Прямой эфир

Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

Радио "Культура" рекомендует


17 июня 2021

Фестиваль St. Fields объявил первую волну артистов

Rhys Chatham & local guitar ensemble (США), Shackleton (Британия), Shortparis, Владимир Мартынов& Moa Pillar +++ 18 - 19 сентября Севкабель Порт, Санкт-Петербург

Жанровая полифония, бесстрашные эксперименты и новая поп-культура, внезапные коллаборации и свежие премьеры — в первой волне артистов St. Fields.

Культовый американский композитор Рис Чатем, получивший особую известность благодаря своим "симфониям" с десятками гитаристов, устроит сеанс коллективного гипноза с местным ансамблем. Медитативную линию подхватит дуэт Владимира Мартынова и Moa Pillar — главный русский композитор-минималист и гуру мистической электроники устроят петербургскую премьеру своего AV-перформанса.

Апологет британской даб-электроники Shackleton приедет в Россию со своим новым альбомом "Departing Like Rivers". Представ в антиутопичном образе Механического пса, свою новую запись также презентует Дельфин. Среди других электронных героев: меланхоличная дива Ishome, потусторонний дуэт Summer of Haze x Chernoburkv, камчатская эмбиент-артистка NWIII, техно-авангардисты ПТУ, и мастер сюжетного звукового искусства COH, в том числе известный по саундтреку к фильму "Экстаз".

Главные имена на стыке поп-культуры и авангарда — бескомпромиссные самодуры Shortparis и пронзительный лирик Тима ищет свет, выпустивший один из лучших песенных альбомов в этом году. Расширит внутреннюю географию петрозаводская группа ILMU, исполняющая трип-хоп на карельском языке, и уральская певица Katya Yonder, создающая деликатный поп вне жанровых рамок.

Интенсивности всему происходящему добавят рейв-джаз-анархисты Сольвычегодск и ориентальные нойз-рокеры uSSSy, а экзотичности — Ансамбль Детских Музыкальных Инструментов, исполняющий техно-бэнгеры на игрушках, и вокальная группа "Поле", открывающая новый взгляд на русский фольклор.

***

Фестиваль Fields — это парк музыкальных аттракционов. Сюда приходят за острыми впечатлениями, оставляя позади зону звукового комфорта. Начавшийся в 2014 году, как городской парковый фестиваль, Fields постепенно наращивал масштабы и расширял собственный формат. 2019 год оказался для фестиваля переломным — из городских парков он перебрался в индустриальное пространство Mutabor. От Калифорнии до Красноярского края, от Исландии до индонезийской Джавы — с каждым годом география Fields продолжает расширяться, открывая посетителям фестиваля все новые музыкальные артефакты из самых неожиданных точек земного шара. Hauschka, Charlemagne Palestine & Mika Vainio, Hildur Guðnadóttir, Senyawa, Laraaji, Carl Stone, Sote, NHK yx Koyxen, SHXCXCHCXSH, Abul Mogard, Kedr Livanskiy, Islam Chipsy, Murcof & Vanessa Wagner, Mark Fell & Sandro Mussido, Abul Mogard, Brandt Brauer Frick, Stein Urheim, WaqWaq Kingdom, James Blackshaw, Patten, uSSSy, Rashad Becker, Nikita Zabelin & Peter Theremin, Kave NV, Heatsick, Mike Cooper, Moa Pillar, Ishome и многие другие — за годы существования на фестивале Fields выступили свыше 200 музыкальных проектов со всего мира.

читать текст

15 июня 2021

Максим Диденко, Павел Пепперштейн, JARS, Lucidvox, группа "Вещь", Kymatic и театр "Организмы"

Фестиваль ФОРМА объявил первую волну участников

С 8 по 11 июля в "Басманном дворе" пройдёт фестиваль ФОРМА, который представит самое авангардное и смелое искусство на стыке различных междисциплинарных практик.

В программе – концерты экспериментальной музыки, A/V Live выступления, инсталляции, арт-объекты, site-specific театр и перформансы. Одной из ключевых тем фестиваля станет практика создания тотального произведения искусства. В этом году на ФОРМЕ запланировано несколько масштабных коллабораций с участием известных режиссёров, хореографов, художников и артистов.

Юрий Кассин, основатель и директор фестиваля:

"Дистанции, выстраиваемые временем, приводят нас к более вдумчивому осмыслению ценности взаимосвязей внутри и снаружи художественного процесса. Важным опытом здесь становится исследование границ. Наша задача  – размыть границы до состояния естественного хаоса. Хаос не может существовать долго  – он тут же начинает структурироваться. Этот подход использовал в программах "Поп-механики" наш вдохновитель Сергей Курёхин. Следуя этой логике, мы рассчитываем на создание других  – новых структур".

Над программой ФОРМЫ работали несколько кураторов, каждый из которых эксперт в своей области.

