Прямой эфир

Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

Призы 25-го фестиваля российского кино раздали в Выборге



Призы 25-го фестиваля российского кино раздали в Выборге. Гран-при - у криминальной комедии об отношении отцов и детей "Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов".

Лента Александра Ханта "Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов" приехала в Выборг, уже завоевав гран-при программы "К Востоку от Запада" международного кинофестиваля в Карловых Варах. На "Окне в Европу" фильм не только победил в основном конкурсе, но и принёс специальный приз жюри за главную мужскую роль Евгению Ткачуку. Его младший коллега - тринадцатилетний артист Олег Чугунов - получил награду за съёмки в картине о "ненужных" детях "Ничей".

Диплома также был удостоен актёрский ансамбль новогодней комедии "Девушка с косой". Наградой за лучший дебют отметили режиссёра Романа Жигалова, поставившего драму о современном положении дел в деревне "Лес". Спецприз жюри "За высокий уровень визуально-музыкального решения" достался фильму "Хармс" Ивана Болотникова. Приз президента смотра "За лучший дебют" получил режиссёр Пётр Тодоровский за ромком "Лавстори". Лучшей в конкурсе анимационного кино стала лента "Рыбы, пловцы, корабли" Дмитрия Геллера и Андрея Кулева. Её наградили "за поэтичность и мастерское владение языком восточной культуры".

В программе "Копродукция. Окно в мир" победила полудокументальная картина "Красный русский", посвящённая двум бразильским актрисам, которые приехали в Москву учиться "правильно" играть Чехова на сцене. Лучшим фильмом по итогам зрительского голосования стала комедия Марюса Вайсберга "Бабушка лёгкого поведения" с Александром Реввой и певицей Глюкозой в главных ролях. Взявшая гран-при "Кинотавра" картина "Аритмия" Бориса Хлебникова о сотрудниках "неотложки" оказалась на втором месте. На третьем - "Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов".

Фестиваль "Окно в Европу" составляет программу таким образом, чтобы у зрителей и критиков была возможность оценить состояние российского кино, понять, что тревожит, волнует и увлекает режиссёров и сценаристов. Судя по тому, что мы увидели на 25-м смотре, кинематографистам хочется бежать, сбегать и перемещаться. На итоговом заседании жюри прозвучала фраза о том, что во многих фильмах затрагивается тема утраты дома (в самом широком смысле). Действительно, границы любых территорий размываются. Не только благодаря совместным проектам разных стран. Зачастую невозможно понять, где именно происходит действие того или иного фильма, в каком городе или даже стране.

Некоторые "бегут" от окружающей действительности в вымышленные миры.

В картине "Добрый вечер" показана странная гостиница в российской глуши с вывесками на английском языке и "американизированными" персонажами. Биографическая драма "Хармс" рисует абсурдный мир, населённый литературными персонажами. Боевик "Цензор" и вовсе посвящён виртуальной реальности. Хватало на фестивале и роуд-муви. В "Лавстори" Петра Тодоровского эта форма сплетается с жанром ромкома. В фильме Александра Ханта "Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов" - с криминальной комедией. И Тодоровский, и Хант вместе с тем затрагивают темы почти вечные. Первый говорит о любви мужчины и женщины. Второй - о проблеме отцов и детей.

Режиссёры сбегают в своих фильмах из мегаполисов. Например, в деревни.

Как во многих неигровых проектах, а также художественных картинах "Лес", "Карп отмороженный" и "Жили-были", в которых тоже есть тема отношений родителей и их отпрысков. Отправляются и на дачи. Как в фильме "Ложь или действие". Или документалке об Олеге Каравайчуке "Последний вальс". Если город и становится местом действия, то непременно провинциальный, небольшой. Исключения можно пересчитать по пальцам.

Бегут и от современности.

Чаще в прошлое. Например, неуютные 90-ые стали территорией для старта талантливых дебютантов Анны Крайс и Кантемира Балагова. Оба были ещё детьми, когда наступал 21-й век. Первая сняла ироничную ленту "Нашла коса на камень", второй - серьёзную драму о родном Нальчике "Теснота".

Дарья Никитина. Выборг.