Прямой эфир

Выкл.
Вкл.
00:00
00:00
Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

Новости


08:13
20 мая 2015

Премьера документального фильма "Хичкок/Трюффо" состоялась на Каннском кинофестивале

В 1962 Франсуа Трюффо, к тому моменту уже снявший свои "400 ударов", уговорил Альфреда Хичкока дать ему интервью. Беседа, которая длилась неделю, превратилась в книгу "Кино по Хичкоку". А несколько лет назад была обнаружена аудиозапись этого интервью, что побудило режиссера Кента Джонса снять документальный фильм "Хичкок/Трюффо".

Фотографии, кадры из фильмов и та самая запись легли в основу картины. Кроме того, своим восприятием Хичкока делятся Мартин Скорсезе, Арно Деплешен, Дэвид Финчер, Уэс Андерсон и другие режиссеры. Они разбирают отдельные эпизоды и сцены, неизбежно приходя к одному и тому же выводу: мастер саспенса знал, как кино превратить в магию, как оставаться художником на фабрике под названием "Голливуд". Все эти рассуждения, а также меткие реплики Хичкока и вопросы Трюффо - прекрасный учебник для начинающих кинематографистов.

Кроме того, фильм интересен еще и как двойной портрет представителей разных культур и поколений. Один - совершенный деспот. Другой - тяготеет к импровизации. Но их объединяет одно - отношение к кино, как к жизни. Именно в этом, наверное, и кроется секрет, почему фильмы Хичкока и Трюффо никогда не устареют.

читать текст

08:00
20 мая 2015

Анимационный фильм "Головоломка" представили вне конкурса Каннского фестиваля

Что происходит в голове у человека? Как рождаются его эмоции? И почему в разных ситуациях он реагирует так, а не иначе? Наверняка, каждый задавал себе эти вопросы хотя бы раз в жизни. Но читать учебники по нейрологии интересно далеко не всем. А с мультфильмом "Головоломка" можно совершить веселое путешествие в центр управления головным мозгом.

Итак, пять персонажей - Радость, Грусть, Гнев, Страх и Недовольство - по очереди встают за пульт с нужными рычагами в зависимости от того, что происходит в данный момент с их подопечным. Они же сохраняют важные воспоминания, чтобы при случае ими воспользоваться, и утилизируют менее важные. Но порой между этими ребятами возникают конфликты, и тогда катастрофы не избежать. Так авторы "Головоломки" рассказывают о начале взросления, о периоде, когда чистые эмоции уступают место сложным, когда слишком трудно понять, чего именно хочешь больше - плакать или смеяться. Это - своего рода попытка оправдать странное и подчас неуправляемое поведение подростков.

Аниматоры студии Pixar, как всегда, творят чудеса. Придуманные ими характеры и образы - непременно покорят аудиторию. Причем возраст значения не имеет. В фестивальном зале на несколько сотен зрителей сидели только взрослые, но смеялись и переживали, как дети.

читать текст

09:30
19 мая 2015

Эксперты "Большой книги" объявят финалистов юбилейного сезона премии

Совет экспертов одной из самых престижных национальных премий в области литературы - "Большой книги" - объявит 19 мая список финалистов юбилейного, десятого сезона.

Как сообщили организаторы премии, "список финалистов", в который могут войти не более 15 произведений, формируется Советом экспертов премии под председательством Михаила Бутова. Экспертам придется отобрать лучшие из 30 произведений лонг-листа.

В так называемый предварительный список вошли "Мысленный волк" Алексея Варламова, трилогия "Русская канарейка" Дины Рубиной, роман "Свеча" Валерия Золотухи, "Зона затопления" Романа Сенчина, "Любовь к трем цукербринам" Виктора Пелевина, "Дед. Роман нашего времени" Эдуарда Лимонова, "Жених и невеста" Алисы Гениевой, "Холод" Андрея Геласимова. В длинном списке также оказались две биографии - Игорь Вирабов "Андрей Вознесенский" и Дмитрий Шеваров "Двенадцать поэтов 1812 года".

