Прямой эфир

Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

Все кантаты Баха с Романом Насоновым



22 ноября / воскресенье, 19:00

Бах в Лейпциге: парные кантаты
Сезон четвертый. Концерт второй

титулярный органист Папской Базилики Св. Михаила в Мадриде 
Даниэль Сальвадор, орган (Испания)
Ансамбль Collegium Musicum
Художественный руководитель и дирижер – Олег Романенко

Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова. Четвертый сезон проекта продолжает тему парных кантат: слушатели могут сравнить сочинения, написанные на один и тот же праздник, оценить богатство фантазии и глубину религиозно-философской мысли композитора. 22 ноября прозвучат две захватывающие контрастные пары: радостные и праздничные кантаты  на 20-е воскресенье по Троице, драматичные и эмоциональные  на 24-е воскресенье по Троице.

Полная радостного ожидания и нежности Кантата № 180 "Укрась себя, душа моя" впервые была исполнена 22 октября 1724 года. Она основана на известном причастном гимне и отвечает воскресному чтению  притче о брачном пире из Евангелия от Матфея. Крайние строфы гимна использованы в первой и последней частях кантаты, а остальные неизвестный либреттист свободно переработал в речитативы и арии. Первая строка хорала и праздничный характер текста определили облик кантаты: части пронизывают танцевальные ритмы жиги, бурре и полонеза, а особое изящество музыке придают нежные солирующие флейты и сладкоголосые гобои.

Тем же радостным настроением, танцевальностью, изысканностью и богатством тембров отличается Кантата № 49 "Иду Я и ищу тебя с горящим сердцем". Она впервые прозвучала 3 ноября 1726 и отсылает к тому же чтению дня, что и кантата № 180. Но если в 180-й господствует всеобщее радостное оживление, то № 49 трактует притчу в более интимном ключе  это диалог Души и ее жениха Иисуса. Поэтически образы заимствованы из "Песни песней", и Бах воплощает их в музыке, проникнутой особой чувственностью. Так, первый дуэт мог бы украсить историю итальянского оперного театра, равно как и восторженная ария сопрано с солирующими гобоем д'амур и виолончелью-пикколо, а в заключительном дуэте звучит строфа из мистического свадебного гимна Филиппа Николаи "Wie schön leuchtet der Morgenstern" (1599).

Компактная, выразительная Кантата № 60 "О вечность, слово паче грома" написана в первый год службы Баха в Лейпциге и прозвучала 7 ноября 1723 года. Это еще одна диалогическая кантата: темы страха смерти и надежды на спасение разворачиваются в разговоре аллегорических фигур  Страха и Надежды. Завершается кантата хоралом "Es ist genug" ("С меня довольно"), известным благодаря поразительной смелости первого мотива: мелодия движется по целым тонам и охватывает интервал тритона, называемого "дьявол в музыке",  экстремальный музыкальный образ, символизирующий переход души от жизни к смерти.

Драматичная Кантата № 26 "Ах, как мимолётна, ах, как ничтожна" впервые прозвучала 19 ноября 1724 года. Ее центральная тема  размышления о быстротечности человеческой жизни и земных благ  трактована экспрессивно и с первых нот уносит слушателя из обыденности мощным потоком инструментальных пассажей. Можно представить, какое неизгладимое впечатление кантата произвела на прихожан при жизни автора (возможно, даже слишком сильное!): она и сегодня потрясает эмоциональным накалом, фантастическим мастерством передачи в музыке тончайших деталей текста и головокружительно-виртуозным концертным стилем вокальных партий и инструментального ансамбля с участием валторны, флейты и трех гобоев.

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 г. ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект "Все кантаты Баха с Романом Насоновым". Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля и в одном пространстве  Кафедральной соборе Святых Петра и Павла.

Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко.

Олег Романенко  дирижер, выпускник Московской консерватории им. П. И. Чайковского (2008); искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD. В 2008 г. создал Камерную капеллу "Soli Deo Gloria". Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, Гайдна, "Страсти по Иоанну", Рождественская оратория и Магнификат И. С. Баха, российская премьера оратории "Смерть и воскресенье" Э. Шэве и др. В настоящее время О. Романенко – директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля "Адвент", основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта "Все кантаты Баха с Романом Насоновым".

Даниэль Сальвадор (Испания)  органист, дирижер и композитор. Титулярный органист Папской Базилики Св. Михаила  Апостольская Нунциатура в Испании. Окончил Мадридскую Королевскую Консерваторию лауреат Международного конкурса JM International. С юных лет служил церковным органистом; как органист и клавесинист выступает на лучших площадках страны (Мадридский кафедральный Собор, Королевский монастырь Эскориал, Испанская Королевская Академия Искусств, Национальная филармония), а также Парижа, Антверпена, Рима, Риги и др. С 2012 г.  органист Архиепископства г. Мадрида. Преподает класс органа, истории музыки и полифонии в колледже "Mater Salvatoris" (Мадрид). Ведет авторскую программу на радио.

Роман Насонов родился в Воронеже, в 1971 году. Ученик Ю. Н. Холопова и М. А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета. Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале "Магистерия" (magisteria.ru). Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра. Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.

В программе:

Кантаты на 20-е воскресенье по Троице
Кантата № 180 "Schmücke dich, o liebe Seele" ("Укрась себя, душа моя")
Кантата № 49 "Ich geh’ und suche mit Verlangen" ("Иду Я и ищу тебя с горящим сердцем")

Кантаты на 24-е воскресенье по Троице
№ 60 "O Ewigkeit, du Donnerwort" ("О вечность, слово паче грома")
№ 26 "Ach wie flüchtig, ach wie nichtig" ("Ах, как мимолётна, ах, как ничтожна")