Прямой эфир

Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

Радио "Культура" рекомендует


27 октября 2020

Выставка "Искусство быть: пространство заботы", 6+

6 ноября 2020 – 17 января 2021, Центр современного искусства "Типография", г. Краснодар, ул. Зиповская, 5, к. 33

6 ноября 2020 – 17 января 2021

Центр современного искусства "Типография", г. Краснодар, ул. Зиповская, 5, к. 33
 

Кураторы: Лариса Гринберг, искусствовед, специалист отдела стратегических проектов ГЦСИ, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Надежда Гура, независимый исследователь, культуролог

Эксперты фонда Гольфстрим: Ирина Скуратовская, Юлия Прилепская

Архитектура выставки: арт-группировка ЗИП (Краснодар) 
 

ГЦСИ совместно с Благотворительным фондом "Гольфстрим" в рамках программы Фонда "Инклюзия в действии" и программы Государственного центра современного искусства "Современное искусство доступным языком" открывают выставку "Искусство быть: пространство заботы". 

В этом сезоне выставки всероссийского проекта "Искусство быть" работают в нескольких регионах России. В сентябре он успешно стартовал на площадке Музея истории Выксунского металлургического завода. В ноябре 2020 года свои двери для посетителей инклюзивного проекта открывает краснодарский Центр современного искусства "Типография". Здесь будут представлены 12 арт-проектов, созданных художниками: "Союз выздоравливающих", Наталья Никуленкова и Владислав Мараев, интерактивный цифровой объект "Бот заботы", Маша Орлова, инсталляция "РСН "Восход"/Реабилитационный санаторий для незрячих, Иван Серый, арт-объект "FUTUROMINOR" с аудиоинсталляцией Михаила Курилова, Елена Колесникова, серия арт-объектов "Немебель", Юлия Абзалтдинова, аудиовизуальная инсталляция "Показать то, что нельзя увидеть", Надежда Ишкиняева и Юлия Быленок, аудиовизуальная инсталляция "Тактики в/месте", Маркус Мартинович, серия "Плакаты со словами, которыми ругается мама", Елена Рэмбо, видео "Красивый жест", Арт-группировка "ЗИП", инсталляция "Шалаш", Вероника Павленко и студия "Особые художники", серия "Правила поведения в городе", Егор Рогалев, видеодокументация перформанса "Орган памяти", Творческий коллектив "Хор исполнения желаний". 

В Краснодаре выставочный и образовательный проект "Искусство быть" пройдет под заголовком "Пространство заботы" и будет тематически связан с вымышленной организацией "Лига нежных", исследующей инвалидность в постсоветском пространстве и категорию заботы как её важную и неотъемлемую часть. Тема реабилитации, лежащая в основе всего проекта "Искусство быть", тесно связана с понятием заботы в контексте инвалидности - внимание к человеку, его особенностям и возможностям социализации. В художественных работах на выставке в Краснодаре будет сделан акцент на различных аспектах заботы - от эмпатии и внимательного отношения до гиперопеки и надзора. 

Напомним, что в состав жюри открытого конкурса инклюзивного проекта "Искусство быть", объединяющего художественные произведения с реабилитационным потенциалом, входила, в том числе Елена Ищенко, главный куратор ЦСИ "Типография". 

Посетители увидят проекты, сделанные в Краснодаре во взаимодействии с локальными сообществами. В рамках выставки запланирована параллельная программа. 

 

О проекте:

"Искусство быть" - совместный проект ГЦСИ (Москва) и Благотворительного фонда "Гольфстрим", инициированный в 2018 году. Работы к выставкам отбираются по результатам открытого конкурса. Техническое задание конкурса, составленное кураторской группой в сотрудничестве с экспертами фонда, требовало от конкурсантов обновления привычного художественного инструментария и поиска новых языков общения. Сайт проекта: http://artlabinclusion.com/2020

О фонде:

Благотворительный Фонд "Гольфстрим" зарегистрирован в апреле 2011 г. За 9 лет оказана помощь в оплате лечения и реабилитации более 550 людям с разными тяжелыми диагнозами независимо от возраста, места лечения и гражданства на сумму более 100 млн. руб. Миссия БФ - содействие развитию инклюзивной культуры, в которой есть место каждому. Основное направление деятельности: разработка и реализация программ, позволяющих обеспечить бесконфликтную интеграцию людей с ОВЗ в любые сферы жизни современного общества.  

читать текст

26 октября 2020

Восьмая ежегодная культурно-образовательная акция "Ночь искусств"

3 - 4 ноября 2020 года, Москва

3 - 4 ноября 2020 года в Москве пройдет восьмая культурно-образовательная акция "Ночь искусств".

Цель акции – предоставить возможность гражданам бесплатно побывать в музеях, театрах, библиотеках и познакомиться с культурным пространством РФ. Главный девиз акции – "Искусство объединяет!".

Культурная жизнь Москвы постепенно восстанавливается: работают музеи, библиотеки, концертные залы, театры и другие учреждения. Но эпидемиологическая обстановка в городе не позволяет вернуться к публичным мероприятия в полном объеме. Поэтому "Ночь искусств – 2020" будет проводиться как праздник возрождения столичной культуры и искусства в формате культурно-массовых мероприятий в режиме онлайн.

В период самоизоляции такой формат пользовался большим успехом у зрителей. Организаторы акции соберут "героев" "Ночи искусств" в единую программу, дополнят новыми именами, создадут специальные музыкальные и художественные проекты.

Просмотр мероприятий в режиме онлайн будет свободный, без предварительной регистрации.

Центральные события "Ночи искусств – 2020" состоятся в Бизнес-зале Казанского вокзала и залах Северного речного вокзала. Кроме этого, в онлайн-режиме известные российские художники превратят фойе Центра детского творчества "Строгино" в актуальное и притягательное арт-пространство. Москвичей ожидает разнообразная программа, включающая концерты, спектакли, лекции и кинопоказы, мастер-классы, а также встречи с известными деятелями российской культуры.

читать текст

26 октября 2020

VII Московская международная биеннале молодого искусства

Первая часть основного проекта VII Биеннале стартовала в Музее Москвы 5 сентября и продлится до 6 декабря.

VII Московская международная биеннале молодого искусства, которая открылась 5 сентября и продлится до 6 декабря, состоит из:

– основного проекта, который делится на две части;

– 9 специальных проектов;

– образовательной программы в рамках специальных проектов;

– региональной программы портфолио-ревю;

– проектов параллельной программы.

Первая часть основного проекта VII Биеннале стартовала в Музее Москвы 5 сентября и продлится до 6 декабря. Она состоит из работ четырех художников, показанных на внутренних фасадах Музея Москвы. Художники: Алиса Омельянцева ("Настройки экрана"), Игорь Самолет ("Я смотрю на тебя, ты смотришь на меня"), Рома Богданов (“Screen”) и Алина Глазун ("Без названия. Все немного разные").

