Прямой эфир

Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

SOUND UP: Эдуард Артемьев /ULTRA/



Фестиваль новой музыки SOUND UP открывает новый сезон 18 апреля, в концертном зале "Зарядье".
 
 
Эдуард Николаевич Артемьев, родившийся в 1937 году, принадлежит к блистательному поколению российских композиторов, громко заявивших о себе в оттепельные 1960 годы. Он младший современник и коллега гигантов русского авангарда, смело выразивших звуковые искания XX века в стране, где это было плохо совместимо с карьерой и даже с жизнью. Однако выйдя из той же профессиональной среды и пропустив через себя пульсацию идей той эпохи, Эдуард Артемьев проделал совершенно уникальный творческий путь, который сделал его ни с кем не сравнимым мастером. Его музыка - это собственная галактика, которая не похожа на другие.
 
Парадоксально, но факт: народного артиста России и лауреата государственных премий Эдуарда Артемьева можно назвать и самым популярным и самым недооцененным отечественным композитором второй половины XX века. Благодаря многолетней работе композитора в кино и сотрудничеству с ярчайшими российскими режиссерами (Андрей Тарковский, Андрон Кончаловский, Никита Михалков и другие), его музыка востребована, знаменита и любима. Являясь частью золотого фонда советского кино, она прочно вошла в культурный обиход и до сих пор на слуху. Но в то же время, как это уже случалось в истории музыки, популярность некоторых мелодий, ставших шлягерами, мешает объективной оценке всего портфолио композитора, прослывшего "российским Эннио Морриконе". К сожалению, гораздо менее известен и почитаем вклад Эдуарда Артемьева как шедшего своим руслом новатора, первопроходца электронной музыки и инициатора смелых опытов по наведению мостов между традициями академизма и легкой музыкой - роком, джазом и фолком.
 
В композиторе Эдуарде Артемьеве странным образом сошлись несочетаемые типажи. Он одновременно и преданный традиционалист, бережно хранящий приверженность ясным эмоциональным мелодиям и ярким тембральным краскам импрессионизма, и жадно интересующийся инновациями мыслитель-аналитик, выдумывающий философские концепции и просчитывающий инженерные решения для работы с гармониями и созвучиями. В его известнейших сочинениях для кино полно раскрываются обе стороны уникального таланта композитора, они прозвучат на SOUND UP в исполнении главных интерпретаторов его музыки, Российского государственного симфонического оркестра кинематографии под руководством дирижера Сергея Скрипки, а также вокального ансамбля нового поколения Intrada.
 
ФЕСТИВАЛЬ НОВОЙ МУЗЫКИ SOUND UP
 
Серия уникальных концертов SOUND UP, созданная для людей, интересующихся новыми звуками и идеями, стала одним из самых заметных московских музыкальных явлений последних трех лет.
 
SOUND UP стал своеобразным гидом в мире современной музыки, представляя самых интересных современников - композиторов и музыкантов, работающих под тегом современная классика, инструментал, экспериментал, электроника, инди-поп. Кураторы проекта удивляют каждым концертом, находя неожиданные пространства для выступлений и готовя для каждого из них уникальную сценографию.
 
Специальные мероприятия фестиваля включают не только события, подготовленные кураторами SOUND UP, но и приглашенными кураторами из числа музыкантов, идеологов фестивалей, музыкальных экспертов, а также концерты-коллаборации российских и зарубежных музыкантов и мультимедиа-художников.
 
SOUND UP. EXPLORE THE MUSIC LANDSCAPE
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР КИНЕМАТОГРАФИИ
 
Российский государственный симфонический оркестр кинематографии ведёт свою историю со времён "Великого Немого". Оркестр кинематографии внёс свою лепту в создание лучших фильмов довоенного времени выдающихся режиссёров С. Эйзенштейна, В. Пудовкина, Г. Александрова, Г. Козинцева, И. Пырьева. Музыку к ним писали Д. Шостакович, И. Дунаевский, Т. Хренников, С. Прокофьев.
 
Эдуард Артемьев: "С 1963 года я работаю с Оркестром кинематографии и могу сказать, что вся моя творческая жизнь связана с этим коллективом. Более чем 140 фильмов озвучено Оркестром кинематографии вместе со мной. Это была музыка совершенно разных стилей и жанров: от симфонической до рок-музыки. И всегда это было профессиональное исполнение. Я хотел бы пожелать коллективу и его художественному руководителю С. Скрипке долгих лет жизни и больших творческих успехов. Тем более, что это единственный в своем роде коллектив, совмещающий в себе и концертную деятельность, и работу в кино".
 
СЕРГЕЙ СКРИПКА, ДИРИЖЕР
 
Сергей Скрипка - дирижер Оркестра заслуженный деятель искусств и народный артист Российской Федерации. С оркестром кинематографии связана большая часть его жизни - Скрипка начал сотрудничать с ним в 1977 году. Под руководством дирижера Оркестр озвучил множество отечественных и зарубежных фильмов, он работал на записи музыки к таким фильмам, как "Мой ласковый и нежный зверь", "Гостья из будущего", "Формула любви", "Чучело" и другие.
 
INTRADA
 
Вокальный ансамбль Intrada под руководством Екатерины Антоненко - московский коллектив нового поколения, чьи выступления отличают не только высокий профессиональный уровень, но и свой узнаваемый исполнительский стиль.
 
Intrada постоянно выступает на ключевых российских и европейских площадках, сотрудничает с ведущими коллективами и музыкантами, такими, как Государственный академический симфонический оркестр (Владимир Юровский), Российский национальный оркестр (Михаил Плетнев), ансамбль "Солисты Москвы" (Юрий Башмет), The Tallis Scholars (Питер Филлипс), Lе Poème Harmonique (Венсан Дюместр), ансамбль "Матеус" (Жан-Кристоф Спинози). Коллектив неоднократно принимал участие в фестивале камерной музыки "Декабрьские вечера Святослава Рихтера", "Посольские дары" в Музеях Московского Кремля, фестивале камерной музыки "Возвращение", Московском Рождественском фестивале.
 
Более того, коллектив постоянно осуществляет российские премьеры сочинений XX века, среди которых были: российская премьера мессы для двойного хора а капелла Ф. Мартена и московская премьера сочинения Дэвида Лэнга "Страсти по девочке со спичками". В 2017 году ансамбль стал первым исполнителем сочинений Клауса Ланга, Франка Кристофа Езникяна, Владимира Раннева, Алексея Сысоева и Армана Гущана наряду с российской премьерой Реквиема Жана Ришафора в рамках международного фестиваля вокальной музыки "Opera Apriori".