Игорь Сухов, заведующий музыкальной программой бара "Хитрые Люди", соберёт на фестивале самых актуальных представителей современной российской гитарной сцены. За четыре дня на ФОРМЕ выступят московские нойз-рок группы JARS и "ИБН"; женский психоделик-квартет Lucidvox; фем-панк команда из Санкт-Петербурга "ЛОНО"; гаражные панк-рокеры Kick Chill из Брянска и "Поспишь Потом" из Нижнего Новгорода; эмо-группы "МАЯК" и "даша онзероад".

Среди участников музыкальной программы  – семейный дуэт Sintipon, исполняющий атмосферный электро-поп с уклоном в краут-рок, и инструментальное трио "Дочь Придёт в Гости", основатели которого играют интеллектуальный фанк-джаз-гараж.

Экспериментальная сцена фестиваля под руководством Дениса Смагина представит разнообразие артистов и направлений — от пост-академической музыки до авангардной электроники. Среди её участников – театрально-музыкальная группа "Вещь" из Иванова, исполняющая ироничные и абсурдные песни о современной российской действительности; лидеры "якутского техно" URAAN, на счету которых номинация на Jager Music Awards и коллаборация с Mujuice; а также кросс-жанровый проект на стыке экспериментальной электроники и эмбиент-музыки Corell продюсера, композитора и саунд-артиста Романа Кутнова.

Московский мультихудожник и музыкант Саша Князев выступит с проектом "Газлайтер", в котором играет аутсайдерский рок, замешанный на танцевальных ритмах, лёгкой гаражной психоделии и пронзительной лирике. А команда "Всадники ЖКХ", основанная видными представителями столичной клубной сцены – Сергеем Голиковым, Станиславом Кардоновым и Борисом Шкарповым, продемонстрирует блистательный постпанк строго по канонам английской классики.

Особого внимания заслуживают коллективы импровизационной музыки: инди-джаз квартет The R.I.G. (Russian Improv Group) –проект Сергея Храмцевича, исполняющий неистовый фьюжн с элементами фри-джаза, фолка и боссановы; и ансамбль новой музыки метамодерна Kymatic, развивающиймультимедийное и междисциплинарное направления современной музыки. Артист-импровизатор Борис Лесной и "Фонема-хор" представят "Шёпот-оперу", содержание которой составляют фонетические ландшафты и формулы, а предметом интереса авторов служит их взаимодействие с акустической средой. Мастер импровизации на модульных синтезаторах Фёдор Веткалов выступит с оригинальной музыкальной программой. Агентство MUPE представит работу видеохудожника Петра Ладена "Завтра не наступит" со световой инсталляцией и живым саундтреком в исполнении пианиста Дмитрия Баталова.

Театральная сцена фестиваля, по утверждению её куратора Алексея Киселева,  – это "территория метамодернистской игры с ожиданиями". В спектакле "Клоуны в лесу" петербургского театра "Организмы" два acid-персонажа разыгрывают психоделическую историю с элементами фантасмагории и киберпанка, читая звонкий рэп, исполняя ломаные танцы и меняя невероятные маски. Одна из важнейших фигур независимой отечественной хореографии Юлия Арсен выступит с сольным танцевальным перформансом под названием "Пакет", который станет высказыванием в русле феминистского дискурса. Хореограф, танцовщица, перформер, выпускница отделения современного танца SNDO и магистр Академии театра и танца в Амстердаме Ольга Цветкова планирует представить на фестивале "перформанс перформансов". Он объединит художников, музыкантов, танцовщиков, артистов, в том числе и самих участников ФОРМЫ, каждый из которых внутри единого глобального действия создаст свой локальный перформанс.

Один из самых титулованных участников театральной программы фестиваля  – Максим Диденко, режиссёр, хореограф, педагог, многократный номинант премии "Золотая Маска". На ФОРМЕ 2019 он выступил в качестве режиссёра нашумевшего кросс-дисциплинарного перформанса "Коллайдер" c участием Shortparis, хореографа Владимира Варнавы, художника-постановщика Павла Семченко, медиа-художника Олега Михайлова, студий Sila Sveta и "С Е Т А П", а также 100 перформеров. О формате участия Максима Диденко на ФОРМЕ 2021 будет объявлено отдельно, но совершенно определённо можно ожидать нового эпохального произведения искусства.

Арт-программа фестиваля, за которую отвечает основатель галереи 25КАДР Алиса Булчак, представит объекты, инсталляции, перформансы и мультимедийные произведения, созданные современными авторами. Писатель, художник, теоретик современного искусства, один из основателей арт-группы "Инспекция "Медицинская герменевтика" Павел Пепперштейн покажет танцевальный перформанс, созданный совместно с Соней Стереостырски в рамках творческого тандема "ППСС". Также в этом году в фестивале участвует известный советский и российский перформансист, художник, представитель московского акционизма Олег Кулик.