Вторая часть основного проекта VII Биеннале представит результаты открытого конкурса для кураторов. Выбранные четыре проекта Абижана Тото ("Наш мир на маршн"), Лизаветы Матвеевой и Франчески Альтамуры ("Я не знаю, Земля кружится или нет.."), Джулии Морале и Штерре Барентсен ("Собственные места//Архивные пространства"), Эльзы Абдулхаковой ("Forbidden Body Language") будут экспонироваться во втором корпусе Музея Москвы с 3 ноября по 6 декабря.

VII Биеннале включает в себя 9 специальных проектов:

Прошедшие:

- Ярмарка молодого современного искусства blazar, которая открылась в Музее Москвы 8 сентября и работала до 13 сентября. На ярмарке были представлены работы молодых художников и галерей.

- Онлайн-перформанс "Мыльная опера", организованный галереей-мастерской "ГРАУНД Солянка". 15 сентября перформанс транслировался в прямом эфире на онлайн-ресурсах ГРАУНД Солянки. Посмотреть перформанс можно по ссылке
 

Текущие:

Проект-платформа "Группа поддержки", которая проходит в арт-центре Cube.Moscow до 11 октября. В рамках данного спецпроекта в Cube. Moscow проводятся лекции, воркшопы, перформансы, групповые практики и многое другое. В проекте-платформе участвуют следующие самоорганизованные инициативы (Клуб анонимно танцующих, Отдел практической аффектологии, Кооператив распределенного сознания и др.). В рамках "Группы поддержки" подготовлена также публичная программа, которая состоит различных мероприятий (артист-токи, лекции и др.).

Вместе. Серия кураторских проектов на 8 площадках. Проводятся с августа по январь:

- Выставка "Радикальное очищение". Проходит до 1 октября в галерее "Парк";
 

Планируемые:

- Выставка "Это все что". Проходит с 2 октября по 15 ноября в галерее "Электромузей в Ростокино";

- Выставка "Окрестности". Проходит с 8 октября по 8 ноября в галерее "Пересветов переулок";

- Выставка "Разархивизация". Проходит с 9 октября по 29 ноября в галерее "Нагорная";

- Выставка "The gathering". Проходит с 16 октября по 29 октября в галерее "Богородское";

- Выставка "За заборами заборы". Проходит с 17 октября по 8 ноября в галерее "Здесь на Таганке";

- Выставка "Системы.Сверхсистемы". Проходит с 3 ноября по 22 ноября в галерее "Ходынка";

- Выставка "Семейные ценности". Проходит 21 ноября по 10 января в галерее "На Песчаной".

 

Выставка "Карта человеческой природы" в Государственном музейно-выставочном центре "РОСИЗО" будет работать с 1 октября по 1 ноября. Для участия в спецпроекте было подано более 200 заявок от современных художников, из которых отобраны 19 авторов.

Выставка Homo communicare в Московском музее современного искусства откроется 10 октября и продлится до 15 ноября.

"Закрытая рыбная выставка" в Центре Вознесенского откроется 21 октября и продлится до 22 ноября. Выставка - реконструкция молодыми художниками одного из ключевых событий в истории московского концептуализма - "Закрытой рыбной выставки" Игоря Макаревича и Елены Елагиной.

Проект московского международного фестиваля экспериментального кино MIEFF стартует 3 ноября и продлится до 6 декабря в Музее Москвы. Команда фестиваля приглашает молодых фильммейкерок/ов и видеохудожниц/ков принять участие в специальном проекте VII Московской международной биеннале молодого искусства - междисциплинарной образовательной программе "Внеклассные практики".
 

Образовательная программа

VII Биеннале также включает в себя параллельную программу, которая состоит из 24 проектов:

- Серия мастер классов и лекций "Inside out"

- Эко-опера "Вода"

- Выставка "Амбивалентность"

- Выставка "Аппроксимация несовозможными"

- Аудио инсталляция "Закон сохранения звука"

- Выставка "Поезд "Москва – Токио"

- Выставка "Прозрачность. Новое растворение"

- Выставка "Redrum"

- Выставка "On the way home"

- Выставка "Параллели"

- Выставка "Invisible power"

- Кураторский open call "без_названия_1"

- Open call для художников "rftwtkzhbz/канцелярия"

- Выставка "Помехи"

- Выставка "Превращения"

- Выставка "Out of the map"

- Выставка "Арт-память"


Проекты на площадках Московского музея современного искусств

-  Выставка "По головам"

- Выставка "Свет звезды и лабиринт минотавра"

- Выставка "Маточкин шар* *Пролив компаса"

- Выставка "Против зерна"

- Выставка "Паузы"

- Выставка "Музей природы"

- Выставка "20:20. Время остановилось". Совместный проект с Buro24/7

читать текст

23 октября 2020

INTRADA APRIORI

25 октября Apriori Arts Agency представляет концерт вокального ансамбля Intrada под управлением Екатерины Антоненко в Галерее НИКО.

25 октября Apriori Arts Agency представляет концерт вокального ансамбля Intrada под управлением Екатерины Антоненко в Галерее НИКО.

В программу концерта вошла русская духовная музыка барокко и классицизма во всем ее многообразии. Песнопения "Рождество Твое, Христе Боже наш" и "Днесь Христос" – образцы строчного пения, имеющего древние корни и свободного от западного влияния.

Партесный стиль, напротив, можно назвать русской ветвью западноевропейского барокко. К этому стилю принадлежат сочинения Василия Титова, которого современники называли "царственным мастером". Его огромное наследие пока известно лишь в очень небольшой части, более 150 сочинений ждут своего возрождения. Концерты "Начало нашего спасения", "Веселитеся, праведнии" и "Родился еси" принадлежат к монументальному циклу концертов на 12 голосов, посвященных Двунадесятым праздникам. Редкое в западной барочной музыке 12-голосие в России XVIII века было наиболее распространенным составом, что свидетельствует о высочайшем мастерстве певцов. Для этого же состава написан миниатюрный концерт Василия Гусева "Христос раждается" – одно из двух обнаруженных на сегодня сочинений этого талантливого композитора.

За авторство пасхального концерта "Днесь ад рыдает" в старинных рукописях "спорят" Василий Титов и Герасим Завадовский, которого современники наградили прозвищем "Генерал бас".

В тексте анонимного концерта "Предстательство страшное" упоминается царствующая особа. В разные годы его пели, называя имена Елизаветы Петровны, Петра III и Екатерины II – годы шли, а музыка не устаревала.

Русскую музыку эпохи классицизма невозможно представить без фигуры Дмитрия Бортнянского. В программе концерта он предстает не только композитором, но и "редактором" музыки римлянина Джованни Биорди, трудившегося в Сикстинской капелле. Бортнянский обработал его сочинение для исполнения хором Придворной певческой капеллы.

Сенсацией стало обнаружение Екатериной Антоненко концерта Василия Пашкевича "Приидите, возрадуемся". Еще совсем недавно было известно о пяти концертах Пашкевича, из которых ни один до нас не дошел. И вот нашелся шестой. К счастью, он сохранился, и после двух столетий забвения мы снова можем его услышать.

