Прямой эфир

Выкл.
Вкл.
00:00
00:00
Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

SOUND UP forte



Говоря "фортепианная музыка", мы представляем вступительные раскаты Первого концерта Чайковского или ажурные пассажи ноктюрнов Шопена. Виртуозная романтика, которой был ознаменован XIX век, стала в нашем восприятии тождественна фортепианной музыке вообще.

Однако за последние сто с лишним лет с этим инструментом произошли метаморфозы, которые увели его чрезвычайно далеко от Шумана и Листа: композиторы XX века трактовали фортепиано как перкуссионный инструмент, интересовались его тембровой стороной, превращая в аналог яванского гамелана, "расстраивали", чтобы услышать его возможности в области микроинтервалов, объединяли с неожиданными инструментами – от колоколов до традиционных индийских, вывели на сцену игрушечное фортепиано, вмешивались в механику инструмента, “начиняя” его посторонними предметами или используя для игры не только клавиатуру, но сам корпус рояля. 21 век принёс фортепиано союз с электроникой, сделав его звуковые возможности уже абсолютно неограниченными.

Фестиваль новой музыки SOUND UP запускает новый формат – ежегодный фортепианный фестиваль SOUND UP forte, который позволит окунуться в бесконечную вселенную этого инструмента и познакомиться со множеством его лиц и голосов. Фестиваль объединит представителей музыкальных направлений, по-разному трактующих возможности инструмента – академической, электронной, экспериментальной и даже поп-музыки – и представит слушателям наиболее интересные сочинения современных авторов.

Первый SOUND UP forte будет устроен как диалог между героями академической сцены и электронной музыки. 

Куратором академической части фестиваля выступил прославленный российский пианист и основатель российской фортепианной школы исполнения современной и старинной музыки Алексей Любимов. Его любимые коллеги и ученики Михаил Дубов и Владимир Иванов-Ракиевский проведут экскурс по метаморфозам, произошедшим с фортепианной музыкой во второй половине 20 века, исполнив сочинения в диапазоне от Филиппа Гласса до Hauschka. Откроется фестиваль исполнением классики отечественного минимализма – "Переписки" Владимира Мартынова и Георга Пелециса. За двумя роялями – Михаил Дубов и непосредственно автор – композитор Владимир Мартынов.

В электронной части SOUND UP forte – три специальных проекта ярких российских продюсеров, экспериментирующих с синтезом акустического и электронного звучания. Петербургский битмейкер Георгий “Long Arm” Котунов, соединяющий неоклассику с даунтемпо, исполнит специальный фортепианный сет, в котором будет задействована электроника и камерный ансамбль. Продюсер и композитор Azamat, известный поклонникам танцевальной музыки под ником Agraba, добавит к перекличке фортепиано и электроники струнный квартет и вокал. Известный в десятках музыкальных ипостасей Роман "Mujuice" Литвинов представит премьерное концертное исполнение своего альбома "Metamorphosis" с фортепиано и камерным оркестром.

Когда: 25 июля, 19.00

Где: Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10

Сайт: soundup.world

FB событие: facebook.com/events/433975664121583/

VK событие: vk.com/event183902630

***

Алексей Любимов

Алексей Любимов учился в Московской консерватории у Генриха Нейгауза, основателя русской пианистической школы, воспитавшего весь цвет и славу советского пианизма. Окончив консерваторию и став пианистом мирового значения, Любимов не ограничился исполнением "золотого репертуара", в СССР преимущественно состоявшего из венского классицизма и виртуозной романтики, т.е. ограниченного полутора столетиями истории музыки. Первым среди советских пианистов он заинтересовался исполнением старинной музыки в аутентичной манере: на подлинных инструментах, в особом, исторически информированном стиле. В исполнении Алексея Любимова и с его подачи в нашей стране услышали клавесин, хаммерклавир и другие старинные инструменты; музыку английских вирджиналистов, музыку немецкого барокко, французскую придворную музыку XVIII века и многое другое. Первопроходец советского аутентичного исполнительства, он также занимался музыкой 20 века – от набросков к легендарной "Мистерии" Скрябина до классики авангарда, неизвестной в СССР, и новейшей музыки.

***

Mujuice

Портфолио электронного продюсера Романа Литвинова, работающего под псевдонимом Mujuice, удивляет разносторонностью. В нем есть хрупкие электронные абстракции и моторное эйсид-техно, тонко сотканная инструментальная музыка с симфоническим размахом и романтические электропоп-песни про любовь, смерть и капитализм. Последние принесли Mujuice самую громкую медийную славу – его называли голосом поколения молодых российских европейцев и лучшим, что случилось в русской музыке со времен Дельфина и "Мумий Тролля". Впрочем, Роман Литвинов ускользнул от этих ярлыков, оставив за собой право художника быть абсолютно свободным и делать только ту музыку, которая ему кажется интересной. Вслед за восхваленным прессой песенным альбомом "Downshifting" он выпустил акварельный саундтрек к несуществующему аниме "Metamorphosis", первое концертное исполнение которого состоится на SOUND UP FORTE.