Российско-нидерландский композитор и медиа-художник, выпускница Московской консерватории и Королевской академии в Гааге Анна Михайлова создаст мультимедийную инсталляцию Trinity Altar, посвящённую осмыслению образа Девы Марии. Художница из Новосибирска Маяна Насыбуллова в короткометражном фильме REMOVAL актуализирует важную для своего творчества тему телесности, которую на протяжении многих лет изучала посредством формовки и создания скульптурных объектов. Этот опыт она переносит на киноэкран, рассказывая метафорическую историю о попытке соответствовать условным стандартам физической привлекательности вопреки личному комфорту. Иммерсивные объекты из глины Алины Измайловой через "отвращение, принятие и экстаз" сподвигнут зрителя преодолеть барьер восприятия и прийти к более глубокому взаимодействию с работой и перформансом художника. Инсталляция из подвесных прозрачных коридоров Анастасии Литвиновой затронет темы личных и общественных границ, изоляции и свободы. Художник и стрит-артист Андрей Сяйлев совместно с лабораторией "Новая коллективность" устроит хэппенинг "Платные друзья", посвящённый осмыслению такого социального феномена, как "дружба за деньги". Кроме того, на фестивале можно будет увидеть живопись петербургской художницы и участницы арт-группы "Непокорённые 17" Ирины Дрозд и мультимедийную инсталляцию "Меньше миллиметра" Янины Черных. Проекты арт-программы ФОРМЫ реализованы при поддержке галерей 25КАДР (Москва) и Anna Nova (Санкт-Петербург).

Подробности: http://formafestival.ru

Следите за новостями также на страницах в Facebook (https://www.facebook.com/formafest/), «ВКонтакте» (https://vk.com/formafest), в Инстаграме (https://www.instagram.com/formafestival/и нашемТелеграм-канале (https://teleg.one/formafest).

читать текст

14 июня 2021

Выставка “Да живет иное во мне” и открытие нового пространства Laboratoria Art&Science в Новой Третьяковке

В выставке принимают участие художники Марина Абрамович (Сербия-США), Ральф Беккер (Германия), Даня Васильев (Россия-Германия), Агнес Майер-Брандис (Германия), Елена Никоноле (Россия), Нина Райчич (Австралия), Саша Спачаль (Словения), Дженна Сутела (Финляндия), Art Orienté objet (Франция), ::vtol:: (Россия), 0(rphan)d(rift) (Великобритания) Куратор: Дарья Пархоменко

В июне 2021 года Фонд LABORATORIA Art&Science, первый в России исследовательский  некоммерческий центр, соединяющий современное искусство, науку и технологии, открывает новое постоянное выставочное пространство в Западном крыле Новой Третьяковки. С момента основания в 2008 году фонд создал более 30 выставочных проектов и стал платформой для развития российского технологического искусства.

Первая выставка Laboratoria Art&Science на новом месте – международный science-art проект "Да живет иное во мне", предоставляет зрителю возможности познакомиться с новыми способами и формами взаимодействия с нечеловеческими агентами – растениями, животными, бактериями, искусственным интеллектом и физическими процессами планетарного масштаба. На выставке представлено 11 проектов зарубежных и российских художников, которые в сотрудничестве с учеными и инженерами ищут способы научиться осознавать себя частью гибридных сообществ, коммуницировать другими способами, преодолевать межвидовые границы и мыслить неантропоцентрично.
 
Куратор выставки и творческий директор Laboratoria Art&Science Дарья Пархоменко говорит: “Парадоксальным образом технологии в эпоху антропоцена открывают новые возможности для построения экологии общности. Художники изобретают новые интерфейсы, которые в будущем, возможно, станут основой для новых способов понимания Другого. На нашей выставке зрители столкнутся с произведениями, которые дают возможность испытать различные стратегии взаимодействия с нечеловеческим – от наблюдения за ним, к активному диалогу и, достигая симбиоза: слияния с Другими в гибридное технобиологическое сообщество.”

Специально для выставки создается новое произведение в сотрудничестве с художником Даней Васильевым. 

Зрелищная роботическая нейроинсталляция Ральфа Беккера "Мираж".

Биохимическая инсталляция “One Tree ID” Агнес Майер-Брандис.

Биотехнологическая интерактивная инсталляция EARTHLINK  художницы Саша Спачаль.

Био-арт перформанс "Да живет лошадь во мне" французского дуэта Art Orienté objet.
 
Интерактивная инсталляция Нины Райчич Mirror Ritual.

Научно-художественный эксперимент "Измеряя магию взгляда" Марины Абрамович.

22 июня стартует образовательная программа выставки – в первый день работы выставки пройдет серия artist-scientist talks с участниками выставки, среди которых: художница Саша Спачаль и биолог Мирьян Швангель, художник Даня Васильев и технологический эксперт Александр Гостев ("Лаборатория Касперского"), художницы Марион Лаваль-Жантэ, Елена Никоноле.

