Прямой эфир

Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

SOUND UP: JOHANN JOHANNSSON /ULTRA/



Последнее событие фестиваля новой музыки SOUND UP в 2018 году пройдет 12 декабря и будет посвящено исландскому композитору Йоханну Йоханнссону, одному из самых разносторонних композиторов-неоклассиков современности.

Исландский композитор Йоханн Йоханнссон (1969-2018) за свою жизнь успел оставить видимый след в десятках жанров, многие из которых непросто увязать друг с другом. Настоящей звездой неоклассической сцены его сделали саундтреки к нескольким фильмам Дени Вильнёва (среди них "Убийца" и оскароносное "Прибытие") и выигравшая "Золотой глобус" кинопартитура к байопику "Вселенная Стивена Хокинга".

Однако работа в кино не займет и четверти биографии Йоханнссона: он переиграл во множестве разных групп, собрал свой почти краутроковый Apparat Organ Quartet, исполнил с двумя влиятельными ансамблями современной музыки мессу своего сочинения в Метрополитен-музее, работал с музыкантами в диапазоне от Марка Алмонда до финских электронных экспериментаторов Pan Sonic и успел выпустить десяток сольных альбомов (они продолжают выходить и сейчас). Не случайно Йоханнссона считают одним из главных музыкантов Исландии наряду с Bjork, Sigur Rós, Ólafur Arnalds и важнейшим представителем мировой неоклассической сцены. Его исполняли и исполняют на крупнейших концертных площадках (от лондонского Барбикана до Концертного зала имени Уолта Диснея в Лос-Анджелесе) ничуть не реже, чем других звездных неоклассиков - Людовико Эйнауди, Нильса Фрама, Макса Рихтера.

С 11 лет Йоханнссон учился играть на тромбоне и фортепиано. С детства же он привыкал к синтезированным звукам: его отец, разработчик первых компьютеров, пробовал сочинять электронику и записал много скетчей (кое-какие из них можно услышать в альбоме Йоханнссона IBM 1401, A User's Manual). На некоторое время будущий композитор оставил музыку и пошел изучать иностранные языки и литературу в Исландском университете. Этот бэкграунд, вероятно, определил его мышление. С одной стороны Йоханнссон - профессионально образованный музыкант с очень широким кругозором. С другой - художник, который умеет ясно и точно высказываться, не опасаясь при этом иногда быть и сентиментальным, и в меру заумным. Поэтому его ценят и любители чувственной драматичной музыки, и придирчивые критики авторитетного музыкального портала Pitchfork.

Российская исполнительская история Йоханнссона начнется с концерта в Большом зале "Зарядья" - с таким размахом новую музыку у нас встречают довольно редко. Куратором концерта выступит исландец Ларус Йоханнесон - близкий друг композитора и руководитель фонда имени Йоханна Йоханнссона. Эта организация пропагандирует его музыку по всему миру, проводит композиторские воркшопы и лекции и ежегодно устраивает гала-концерт, на котором исполняются произведения современных композиторов.

Специально для первого российского концерта Йоханнссона в Москву приедут известные исландские музыканты, которые много работали с композитором: скрипачка Уна Свейнбьярнардоттир, игравшая на альбомах Bjork и выступавшая с влиятельным ансамблем Ensemble Modern, пятикратный лауреат Icelandic Music Awards мультиинструменталист Скули Сверриссон, а также пианист и перкуссионист Олафур Бьёрн Олафссон, который в последнее время сотрудничал с фронтменом Sigur Rós и композитором и виолончелисткой Хильдур Гуднадоттир. К ним присоединятся большие российские эксперты по актуальным звукам - ансамбль "Студия новой музыки" во главе с дирижером Станиславом Малышевым. Также к концерту решили присоединиться известные российские композиторы-неоклассики Кирилл Рихтер и Миша Мищенко - поклонники музыки Йоханнссона. Они исполнят избранные произведения исландского композитора.

В камерной части программы будет исполнена музыка Йоханнссона, которая никогда не предназначалась для большого экрана. Куратор выбирал пьесы из необъятного количества жанров и стилей: драматичная неоклассика, минимализм и постминимализм, эмбиент, дроун, размашистый пост-рок и даже нерадикальная шумовая музыка — и это только основные точки, которые можно обозначить в контрастной дискографии композитора. Безусловно, прозвучат и кинопартитуры Йоханнссона: духоподъемные и мечтательные мотивы из ленты о жизни Хокинга, музыка прохладной грусти из "Пленниц" и глянцево-черная, мрачная и пугающая музыка из "Убийцы" - ее нужно показывать всякому, кто считает Йоханнссона излишне сентиментальным композитором.

