Прямой эфир

Выкл.
Вкл.
00:00
00:00
Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

"Окно в Европу" подводит итоги



В Выборге подходит к концу фестиваль российского кино «Окно в Европу». Имена победителей 27-го по счёту смотра объявят сегодня вечером. Дарья Никитина посмотрела все фильмы основного конкурса, и уверяет: в этом году главная программа даёт чувство надежды и даже вдохновляет.

В этом году во время обсуждений фильмов со съёмочными группами то и дело звучали вопросы о хэппи-эндах и открытых концовках, дающих надежду. Кажется, мы сами не заметили, как привыкли к плохим финалам в условно «фестивальном» кино, а потому стремление кинематографистов увести персонажей к свету, а не к тьме нас уже удивляет. Нет, разумеется, некоторые режиссёры и сценаристы всё же беспощадны по отношению абсолютно ко всем героям своего кино. Но они в меньшинстве. Вот, например, Владимир Козлов представил в основном конкурсе драму «Как мы захотим», в которой неприятная молодая пара сталкивается с произволом почти карикатурных в своей инфернальности сотрудников полиции и оказывается в чудовищной ситуации, в которой нет победителей, а есть только проигравшие. Якутский режиссёр Дмитрий Давыдов (автор фильма «Костёр на ветру») привёз в Выборг неторопливую картину «Нет Бога кроме меня», в которой речь идёт о мужчине, вынужденном ухаживать за больной матерью, стремительно забывающей его лицо. Главный герой с трудом справляется, сдаёт мать в клинику... И из-за халатности сотрудников медучреждения заканчивается всё печально. Да, печально. Но Давыдов настаивает: он посвятил это кино тому, что ни в коем случае нельзя опускать руки. Этот же посыл заключён и в новой ленте Виталия Суслина «Седьмой пробег по контуру Земного шара». Как и в своём предыдущем фильме «Голова. Два уха», Суслин с особой нежностью и теплотой показывает добродушного и доверчивого жителя глубинки, который даже в самых трудных условиях верит в счастливое будущее. Подобная вера есть и у героини фильма Натальи Назаровой «Простой карандаш». Но там планы наивной идеалистки, переехавшей из Петербурга в провинцию и ставшей учительницей рисования, разбиваются о суровую действительность. Поднимется ли она после нескольких сильных ударов по голове, нанесённых незадолго до титров? Этого нам так и не показывают. Зато её одарённый ученик всё-таки сбегает из города (будем надеяться, что навстречу светлому будущему). Две конкурсные лирические комедии - «Элефант» и «Как новый» - в бодром темпе рассказывают о людях старшего поколения, которые получают шанс начать новую жизнь и умело его используют. Преодолению личной трагедии и победе над уничтожающим чувством вины посвящён фильм «Я свободен». В нём речь идёт о подростке, который случайно оказался причастен к гибели друга. Путь к исцелению парень находит, когда в его сознании смешиваются образы из реальной жизни и фантазии. Совсем уж фантастический сюжет у картины «Семь пьяниц». В ней использованы всевозможные клише из вестернов, есть явные кивки в сторону Monty Python и показано будущее, в котором перепачканные мужчины передвигаются по опустевшей земле на велосипедах и ищут некий «Божественный бар», где их ждёт вечный рай и важное откровение о жизни и смерти. Зато никаких смелых экспериментов нет в биографическом фильме «Танец с саблями», в котором речь идёт о композиторе Араме Хачатуряне, а действие разворачивается в 1942-м году. Байопик снял Юсуп Разыков, который вообще-то умеет удивлять зрителей своим видением мира, но в случае с картиной, напоминающей о трагедиях мировой истории, из уважения предпочёл более классический способ повествования. Режиссёр-дебютант Иван Снежкин привёз на фестиваль «Окно в Европу» криминальную трагикомедию о девяностых годах «Печень», которую снял по сценарию своего отца - Сергея Снежкина. Есть там и убийства, и прочие преступления, но это в первую очередь рассказ о том, что молодость прекрасна. Наконец, Борис Гуц представил в Выборге замечательный фильм «Смерть нам к лицу», где речь идёт о борьбе с тяжёлым заболеванием и (опять же!) о том, что сдаваться нельзя. Как и предыдущую картину - «Фагот» - эту ленту Гуц снимал не на профессиональные камеры, а на смартфоны. Но вот только вместо нелюбви в этот раз рассказал о любви.

Дарья Никитина. Выборг