После объявления "Списка финалистов" начнет работу жюри премии - Литературная академия, которая в ноябре назовет имена трех лауреатов "Большой книги".

Национальная литературная премия была учреждена в 2005 году "Центром поддержки отечественной словесности". Денежное содержание первой премии составляет 3 миллиона рублей, второй - 1,5 миллиона, третьей премии - 1 миллион рублей.
 

читать текст

09:24
19 мая 2015

Выставка о русском зарубежье "Сохранить для России" открывается в Третьяковке

Выставка "Сохранить для России", посвященная 80-летию Русского культурно-исторического музея в Праге, открывается 19 мая в Инженерном корпусе Третьяковской галереи.

Как сообщили в пресс-службе музея, экспозиция рассказывает о судьбе художественной коллекции Русского культурно-исторического музея в Праге - уникального музейного собрания, в котором была представлена общая картина творчества русских художников зарубежья в период между двумя мировыми войнами. В общей сложности на выставке можно увидеть около ста картин, в том числе авторства Натальи Гончаровой, Константина Коровина, Зинаиды Серебряковой, Мстислава Добужинского и Бориса Григорьева.

Художественная часть коллекции Русского музея, созданного в Праге по инициативе бывшего директора Государственного музея Толстого Валентина Булгакова в 1930-х годах, пополнялась преимущественно за счет даров художников, оказавшихся по тем или иным причинам в эмиграции. Также в музее, занявшем часть Збраславского замка, создавали коллекции по истории и культуре русского зарубежья. Помимо произведений искусства, собрание включало исторические документы, автографы писателей и деятелей искусства, фотографии, коллекции наград, научные материалы и книги.
 

читать текст

09:22
19 мая 2015

Путин проведет совещание, посвященное роли языков народов России в укреплении нации

Владимир Путин проведет 19 мая в Кремле совместное заседание Советов по межнациональным отношениям и русскому языку.

Оно будет посвящено роли языков народов России в укреплении государственности, а также совершенствованию мер по сохранению и развитию национальных языков. В Кремле подчеркнули, что вопросы сохранения и развития языков, а также формирование и реализация языковой политики имеют важнейшее значение для гармонизации межнациональных отношений в стране, для ее культурного развития, для решения задач образования, воспитания, просвещения, укрепления единства многонационального российского народа.

В пресс-службе напомнили, что задача по поддержке русского языка как государственного и языков народов России прямо вытекает из Стратегии государственной национальной политики, утвержденной в декабре 2012 года.

читать текст

09:19
19 мая 2015

Фильм "Громче, чем бомбы" продолжил конкурсные показы Каннского кинофестиваля

Это - третья картина датчанина Йоакима Триера и первая работа в Америке.

В нынешнем году две основные тенденции Каннской программы - сказки и воспоминания. В одном только конкурсе нам уже показали несколько картин, сюжетная структура которых выстроена на путешествиях по волнам памяти, попытках в прошлом найти ответы на то, что происходит в настоящем. Причем во всех этих лентах речь идет о семейных отношениях - между супругами, родителями и детьми.

"Громче, чем бомбы" Йоакима Триера - один из таких фильмов. Его герои - отец и двое сыновей - пытаются понять, почему их жена и мать, успешный военный фотограф, ушла из жизни слишком рано. Была ли ее гибель в автокатастрофе случайностью, или она намеренно выехала на встречную полосу? Неужели мирная жизнь для нее была сложнее, чем работа в горячих точках? Ответы на множество вопросов оказываются не всегда приятными. Но именно правда помогает тем, кто остался, лучше узнать друг друга.