Концерт пройдёт при поддержке Министерства культуры РФ в рамках проекта "Шедевры русской духовной музыки в столице и регионах России: от эпохи барокко до наших дней".

https://nikoartgallery.com/afisha/intrada-apriori/

читать текст

23 октября 2020

Анна Старшенбаум, Алексей Барабаш, Юрий Цурило, Юлия Ауг и Ольга Тумайкина в многосерийной драме "Зови меня мамой"

Премьера на телеканале "Россия 1"!

Премьера на телеканале "Россия 1"!

26 октября в 21:20 телеканал "Россия 1" начинает показ многосерийной драмы "Зови меня мамой". Фильм, основанный на реальных событиях, рассказывает о сельской девушке Татьяне, которая оказывается в центре трагических событий начала 1930-х годов. Героине приходится в одиночку выживать в трудное время, прятаться от врагов и искать в себе силы после предательства мужа сохранить в сердце любовь. "Зови меня мамой" – это история о том, что даже в страшных испытаниях можно выстоять и пронести через годы любовь друг к другу и родной земле. Главные роли в фильме исполняют Анна Старшенбаум, Алексей Барабаш, Юрий Цурило, Юлия Ауг, Ольга Тумайкина, Владимир Капустин, Дмитрий Муляр.

События в фильме затрагивают несколько десятилетий – от 1929 года до начала Великой Отечественной войны. Дочь зажиточного деревенского мельника Татьяна (Анна Старшенбаум) знакомится с Николаем (Алексей Барабаш), сыном кулака из соседнего села. Их тянет друг к другу, но к Татьяне уже спешат сваты от Василия (Андрей Фролов). Сердце девушки занято мыслями о Николае, и она отказывает крестнику сельского председателя. Николай и Татьяна решают быть вместе, а родители невесты – Павел (Сергей Беляев) и Марфа (Ольга Тумайкина) – благословляют этот союз. Кажется, счастью молодых не будет конца. Но в стране лютует продразверстка, а за изъятие излишков у крестьян поручено отвечать Василию. И первым делом обиженный жених спешит в дом Козловых, где теперь живет замужняя Татьяна. Чтобы спасти сына от мести Василия, Григорий Козлов (Юрий Цурило) силой отсылает Николая в Москву. Вскоре за ним, спасаясь от раскулачивания и ссылки, едет и Таня. Она надеется отыскать мужа, но застает его в квартире чужой женщины. В Москве девушка находит приют в доме крупного инженера, куда устраивается нянькой. Но власть не щадит и влиятельных хозяев: Тане приходится бежать, спасая их маленьких сыновей. С двумя детьми на руках девушке все труднее скрываться от преследования.

Анна Старшенбаум: "Моя героиня Татьяна – совсем юная девушка, которая попадает в тяжелейшие обстоятельства. Для меня было очень неожиданным приглашение на эту роль. Я всегда видела себя только в современных амплуа, но режиссер уговорил меня попробовать сыграть героиню 1930-х годов. И это был очень приятный для меня опыт. Оказалось, что исполнять подобную роль легче: такие роли глубокие, хорошо прописанные, и ты всегда понимаешь, что делаешь. Наш фильм – это история, о том, как переживали страшные времена обычные люди из глубинки, как пытались сохранить самое важное в жизни – семью и любовь".

Алексей Барабаш: "Люди во все времена одинаковые по своей сути. Отличия составляют лишь социальные нюансы, стиль одежды, манеры. Для меня было важно создать героя, и он получился таким, каким я его задумал. Я увлекся воплощением простого сердечного человека, который живет сердцем, не задумываясь. Он дурачок в хорошем смысле этого слова, любит одну женщину всю жизнь, много ошибается, делает глупости, но при этом остается человеком, а не это ли ценится во все времена? Коля Козлов оставил яркий след в этой удивительной истории своей наивностью, жаждой жизни и познания. Я думаю, что мне удалось создать нового, не игранного ранее никем героя".

Ольга Тумайкина: "Герои нашего фильма "Зови меня мамой" проходят разные перипетии и испытания, начиная от любви, заканчивая войной и мирным временем. У моей Марфы трагическая судьба. Будучи очень сильной женщиной, однажды она получает такой удар, что теряет почву под ногами, а ее разум как бы впадает в сон, чтобы защитить себя от горя, которое она не может вынести. В ней столько сдержанной боли, что в какой-то момент мне стало ее очень жаль. Такой судьбы я бы не пожелала никому".

Дмитрий Муляр: "Наш фильм о верности, человеческой взаимовыручке, взаимоотношениях людей в непростое время, о том, как даже незнакомые люди пытаются помочь друг другу и остаются при всем этом ужасе людьми. Но это не хроника событий, это локальная человеческая история. Я играю врача Махова, который приезжает из города по вызову к детям главной героини, которых она выдает за своих. Он знакомится с Татьяной, даже симпатизирует ей, помогает ей и детям, возится с ними. Махов положительный человек из породы ушедшего века. Он из интеллигентной династической семьи врачей, человек довольно высокой культуры, каких уже, наверное, не встретишь".

Съемки драмы "Зови меня мамой" проходили в Москве и Подмосковье. Вокзал, откуда героиня Анны Старшенбаум в спешке отправляется в Москву, исполнила историческая усадьба "Середниково". Эпизоды военных действий также снимали в Подмосковье, где был выстроен госпиталь. А вот за живописными видами севера России съемочная группа отправилась в Карелию. Актеры вспоминают, что в свободные от работы дни плавали по Ладожскому озеру на остров Валаам.

Музыку к сериалу "Зови меня мамой" написал композитор Артем Васильев ("Грозный", "Годунов", "Со дна вершины", "София", "Экипаж", "Воин", "Конец прекрасной эпохи") – обладатель многочисленных наград, в числе которых специальный приз ТЭФИ за сериал "София" и премия "Золотой орел" за музыку к фильму "Экипаж".

Премьера многосерийной драмы "Зови меня мамой" состоится на телеканале "Россия 1" 26 октября в 21:20.

Производство: "Р Медиа".
Авторы сценария: Марина Постникова, Валентин Спиридонов, Дмитрий Терехов.
Режиссер-постановщик: Сегрей Пилаков.
Операторы-постановщики: Денис Мадышев, Максим Колиганов.
Художники-постановщики: Игорь Коцарев, Илья Широков, Максим Алипченко.
Художники по костюмам: Светлана Литвинова, Алиса Видута.
Художники по гриму: Марина Евсеенко, Валентина Мочалина.
Композитор: Артем Васильев.
В ролях: Анна Старшенбаум, Алексей Барабаш, Андрей Фролов, Ольга Ергина, Дмитрий Муляр, Юрий Цурило, Сергей Беляев, Ольга Тумайкина, Владимир Капустин, Екатерина Шпиринг, Юлия Ауг, Татьяна Лялина и другие. 

