную жизнь успешного артиста. "По соседству" - трагикомедия, которая с одной стороны подтрунивает над жизнью творческих и знаменитых людей с их представлением о том, как должно быть, а с другой – показывает всю ущербность как и их существования, так и тех, кто за этим всем наблюдает. Персонажа Брюля, как и его самого, зовут Даниэль, он тоже прекрасно говорит по-испански, а его жена, как и в реальной жизни, психолог. Эти мелочи заставляют зрителя поверить в почти автобиографичность происходящего, а заодно оценить чувство юмора Брюля и его умение иронизировать над собой и коллегами по творческому цеху. К слову, самая большая и горькая ирония кроется в финале, который подчеркивает, что нам, простым смертным никогда не понять всей логики, по которой знаменитости выстраивают свои взаимоотношения.

Нарушенная логика – главная фишка японского фильма "Колесо фортуны и фантазии" режиссера Рюсукэ Хамагути. Это сборник коротких историй. Все они отличаются изящными сюжетными поворотами и не всегда ожидаемым решением возникших ситуаций. Все три истории о любви. Причем самое в них главное это не телесное, а аудиальное. Акцент сделан на том, что разговоры и общение сближают, покоряют, возбуждают и воскрешают к жизни куда больше объятий. Хотя, про объятия речь тоже идет, но именно речь. Продолжая тренд нынешнего фестиваля, Рюсукэ Хамагути устроил порно-сцену, но не эксплицитную, как в румынской картине, а литературную – одна из героинь фильма просто читает вслух книгу, а уж зритель самостоятельно рождает образы. Здесь вспоминается Умберто Эко с его теорией о том, что читатель в момент прочтения становится соавтором писателя. То же применимо и к кино, когда зритель в момент просмотра (или в данном случае - прослушивания) принимает участие в создании ленты. Контраст между увиденным на экране и нафантазированным производит эффект. Особенно он ощутим, учитывая японскую сдержанность в общении и минимальное проявление каких-либо чувств и эмоций. Может ли фильм "Колесо фортуны и фантазии" рассчитывать на награду? Вполне возможно, что приз за сценарий достанется именно ему.

Еще один фильм, претендующий на награды - "Баллада о белой корове" иранских режиссеров Мириам Моквадам и Бехташа Санаеха. С одной стороны – типичное иранское кино, неспешное и поэтично-грустное. А с другой стороны оно сделано в очень европейском, а если конкретнее, скандинавском духе. И это не случайно, ибо Мириам Моквадам училась в Школе искусств в Гетеборге и работала актрисой в разных Шведских театрах. У себя на родине она снялась в нескольких картинах, одна из которых – "Закрытый занавес" Джаффара Панахи – была представлена в Берлине. Вот с таким бэграундом Моквадам пришла в режиссуру, став соавтором Бехташа Санаеха. Их "Баллада о белой корове" - фильм, который нужно читать между строк, начиная с названия. Белая корова, согласно иранской мифологии, божественное животное, которое дает начало миру. Начало употребление коров в пищу считается закатом "золотого века" и упадком общества. Центральная тема картины – казнь невинного человека, и угрызения совести у судьи, подписавшего приговор. Аресты, казни, убийства невинных людей и преследование интеллигенции – не это ли расправа со священной белой коровой? Тема, к которой обращаются все независимые иранские кинематографисты. Так, например, год назад главн", которая поднимает эту же тему. Напомню, в нынешнем году Расулоф вошел в жюри основного конкурса, что в очередной раз показывает полную солидарность мирового киносообщества в стремлении поддержать иранских коллег в их борьбе за свободу слова, творчества и взглядов.

читать текст

18:20
04 марта 2021

Парные кинозарисовки на Берлинском фестивале

Международный Берлинский кинофестиваль продолжает свою работу.

В основном конкурсе Берлинале показали пять фильмов. Их посмотрела Арина Богдан.

Берлинале продолжается в онлайн формате. И в рамках очередного дня показов можно обнаружить некоторые кинопары. Первая - Грузия vs Венгрия. Грузинский фильм "Что мы видим, когда смотрим на небо?" режиссера Александра Коберидзе. Венгерский - "Я вижу тебя везде" Бенедека Флигауфа. Оба представлены в основном конкурсе. Нахождение параллелей, связей и перекличек между фильмами - одна из интересных задач на любом фестивале. Именно в этом видна работа отборщиков и программных директоров. Итак, что же может быть общего у Грузии и Венгрии? Немало. И дело не только в понятии "взгляд" в названии. Оба фильма - наблюдения, зарисовки. Только грузинская картина больше напоминает сборник этюдов, сделанных для киношколы. А венгерский фильм - вербатим, стремящийся с стиранию границ между реальностью и игровым кино. Живая камера, которая с минимальным количеством монтажных склеек стремительно переводит взгляд с одного говорящего на другого, как бы превращает зрителя в безмолвного свидетеля и соучастника событий.