В сентябре состоится конференция “Art&Science: искусство разговора с другим”, посвященная осмыслению диалога человеческого, биологического и технологического средствами современного искусства. Среди участников - известные российские и зарубежные философы, ученые, художники представят свои рефлексии по поводу произведений, представленных на выставке.

Выставка работает: 22 июня - 10 октября 2021
Западное крыло Новой Третьяковки, Крымский вал, 10.

читать текст

14 июня 2021

В музее "Новый Иерусалим" откроется выставка одного из лидеров русского импрессионизма Константина Горбатова

С 19 июня по 5 декабря в музее "Новый Иерусалим" пройдет выставка "Константин Горбатов. Приближая красоту", приуроченная к 145-летию мастера. Она не только впервые подробно покажет творчество художника, на многие десятилетия вычеркнутое из истории русского искусства, но и дополнит картину художественной жизни России 1910-х годов, которая прежде всего ассоциируется с авангардом.

Музей "Новый Иерусалим" является главным хранителем наследия Константина Горбатова в России – именно его собрание, насчитывающее более 100 живописных и графических работ, легло в основу масштабной трехчастной экспозиции, отражающей насыщенную и драматичную историю жизни и творчества художника, чье имя после десятилетий забвения, вызывает все больший интерес у специалистов и широкого зрителя. На выставке будет представлено 103 работы – это произведения из музея "Новый Иерусалим", Третьяковской галереи, Русского музея, Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Театрального музея им. А.А. Бахрушина и других публичных и частных собраний. 

Проект курирует руководитель художественного отдела музея "Новый Иерусалим" Людмила Денисова. Научными консультантом выставки выступила исследователь творчества художников русского зарубежья, проживающая в настоящее время в Дюссельдорфе, Ольга Сугробова-Рот.

"Жизнь для меня – это краски, без красок нет жизни", – говорил Константин Горбатов. Это творческое кредо художника легло в основу концепции выставки, согласно которой музей "Новый Иерусалим" преобразил целое пространство, выходящее за рамки выставочных залов и объединяющее единым экспозиционным замыслом практически целый музейный этаж. Преобразования, связанные с выставкой, коснулись как внутренней, так и наружной части здания – их отметят даже постоянные посетители музея.

Василий Кузнецов, генеральный директор музея "Новый Иерусалим":

"Выставка Константина Горбатова – первый большой проект "Нового Иерусалима" в статусе Государственного историко-художественного музея. С 2021 года мы получили новое название, двигаясь к обретению собственной музейной идентичности. На этом пути для нас было символично и особенно важно инициировать масштабную выставку художника, имя которого ассоциируется именно с нашим музеем.  Путь художника, долгие годы прожившего в эмиграции, нельзя назвать счастливым. Но все его работы будто источают внутренний свет сквозь буйство красок. Эти краски и свет мы хотели максимально впустить в экспозицию, следуя творческой линии самого Константина Ивановича".

Яркий представитель русского импрессионизма, Константин Горбатов много путешествовал по России и за границей, подолгу жил в Европе, куда окончательно перебрался после революции.  Природа, архитектура, российская история – главные мотивы в произведениях художника. На выставке можно будет увидеть работы всех периодов творчества мастера и отражающие его главные темы. Это ранние пейзажи ("Деревья в зимнем серебре", 1909 г., "Новая деревня. Петербург", 1919 г.),  виды старых русских городов ("Вид древнего Пскова", 1918 г., "Троице-Сергиева лавра", 1916 г.), зарубежные пейзажи Капри и Венеции ("Итальянский садовник", 1926, "Синее море. Капри", 1925 г., "Венеция", 1942 г.), картины символического Града Китежа – одного из постоянных сюжетов художника – и другие. 

Кроме того, проект познакомит зрителя с редкими произведениями нетипичных для мастера жанров: портрета, интерьера, натюрморта и картины на злобу дня ("Портрет актёра П.В. Самойлова" 1908 г., "Уголок музея". 1916, "Сирень", 1921, "Красный флот на Неве 28 октября 1918 года" 1919 г.). 

Экспозиция выставки включает три основных тематических раздела.

Первый раздел посвящен русской тематике, которая проходит через все его творчество от 1900 до 1940-х годов. Знаток и любитель архитектуры, Горбатов даже в фашистском Берлине не переставал писать пейзажи старых русских городов с церквями – многие картины с голубыми снегами навеяны ностальгическими воспоминаниями. Эта линия интересна не только как факт биографии, но и с точки зрения стилистических особенностей его искусства. При всей приверженности к реализму живописный язык картин Горбатова находит точки соприкосновения с импрессионизмом, а в более позднее время – и с постимпрессионизмом, при этом не будучи чуждым эстетизму и модерну.

Второй раздел знакомит зрителей с пейзажами Капри и Венеции, Палестины и Севильи. Культ красоты и ощущение искусства как праздника художник впитал в себя еще в ранние студенческие годы, и этим он близок мастерам Серебряного века. Поэтому так органично Константин Горбатов воспринял и сумел передать в своих пейзажах итальянскую природу, где красота просто разлита в воздухе.