***

Владимир Мартынов

Мы живем в одно время с – без преувеличения – великим русским композитором Владимиром Мартыновым. Большинство людей не знают об этом, и прекрасно обходятся без этого знания; факт, говорящий в пользу знаменитого тезиса Владимира Мартынова, который многократно заявлял: время композиторов прошло. Сочетание абсолютно культового статуса с подобным образом мыслей – противоречие лишь на первый взгляд. Владимир Мартынов разделяет фигуру композитора и феномен самой музыки, говорит о возвращении музыкального искусства в "дородовое", архаическое состояние, ещё заметное в неевропейских музыкальных практиках: там работают силы, куда более масштабные чем сочинитель-индивидуум, относящий себя к направлению или школе. Музыка – это стихийная сила звука, длящегося во времени, это опыт, который нельзя записать и измерить, при этом Мартынов не проповедует вдохновенного варварства: любое его сочинение – осознанный конструкторский проект.

***

Long Arm

Петербургский битмейкер и продюсер Георгий Котунов известен лиричными и меланхоличными даунтемпо-пьесами, на которые равное влияние оказали влияние джаз с советских пластинок, бристольский трип-хоп и умный абстрактный хип-хоп, издававшийся на лейблах Ninja Tune и Warp. В разное время в любви к музыке Long Arm признавались британские законодатели музыкальной моды – радиоведущие BBC Энн-Мэри Хоббс и Джайлс Питерсон. Прежде чем погрузиться в мир сэмплирования и диджеинга, Георгий Котунов закончил музыкальную школу по классу фортепиано, поэтому в его музыке электронный бит всегда гармонично соседствует с акустическим звучанием инструментов из симфонического оркестра. Его последний альбом "Darkly" (2018) начался с фортепианных зарисовок, которые Георгий Котунов впоследствии заключил в изящную оправу из ломаного бита, неожиданных сэмплов и деликатного глитча.

***

Михаил Дубов

Солист Московского ансамбля современной музыки (МАСМ) Михаил Дубов – один из крупнейших российских специалистов по фортепианной музыке сегодняшнего дня. На счету пианиста больше 100 мировых премьер, причем многие из них были осуществлены в сотрудничестве с авторами - ведущими представителями современной музыки, такими как Эдисон Денисов, Янис Ксенакис, Тристан Мюрай, Хельмут Лахенман, Беат Фуррер и Хайнц Холлигер. Михаил Дубов – постоянный участник крупнейших международных музыкальных фестивалей новой музыки в России и за рубежом. В числе оркестров, с которыми выступал пианист в качестве солиста, "Ensemble Modern" (Германия), Государственный академический симфонический оркестр, оркестр Мариинского театра, Большой симфонический оркестр, Российский национальный оркестр, Национальный филармонический оркестр России, "Новая Россия", дирижёры В. Юровский, Ф. Леднёв, Ф. Чижевский, Дж. Нотт, А. Чистяков, Дж. Нозеда, Д. Кавка, Т. Курентзис. Дискография записей пианиста насчитывает больше 40 альбомов, выпущенных на фирмах "Мелодия", "Русский диск", "Vista Vera" (Россия), "Olympia" (Англия), "Le Chant du Monde" (Франция), "Meldac" (Япония), "Megadisc" (Бельгия) и других.

***

Azamat

Азамат Мурзаев хорошо известен поклонникам коммерческой танцевальной музыки под псевдонимом Agraba. Начиная с 2008-го года, диджей и продюсер выпускал треки и ремиксы, которые издавались на уважаемых профильных лейблах, попадали в хит-парады радиостанций Kiss FM и Megapolis, звучали на танцполах больших клубов и фестивалей танцевальной электроники. Под ником Azamat продюсер записывает экспериментальные сочинения, в которых соединяет электронное и оркестровое звучание с вокальной глоссолалией, оперным и хоровым пением. В 2015-м Azamat был признан музыкантом года по версии премии крупнейшего российского фестиваля танцевальной электронной музыки Alfa Future People, а в 2018-м выпустил свой полноценный дебютный симфо-электронный альбом "Opus 1".

***

Владимир Иванов-Ракиевский

Владимир Иванов-Ракиевский родился в Иркутской области, дебютировал на сцене с оркестром Иркутской филармонии, исполнив Фортепианный концерт №20 Моцарта. Лауреат международных конкурсов в Германии, Франции и России. Владимир Иванов-Ракиевский – один из наиболее успешных пианистов своего поколения, ученик Алексея Любимова, блестяще исполняющий как старинную музыку для хаммерклавира и клавесина, так и современнейшую. Инициатор и участник ряда мировых и российских премьер: "Симфоническая поэма для 100 метрономов" Дьордя Лигети, "Неприятности" Эрика Сати, "Страсти по девочке со спичками" Дэвида Лэнга, "Музыка для 18 музыкантов" Стива Райха, "Для Черного квадрата" Ильи Демуцкого.