В фильме снялись Джесси Айзенберг, Изабель Юппер, Гэбриэл Бирн. Играют они на полутонах, очень точно показывая, как человек во все периоды своей жизни бывает этой жизнью напуган, не уверен в себе и растерян. Каждое новое событие - стресс (не важно, это - рождение ребенка, первая влюбленность или смерь кого-то близкого).
Добавлю, что в Каннах Йоахима Триера в шутку называют "не тот Триер". Но даже не столько потому, что его однофамилец и земляк - Ларс фон Триер намного более известен, сколько в связи со скандалом: несколько лет назад именно здесь, на Лазурном побережье, создатель "Антихриста" и "Нимфоманки" был объявлен персоной нон-грата. Вот почему к присутствию фамилии Триер в списке конкурсантов особое отношение.
 

читать текст

09:16
19 мая 2015

Фильм Стефана Бризе показали на Каннском кинофестивале

"Закон рынка" - еще одна французская картина в основном конкурсе.

Разговоры, разговоры, разговоры. Они заполняют пространство, время и жизнь. Стефан Бризе своим фильмом отказывается от кинематографа, как искусства визуального. "Закон рынка" состоит из многочисленных диалогов главного героя с работодателями, родными, коллегами. Никаких общих планов - только портреты. Никакой перспективы - только помещения, от которых также душно, как от бесконечных и в большинстве своем бессмысленных разговоров.

В принципе, подход не новый. Несколько лет назад португальский режиссер Мануэл де Оливейра снял картину, которую так и назвал "Разговорный фильм". А в пошлом году Жак Люк Годар представил в Каннах сотканную из слов ленту "Прощай, речь". Но Оливейра говорил о связях прошлого и настоящего, с грустью констатируя, что будущее Европы весьма туманно. Годар ловил момент "здесь и сейчас", опять же делая реверансы в сторону мировой истории. В свою очередь Бризе сделал нечто вроде VERBATIMa, когда в основу пьесы, или в данном случае сценария, ложатся реальные реплики и диалоги. Его фильм - зарисовка на тему жизни современной Франции (да, впрочем, и всего мира), со всеми социальными и экономическими проблемами. И не смотря на то, что картина очень ровная, без эмоциональных всплесков и захватывающего сюжета, именно это равнодушное спокойствие и призвано как-то взволновать и, в хорошем смысле, возмутить аудиторию. Хотя, надо признать, что далеко не каждый зритель увлечется фильмом Бризе. Так что говорить о каком-то широком прокате точно не приходится.
 

читать текст

09:10
19 мая 2015

Американскую картину "Кэрол" показали в конкурсе Каннского фестиваля

Это - экранизация романа Патриции Хайсмит "Цена соли". Режиссер - Тодд Хейнс. Главную роль в картине исполнила Кейт Бланшетт.

Тодд Хейнс - большой поклонник периода 50-х годов прошлого века. В это время происходит действие его фильма "Вдали от рая", за сценарий к которому Хейнс был номинирован на премию "Оскар", к этому же времени режиссер обратился с картиной "Кэрол".

Интерес к фильму был огромный. Еще до премьеры его стали называть "Адель с Кейт Бланшетт". Напомню, два года назад победу в Каннах одержала драма Абделатифа Кешиша "Жизнь Адель", героиня которой влюбляется в девушку. "Кэрол" ровно о том же, с той лишь разницей, что в Америке 50-х отношение к однополым связям было не столько сводное, как сейчас; и главная героиня, в отличие от Адель, замужняя дама и мать. Казалось бы, достаточно условий для развития конфликта. Но в фильм почти лишен эмоциональности и уделяет внимание больше форме, чем содержанию. Если продолжать проводить параллели и сравнения, то участник нынешнего фестиваля, другой американец Гас Ван Сент в свое время снял намного более сильную ленту о борьбе за свободу отношений - "Харви Милк".

Что касается Кейт Бланшетт, то ей идет играть красивых, богатых женщин с хорошими манерами и трагической судьбой. Она умеет носить платья и ей идут прически начала и середины ХХ века. Режиссеры эксплуатируют то, что лежит на поверхности. Но и в этом смысле у Вуди Аллена в картине "Жасмин" она создала куда более глубокий образ, чем в "Кэрол".
 