Третий раздел выставки включает в себя работы разных периодов, объединенных темами, над которыми Константин Горбатов работал на протяжении жизни. Здесь представлены пейзажи старых русских городов с церквями и зимние виды, которые художник продолжал писать, покинув Россию; работы, вдохновленные морской поездкой в Палестину в 1930-х годах, а также многочисленные рисунки в технике гуаши, которую художник постоянно совершенствовал. 

Благодаря архивным материалам выставка не только расскажет о творческом пути выдающегося мастера, но расширит представление о судьбах мастеров, которые волею исторических судеб стали художниками русского зарубежья.

Людмила Денисова, руководитель художественного отдела музея "Новый Иерусалим", куратор выставки:

"Выставка, открывающаяся в год 145-летия Константина Горбатова, благодаря участию в ней других музеев и Международной конфедерации коллекционеров, антикваров и арт-дилеров, дает возможность масштабно осветить искусство мастера, представив как зарубежный, так и очень важный для его творчества русский период. 

Преданное в свое время забвению имя художника, окончательно возвращается на родину, и, важно подчеркнуть, экспозиция прокладывает путь к последующему исследованию творчества мастера, работы которого хранятся во многих частных собраниях не только России, но и Германии, Италии и Соединенных Штатов Америки".   

Выставка продлится до 5 декабря. К проекту приурочен выпуск специального каталога, который будет доступен в музейном магазине. Также планируется проведение образовательных мероприятий, в том числе специальной детской программы в рамках выставки. Подробности на сайте https://njerusalem.ru/.

читать текст

09 июня 2021

Документальный фильм "ДЖАЗИСТ" режиссера Андрея Айрапетова

10 июня в 19:00 в киноклубе-музее Эльдар состоится премьерный показ документального фильма "Джазист" и обсуждение фильма с режиссером Андреем Айрапетовым.

"Джазист" – документальная история становления джаза в нашей стране на основе интервью, фрагментов концертных выступлений и видео-хроники, вырезок печатных публикаций, обложек, пластинок, архивных фотографий, клипов и анимации из рисунков и артефактов эпохи. Фильм – подарок к 85-летию выдающегося музыканта Алексея Семёновича Козлова, снят на народные деньги по инициативе и при поддержке команды Клуба Алексея Козлова. 

Режиссер Андрей Айрапетов – родился в 1971 году в польском Гданьске, учился в Институте Культуры Армении, закончил ВГИК. С 1996 работал как режиссер и продюсер на телеканалах Муз ТВ, МТВ, НТВ, ТНТ. Создал собственную продакшн студию AirstudiA по производству музыкальных видеоклипов, фильмов и роликов. Снял несколько десятков клипов для "Аквариума", Найка Борзова, ДаБац. В 2018 году вышел на экраны его документальный фильм "Критик" о советском рок-критике Артемии Троицком. В 2019 году Андрей завершил работу над документальным фильмом "БравоStory" о группе "Браво", перед карантином 2020 года его документальный фильм "Фили. История одного лейбла" был показан в рамках Beat Film Festival. 

Андрей Айрапетов о главном герое: "Алексей Семёнович внёс неоценимый вклад в музыкальную эстетику и культуру страны. Для меня было важно задокументировать при жизни деятельность выдающегося музыканта. Он пропустил через себя и свою группу "Арсенал" все прогрессивное, что было в музыке на тот момент: джаз, рок, электроника, хип-хоп, симфоническая и народная музыка. Все эти направления легли в основу его музыки, на ней выросли несколько поколений музыкантов."

Алексей Козлов о своём предназначении и появлении слова "джазист": "Очевидно, мне на роду было написано всю жизнь заниматься джазом. Всю свою сознательную жизнь я ловлю себя на том, что постоянно притоптываю ногой в такт со звучащей в мозгу ритмичной мелодией. А если нога почему-либо зафиксирована, тихо покачиваю головой или незаметно двигаю пальцами. Причем это никогда не отвлекало меня, не мешало заниматься чем угодно – сидеть на лекции, беседовать с друзьями, читать книгу...  

Я считаю это даром Природы, а всех джазменов – людьми, наделенными особым талантом воспринимать время не как нечто аморфное, а как поделенное на равные доли, соответствующие тому или иному музыкальному темпу. 

Восторг, испытанный мною, когда открыл для себя в 1945-м году музыку из американского фильма "Серенада Солнечной долины", не передать словами – что-то в душе определилось, встало на свое место, я осознал, что вот это и есть мое, что этого у меня уже не отнять. 

С 1935-го года, у нас в стране вполне официально существовал "советский джаз" в лице Госджазоркестров под руководством Леонида Утесова, Александра Цфасмана и многих других. Но, с началом антиамериканской пропаганды, все советское общество было сориентировано на негативное отношение к джазу, как к типично американскому явлению. Многие музыканты джаз-оркестров, были вынуждены развлекать танцующую и жующую публику в ресторанах.

