Прямой эфир

Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

Памяти Германа Лукьянова. Открытое письмо Алексея Козлова



Герман Лукьянов родился в Ленинграде 23 августа 1936 года в семье военного моряка. Мать была пианисткой с высшим музыкальным образованием. Кроме этого она была поэтессой и переводчицей.

Когда Герману было двенадцать лет, он впервые услышал джазовые записи - это была пластинка на 78 об/мин, на одной стороне которой была записана пьеса "Звуки джаза" в исполнении оркестра Александра Цфасмана, на другой - "Свит-су" - оркестра Александра Варламова. В семнадцатилетнем возрасте Герман поступает в вечернюю музыкальную школу на отделение трубы. Затем следует трехлетнее обучение на композиторском отделении Ленинградской консерватории. В 1957 году Лукьянов переводится в Московскую государственную консерваторию, которую заканчивает в 1961 году по классу композиции у Арама Хачатуряна. В качестве дипломной работы он представляет "Концерт для трубы с оркестром".

В 60-е годы Герман Лукьянов входит в московскую джазовую среду, завоёвывая репутацию музыканта высокопрофессионального, но резко отличавшегося от других своим подходом к исполнительству, а также к созданию собственной музыки. В те времена критерием оценки деятельности джазмена в среде советских музыкантов было максимальное приближение к американским стандартам, независимо от стиля. Чем ближе к "фирме", тем лучше. И это было естественным на стадии формирования раннего советского послевоенного джаза. Осознание необходимости найти собственный подход пришло ко многим гораздо позднее. Но Герман Лукьянов намного опередил всех в этом отношении. Не взирая на насмешки, он, проявляя свойственные ему упрямство и стойкость, продолжает создавать свои новые проекты, сочинять музыку и собирать вокруг себя узкий круг последователей. Прежде всего, он отказывается от трубы, переходит на флюгелгорн, а в дальнейшем изобретает и даже изготавливает сам, в домашних условиях, на станке, новые виды духовых инструментов, один из которых в шутку называет "лукафоном". В ранний период своей московской активности он выглядит "белой вороной". Взять хотя-бы его первые Трио, где были фортепиано, контрабас и флюгельгорн. Или следующее – 1965-го года, где вообще отсутствовал контрабас. В этом Трио на рояле играл Леонид Чижик, а на барабанах – Владимир Васильков. Для тех времён играть джаз без контрабаса было немыслимым. А Герман это делал, не взирая ни на что.

Один из ведущих мировых джазовых критиков Леонард Фезер, приехавший в СССР с оркестром Бэнни Гудмена, услышав Трио Германа Лукьянова, позже написал: "Его музыка находится на передовых рубежах мирового джаза". Постепенно признание вместе с пониманием приходят к Герману Лукьянову. На Третьем Московском джазовом фестивале 1966 года его ансамбль был удостоен пяти дипломов и отмечен как лучший. А сам Герман Лукьянов был назван лучшим композитором и лучшим исполнителем. В 1967 году Трио принимает участие в съемках кинофильма "Семь нот в тишине" на киностудии "Ленфильм" (в фильме прозвучала композиция Германа Лукьянова "Молитва", из идеологических соображений на пластинке "Мелодии" "Джаз-67" переименованная в "Бесполезный разговор"). В конце 60-х состав Трио меняется - в нем появляется молодой пианист Игорь Бриль и барабанщик Михаил Кудряшов.

В период 1969-73 годов Герман Лукьянов работает солистом эстрадного оркестра Всесоюзного радио под управлением Вадима Людвиковского. В течение нескольких следующих лет Лукьянов организует ансамбли разного масштаба - от квартета до септета и даже нонета (9 музыкантов) и децимета (10 музыкантов).

С 1974 по 1976 годы Герман Лукьянов работает в качестве солиста и дирижера оркестра Азербайджанской ССР под управлением Муслима Магомаева.

В январе 1978-го года он создает ансамбль "Каданс", в названии которого остроумное сокращение слов - "Камерный джаз-ансамбль". Это было началом официальной филармонической деятельности малых джазовых коллективов, которые были разрешены Министерством Культуры, но пока под названием "каменных оркестров", ближе к классике. Мой джаз-рок ансамбль "Арсенал" в это же время принятый на работу в Калининградскую областную филармонию, тоже проходил под рубрикой "камерный" в реестрах "Союзконцерта". "Каданс" много гастролировал по всей стране и просуществовал до 1990 года, когда вся отлаженная система концертной деятельности в нашей стране фактически прекратила своё существование, перейдя в руки криминальных структур, развернувших широкую сеть коммерческих стадионных шоу новых низкокачественных поп-групп. Таким образом и "Каданс" и "Арсенал" и многие другие "камерные" коллективы практически остались без работы, попав в ситуацию "нового российского капитализма". Герман, поддавшись на уговоры богатых "новых русских", сменил свою квартиру в центре Москвы и перебрался в особняк, расположенный за несколько десятков километров от Кольцевой дороги. Его, мне кажется, прельстила возможность расширить на новом месте свою практику по экспериментам, связанным с изготовлением новых инструментов, ранее ограниченную размерами городской квартиры. Зато, одновременно с этим, он значительно ограничил себя в процессе общения с другими музыкантами, с джаз-клубами и другими концертными площадками, где постепенно стала налаживаться новая активность.

Тем не менее, в этих новых условиях Герману Лукьянову удаётся создать новый вариант "Каданса", выступить с ним в прямом эфире радио "Культура" в 2007-м году и выпустить два сольных альбома в 2008 и 2010 годах. Хотелось бы отметить ещё один из талантов Германа Лукьянова – поэтический дар. На Международном фестивале верлибра он получил вторую премию, а несколько его стихотворений было опубликовано в антологии русского верлибра "Время икс". Герман Лукьянов скончался 5 июля 2019 года в возрасте неполных 83-х лет.

У меня с Германом всегда были теплые дружеские отношения, не смотря на различия во вкусах. Мы оба, как мне кажется, научились со временем уважать друг друга за способность противостоять общественному мнению, чего бы это нам ни стоило. Я считаю, что Герман Лукьянов был выдающимся музыкантом, внёсшим в историю отечественной музыкальной культуры большой вклад, пока ещё недооценённый.

С уважением, Алексей Козлов 

www.alexeykozlov.com
www.artbeat.ru
www.kozlovclub.ru