Прямой эфир

Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

Выставка "TECHNE x vtol: Интерфейс происходящего" 30 июля – 29 сентября



30 июля в здании РОСИЗО–ГЦСИ на Зоологической откроется масштабная персональная выставка художника Дмитрия Морозова, известного в России и за её пределами под псевдонимом ::vtol::

Работая с технологиями и новыми медиа, за десять лет ::vtol:: стал одним из ключевых деятелей российского современного искусства. Его художественная практика – это история про иррациональное использование технологий и научных концепций, а главный метод – создание автономных и подчиненных исключительно своей творческой логике машин, переизобретение технологий и пересборка самого подхода в использовании техники как инструмента выражения концептуальных идей. Существуя в собственном функциональном измерении, его объекты становятся то замкнутыми на себе системами, то интерактивными инструментами с максимально «странным» алгоритмом взаимодействия.

Выставка «Интерфейс происходящего» – специальным образом сконструированное пространство, технологическая «тотальная инсталляция», элементами которой станут объекты ::vtol:: – «нефункциональные» аппараты, действия которых подчинены собственной, взломанной логике. Занимаясь осмыслением природных и социальных процессов посредством технологии, ::vtol:: через свои устройства рассказывает истории, описывает окружающую действительность и происходящие события. Его механические и звучащие объекты, носимые устройства и световые инсталляции – это альтернативные интерфейсы для взаимодействия с настоящим.

На выставке будет представлено около 20 работ художника. Так, например, специально для инсталляции «сonus» художник отобрал несколько раковин длинной от 4 до 9 см с наиболее сложным и выразительным рисунком. Специально разработанный компьютерный алгоритм анализирует изображение каждой из раковин и трансформирует его в управляющие сигналы для системы синтеза звука (музыки) и визуальных образов. Инсталляция «mayak» представляет собой 4 открытые wi-fi точки доступа в интернет, подключившись к которым, посетители выставки напрямую влияют своей активностью в сети на процесс генерации ритмических звуков. При взаимодействии с инсталляции «oil» появляется возможность уничтожить любой взятый с собой предмет на благо искусства. Инсталляция включает гидравлический пресс, способный разрушить практически любой предмет (мобильный телефон, очки, наушники и тд.). В процессе разрушения специальный микрофон записывает звук деформации предмета, а компьютерный алгоритм в течение всего нескольких минут трансформирует короткую запись в звуковое сочинение.

Параллельная программа выставки будет включать лекции, мастер-классы, звуковые и музыкальные перформансы. Также пройдет специальная презентация одной из классических для российского технологического искусства работ – «Электронного художника» Булата Галеева, восстановленного командой казанского НИИ «Прометей» в рамках программы реставрации платформы TECHNE.

Команда TECHNE – Антонио Джеуза, Анна Пеплова, Ольга Ремнёва, Вера Ерощенкова и Стас Шарифуллин

О художнике

«Мне достаточно удивительно осознавать, что прошло уже десять лет с момента, как я начал заниматься художественной практикой и именовать себя художником. Более того – это совершенно не входило в мои планы и произошло практически против моей воли, с подачи товарищей по Термен-центру. Отучившись на искусствоведа, я твердо решил для себя, что никогда не ввяжусь в процесс по другую сторону баррикад, а всю свою творческую энергию сфокусирую на создание звуковых синтезаторов. Именно эта практика и сыграла со мной злую шутку – расцветающий саунд-арт поглотил мои навыки в синтезаторостроении и, как бы я не сопротивлялся, превратил их во что-то гораздо большее.

За эти десять лет звук уже перестал быть исключительным медиа в моих работах, а круг навыков и интересов заметно расширился. В то же время, эту выставку мне бы совсем не хотелось воспринимать как ретроспективу или как что-то призванное рассказать о проделанном пути. За эти десять лет я создал около 120 работ, некоторые из них больше не существуют, какие-то осели в интересных коллекциях, другие стоят в научно- популярных музеях. Те же 20 с небольшим работ, которые будут представлены на этой выставке – это своеобразный интерфейс для понимания моего образа мыслей, моя оптика направленная на точку в которой, как мне кажется, соединяются искусство, наука и философия».

Дмитрий Морозов ::vtol:: (родился в 1986 г. в Москве) – междисциплинарный художник и исследователь. Его практика сфокусирована на современных медиа, включающих звук, роботостроение и инсталляцию, с особым упором на связь между эмерджентными системами и новыми видами технологического синтеза.

Его работы выставлялись в музеях и галереях по всему мира, включая ГЦСИ, ММОМА, Музей современного искусства «Гараж», Государственную Третьяковскую галерею, «Электромузей», Пространство лаборатории Art&Science (Москва), Laznia Center for Contemporary Arts (Гданьск), ZKM Zentrum (Карлсруэ), Boulder Museum of Contemporary Art (Боулдер), National Taiwan Museum of Fine Arts (Тайчун), Kapelica gallery (Любляна), ArtScience Museum (Сингапур) и т.д., включая фестиваля Mirage (Лион), Ars Electronica (Линц), Future Everything (Манчестер) and CTM (Берлин). Дмитрий Морозов – лауреат Премии Сергея Курехина (Россия, 2013), Prix Cube (Франция, 2014), также отмеченный призами VIDA 16.0 (Испания, 2014) и Prix Ars Electronica (Австрия, 2015, 2017).

vtol.cc

Платформа TECHNE — стратегический проект РОСИЗО-ГЦСИ, посвященный инновационным и технологическим практикам в современном искусстве.

Страница проекта в Facebook: https://www.facebook.com/techneplatform/