Ну, как мог простой советский человек, в котором глубоко засели купеческие дореволюционные замашки, считать артиста своей ровней? Вот тогда и образовалось слово "джазист" – с намеком на обслугу и полное пренебрежение к англоязычному  "джазмен"."

Адрес: киноклуб-музей Эльдар на Ленинском, 105

Подробности: kinoklub-eldar.ru/

читать текст

07 июня 2021

Премьера в Театре Российской Армии

29, 30 июня и 7, 8 июля 2021 года в Театре Российской Армии - премьера. Спектакль "Не может быть!" в постановке Глеба Черепанова. Этим спектаклем театр возвращает зрителю замечательного советского писателя-сатириа Михаила Зощенко, чьи произведения незаслуженно обделены вниманием российских театров.

Молодой режиссер Глеб Черепанов (в его послужном списке – спектакли-хиты репертуара МХТ имени А.П. Чехова –  "Контрабас" с Константином Хабенским в главной роли и  "Удивительное путешествие кролика Эдварда")  взял за основу своей новой работы киносценарий знаменитой комедии Леонида Гайдая "Не может быть!".  Точно так же, как в фильме, в спектакле объединены три произведения: рассказы "Преступление и наказание", "Забавное приключение" и пьеса "Свадьба".

Но если в фильме истории рассказаны как самостоятельные произведения, то в спектакле Театра Армии зритель будет наблюдать за тем, как снимается кино. Действующими лицами спектакля Черепанова станут не только герои Зощенко, но и члены "съемочной группы".

Первая новелла – "Преступление и наказание" –  про заведующего магазином Григория Ивановича Горбушкина, зарабатывающего спекуляцией. "Забавное приключение" – история одного адюльтера, "Свадебное происшествие" (по пьесе Зощенко "Свадьба") посвящено незадачливому новоиспеченному мужу, который после ЗАГСа пытается понять, кто из девушек за праздничным столом – его жена.

Слово режиссеру: "Эта эпоха – 20-е–30-е годы до 1937 года – время бурления театральной и кино-жизни: театр Таирова, Мейерхольда, Вахтангова, Михаила Чехова, первые звуковые и не только фильмы режиссёров Эйзенштейна, Пудовкина. В живописи это, конечно, Родченко, плакатность. Это в целом время расцвета искусства и период больших надежд, радости и предвкушения новой жизни. Фильм, который мы снимаем — это наша фантазия про те времена, то, как мы себе эти времена представляем. Конечно, мы многое додумываем, потому что хочется праздника, хочется, чтобы это было весело и оптимистично".

В главных ролях заняты звезды театра и кино: Михаил Полицеймако, Мария Порошина, Вячеслав Разбегаев, а также народные артисты РФ Ольга Богданова и Артём Каминский, заслуженные артисты РФ Константин Денискин, Сергей Колесников, Алиса Богарт, артисты театра Анастасия Бусыгина, Тимур Еремеев, Олег Масленников-Войтов и другие.

Художник  спектакля – Анастасия Глебова, художник по костюмам – Константин Шамрин, хореограф – Ольга Якименко, художник по свету – Евгений Виноградов.

Подробности: https://www.teatrarmii.ru/

читать текст

26 мая 2021

Всероссийский инклюзивный конкурс "Я художник - я так вижу"

Участники – дети и молодые люди с инвалидностью, а также их братья и сестры, в возрасте от 6 до 20 лет.

Стартовал крупнейший всероссийский инклюзивный конкурс детских рисунков "Я художник – я так вижу". Конкурс проводит некоммерческая организация по социокультурной реабилитации людей с инвалидностью "Колесо Обозрения" при поддержке Фонда Президентских грантов, Фонда АртСошиал и в партнерстве с ведущими музеями России.

Конкурс "Я художник – я так вижу" проводится с 2016 года. Участники – дети и молодые люди с инвалидностью, а также их братья и сестры, в возрасте от 6 до 20 лет. Цели конкурса: творческая самореализация детей и молодых людей с инвалидностью, их братьев и сестер, поощрение и признание их творческих способностей, создание мотивации к дальнейшему развитию в области визуального искусства, а также положительное влияние на отношение общества к возможностям и способностям детей и молодых людей с инвалидностью.

Генеральный партнер конкурса 2021 года – Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. Департамент предоставляет выставочные площадки: галерея "Метро" и Северный Речной Вокзал, призовой фонд победителям и участникам конкурса. Оказывает информационную поддержку конкурсу.

В жюри конкурса – эксперты тридцати музеев из разных городов России. В этом году к проекту присоединились еще шесть новых музеев-партнеров: Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А. С. Пушкина (Нижний Новгород), Покровский собор (Храм Василия Блаженного), Музей Отечественной войны 1812 года, Политехнический музей (Москва), Филиал Исторического музея в Туле, Ярославский художественный музей. Пушкинский музей является партнером  конкурса с первых дней его существования и каждый год оказывает ему специальную поддержку.