читать текст

22 октября 2020

Новые проекты паблик-арт программы "Сказки о золотых яблоках"

"Белые цветы" – трибьют врачам и пациентам 2020 года, индустриальный сквер и перформанс-рождение огненной скульптуры.

"Белые цветы" – трибьют врачам и пациентам 2020 года, индустриальный сквер и перформанс-рождение огненной скульптуры. Новые проекты паблик-арт программы "Сказки о золотых яблоках", как и все в этом сезоне, рефлексируют кризис и ищут новые смыслы в происходящем сейчас.

Белые цветы, благодаря метафоре Абсалямова А.С. в одноименном романе, стали символом врачей в Татарстане. Три уровня этой метафоры работают каждый в своей плоскости, но все они предназначены для тех, кто смотрит из окон Центральной районной больницы г. Альметьевска, и кто входит в приемный покой.

"Белые цветы" № 1 – на стене над приемным покоем появилась роспись известного российского коллажиста Ивана Найнти. Здесь собраны вместе крокусы, цветочные вышивки из Альметьевского района и рассвет над холмами как символ надежды и исцеления. Авторские тиражные принты можно купить на сайте almetpublic.art, все средства от продажи которых будут перечислены врачам Центральной районной больницы.

"Белые цветы" №2 – 1500 белых крокусов были посажены прямо под окнами больницы альметьевцами, которые захотели принять участие в акции. Расцветут они уже весной 2021 года. Другое название крокуса – шафран, имеет большое значение в суфийское медицине. Описание лечебных свойств шафрана есть в китайских медицинских книгах, относящихся к 2600 году до н. э. и в египетских текстах датируемых 1500 годом до н. э. Шафран всегда был символом редкого и драгоценного, а цветы крокуса в свою очередь считаются символом стойкости и выносливости, перехода в лучшие времена.

"Шафран в татарской культуре занимает особое место, он использовался в суфийских ритуалах, кулинарии и даже рукописях в качестве краски, его широкое хождение в татарской среде стоит связывать с персидскими культурными корнями", – комментирует эксперт программы, доктор философии (PhD), преподаватель Амстердамского университета Альфрид Бустанов.

"Сейчас время посадок крокуса. Он зацветет рано-рано весной, когда еще нет ничего и только снег сходит. Это будет символичный подарок врачам, символ древней медицины, весны и возрождения", – комментирует эксперт программы, куратор направления "Природа в городе", инженер садово-паркового строительства Игорь Сафиуллин.

"Белые цветы" №3, №4 – это инсталляция из жатой нержавеющей стали, света и сетки рабицы в виде вышитого цветами полотна перед окнами больницы и небольшие скульптурные композиции по дороге ко входу больницы. Своеобразное "покрывало" будет отбрасывать причудливые цветочные тени и блики в темное время суток, создавая повседневное волшебство. Авторы архитектурное бюро "11" использовали в технологичной композиции образы цветов с вышивок из дома-музея философа Ризы Фахретдина в селе Кичучатово.

Полина Ёж, куратор паблик-арт программы "Сказки о золотых яблоках":

"Больницы в городской среде сейчас стали индикаторами нашего времени, а роль врачей в обществе прорастает новыми смыслами. Мне кажется, что сознание определяет во многом то, на что мы смотрим из окна – и это значение гиперболизируется сейчас. С другой стороны есть путь до больницы – повседневный для многих. Поэтому главной территорией для нас стал вид из окна больницы и дорога к приемному покою, именно это пространство художники наполняют белым цветами, светом и бликами, давая надежду и новые смыслы, которые для всех свои в красоте”.

Индустриальный сквер

Индустриальный сквер – это синтетический (от слова "синтез") проект, в котором художественным высказыванием становится целых 6 тыс. м2 поверхности земли. Основной темой проекта станет восстановление баланса природы в городской индустриальной среде, который утрачен в современном мире. 19 октября был сделан первый шаг, который символически положил начало будущего сквера. Ученики биолого-химических классов города Альметьевска совместно с ландшафтным инженером Игорем Сафиуллиным, разрезав асфальт, высадили в подготовленный грунт семена дикорастущих многолетних растений, собранных во время экспедиции в Альметьевском районе. Они собрали из старого асфальта ландшафтную композицию, которая стала началом будущего Индустриального сквера. Пространство перед действующей котельной в центре города было выделено в 2019 году из территории промышленного назначения для общественного пользования. Помимо ландшафтных объектов, весной здесь появятся поверхности для городских практик, таких как экстремальное катание и паркур в художественной интерпретации.

Перформанс-рождение огненной скульптуры "В 2020 было то..."

Вечером 19 октября на берегу Альметьевского водохранилища состоялся перформанс-рождение нового арт-объекта – огненной̆ скульптуры "В 2020 случилось то…". Это завораживающее действо можно было увидеть онлайн по ссылке: https://ok.ru/live/1714563128867 и вживую, но ограниченному количеству зрителей. Петербургские художники-керамисты Екатерина Алимова, Артем Максимов и Анна Духанова создали в Альметьевске огненную скульптуру по мотивам сказки Алины Сафиной - жительницы Альметьевска, которая победила в народном голосовании сбора сказок о периоде самоизоляции "Сказки наших дней". Вслед за Алиной, скульпторы уже в своей работе размышляли о сне и яви, о мыслях и формах, о ценностях материального и духовного, о полной переоценке внешнего и внутреннего миров. Ведь у каждого из нас своя история о том, что же случилось в 2020. И в созданной скульптуре каждый найдет что-то своё.

Огненная скульптура - это отдельный̆ жанр в керамическом искусстве, когда скульптура сама по себе уже является дровяной̆ печью и обжиг происходит изнутри. Получается огненный̆ художественный̆ перформанс, в котором стихия огня наполняет жизнью скульптуру, а зрители становятся участниками этого чуда. Обжиг продлился целый̆ день, а в 19:30 после того, как художники сняли специальную защиту – каолиновый кокон – в прямом эфире и на глазах у небольшого числа зрителей вживую из пламени произошло рождение нового арт-объекта.

Рассказывая о замысле своего перформанса, скульпторы обозначают, что это "Рождение "Нового мира" из огня, словно из кокона. Рефлексия на тему неотъемлемых атрибутов пандемии как "Старого мира": перегруженность информацией, недостоверность источников, обилие слухов, пост правда, конфликт внутреннего с внешним, сакрального и профанного. В этом процессе огонь, подчеркивая эфемерность происходящего, обозначил переход в новую реальность – "Новый мир и трансформацию". Состояние человека в новых условиях, изменение привычных поведенческих алгоритмов, и, как следствие – изменение мышления".

Справка:

"Сказки о золотых яблоках" - пятилетняя паблик-арт программа в г. Альметьевск, которая инициирована компанией "Татнефть" и реализуется Институтом исследования стрит-арта при участии группы приглашенных экспертов и художников из разных стран. Проект представляет собой эпос об истории нефтяного региона и его жителях, перенесенный на городские стены и соединенный общим маршрутом, который можно проехать на велосипеде и прочитать город как книгу. Все истории, которые иллюстрируют художники, были собраны в Альметьевском районе или представляют собой фрагменты общего культурно-исторического наследия Татарстана.

