Произведения искусства, отреставрированные после сильного пожара 15 июля 2010 года, покажут через 9-10 месяцев на выставке в уже восстановленном здании Всероссийского художественного научно-реставрационного центра /ВХНРЦ/ имени академика И.Э. Грабаря на улице Радио в Москве.
"Если все пойдет по плану, то выставка состоится в апреле-мае следующего года уже в нашем зале. Для нас это - веха. Мы открываем наш зал после пожара именно этим проектом, чтобы поставить точку во всей этой истории и показать, что Центр Грабаря работает и развивается", - рассказала ИТАР-ТАСС пресс-секретарь ВХНРЦ им. Грабаря Мария Баринова. По словам собеседницы агентства, они рассчитывают собрать в экспозиции наиболее сложные с точки зрения реставрации предметы.
Пожар, унесший жизни двух пожарных, нанес серьезный урон зданию Центра Грабаря и сотням произведений искусства, которые находились там на момент возгорания на хранении, реставрации и экспертизе.
Некоторые предметы оказались утрачены безвозвратно. Оставшиеся были эвакуированы и распределены по различным хранилищам.
Среди них - масштабный "Конный портрет Александра I" работы Джорджа Доу из собрания Музеев Московского Кремля, до последнего момента считавшийся сгоревшим. Как рассказала ИТАР-ТАСС заведующая отделом реставрации масляной живописи Центра Грабаря Надежда Кошкина, первоначально были сомнения в том, что портрет получится восстановить, однако сделанные ей пробы показали, что это возможно. "Была просто сгоревшая тряпка. Сейчас это все стало более-менее ровным. Шансы на восстановление есть, но им надо заниматься", - сказала она. По словам собеседницы агентства, полотно находится в Студии военных художников им. Грекова, где также есть свой отдел реставрации и сейчас необходимо определить, кто займется его дальнейшей реставрацией при том, что законсервированный холст перемещать куда-либо крайне нежелательно.
Это был не единственный портрет Александра I кисти Доу, находившийся в центре на момент пожара - на другом, из фондов Новгородского музея-заповедника, император изображен в полный рост. Его судьба на данный момент сложилась более благополучно: весной отреставрированная картина была представлена публике.
Эксперты признают, что наиболее сильно пострадали от пожара и последствий его тушения именно живописные произведения. И те, что находились в так называемом "аквариуме" - мастерской, и уже сделанные работы из хранилища.
"Здесь был то огонь, то вода. Можно представить, что сделалось даже с теми картинами, которые были у нас в хранении. Когда мы туда вошли, была очень высокая влажность, а это все были картины после реставрации, они еще подсыхали. И пошло-поехало: у одной деформация, у другой разложение", - рассказала реставратор. Также был важен и фактор времени - если бы специалисты приступили к работе сразу, то многих проблем в дальнейшей работе удалось бы избежать.
"Беда была в том, что многие картины были практически уже сделаны. К счастью, хватило силы и мужества ко всему вернутся и сделать по-новому. Кое-что, конечно, получается с трудом, потому что сильные ожоги, и каждый раз надо искать новый метод", - рассказала Кошкина.
Тем не менее, реставрационные работы практически завершены - более чем из 100 картин в работе осталось 15.
"Сразу после пожара никто из музеев у нас ничего не забрал. И мы ничего не возвращали в несделанном состоянии, все довели до возможного восстановления. По сути, всем картинам мы вернули экспозиционный вид - то есть она была такой, какой должна была быть после реставрации, если бы ничего не случилось", - рассказала собеседница агентства.
После пожара Центру Грабаря пришлось переехать в арендованные помещения, и не все из них оказались приспособлены под проведение специфических работ. Несмотря на стесненные обстоятельства, сотрудники ВХНРЦ в течение этих лет продолжали свою работу по реставрации не только пострадавших от пожара произведений, но и вновь поступивших. Например, весной этого года на гостевой площадке , в Музее архитектуры, прошла выставка "Сохраняя культурное наследие: живопись и графика Старых мастеров " - все произведения искусства восстановили в Центре Грабаря.