12 декабря, 20.00

Московский концертный зал "Зарядье"

ул. Варварка 6 стр.4

 

Подробнее:

Facebookсобытие| Вконтакте событие| Web

Куратор SOUND UP: JOHANN JOHANNSSON /ULTRA/- Ларус Йоханнессон (Larus Johannesson), директор фонда Йоханна Йоханнссона

Ларус Йоханнессон - основатель исландского лейбла 12 Tónar и одноименного музыкального магазина, председатель правления Фонда Йоханна Йоханнссона (The Johann Johannsson Foundation).

Более двадцати лет 12 Tónar, находящийся в самом сердце Рейкьявика, оказывает значительное влияние на музыкальную сцену Исландии благодаря эклектичному выбору музыки, высококлассному сервису и запоминающимся концертам, также поддерживает молодых артистов в их первых и самых важных шагах в карьере.

Фокус лейбла - молодые исландские музыканты. На нем были записаны альбомы Йоханна Йоханнссона и его коллектива Apparat Organ Quartet, академического пианиста Викингура Олафссона, певицы Эмилианы Торрини, виолончелистки и композитора Хильдур Гуднадоттир, бас-гитариста и композитора Скули Сверриссона, электронной группы Samaris и еще множества различных музыкантов, работающих в жанрах от классики до панк-рока. На счету 12 Tónar многочисленные исландские музыкальные награды и множество золотых и платиновых пластинок.

ИСПОЛНИТЕЛИ

Скули Сверриссон (Skúli Sverrisson)

электроника, бас-гитара

Композитора и бас-гитариста Скули Сверриссона можно услышать более чем на сотне записей - он успел поработать с Лу Ридом, британским авангардным гитаристом Дереком Бейли, японским композитором Рюити Сакамото (обладателем "Оскара", "Грэмми" и "Золотых глобусов"), вокалистом и основателем влиятельнейшей группы Japan Дэвидом Сильвианом, группой Blonde Redhead и многими другими известными музыкантами. Сверриссон пять раз становился обладателем престижной исландской премии Icelandic Music Awards; в 2006 году он получил ее в номинации "Альбом года" за пластинку Seria, которую записал со своим ансамблям с таким же названием.

Сверриссон неоднократно работал с Йоханном Йоханнссоном: в частности, над Virðulegir Forsetar, вторым альбомом композитора для лейбла Touch, и саундтреком для американского фильма ужасов "Мэнди". Также он, совместно с Йоханнсоном, участвовал в написании музыки для "Убийцы" и британского байопика "Гонка века".

Уна Свейнбьярнардоттир (Una Sveinbjarnardóttir)

скрипка

Скрипачка и композитор Уна Свейнбьярнардоттир является одной из основательниц струнного квартета Siggi String Quartet Reykjavík и первым исполнителем множества сочинений современных композиторов - и как солистка, и как участница камерного ансамбля.

Свейнбьярнардоттир можно услышать на альбомах Бьорк (Homogenic, Vulnicura), записях Уилла Олдхэма (Bonnie ‘Prince’ Billy) и Йоханна Йоханнссона, также она сотрудничала с немецким ансамблем современной музыки Ensemble Modern и культовым исландским лейблом Bedroom Community. Она играла с Симфоническим оркестром Берлинского радио и в Немецкой опере в Берлине, работала с композиторами Пьером Булезом и Кшиштофом Пендерецким, легендарным виолончелистом Мстиславом Ростропивичем, дирижерами Мареком Яновским и Хайнцем Холлигером, была приглашенным концертмейстером нескольких оркестров и ансамблей и постоянно работает концертмейстером Исландского камерного оркестра.

Олафур Бьёрн Олафссон (Ólafur Björn Ólafsson)

фортепиано, перкуссия

Барабанщик, клавишник и композитор Олафур Бьёрн Олафссон также известен под псевдонимомом Óbó. В последнее время он работал с вокалистом и гитаристом Sigur Rós Йоуном Тоуром Биргиссоном ("Йонси"), виолнчелисткой и композитором Хильдур Гуднадоттир, композитором Скули Сверриссоном. За совместный альбом с норвежским джазовым контрабасистом Ю Бергером Мюре, The Third Script (2017), Олафссон был номинирован на "Норвежскую Грэмми" - Spellemannprisen.

Вместе с Йоханном Йоханнссоном Олафур Бьёрн работал над саундтреками к фильмам "Гонка века", "Прибытие", "Убийца", "Бегущий по лезвию 2049", "Мама! ", "МакКаник", "Освободи разум", "Черный белый мальчик" и "Копенгагенские мечты".