По итогам конкурса жюри выберет шестьдесят победителей (по два от каждого музея) и более сорока участников получат специальные призы от партнеров конкурса. Лучшие работы примут участие в выставке, которая откроется 10 октября в залах одного из главных архитектурных шедевров Москвы – Северном Речном Вокзале. В рамках параллельной программы в галерее  "Метро" (м. Выставочная)  будут представлены работы и истории победителей конкурсов прошлых лет.

Тема шестого конкурса "Транспорт в искусстве".С развитием прогресса транспорт появляется во многих художественных произведениях: от повозок и колесниц на фресках и барельефах древних цивилизаций до скоростных поездов, самолетов и ракет в работах современных художников. 

В конкурсе примут участие интерпретации известных произведений искусства на тему транспорта из коллекции любого музея мира. Участники создадут их самостоятельно или на мастер-классах, которые будут проходить в рамках образовательной программы. 

Образовательная программа предусматривает проведение мастер-классов музеями-партнерами и организатором конкурса в офлайн- и онлайн-форматах. Также совместно с музеями-партнерами разработаны пошаговые инструкции по подготовке конкурсных работ и видео-мастер-классы, адаптированные для людей с инвалидностью. Все материалы созданы с учетом потребностей людей с ментальными особенностями, снабжены субтитрами, часть – переводом на русский жестовый язык (РЖЯ) и тифлокомментированием. Куратором проекта по созданию видео и пошаговых инструкций выступил Хакасский краеведческий музей. Вся программа конкурса доступна на сайте ятаквижу.рф (http://www.ятаквижу.рф).

читать текст

19 мая 2021

"Маленькое" искусство

27 мая – 5 сентября 2021 года.

Еврейский музей и центр толерантности представляет выставку «“Маленькое” искусство». Она продлится с 27 мая по 5 сентября 2021 года и покажет более 130 работ Исаака Левитана, Василия Поленова, Валентина Серова, Ильи Репина, Михаила Врубеля, Константина Сомова, Казимира Малевича, Антонины Софроновой, Льва Бакста и других художников.

Эта выставка – собрание работ, которые обычно остаются в запасниках (в папках, на полках) после того, как для показа отобраны главные, "убедительные" предметы. Чаще всего на вернисажи не попадают вещи маленького размера, особенно если это только набросок или замысел композиции.

Но иногда маленький формат складывается в самую значительную часть наследия художника, сохраняя то, что о его даровании понимать важнее всего.
 
Выставка «“Маленькое” искусство» состоит из нескольких разделов, рассказывающих о разных смысловых воплощениях произведений маленького размера. Первая часть связана с наиболее понятной, вспомогательной функцией небольшого наброска. На примере работ Левитана, Поленова, Репина и других художников мы проследим движение от замысла в маленькой композиции к известным полотнам.
   
Со смещением академического распорядка в искусство модернистов приходит новое значение неоконченного рисунка, легкость отсутствия сюжета. Об этом вторая часть выставки. Маленькие форматы бумаги (у нее в это время новый удельный вес) с большой ясностью передают ценные свидетельства: манеру и последовательность работы художника. Быстрый рисунок сохраняет движение руки, (острое и очень точное у Бакста), а в акварелях Константина Сомова и без пояснения из его дневника видно, как скрупулезно художник работал даже над небольшим листком.

"Современная нам форма в искусстве – исследовательский институт", – так Казимир Малевич определил направление работы своего окружения. В Петрограде в 1924 году супрематисты работали над открытием универсальных формул мироустройства, а каждая композиция становилась их воплощением. Следующая часть экспозиции – о пафосе авангарда, его стремлении изменить большие и маленькие формы предметов. На выставке будет представлена уникальная графика Казимира Малевича, Михаила Ларионова, Николая Суетина, Ильи Чашника и других авторов авангардных движений 1910-1920-х гг.

"Камерное" – последняя тема в контексте разговора о "маленьком" искусстве – возникла во многом в связи с лагерными миниатюрами Михаила Соколова. Оказавшись в заключении, художник пытался сохранить возможность работать, используя доступные в условиях преследования материалы. Так появился цикл крошечных работ, близких к формату спичечного коробка.

Способность вместить в небольшой листок огромные человеческие переживания свойственна художникам, оказавшимся в 1930-е годы на периферии художественного пространства: Александру Шевченко, Павлу Басманову, Антонине Софроновой и многим другим.

Специально для выставки будет разработана программа для людей с разными типами инвалидности. Для слабовидящих и незрячих посетителей будут представлены тактильные модели и записан аудиогид с тифлокомментариями для самостоятельного посещения выставки.  Слабослышащие посетители смогут воспользоваться видеоэкскурсией на РЖЯ; также будут проводиться регулярные экскурсии с переводчиком для взрослых и детей. Кроме того, в рамках выставки музей подготовит экскурсии для посетителей с особенностями интеллектуального развития.