читать текст

14:54
18 мая 2015

Французская картина "Мой король" продолжила показы основного конкурса Каннского кинофестиваля

Фильм Майвенн Ле Беско посмотрела Арина Богдан:

"Мой король" - второй французский фильм основной программы, который срежиссировала актриса. Напомню, открылся смотр драмой Эммануэль Берко "С высоко поднятой головой". "Моего короля" сняла Майвен Ле Беско, а уже упомянутая Эммануэль Берко выступила в этой картине в более привычной для себя ипостаси, в очередной раз доказав, что талантом она не обделена. Именно на Берко держится весь фильм. Хотя, широкая аудитория если и пойдет на эту картину, то, скорее, ради Венсана Касселя, исполнившего главную мужскую роль. К слову, в конкурсе в нынешнем году две ленты с участием Касселя. Первая была "Сказка сказок" Маттео Гарроне.

Манипуляции - вот основа картины "Мой король". Причем не только персонажи манипулируют друг другом, но и режиссер не отказывает себе в удовольствии манипулировать зрителями. Вообще, лента неоднозначная. С одной стороны она вроде бы сделана с претензией на жесткое кино. А с другой - от всего происходящего на экране веет псевдосерьезностью. Фильму не хватает кардиограммы: правильного сочетания страстей и затишья. А так все пребывают в какой-то перманентной истерии, что утомляет, но ничего не дает самой картине.

Фильм Майвен Ле Беско не самый сильный в конкурсе и вряд ли может рассчитывать на какие-то награды. Хотя, любой фестиваль - лотерея, и порой решения жюри удивляют. Посмотрим, что будет на сей раз. 

читать текст

12:03
18 мая 2015

Фильм бельгийца Жако ван Дормеля "Новейший Завет" показали в Каннах

Картина принимает участие в программе "Двухнедельник режиссеров". Ленту посмотрела Арина Богдан:

Говорить что-либо о фильме Жако ван Дормеля бесполезно. Эту картину нужно смотреть. Во-первых, потому что ван Дормель из тех режиссеров, которые обладают своим авторским взглядом и почерком. А во-вторых, когда тебе говорят, что Бог существует и живет он в Брюсселе, есть смысл в этом убедиться лично. По крайней мере, можно узнать, почему твоя очередь всегда двигается медленнее, а бутерброд падает маслом (или в данном случае джемом) вниз.

Итак, библейские сюжеты ван Дормель перекладывает на нашу действительность, сочиняя новые главы-псалмы. Не стоит пугаться, все сделано с невероятным тактом и со вкусом. Фильм изобретательный и тонкий, а сюжет развивается настолько непредсказуемо, что на протяжении всего просмотра не перестаешь удивляться тому, как работает фантазия режиссера.

Жако ван Дормелю удается увлекать не только зрителя, но и актеров толкать на смелые эксперименты. Роль Бога сыграл Бенуа Пульворд. Но важнее сказать, что такой Катрин Денев, как в этом фильме вы еще не видели. Вообще история, рассказанная бельгийским выдумщиком, очень матриархальная. Революцию в мире совершают девочка и женщина: дочь и супруга Бога (добродушная домохозяйка, обожающая баскетбол). "Новейший Завет" своего рода терапия. После того, как понаблюдаешь за проблемами Всевышнего, сетовать на свою судьбу не захочется.

И, наконец, еще раз повторюсь, фильм Жако ван Дормеля - настоящее произведение искусства. Под музыку Генделя, Бетховена, Персела и Шуберта он ведет невероятно образный рассказ, будто вышивая красочные узоры.

На сегодняшний день "Новейший Завет" - лучший фильм из тех, которые мне довелось посмотреть в рамках фестиваля - настоящее кинематографическое счастье. Не просто так авторам картины после показа устроили 15-минутные овации.

читать текст