Полина Ёж - руководитель проекта, куратор, со-основатель Института исследования стрит-арта. Арт-менеджер, социолог-публицист и экспериментатор. Закончила СПбГУ, факультет журналистики. Более 10 лет работала в качестве критика, рецензента и редактора, после чего решила сменить сферу деятельности и ушла из медийного и информационного пространства, чтобы начать реализовывать выставочные и издательские проекты. В 2007 году выступила с идеей создания журнала о моде и искусстве "11." для Лофт Проекта ЭТАЖИ; до 2008 года исполняла обязанности главного редактора издания.

В 2013-2016 годах работала руководителем проекта Музея уличного искусства, занимаясь процессуальными и стратегическими моментами от создания постоянной экспозиции до строительства и открытия публичной площадки, налаживания ее деятельности, нэйминга и проведения временных выставок. Крупнейшим выставочным проектом в стенах Музея стала выставка Casus Pacis, участвующая в европейской биеннале современного искусства "Манифеста 10". Со-куратор проекта росписи испытательного стенда завода "Климов"; Куратор проекта росписи "Гравитация" двигателя TB7-117 завода "Климов" совместно с художником @rozezor для презентации на авиационном космическом салоне МАКС 2017.

С 2017 года куратор и продюсер пятилетней паблик-арт программы "Сказки о золотых яблоках" в городе Альметьевск @almetpublicart ⠀

Художники:

Иван Найнти - родился в 1990 году в подмосковном городе Протвино, где в настоящее время живёт и работает в свободном режиме. По образованию инженер-программист и графический дизайнер. Начал свой творческий путь в 2007 году с рисования граффити и параллельного увлечения плёночной фотографией. Принимал участие в российских и зарубежных фестивалях, посвящённых уличному искусству.

Иван создаёт коллажи, иногда перенося их в монументальные пространства, работает с деревом и другими материалами, найденными предметами, создавая ассамбляжи или объекты, занимается иллюстрацией, фотографией и издаёт собственные журналы (зины). Работы Ивана Найнти находятся в частных коллекциях в России, Польши, Чехии, Германии, Англии, Израиля, Бразилии, Пуэрто-Рико и Австралии.

Персональные выставки:
2019 "Смерть цветов". Галерея Futuro. Нижний Новгород
2018 "Смерть цветов". Галерея RuArts. Москва
2017 "Memo". FGA space, завод "Кристалл". Москва
2015 "Фрагменты и находки". Арткоммуналка. Коломна
2013 "Начало". Городской музей. Протвино


Катерина Алимова - родилась в 1987 году. Получив образование в Санкт-Петербургском Государственном университете по направлениям журналистика, антропология и этнография, Катерина начала обучение в художественной мастерской А. Гладкого и В. Носковой, и закончила ее в 2012 г. С 2011 года работает в керамической мастерской LikeForms Ceramics. Участник международных выставок и симпозиумов. Работы хранятся в государственных и частных коллекциях и музеях в России, Европе, СНГ

Артем Максимов - окончил Минский государственный профессиональный технический колледж декоративно-прикладных искусств им. Кедышко по направлению "ДПИ, Керамика" и отделение "Изделия из керамики" Белорусской государственной академии искусств. Уже четыре года работает в керамической мастерской LikeForms Участник и организатор международных выставок и симпозиумов. Работы хранятся в государственных и частных коллекциях и музеях в России, Европе, СНГ, Южной Америке.

Анна Духанова - родилась в 1992 году в семье художников. Работает с керамикой с 2010 года. Основатель студии Space.ceramic.

Художники развивают линию творчества, балансирующую на грани западной философии и древневосточных художественных практик, между венским акционизмом, буддийским искусством Хара-Хото и инсталляциями Ай Вэйвэя. Катерина и Артем фокусируются на поисках новой идентичности и "русской души" в современной цифровой реальности. В разработанной ими концепции "Щелизма" отражается двойственность человеческого бытия и его трагически нереализованного потенциала в мире возможностей. Они рефлексируют над состоянием социума с его тревожностью по поводу социально-экономических бурь, с его страхом изолированности, с его системами контроля и таргета, заставляющими жить с ощущением взгляда на затылке. Помимо керамики, занимаются также стрит-артом, инсталляцией, перформансом.

Анна Дельгядо - родилась в Ленинграде, окончила Мархи. В 2011 году вместе с Александрой Янкевич придумали бюро 11. Занимаемся архитектурным проектированием, общественными интерьерами, реконструкцией и инсталляциями. Архитектор, художник.

читать текст

21 октября 2020

Второй международный фестиваль Brusfest пройдет в Москве с 25 октября по 25 ноября

Вдохновившись успехом у зрителей и профессионального сообщества, команда смотра сформировала программу для фестиваля 2020 года.

Новое название в осеннем списке театральных фестивалей хорошо зарекомендовало себя в год своего рождения. Вдохновившись успехом у зрителей и профессионального сообщества, команда смотра сформировала программу для фестиваля 2020 года. Созданный в память о Дмитрии Брусникине, Brusfest сконцентрировал внимание на "док"-формате, занимавшем важное место в работе режиссера и педагога. Второй по счету фестиваль продолжает знакомить зрителей с этим направлением театрального искусства.

Новые обстоятельства, ситуации, в которые ставит нас сегодняшняя реальность, подталкивают художников к фиксации и осмыслению происходящего, и здесь документалистика в различных ее вариантах - бесспорно, действенный инструмент. Brusfest-2020 - это спектакли, читки и перформансы, соединяющие в себе интерес к слову, к телу, к человеку, в его индивидуальных, социальных, политических проявлениях. Нам интересно, что сегодня является документом в пространстве искусства, и каково его бытование; как факт взаимодействует с контекстом, а событие с интерпретацией.

Brusfest - это российская и международная афиша, лаборатория и образовательная программа. Кураторы фестиваля постарались отобрать в программу спектакли и специальные события, на примере которых можно составить представление обо всем многообразии документального театра и смежных жанрах. Международная программа представлена названиями из Финляндии и Беларуси. География российской части - Краснодар, Псков, Санкт-Петербург, Москва.

В этот непростой момент как никогда важно объединение усилий разных институций, формирование и поддержка единого культурного поля, и как результат - создание проектов в копродукции. Так в 2020 году Brusfest и юбилейный XV фестиваль "Территория" представят публике четыре совместных события в период проведения двух фестивалей: проект Мастерской Брусникина "Пригов. Азбуки", осмысляющий творчество Дмитрия Пригова, перформанс-инсталляцию для 12 танцовщиков "Дыхание" Дины Хусейн и Анны Гарафеевой в Музее Москвы, проект "Театра взаимных действий" "Университет птиц" и презентацию новой книги о Дмитрии Брусникине "Человек размером с дом" издательства ММОМА.