Атмосфера неизвестности и недосказанность - тоже объединяет две ленты. Только в грузинской эта недосказанность имеет скорее сказочный регистр, а в венгерской, подчеркивает, что реальность позволяет увидеть и услышать только то, что происходит здесь и сейчас, но не более того. Однако главное отличие двух фильмов - основной импульс. "Что мы видим, когда смотрим в небо?" - история о любви, о людях, которые находят друг друга, не смотря ни на что. "Я вижу тебя везде" - история всеобщей ненависти, диалог между жизнью и смертью на грани сумасшествия. Соответственно, аудитория у фильмов будет совершено разная, если вообще будет, ибо чтобы досмотреть и тот, и другой до конца, надо приложить некоторые усилия. Добавлю, что Бенедек Флигауф уже не первый раз в программе Берлинале со своей работой. Причем он не только принимал участие в фестивале, но и увозил с него награды, включая "Серебряного медведя за режиссуру". Александр Коберидзе в этом смысле – темная лошадка. Но он учился в Германии и несколько предыдущих фильмов снимал именно там - небольшой, но интересный штрих.

Еще одна пара – Франция + Франция. Это – "Альбатрос" Ксавье Бовуа и "Маленькая мама" Селин Сьямма. Оба режиссера уже получали награды Канн, и вот сейчас борются за премии Берлинале в основном конкурсе. Удивительным образом, фильмы не только из одной страны, но и оказались очень созвучны. Они оба посвящены осознанию того, что такое смерть, опыту очень близкого контакта с ней и возможности освободиться от чувства вины и страха. В "Альбатросе" полицейский винит себя в том, что не только не смог спасти соседа-фермера, но и стал причиной его гибели. В "Маленькой маме" девочку беспокоит мысль, что она не успела как надо попрощаться с бабушкой. У каждого из них свой путь, но еще одно совпадение в том, что путь этот лежит через контакт с природой. Уже само название "Альбатрос" отсылает нас к морю. А в случае с девочкой на помощь призван лес. И там, и там одиночество способно породить неожиданные встречи. Ощущение от обоих фильмов тоже примерно одинаковое – мягко говоря, обошлось без больших открытий и потрясений. Но, вот исполнитель главной роли в "Альбатросе" - Жереми Ренье, знакомый зрителям в первую очередь по фильму братьев Дарденн "Дитя", а также другим картинам бельгийских кинематографистов, на сегодняшний день, пожалуй, самый возможный претендент на "Серебряного медведя" за лучшую мужскую роль.

Без пары, но в группе фильмов-набросков стоит "Вступление" южнокорейского режиссера Хон Сан-су, также представленное в основном конкурсе. Год назад Хон Сан-су получил "Серебряного медведя" Берлинале за режиссуру с фильмом "Женщина, которая убежала". А в этом году он уже представляет новую картину, поражая своей скоростью работы. "Вступление" - черно-белая зарисовка, несколько эпизодов из жизни так или иначе связанных между собой людей. Хон Сан-су как бы представляет их нам, в связи с чем российский вариант заголовка не очень корректен, так как английский вариант названия фильма Introduction вернее перевести как "Представление". Тем более, что в картине много знакомств или их ожидание, а также идет речь об актерской профессии, которая подразумевает представление как спектакль и представление персонажа. Фильм разделен на несколько глав. Такое разделение – тренд нынешнего фестиваля, так как за три дня показов уже было представлено несколько картин с многочастной структурой, роднящей кинематограф с крупными музыкальными произведениями вроде концертов и симфоний, когда в каждой новой главе может сохраняться лишь лейтмотив. У Хон Сан-су этот лейтмотив не проговаривается. Это что-то, что происходит и существует не в действии или диалогах, а в пространстве между ними, в незаметной ткани, которую южнокорейский режиссер умеет создавать. Кстати, если продолжать музыкальную тему, то Introduction это еще прелюдия, приглашение в произведение. Означает ли, что новый фильм Хон Сан-су – начало какого-то цикла? Видимо, узнаем примерно через год. 

читать текст

17:54
04 марта 2021

Премия "Инновация-2021" открыла прием заявок

Премия присуждается главным российским проектам в области современного искусства, реализованным в 2020 году.

Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина объявляет о начале приема заявок на государственную премию в области современного искусства "Инновация-2021".

Премия "Инновация" учреждена в 2005 году и проводится под эгидой и при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации. С 2019 года "Инновация" проводится командой Волго-Вятского филиала ГМИИ им. Пушкина (ГЦСИ Нижний Новгород - Арсенал) совместно с Правительством Нижегородской области.

Премия "Инновация-2020" присуждается в шести конкурсных номинациях: "Проект года"; "Куратор года"; "Художник года"; "Региональный проект"; "Новая генерация"; "Образовательный проект". И в двух внеконкурсных номинациях: "За вклад в развитие современного искусства"; "За поддержку современного искусства России". Седьмая конкурсная номинация - "Книга года".

