Прямой эфир

Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

"Закрытая рыбная выставка. Реконструкция"



Проект в Центре Вознесенского - реконструкция молодыми художниками одного из ключевых событий в истории московского концептуализма - "Закрытой рыбной выставки" Игоря Макаревича и Елены Елагиной, отмечающих в этом году 30-летие совместной деятельности. Выставка откроется 21 октября и продлится до 22 ноября.

Художественный руководитель / автор идеи - Ян Гинзбург
Куратор - Дмитрий Хворостов

Реконструкция "Закрытой рыбной выставки" Елагиной и Макаревича стала практической частью лаборатории Яна Гинзбурга и Дмитрия Хворостова в Институте современного искусства "База". Открытая осенью 2019 года, мастерская "Введение в research-based art" занимается изучением художественных практик, связанных с исследованиями в области истории искусства. 

Проект посвящен художественному анализу исторического и эстетического контекста выставки Елагиной и Макаревича, в 1990 году представивших в загородном музее "МАНИ" (Московского Архива Нового Искусства) постмодернистскую реконструкцию соцреалистической астраханской "Закрытой выставки" 1935 года, объединившей в свою очередь работы советских художников на тему рыбной промышленности.

Следуя логике реконструкции, и вместе с тем иронично ее нарушая, выставка, в которой примут участие 20 молодых художников, отражает различные исследовательские стратегии и способы интерпретации в искусстве, разные техники оммажа и цитирования. В экспозицию войдут инсталляции, арт-объекты, видеоарт, документации акций и перформансов.

Каждый зал носит название одного из цехов Оранжерейного рыбокомбината в Астрахани, в котором проходили пленэры художников "Закрытой Выставки" 1935 года. Цеховое деление экспозиции подчеркивает разницу в художественных стратегиях, а также представляет этапы обработки архивных и художественных материалов, с которыми работали участники выставки. "Цех приема первичной обработки и транспортировки рыбы" - введение в исторический контекст. "Консервно-холодильный цех" - производственный этап, на котором искусство Елагиной и Макаревича подвергается художественному анализу. "Жестяно-баночный цех" - финальный зал, фиксирующий концептуальные выводы и эстетические интуиции выставки в форме "критического экспонатизма".

Экспозиция также рассказывает о сложной истории "Рыбных выставок", демонстрирует уникальные архивные материалы, проливает свет на неизвестные аспекты работы Елагиной и Макаревича и воссоздает архив оригинальной соцреалистической "Закрытой выставки" 1935 года.

Дмитрий Хворостов, куратор проекта:

"Сегодня место и роль художника довольно сильно размыты, не последнюю роль в этом вопросе играют крупные влиятельные институции, которые часто используют искусство в качестве прикладного и иллюстративного материала для обслуживания различных политических и идеологических нарративов. Однако и сами художники часто стремятся выйти за рамки своих профессиональных компетенций, к примеру, представляя свою практику чем-то вроде научной деятельности. Сегодня каждый художник - это исследователь. Для понимания принципов нашей мастерской и самой выставки, необходимо иметь в виду, что исследовательская практика, о которой мы говорим, это нестрогая в научном понимании, но строгая в эстетическом/художественном смысле деятельность. Исторический факт, количественные данные, архивные материалы - для нас это эстетические категории. Мы не ставим перед собой цель рассказать зрителю что-то об окружающем мире или политических проблемах. Нас интересует поле искусства как автономная зона и история искусства как причудливая и полная парадоксов судьба этой автономии".


Антон Каретников, арт-директор Центра Вознесенского:

"Изучение современной культуры и оммаж отечественному искусству второй половины ХХ века, эксперименты московского концептуализма, его онтологическая связь с текстом и современное бытование в виде проекта Яна Гинзбурга и Дмитрия Хворостова близки нам институционально, так как многие направления деятельности Центра строятся вокруг современного текста и его интерпретаций. Участие в биеннале позволяет нам работать с молодым и активным художественным сообществом и одновременно поддерживать современные методики арт-образования.Нам интересно нахождение связей между контекстами и эпохами".

В рамках проекта пройдет публичная программа. Расписание событий появится позже на сайте Центра Вознесенского. К финисажу планируется издание каталога "Закрытой рыбной выставки. Реконструкция", который, как обещают организаторы, станет самостоятельным артефактом и будет включать ранее не опубликованные архивные материалы.

К 30-летию совместной деятельности Елены Елагиной и Игоря Макаревича 10 ноября также откроется большая ретроспектива художников "Обратный отсчет" в Московском Музее современного искусства на Гоголевском бульваре 10. Подробная информация доступна на сайте музея.

