Прямой эфир

Выкл.
Вкл.
00:00
00:00
Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

ЭТИКА ПЫЛИ. Выставочный проект



"Нельзя ли нам взглянуть еще раз на кусок разбитого кварца, с этими паутинками внутри? Тут как будто совершалось нечто столь же пленительное, как самопожертвование человеческого существа."

Джон Рёскин "Этика пыли". Беседа 6. Ссоры кристаллов

фото - Евгения Буравлева

Текст Дж. Рёскина послужил отправной точкой размышлений об отношении человека к окружающему его материальному миру. Пространство, которое нас окружает - вещи, места, дома, город - что они значат для человека? Как они влияют на него, на его отношение к себе и к месту, в котором он живет.

"Этика пыли" - это результат художественного исследования феномена восприятия человеком места, диалога личности и локального контекста, а также роли памяти и незначительного / значимого как ее категорий. Пыль выступает как метафора реальности, бытия, существования материального мира, как свидетельство течения времени, как напоминание о том, что мы склонны забывать или не замечать.

Пыль, с точки зрения физики, представляет собой взвешенные в воздухе твердые частицы размером приблизительно от долей до сотен микронов. Пыль, будучи распределенной в среде, представляет собой дисперсную систему, которая отличается неустойчивостью, то есть, способностью к самопроизвольному разделению компонентов.

Память человека обнаруживает похожие механизмы, разделяя отдельные фрагменты воспоминаний и распределяя их в разные "зоны". Е. Петровская, апеллируя к текстам З.Фрейда, отмечает разницу между сознанием и памятью. "Сознание выполняет роль щита - это защитная функция человеческого организма, и оно должно служить заслоном от шоков, поступающих из внешнего мира <…> непроизвольная память возвращает нам те переживания, которые являются неявными и более глубокими, одним словом, такие, которые проламывают щит, созданным сознанием, и тем самым в нас проникают.

фото - Евгения Буравлева

Слово "этика" образовано Аристотелем от слова "этос", обозначавшего некогда привычное место обитания, затем привычки, нрав, характер. Оно выделяло особый срез человеческой реальности: индивидуальные качества личности и их соотнесение с формами поведения в обществе.

Сегодня общество - это прежде всего городское общество, сообщество людей, обитающих в сложном, многоплановом городском пространстве. Городская среда, по словам Ричарда Сеннета, строится на телесном опыте жителей, на том, как они видят, слышат, двигаются. С другой стороны, это влияние взаимно. Город создает определенные условия, которые влияют на идентичность человека.

При этом мы живем в Кирове - в городе, где до сих пор не решен вопрос имени, и вот уже почти 30 лет идут поиски его идентичности, "бренда" города. Город, который трудно описать в двух словах, но который, несомненно, оказывает влияние на каждого своего жителя. Мы ищем поводы для гордости в его прошлом и настороженно вглядываемся в его будущее, попеременно ощущая себя значимыми и незначительными.

Выбор места для экспозиции обусловлен необходимостью подчеркнуть, что пыль может рассматриваться не только как метафора прошлого, ушедшего и забытого, но и как свидетельство проявления новой реальности.

Располагаясь в центре города, в месте, имеющем свой локальный исторический контекст, новый дом выступает своеобразной метафорой обнуления и ситуации выбора между следованием "гению места" и формированием новой, принципиально иной истории.

фото - Евгения Буравлева

Экспозицию открывают размышления о человеке как субъекте мировоззрения. В тотальной инсталляции "Антропология" Василий Кононов-Гредин, обращаясь к вопросу временности, создает образ, существующий на границе между человеческим и глобальным восприятием времени.

О трансформации личности в глобальном цифровом пространстве рассуждает медиахудожник Константин Гребнев. Используя современные технологии не по их изначальному назначению и манипулируя ошибками компьютерных алгоритмов, он рефлексирует на тему границ человеческого пространства.

Серия "Следы жизни" Сергея Бояринцева посвящена, по словам художника, вещам и местам, тому, как их изначальное утилитарное назначение сменяется на свидетельство о жизни, как время, оседая на предметах, застывает слоями, как предметы принимают форму людей̆, бывших рядом. Работа Кати Гаркушко "пробуждает" память через фотографию, складывая из кусочков зафиксированного на фото прошлого слово "вечность".

Темы воспоминаний и значимости обыденного поднимаются в работах Дарьи Грединой "Секретики", "Кокон" и "Дом". Детские ритуалы становятся проводниками в лабиринтах памяти взрослой жизни. Обычные жилые дома как коконы скрывают в себе чудо обыкновенной жизни. Серия "Urban Suite" - набор впечатлений художника Борис Двинянинова от прогулок по промышленным зонам города Кирова, детских впечатлений от полузаброшенных заводов. Попытка поэтизировать бетон и металлоконструкции, трансформированный человеком ландшафт, его звучание и настроение - иногда гнетущее, иногда меланхоличное, монохромное и холодное.

Егор Плотников в инсталляции "Незначительное" обращается к вопросу существования пейзажа в выставочном пространстве. Его работы - это документальная репрезентация места, при этом локации, выбранные художником, вызывают чувство утраты того, что, когда-то было очень важным. Это чувство поддерживается старыми картинными рамами, которые безуспешно пытаются удержать ускользающие фрагменты действительности.