Заявки принимаются до 23 марта 2021 года включительно. Подавать заявки могут бюджетные учреждения культуры, некоммерческие организации, члены экспертного совета и жюри премии.

Открытие выставки номинантов и церемония награждения победителей состоятся в Нижнем Новгороде. 

читать текст

17:44
04 марта 2021

Выставка плакатов датских и российских дизайнеров пройдет в РГБ

Вход на выставку по читательскому билету (записаться в библиотеку может каждый).

Российская государственная библиотека и Датский институт культуры в Санкт-Петербурге при поддержке Посольства Королевства Дания в Москве представляют выставку, посвящённую Целям в области устойчивого развития ООН: ликвидация нищеты, ликвидация голода, хорошее здоровье и благополучие, качественное образование, гендерное равенство, чистая вода и санитария, ответвленное потребление и производство.

Россия присоединилась к проекту в 2020 году, к участию были приглашены известные российские дизайнеры. В экспозицию вошли работы Петра Банкова, Эрика Белоусова, Юрия Гулитова, Игоря Гуровича, Евгения Добровинского, Эркена Кагарова, Ольги Ковалёвой, Жаннет Марк, Павла Писклакова, Дмитрия Рекина, Юрия Суркова, Виктора Тяпкова, Светланы, Анастасии, Александры и Александра Фалдиных, Владимира Чайки, Наташи Шендрик и Николая Штока. 18 марта в 19:00 пройдёт лекция "Плакат как высказывание".

Выставка будет работать до 4 апреля. Вход по читательскому билету. 

читать текст

17:39
04 марта 2021

Статую Давида с веслом установили в Центре дизайна Artplay

Розовый Давид стал частью выставки "Оптика Цеслера".

Копию статуи Давида Микеланджело в натуральную величину установили накануне 8 марта на набережной Яузы возле Центра дизайна Artplay. Это уже второй Давид на территории креативного кластера – первую статую установили здесь в 2015 году. Новый Давид отличается от оригинала цветом (он розовый), а пращу в его руке заменяет весло.

Эта скульптура – часть выставки белорусского художника Владимира Цеслера, которую Центр дизайна Artplay в партнерстве с галереей "Триумф" откроют в начале апреля. Творчество художника стало прародителем интернет-мемов. Владимир Цеслер работает на стыке дизайна и искусства и использует гибрид несовместимых практик. Выставка "Оптика Цеслера" откроется в аванзале Центра цифрового искусства Artplay Media в начале апреля и продлится до конца весны.

читать текст

17:33
04 марта 2021

"Быть Фетом"

В Доме Остроухова в Трубниках открыли выставку к юбилею Афанасия Фета.

Выставка "Быть Фетом" открылась в филиале Государственного литературного музея - Доме Остроухова в Трубниковском переулке. Проект приурочен к 200-летию со дня рождения Афанасия Фета. Экспозиция занимает 5 залов, основной прием оформления пространства - зеркальность и преломляемость. Основной сюжет выставки - многолетняя борьбы Фета за право носить дворянскую фамилию отца. В экспозиции представлены многочисленные оригинальные архивные материалы. Некоторые из них экспонируется впервые: фотографии, письма, иллюстрации и рукописи. Проект подготовлен кураторской группой.

Выставка "Быть Фетом" открыта до 16 мая.

читать текст

16:22
04 марта 2021

Чёрно-белое "Вступление"

Фильм "Вступление" южнокорейского режиссера Хон Сан-су показали в основном конкурсе Берлинского кинофестиваля.

Картину посмотрела Арина Богдан.

Год назад Хон Сан-су получил "Серебряного медведя" Берлинале за режиссуру с фильмом "Женщина, которая убежала". А в 2021 году он уже представляет новую картину. "Вступление" - чёрно-белая зарисовка, несколько эпизодов из жизни так или иначе связанных между собой людей. Хон Сан-су как бы представляет их нам, в связи с чем российский вариант заголовка не очень корректен, так как английский вариант названия фильма Introduction вернее перевести как "Представление". Тем более, что в картине много знакомств или их ожидание, а также идет речь об актерской профессии, которая подразумевает представление как спектакль и представление персонажа. Фильм разделен на несколько глав. Такое разделение – тренд нынешнего фестиваля, так как за три дня показов уже было представлено несколько картин с многочастной структурой, роднящей кинематограф с крупными музыкальными произведениями вроде концертов и симфоний, когда в каждой новой главе может сохраняться лишь лейтмотив. У Хон Сан-су этот лейтмотив не проговаривается. Это что-то, что происходит и существует не в действии или диалогах, а в пространстве между ними, в незаметной ткани, которую южнокорейский режиссер умеет создавать. Кстати, если продолжать музыкальную тему, то Introduction это еще прелюдия, приглашение в произведение. Означает ли, что новый фильм Хон Сан-су – начало какого-то цикла? Видимо, узнаем примерно через год. 

читать текст