"Закрытая рыбная выставка. Реконструкция" будет открыта с 21 октября до 22 ноября в Центре Вознесенского, по адресу Большая Ордынка, д.46, стр.3.
График работы: среда – пятница: 13:00 – 21:00, суббота ­– воскресенье: 12:00 – 20:00

 

КОНТЕКСТ 

В 1990 году, в загородном музее "МАНИ" ("Московский Архив Нового Искусства", подмосковная дача художника И. Паниткова) состоялась "Закрытая рыбная выставка" ("ЗРВ") - дебютный совместный проект Елены Елагиной и Игоря Макаревича. Идея проекта заключалась в постмодернистской реконструкции соцреалистической астраханской "Закрытой выставки" 1935 года, на которой художники из Москвы представили работы на тему рыбной промышленности. За основу реконструкции был взят архивный документ - каталог 1935 года, содержавший только текст, названия работ и технику их исполнения; этот каталог стал отправной точкой для дуэта Елагиной и Макаревича и их первого совместного проекта.

Художники создали серию концептуалистских объектов, выявлявших идеологическую декоративность и стандартные структуры "советского воображения", "воссоздали" по названиям работы с астраханской выставки и превратили их в постмодернистские объекты с отсылками к интернациональному искусству - Лучио Фонтана, Йозефу Бойсу и Хаиму Стейнбаху. Названия соцреалистических картин в лаборатории Елагиной и Макаревича превратились в интеллектуальные ребусы c визуальными подтекстами, став визитной карточкой художников на долгие годы. Елагина и Макаревич продолжили развивать идеи "ЗРВ" и в том же году представили новую "Закрытую рыбную выставку", объединив на ней арт-объекты из Музея "МАНИ" и новые произведения. Впоследствии художники еще несколько раз показывали "ЗРВ" на разных международных смотрах с различными комбинациями арт-объектов, а также подготовили к выпуску каталог выставки в "МАНИ", который, однако, не был издан.

"Закрытая рыбная выставка" 1990 года была высоко оценена теоретиком искусства и одним из родоначальников московского концептуализма Андреем Монастырским, как один из этапов деидеологизации советского искусства после Ильи Кабакова, Комара и Меламида, завершивший собой этот исторический процесс. Художественная и историческая ценность выставки была отмечена Борисом Гройсом и Екатериной Деготь в текстах, посвященных творчеству Елагиной и Макаревича. "ЗРВ" стала первым в российском контексте примером современного этапа концепцтуализма - экспонатизма (термин впервые введен в употребление Монастырским: художник выставляет свои или реальные музейные экспонаты или их симуляцию), направления, в котором сегодня работают такие актуальные художники, как Евгений Антуфьев, Арсений Жиляев, Ян Гинзбург и другие.


АКТУАЛЬНОСТЬ РЕКОНСТРУКЦИИ

Художественная практика Яна Гинзбурга (1988), представляющая собой неканонический пример работы с памятью в российском современном искусстве, принадлежит архивному дискурсу, ключевому для международного эстетического контекста последних лет. Выстраивая диалог с различными художниками или анализируя то или иное художественное явление - обычно в фокусе внимания Гинзбурга оказывается именно история искусства или эстетические теории, - автор выявляет предпосылки и механику художественного процесса.

Обращение Гинзбурга к "Закрытой рыбной выставке" связано с новой исторической перспективой, в которой постмодернизм и московский концептуализм становятся таким же удаленным предметом исследования, что и выставка в Астрахани в 1935 году. Изменение подхода к реконструкции, методологии исследования и организации экспозиции в новой выставке соответствует последним тенденциям в области арт-образования и экспозиционных практик. Новый этап реконструкции "Закрытой рыбной выставки" в рамках Биеннале интересен и с точки зрения истории искусства, поскольку в свое время знаковый для отечественного искусства проект Елагиной и Макаревича был отрефлексирован исключительно в узком кругу художников и критиков. Выставка также создает мост между разными поколениями художников: первых постсоветских и современных.


HISTORY MADE И ТРИЛОГИЯ ЯНА ГИНЗБУРГА

Выставка в Центре Вознесенского - завершающая часть трилогии Яна Гинзбурга по исследованию наследия московского концептуализма, после "Тотальной экспозиции" (проект-исследование текста 1987 г. Андрея Монастырского "Земляные работы", ММОМА, Москва, 2016 г.) и "Механического жука" (проект исследование "другого" Ильи Кабакова, галерея "Основа", Москва, 2018 г.).

