Прямой эфир

Выкл.
Вкл.
00:00
00:00
Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

В Москве открывается фестиваль вокальной музыки "Опера Априори"



Международный фестиваль вокальной музыки пройдёт в столице с февраля по июнь 2019 года в шестой раз. Не изменяя своим традициям, фестивальная афиша представляет стилистически разнообразный репертуар, демонстрирующий многогранность и буквальное многоголосие вокальной музыки от эпохи барокко до наших дней.

Фестиваль откроется 19 февраля камерным концертом, посвящённым Году музыки Великобритании в России, в Англиканской церкви св. Андрея. Одна из самых известных барочных певиц в Европе, обладательница премии "Онегин" в номинации "Дебют-2016" и "Золотой маски" за партию Иолы в опере Генделя "Геракл" Диляра Идрисова вместе с лауреатом международных конкурсов им. Ф. Шопена, Дж. Бахауэр, П.И. Чайковского, обладателем Deutscher Pianistenpreis российско-литовским пианистом Лукасом Генюшасом исполнят светские и духовные произведения Г.Ф. Генделя. Лукас Генюшас уже выступал на фестивале, и оба раза в феврале (2016/Большой зал консерватории, 2018/Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко). Специальный гость – скрипач Айлен Притчин, который уже тоже был участником фестиваля (2017/Католический кафедральный собор).

Выпускница Молодёжной программы Большого театра и финалистка проекта "Большая опера" телеканала "Культура", солистка Берлинской государственной оперы Василиса Бержанская и известный московский пианист, композитор, аранжировщик и педагог Алексей Курбатов выступят в Англиканской церкви 16 марта. В концерте прозвучит мировая премьера камерной оперы "Возвращение" Курбатова на слова поэмы Фаины Гримберг "Андрей Иванович возвращается домой" для меццо-сопрано и "страшного голоса" (чтец – бас Пётр Сафрошкин из вокального ансамбля "Intrada"). Во втором отделении прозвучат редко исполняемые в полном объёме Итальянские песни (1827–1832) основоположника русской классики Михаила Глинки. Эти произведения, написанные на слова неизвестных итальянских авторов, без преувеличения можно назвать русским бельканто, и удаются они, как правило, тем певцам, которые прекрасно исполняют музыку Россини, а это как раз конёк Василисы – участницы россиниевского фестиваля в Пезаро. Опера Алексея Курбатова уже звучала на фестивале: в 2014 году в Большом зале консерватории состоялась премьера его "Чёрного монаха" по повести А.П. Чехова с солистами Большого театра и МГАСО под управлением Павла Сорокина.

Концерт с участием Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского, за пульт которого уже во второй раз встанет немецкий дирижёр Михаэль Балке, пройдёт 8 апреля в Концертном зале им. П.И. Чайковского. Одна из ярчайших звёзд оперного небосклона, латвийская примадонна Марина Ребека привезёт в Москву специально подготовленную по заказу фестиваля программу "Три королевы", состоящую из оперных арий героинь так называемой "тюдоровской трилогии" Гаэтано Доницетти – Анны Болейн и Марии Стюарт из одноимённых опер и Елизаветы I из "Роберто Деверё". Концерт пройдёт в поддержку вышедшего 9 ноября 2018 года на лейбле Prima Classic диска "Spirito". 6 апреля совместно с компанией Cool Connections и The MET: Live in HD агентство Apriori Arts организует творческую встречу со звездой, предваряющую показ оперы из Метрополитен-оперы с участием певицы. Накануне концерта также запланирована лекция на тему "Исторические персонажи в опере: факты и художественный вымысел", в которой будут объединены лейтмотивы этого и заключительного концерта фестиваля.

Там же, месяц спустя, 7 мая фестиваль продолжится "австрийской программой", призванной выстроить временной мост, перекинутый из XIX в XXI век, смысловую арку, основанную на музыкальном диалоге двух австрийцев – великого симфониста Антона Брукнера и одного из самых значительных композиторов современности Клауса Ланга. По заказу фестиваля Ланг сочинил "Красные долины и пурпурные небеса" – произведение, носившее рабочее название "зеркальной мессы", поскольку перед композитором стояла задача создать парафраз Мессы № 2 ми минор Брукнера для точно такого же состава исполнителей – хора и духового оркестра, чётко совпадающий с ней по длительности. Первый вариант Мессы был написан Брукнером в 1866 году в Линце, но в 1882-м в Вене композитор сделал вторую редакцию произведения, значительно переработав материал, и именно этот вариант и был взят за основу Клаусом Лангом. Мировую премьеру этого сочинения и Мессу № 2 Брукнера представят вокальный ансамбль "Intrada" под управлением Екатерины Антоненко и брасс-ансамбль Российского национального оркестра под управлением Михаила Плетнёва. За дирижёрский пульт встанет постоянный участник фестиваля "Опера Априори", пожалуй, самый известный в мире на сегодняшний день молодой российский дирижёр – номинант Grammy, обладатель премии ECHO Klassik и "Золотой маски" Максим Емельянычев. Клаус Ланг уже второй раз пишет по заказу фестиваля – в 2017 году он был одним из пяти композиторов, вписавших свои части в Реквием франко-фламандского композитора XVI века Жана Ришафора, который исполнял вокальный ансамбль, а для них же это выступление станет третьим. Концерт пройдёт при поддержке Австрийского культурного форума. А накануне, 6 мая, Клаус Ланг станет гостем #Нелектория Петра Поспелова "Петя и волки" в музее С.С. Прокофьева.

"Опера Априори" завершится большим совместным проектом с Московской филармонией в Концертном зале им. П.И. Чайковского: 14 июня впервые в России прозвучит музыкальная драма Леонардо Винчи "Сигизмунд, король Польши", написанная композитором на переработанное анонимным автором либретто Франческо Бриани "Il Vincitor generoso" начала XVIII века. О произведении с необычным для итальянской барочной оперы бэкграундом – историей объединения Королевства Польского и Великого Княжества Литовского в Речь Посполитую при подписании Люблинской унии 1 июля 1569 года – участники и организаторы проекта расскажут перед концертным исполнением оперы. Проект пройдёт при поддержке Института Адама Мицкевича (Польша), будучи приуроченным к 450-летнему юбилею одного из важнейших событий в европейской истории Средневековья. Действующие лица и исполнители: Макс Эмануэль Ценчич (Сигизмунд, король Польши/контратенор, Австрия), Александра Кубас-Крук (Примислав, великий князь литовский/сопрано, Польша), Юрий Миненко (Оттон/контратенор, Украина), Софи Юнкер (Кунигунда/сопрано, Бельгия), Диляра Идрисова (Джудитта/сопрано, Россия), Джейк Ардитти (Эрнест/контратенор, Великобритания), Василий Хорошев (Эрмано/контратенор, Россия), {oh!} Orkiestra Historyczna! (польский ансамбль аутентичных инструментов «Исторический оркестр») под управлением Мартины Пастушки.

Подробности на: operaapriori.com