Кирилл Рихтер

Фортепиано

Кирилл Рихтер - композитор и пианист, находящийся на авансцене российской неоклассики самый яркий представитель российской неоклассики. Зарубежная пресса уже сравнивает его со знаменитым однофамильцем, британской звездой неоклассики Максом Рихтером, и пророчит ему такую же всемирную популярность.

В портфолио Кирилла Рихтера значительные работы для телевидения и кино. Американская телекомпания FOX Sports пригласила Кирилла Рихтера стать автором официальной темы к трансляциям чемпионата мира по Футболу FIFA 2018. Эта композиция, получившая название Where Angels Fears to Thread, по сути, стала гимном мирового спортивного события для телезрителей Северной и Южной Америки. Кроме того, Кирилл сочинил масштабные саундтреки к научно-фантастическому блокбастеру "Черновик", снятому по роману Сергея Лукьяненко, а также к драме Ивана Твердовского "Подбросы" (Jumpman), вышедшей недавно в российский прокат.

Рихтер выступал на немецком фестивале Reeperbahn, голландском Classical: Next, британском The Great Escape, где вышел на сцену, курируемую знаменитым лондонским Royal Albert Hall, и получил ряд предложений от рекорд-лейблов и таких знаковых европейских площадок, как гамбургский концертный зал Elbphilarmonie и Royal Albert Hall.

Миша Мищенко

фортепиано

Миша Мищенко - один из наиболее активных российский музыкантов, работающих в нише contemporary classical, идеолог и основатель лейбла Roomtone Records.

Мищенко играл поп-панк в группе The Sqwishy, а позже стал экспериментировать с фортепиано, синтезатором, скрипкой и виолончелью, параллельно занявшись самообразованием. В конце 2005 года юноша записал в домашних условиях свой первый мини-альбом фортепианных пьес.

Сейчас в портфолио 28-летнего композитора около двух десятков альбомов, не считая музыки для кино, театра и рекламы, а в календаре - регулярные выступления с собственными сочинениями на вместительных площадках Москвы и Санкт-Петербурга. Каждый альбом Миши Мищенко, полагающего, что музыка должна быть простой и красивой, - эксперимент со звуком и составом инструментов.

 

Мищенко работал и выступал с поэтом и певцом Benjamin Clementine, музыкантом Ólafur Arnalds, группами Múm, Blue Foundation, I Am Waiting for You Last Summer и Race to Space, исполнителем Mujuice, поэтессой Ах Астаховой, певицами MANIZHA и Яной Блиндер, арфистом Александром Болдачёвым, певцом SunSay и другими.

У него есть сочинения для рояля, для необычных камерных составов (например, включающих орган и оперный вокал), а также для оркестра, балалайки, гармошки и пилы. Также Миша Мищенко активно использует электронику, ханг-драм и латиноамериканскую гитару чаранго.

СТУДИЯ НОВОЙ МУЗЫКИ

Ведущий российский ансамбль современной музыки. В репертуаре "Студии"- практически вся камерно-оркестровая музыка ХХ–ХХI веков, начиная от первопроходцев раннего русского авангарда и классиков западного модернизма и заканчивая новейшими сочинениями молодых авторов. Коллектив исполнил более 1200 российских премьер ведущих композиторов из России, Европы, США, в том числе современные оперы.

Концерты "Студии"проходили в Берлинской филармонии, венском Концертхаусе, парижском Cite de la Musique, венецианском театре "Малибран"и в других крупнейших залах мира, солисты ансамбля проводили мастер-классы в Оксфордском, Бостонском и Гарвардском университетах. "Студия"- единственный российский коллектив, приглашенный в основную музыкальную программу Венецианской биеннале (2011, 2015) и на старейшие Международные курсы новой музыки в Дармштадте (2010). Ансамбль неоднократно выступал с концертами с Ensemble Modern, музицировал с Schoenberg Ensemble и Klangforum Wien.

В 2013 году в Большом зале консерватории "Студия" провела концерт "Пять премьер из пяти стран", ставший самым посещаемым концертом академического авангарда в современной России. Ансамбль сотрудничает с МАМТ им. К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко, Центром им. Вс. Мейерхольда, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Третьяковской галереей, фестивалями "NET - Новый европейский театр", "ТERRИТОRИЯ", был участником основного проекта VI Московской биеннале. Проводит в консерватории биеннале современной музыки "Московский форум".

Художественный руководитель "Студии новой музыки"- композитор Владимир Тарнопольский.