В рамках спецпроекта Гинзбург представит реконструкции произведений исходной "Закрытой выставки" 1935 года, при создании которых, в том числе, он использовал принцип хистори-мейд. 

"History Made" - термин, введённый Анатолием Осмоловским, развивающий идею ready made Марселя Дюшана. Принцип хистори-мейд при создании произведений предполагает использование уникальных объектов, имеющих историческую ценность и связанных с контекстом истории искусства.

Художник, куратор, руководитель института современного искусства "База" Анатолий Осмоловский:

"На московской сцене уже идет работа с историческими объектами. Яркий пример - выставка Яна Гинзбурга "Механический жук", посвященная работе Ильи Кабакова "Жук". Гинзбург использовал планшеты самого Кабакова, взятые из его мастерской. Эти планшеты - вид исторического объекта. History made! Или работа Ильи Федотова-Федорова, когда он остатки краски после реставрации картин Кандинского залил в пластиковые колбы". 


РАБОТА МОЛОДЫХ ХУДОЖНИКОВ В РАМКАХ СПЕЦПРОЕКТА

Для художников-лаборантов - студентов мастерской Яна Гинзбурга и Дмитрия Хворостова "Введение в research-based art" в Институте современного искусства "База" - была предложена контекстуально-исследовательская рамка. Каждый участник новой выставки должен был выбрать одну работу из проекта Елагиной и Макаревича 1990 года. Работу необходимо было проанализировать, разобрав на материальные и концептуальные компоненты, приблизившись к пониманию того, почему художник создал произведение "именно так, а не иначе". Рассуждение или художественное решение каждого участника должно было иметь связи с расходящимися от "ЗРВ" контекстами: ситуация в искусстве и политические контексты 1935-го и 1990-го года, искусство 1930-х в СССР, искусство Елагиной и Макаревича, поздне-советское и неофициальное искусство, мировое искусство, рыба – вода – стихия и рыбная промышленность. В результате исследований лаборант должен был представить работу под выбранное название объекта с выставки 1990 года. Медиальных ограничений при создании новых работ не предполагалось, однако куратор и художественный руководитель проекта имели право наложить вето или предложить поменять медиум или какой-либо элемент работы. В ходе исследования у художников-лаборантов также была возможность лично обсудить с Еленой Елагиной и Игорем Макаревичем детали их проекта 1990 года.


СПИСОК УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА

Владимир Бынь, 1996 г.р.

Катя Герасименко, 1993 г.р.

Ян Гинзбург, 1988 г.р. (автор идеи/художественный руководитель проекта)

Андрей Дмитренко, 1990 г.р.

Сергей Дорохов, 1988 г.р.

Алёша Ковалёва, 1989 г.р.

Элиза Крейцберг, 1994 г.р.

Иван Лебедев, 1994 г.р.

Кирилл Михайлин, 1992 г.р.

Саша Мороз, 1990 г.р.

Михаил Назаров, 1988

Максим Новиков, 1993

Наталья Орлова, 1991

Анастасия Пальчукевич, 1994

Илья Петров, 1986

Наргиза Санжаева, 1988

Аня Соз, 1993

Дарья Тарасова, 1993

Дмитрий Хворостов, 1985 (куратор проекта)

 

ЦЕНТР ВОЗНЕСЕНСКОГО - динамичная арт-площадка, посвященная новейшей российской культуре. Вдохновленный идеями Оттепели и творчеством Андрея Вознесенского, Центр объединяет современных авторов и знаковые имена российского искусства, литературу ХХ века и новые тексты, концептуальные проекты и интерактивные выставки-инсталляции.

ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА "БАЗА" - образовательная программа и исследовательская экспериментальная площадка, ориентированная на людей, планирующих связать свою профессиональную деятельность с современным искусством. Задача Института - создать творческую среду, обучение длится 2 года. Институт основан в 2011 году художником и теоретиком Анатолием Осмоловским и режиссером Светланой Басковой и находится на территории ЦСИ "Винзавод".

VII МОСКОВСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ БИЕННАЛЕ МОЛОДОГО ИСКУССТВА пройдет до 6 декабря и будет состоять из конкурсной программы Основного проекта, специальных проектов, образовательной программы, региональной программы, портфолио-ревю и проектов параллельной программы. Основной проект проходит в Музее Москвы и разделён на две части. В период Биеннале на территории Музея Москвы работает инфопойнт, в котором можно получить всю необходимую информацию о проекте и мероприятиях. Расписание образовательной онлайн программы, а также даты открытия проектов биеннале ищите на сайте.


Все подробности о выставке на сайте Центра Вознесенского.