25 октября, последний день показа спектакля "Пригов. Азбуки", являющегося частью ежегодного site-specific проекта фестиваля "Территория" "Живые пространства", и первый день Brusfest закономерно становятся точкой пересечения и символической "передачей эстафеты" от одного фестиваля к другому. В этот день показы "Азбук" проходят в рамках программ двух фестивалей.

Brusfest представит два спектакля одного из самых интересных молодых российских режиссеров Сергея Чехова. Спектакль-инициация "Жизнь мертвецов", ("Один театр", Краснодар), разворачивающийся в нескольких локациях, предлагает зрителю разговор о смерти во всевозможных аспектах. Псковский драматический театр покажет генеративную оперу о механике человеческого мышления "7САМУРАЕВ".

Продолжит программу спектакль Дмитрия Волкострелова "Квазифутбол" ("Один театр", Краснодар) для четырёх исполнителей и арбитра, содержание которого всегда основано на результатах последнего матча ФК "Краснодар".

Совместный проект четырех институций - Brusfest, Фестиваля "Территория", Музея Москвы и Московской Международной Биеннале Молодого Искусства - "Дыхание" пройдет в Музее Москвы. Это перформанс-инсталляция Дины Хусейн и Анны Гарафеевой о дыхании как способе фиксации состояний, переживаемых человеком и обществом.

Международную программу фестиваля откроет проект "Примитивы" из Беларуси. Спектакль Александра Марченко основан на документальном погружении в жизнь и творчество белорусской художницы-самоучки Алёны Киш.

В спектакле "Невидимые земли" режиссеров Исмаэля Фалке и Сандрины Линдгрен из Финляндии тела актеров становятся площадкой для кукольного спектакля о беженцах, основанного на реальных событиях. В связи с невозможностью приезда театра в Россию спектакль будет показан онлайн с последующим обсуждением.

Истории горожан от первого лица, рассказанные на площадках в спальных районах Москвы, прозвучат в спектакле Бориса Павловича "Город. Разговоры" (Фонд ALMA MATER, Санкт-Петербург).

В московскую часть афиши Brusfest вошли яркие премьеры. Мастерская Кудряшова покажет спектакль Григория Добрыгина, где зрители под руководством величайших дирижеров современности превращаются в музыкантов симфонического оркестра - "Вот и все, что вам нужно знать о дирижировании". Специально к программе фестиваля Мастерская также подготовит эскиз "Приоткрытый микрофон" - знакомство студентов с жанром стендап-комедии. Российский Еврейский Конгресс, Мастерская Брусникина, Бюро Художественного Проектирования представят спектакль Жени Беркович "Черная книга Эстер", историю Эстер и Амана как терапию травмы главной катастрофы в истории человечества. Театр.doc представит проект "Будущее.doc" Дмитрия Соболева - спектакль о том, что думают и что волнует подростков в жанре headphone verbatim: в режиме реального времени перформеры воспроизводят фрагменты интервью, звучащих в наушниках.

Второй премьерный блок показов проекта "Театра взаимных действий" "Университет птиц" станет частью программы Brusfest. Иммерсивный выставочный проект посвящён темам экологического сознания, невербальной коммуникации, практикам взаимного сосуществования принципиально различных культур и изучению нового языка как возможности трансформации личности.

В программе Brusfest появился пластический перформанс Алексея Нарутто "Черное небо", телесно и драматургически исследующий феномен “черного неба” в локальном и глобальном форматах. Мы покажем оперу "Де-Ба-Рр-Ка-Де-Рр" композитора Анны Поспеловой в постановке Филиппа Виноградова для женского вокального ансамбля и драматической актрисы, созданную как портал в пространство личных воспоминаний. Знакомство с современной док-драматургией продолжит читка-акция документальной пьесы ОСУМБЕЗ / РЕА-НЕМИРОВ. ВИРТУАЛЬНЫЙ ПЛЕНУМ про рождение, жизнь и смерть литературного объединения ОСУМБЕЗ, созданная молодежной поэтической студией при Центре Вознесенского и Отделом Боли Театра.doc (драматург Рина Денисова, режиссер Надя Тропилло). В программу вошел вербатим в масках - спектакль Александра Коручекова со студентами Мастерской Женовача, ГИТИС "Камон, ребята, это моя жизнь! Или монстры п****т роботов".

Brusfest старается не просто знакомить зрителей с современными высказываниями в жанре "док", но и предлагать публике познакомиться с историческим контекстом направления. Поэтому важная часть афиши - образовательная программа: читки знаковых документальных пьес последних 20 лет "Драматургия дока" (куратор - Анна Банасюкевич) и круглый стол, участники которого поговорят о том, как изменился язык док-драматургии за эти годы. Для профессионалов кураторами Павлом Рудневым и Мариной Брусникиной сформирована программа фестиваля-конференции "Актерское образование. Апгрейд. Педагоги - педагогам" - серию мастер-классов по техникам и направлениям актуального театра, обмен опытом столичных и региональных педагогов театральных ВУЗов.

Студенты 2 курса Школы-студии МХАТ (Мастерская Марины Брусникиной и Сергея Щедрина) предложат вниманию публики ультра-современный материал: читку пьес, написанных в эпоху пандемии "Спасибо, вирус" (куратор - Михаил Дурненков).

Смыслообразующее событие фестиваля - презентация книги о Дмитрии Брусникине "Человек размером с дом" (авторы - Ксения Перетрухина, Анна Банасюкевич, и Елизавета Спиваковская), на основе материалов с одноименной выставки, открывшейся в этот же день ровно год назад, созданной совместно с фестивалем "Территория". В день рождения Дмитрия Владимировича Брусникина, ставший днем рождения Brusfest, выставки и книги о нем, вновь соберутся почтить память Мастера его близкие, друзья и коллеги.

Финальной точкой фестиваля станет премьера спектакля Юрия Квятковского и Анастасии Великородной "ЧПР" - вербатим нового поколения "брусникинцев" по материалам разговоров с представителями исчезающих, а также новых, только появившихся профессий (проект Школы-студии МХАТ, Музея Москвы, театра "Практика", Мастерской Брусникина).

С момента своего создания Brusfest развивает волонтерскую программу. Команда старается не просто давать участникам простые задания, но и ставить перед ними серьезные задачи, параллельно обучая их. В 2020 году лучшие участники программы получат рекомендации для последующего трудоустройства. В этом году практику в Медиацентре Брусфеста в числе других волонтеров пройдут студенты школы практического театроведения Высшей школы сценических искусств Константина Райкина (мастера - Павел Руднев и Михаил Дурненков).

В 2020 году Brusfest старается ответственно подходить к вопросу использования бумаги, сувенирной продукции и печатных материалов. Мы пока не готовы полностью отказаться от них, но пробуем делать первые шаги в этом направлении.