Работы для выставки предоставили Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей-заповедник "Петергоф", Музей-заповедник "Абрамцево", Государственный музей архитектуры им. Щусева, Музей-заповедник "Царское село" и другие музеи, а также частные собрания.

читать текст

19 мая 2021

Выставка-интервенция "Мы жили так странно две тысячи лет"

Всероссийский музей декоративного искусства и Московская школа современного искусства при поддержке Британской высшей школы дизайна представят выставку-интервенцию "Мы жили так странно две тысячи лет"

15 мая во Всероссийском музее декоративного искусства в постоянной экспозиции "Русский стиль. От историзма к модерну" откроется выставка-интервенция "Мы жили так странно две тысячи лет". Это диалог молодых художников выпускников курса "Современное искусство" MSCA с "русским стилем" – важнейшим явлением в декоративном искусстве конца XIX и начала XX века. Художники выступают интерпретаторами культурных традиций, обращаясь к проблематике русского стиля через цитирование и переосмысление мифов, образов, символов, предметов, литературы.

На выставке будут представлены работы, выполненные в различных медиа в том числе с применением искусственного интеллекта: скульптура, объекты, графика, видео, инсталляция, перформанс, саунд-арт, живые растения. 

В период тотальной неопределенности и тревожности, искусство стремится задать важные вопросы, дать надежду и помочь осмыслить, какое будущее, возможно, нас ждет. Но как понять, что будет впереди, если не оглянуться назад и не попытаться понять, откуда мы, какое у нас прошлое и что важно почерпнуть оттуда. Для молодых авторов данного проекта поиск культурных кодов стал крайне важной составляющей для формирования художественного высказывания в современном контексте и окружающей нас повседневности. 

В процессе исследования и погружения в содержание экспозиции "Русский Стиль. От историзма к модерну" становится очевидно, что поиск приводит к пониманию, что связь с культурой, которая стала основной для формирования эстетики и элементов быта того времени, по большому счету утрачена, и, соответственно, можно наблюдать разрыв с современной социокультурной идентичностью. 

Обращая внимание на один из важнейших периодов становления русского искусства, молодые художники переосмыслили идею развития не только культуры, но и общества в целом, и, как бы реконструируя прошлое, они строят новое будущее через диалог и интервенцию в экспозицию выставки "Русский Стиль. От историзма к модерну".

Произведения, представленные на выставке являются первой частью дипломных проектов студентов курса "Современное искусство". Вторая часть дипломных проектов будет показана в рамках Винзавод Open в середине июня. 

Куратор: Михаил Левин

Список участников: Карина Аванесян, Даша Азбиль, Катя Алисевич-Никольская, Лена Бузуева, Татьяна Воронина (Tati Voronina), Анастасия Гончарова, Татьяна Дмитриева, Виктория Карапетян, Лена Кольцова, Марго Макарова, Светлана Пичугина, Уля Савич, Дарья Семёнова, Роман Сойда, Яна Цихоцкая.

читать текст

19 мая 2021

Международный науч-поп фестиваль Pint of Science снова пройдет в России

17-19 мая в России снова пройдет международный фестиваль Pint of Science. Обсудить самые последние научные исследования с лучшими лекторами страны наконец-то можно в неформальной обстановке!

Хотите поговорить об исследованиях Арктики? О значении Венской Оперы в современной истории? Обсудить жизнь, смерть и эволюцию и ответить на вопрос "Можно ли жить дольше"?

Послушать лекции в Москве можно будет с 17 по 19 мая в нескольких местах: бар Catavina, 69 Pints, Harats Pub на Новом Арбате, Рюмочная №9, бар Союз, Vanya Nalyot и Howard Loves Craft. Перед посетителями выступят ведущие ученые из НИУ ВШЭ, МГУ им. М.В. Ломоносова, Сколтеха, Свободного Университета и других НИИ и вузов. 

Pint of Science – это большой международный проект, включающий в себя 30 стран, более 300 городов, 500 лекций и 50 000 пинт пива. Это 3 дня, посвящённые увлекательной науке в Москве, Санкт-Петербурге и Ярославле. Наш проект позволяет ученым и простым людям встречаться в непринужденной обстановке и обсуждать последние научные исследования и открытия. 

Россия присоединилась к международному движению в 2018 году и уже успела профести два офлайн фестиваля и один специальный совместный онлайн-проект Pint of Science Россия и Pint of Science Франция – "Зеленая наука".

Присоединяйтесь к Pint of Science! Профессиональные лекторы, неформальная атмосфера и глоток науки с щепоткой космической пыли ожидают вас с 17 по 19 мая.

Подробности:

https://pintofscience.ru/events/moskva

читать текст