Площадки Brusfest-2020: театр "Практика", Новое пространство театра Наций, Другая сцена "Современника", Музей Москвы, Боярские палаты СТД РФ, ММОМА, Театр.doc, парк "Зарядье", Малая сцена МХТ им. Чехова, Учебный театр ГИТИС.

В программе Brusfest-2020 возможны изменения. Следите за обновлениями на BRUSFEST.RU

Учредители фестиваля Brusfest - театр "Практика" и Мастерская Брусникина

Художественный руководитель Brusfest - Марина Брусникина

Директор Brusfest - Екатерина Троепольская

Программный директор Brusfest - Юрий Квятковский

Куратор Brusfest - Анна Банасюкевич

Фестиваль проводится при поддержке Фонда президентских грантов.

читать текст

19 октября 2020

Радиопроект "Раритет". Прием заявок

Совместный проект Союза театральных деятелей России, "Радио "Культура" и "Радио России".

В 2020 году большинство российских артистов старшего поколения оказались отделены от театра и работы на сцене: им рекомендовано оставаться дома ради собственной безопасности и здоровья. Длительное нахождение в четырех стенах неизбежно становится тяжелым испытанием.

"Для артиста играть – значит жить, он не может без театра. Ощущение своей никчемности, невостребованности может унести жизни многих людей", – говорит Председатель СТД РФ, народный артист России Александр Калягин.

Чтобы поддержать творческий тонус российских артистов, СТД РФ, "Радио "Культура" и "Радио России" запускают новый эфирный проект "РАРИТЕТ".

Партнером проекта является Центральная научная библиотека СТД РФ, в архивах которой собраны редкие и бесценные материалы из театральной периодики XX века. Некоторые из них – уникальные литературные образцы, сохранившиеся в единичном экземпляре.

В рамках проекта мы приглашаем артистов старше 65 лет со всей России, чтобы озвучить в радиоэфире архивные материалы: интересные заметки о премьерах, актерах и режиссерах минувшего столетия.

Команда проекта:

Продюсеры: Ксения Ламшина, Митя Мозговой
Редактор: Ирина Хамзина
Звукорежиссер: Даниил Чумаченко
Подбор архивных материалов: Людмила Сидоренко

Технология:

Запись актеров производиться через программу ZOOM. Монтаж и выпуск в эфир осуществляют сотрудники радио.
Технические требования: стабильный интернет, умение пользоваться программой ZOOM.

Условия участия:

- к участию в проекте приглашаются артисты старше 65 лет;

- обязательно наличие профессионального актерского образования;

- необходимо заполнить анкету: https://forms.gle/GY8BbtrfbcEgDfwZ6;

- необходимо записать видеовизитку: прочитать любое литературное произведение, хронометраж 3 мин.;

- отбор участников происходит на конкурсной основе.

Финансовые условия:

- участие в проекте бесплатно;

- приоритет в конкурсном отборе отдается членам СТД РФ.

 

Прием заявок до 25 октября 2020 года включительно.

Отбор актеров происходит на основе открытого конкурса СТД РФ.

Прием заявок на участие с 19 по 25 октября 2020 года, подробности на сайте http://stdrf.ru/news/3015/

Результаты конкурсного отбора будут объявлены 28 октября 2020 года на сайте СТД РФ.

P.S. Если среди ваших знакомых есть опытные и талантливые артисты старше 65 лет, которым был бы интересен наш проект, расскажите им о нас! Мы будем благодарны, если вы поможете им принять в нем участие.

читать текст

19 октября 2020

Выставка "История развития мультимедиа искусства. Ленинград – Санкт-Петербург. 1986-2001"

22.10.2020 – 22.11.2020

22 октября в Центре Курёхина открывается выставка "История развития мультимедиа искусства. Ленинград – Санкт-Петербург. 1986-2001". Проект воссоздает многообразие освоения новых путей и технологий в искусстве тех лет: от первых съёмок независимого и параллельного кино андеграундными режиссерами и художниками к видео арту, синтетическому перфомансу и хеппенингу; от традиционного- и фотоколлажа к компьютерному коллажу, монтажу и инсталляциям.

Уникальность пути развития российского медиа арта привела к возникновению новых языков в искусстве: к сетевому искусству (веб-арту и нет-арту), виджеингу, диджеингу, саунд-арту и к художественным экспериментам с новым медийным пространством, актуальным в XXI веке. Становясь первооткрывателями в эпоху возникновения Интернета и отсутствия представлений о западной художественной жизни, ленинградские и петербургские художники формировали собственный, экспериментальный путь развития медиа искусства.

На выставке представлены эксперименты пионеров медиа арта в России: фильмы, коллажи и инсталляции Ольги Тобрелутс, Константина Митенёва, Дмитрия Пиликина, Тимура Новикова и Сергея Шутова, группы Инженеры Искусства, Галины Леденцовой и группы Запасной Выход, Людмилы Беловой, Беллы Матвеевой и Владимира Захарова, а также тех объединений и течений, деятельность которых в Ленинграде–Санкт-Петербурге на заре 90-х и во времена Перестройки способствовала возникновению новых направлений в искусстве. Это Независимое кино и Параллельное кино, Некрореалисты, Новые Дикие, Речники, Новые Художники, Новые Композиторы, Пиратское Телевидение, Новая Академия, Товарищество Новые Тупые, АХЕ, Инженеры Искусств, Киберфеминизм, Галерея 21, группа Запасной Выход, группа Свои и ФНО.

Сегодня персональные выставки пионеров медиа-арта путешествуют по музеям мира. Поэтому именно в Петербурге, колыбели российской медиа-революции, важно показать в полном объеме их произведения, начиная с экспериментов параллельного кино и заканчивая лентикулярными панелями. Дух свободы, демократии, творческого эксперимента, который несла с собой Перестройка, отразился в исканиях молодых независимых художников и режиссёров того времени, развивавших свое видение и авангардное искусство посредством освоения новых технологий.

Выставка продлится до 22 ноября. Куратор выставки – Виктория Илюшкина.

Место проведения: Центр современного искусства Сергея Курёхина.

Сайт: https://kuryokhin.net/

Возрастное ограничение: 18+

читать текст

13 октября 2020

"Закрытая рыбная выставка. Реконструкция"

Центр Вознесенского при участии Института современного искусства "БАЗА" представит специальный проект VII Московской международной биеннале молодого искусства.

Проект в Центре Вознесенского - реконструкция молодыми художниками одного из ключевых событий в истории московского концептуализма - "Закрытой рыбной выставки" Игоря Макаревича и Елены Елагиной, отмечающих в этом году 30-летие совместной деятельности. Выставка откроется 21 октября и продлится до 22 ноября.

Художественный руководитель / автор идеи - Ян Гинзбург
Куратор - Дмитрий Хворостов

Реконструкция "Закрытой рыбной выставки" Елагиной и Макаревича стала практической частью лаборатории Яна Гинзбурга и Дмитрия Хворостова в Институте современного искусства "База". Открытая осенью 2019 года, мастерская "Введение в research-based art" занимается изучением художественных практик, связанных с исследованиями в области истории искусства. 

Проект посвящен художественному анализу исторического и эстетического контекста выставки Елагиной и Макаревича, в 1990 году представивших в загородном музее "МАНИ" (Московского Архива Нового Искусства) постмодернистскую реконструкцию соцреалистической астраханской "Закрытой выставки" 1935 года, объединившей в свою очередь работы советских художников на тему рыбной промышленности.

Следуя логике реконструкции, и вместе с тем иронично ее нарушая, выставка, в которой примут участие 20 молодых художников, отражает различные исследовательские стратегии и способы интерпретации в искусстве, разные техники оммажа и цитирования. В экспозицию войдут инсталляции, арт-объекты, видеоарт, документации акций и перформансов.

Каждый зал носит название одного из цехов Оранжерейного рыбокомбината в Астрахани, в котором проходили пленэры художников "Закрытой Выставки" 1935 года. Цеховое деление экспозиции подчеркивает разницу в художественных стратегиях, а также представляет этапы обработки архивных и художественных материалов, с которыми работали участники выставки. "Цех приема первичной обработки и транспортировки рыбы" - введение в исторический контекст. "Консервно-холодильный цех" - производственный этап, на котором искусство Елагиной и Макаревича подвергается художественному анализу. "Жестяно-баночный цех" - финальный зал, фиксирующий концептуальные выводы и эстетические интуиции выставки в форме "критического экспонатизма".

Экспозиция также рассказывает о сложной истории "Рыбных выставок", демонстрирует уникальные архивные материалы, проливает свет на неизвестные аспекты работы Елагиной и Макаревича и воссоздает архив оригинальной соцреалистической "Закрытой выставки" 1935 года.

Дмитрий Хворостов, куратор проекта:

"Сегодня место и роль художника довольно сильно размыты, не последнюю роль в этом вопросе играют крупные влиятельные институции, которые часто используют искусство в качестве прикладного и иллюстративного материала для обслуживания различных политических и идеологических нарративов. Однако и сами художники часто стремятся выйти за рамки своих профессиональных компетенций, к примеру, представляя свою практику чем-то вроде научной деятельности. Сегодня каждый художник - это исследователь. Для понимания принципов нашей мастерской и самой выставки, необходимо иметь в виду, что исследовательская практика, о которой мы говорим, это нестрогая в научном понимании, но строгая в эстетическом/художественном смысле деятельность. Исторический факт, количественные данные, архивные материалы - для нас это эстетические категории. Мы не ставим перед собой цель рассказать зрителю что-то об окружающем мире или политических проблемах. Нас интересует поле искусства как автономная зона и история искусства как причудливая и полная парадоксов судьба этой автономии".


Антон Каретников, арт-директор Центра Вознесенского:

"Изучение современной культуры и оммаж отечественному искусству второй половины ХХ века, эксперименты московского концептуализма, его онтологическая связь с текстом и современное бытование в виде проекта Яна Гинзбурга и Дмитрия Хворостова близки нам институционально, так как многие направления деятельности Центра строятся вокруг современного текста и его интерпретаций. Участие в биеннале позволяет нам работать с молодым и активным художественным сообществом и одновременно поддерживать современные методики арт-образования.Нам интересно нахождение связей между контекстами и эпохами".

В рамках проекта пройдет публичная программа. Расписание событий появится позже на сайте Центра Вознесенского. К финисажу планируется издание каталога "Закрытой рыбной выставки. Реконструкция", который, как обещают организаторы, станет самостоятельным артефактом и будет включать ранее не опубликованные архивные материалы.

К 30-летию совместной деятельности Елены Елагиной и Игоря Макаревича 10 ноября также откроется большая ретроспектива художников "Обратный отсчет" в Московском Музее современного искусства на Гоголевском бульваре 10. Подробная информация доступна на сайте музея.

"Закрытая рыбная выставка. Реконструкция" будет открыта с 21 октября до 22 ноября в Центре Вознесенского, по адресу Большая Ордынка, д.46, стр.3.
График работы: среда – пятница: 13:00 – 21:00, суббота ­– воскресенье: 12:00 – 20:00

 

КОНТЕКСТ 

В 1990 году, в загородном музее "МАНИ" ("Московский Архив Нового Искусства", подмосковная дача художника И. Паниткова) состоялась "Закрытая рыбная выставка" ("ЗРВ") - дебютный совместный проект Елены Елагиной и Игоря Макаревича. Идея проекта заключалась в постмодернистской реконструкции соцреалистической астраханской "Закрытой выставки" 1935 года, на которой художники из Москвы представили работы на тему рыбной промышленности. За основу реконструкции был взят архивный документ - каталог 1935 года, содержавший только текст, названия работ и технику их исполнения; этот каталог стал отправной точкой для дуэта Елагиной и Макаревича и их первого совместного проекта.

Художники создали серию концептуалистских объектов, выявлявших идеологическую декоративность и стандартные структуры "советского воображения", "воссоздали" по названиям работы с астраханской выставки и превратили их в постмодернистские объекты с отсылками к интернациональному искусству - Лучио Фонтана, Йозефу Бойсу и Хаиму Стейнбаху. Названия соцреалистических картин в лаборатории Елагиной и Макаревича превратились в интеллектуальные ребусы c визуальными подтекстами, став визитной карточкой художников на долгие годы. Елагина и Макаревич продолжили развивать идеи "ЗРВ" и в том же году представили новую "Закрытую рыбную выставку", объединив на ней арт-объекты из Музея "МАНИ" и новые произведения. Впоследствии художники еще несколько раз показывали "ЗРВ" на разных международных смотрах с различными комбинациями арт-объектов, а также подготовили к выпуску каталог выставки в "МАНИ", который, однако, не был издан.

"Закрытая рыбная выставка" 1990 года была высоко оценена теоретиком искусства и одним из родоначальников московского концептуализма Андреем Монастырским, как один из этапов деидеологизации советского искусства после Ильи Кабакова, Комара и Меламида, завершивший собой этот исторический процесс. Художественная и историческая ценность выставки была отмечена Борисом Гройсом и Екатериной Деготь в текстах, посвященных творчеству Елагиной и Макаревича. "ЗРВ" стала первым в российском контексте примером современного этапа концепцтуализма - экспонатизма (термин впервые введен в употребление Монастырским: художник выставляет свои или реальные музейные экспонаты или их симуляцию), направления, в котором сегодня работают такие актуальные художники, как Евгений Антуфьев, Арсений Жиляев, Ян Гинзбург и другие.


АКТУАЛЬНОСТЬ РЕКОНСТРУКЦИИ

Художественная практика Яна Гинзбурга (1988), представляющая собой неканонический пример работы с памятью в российском современном искусстве, принадлежит архивному дискурсу, ключевому для международного эстетического контекста последних лет. Выстраивая диалог с различными художниками или анализируя то или иное художественное явление - обычно в фокусе внимания Гинзбурга оказывается именно история искусства или эстетические теории, - автор выявляет предпосылки и механику художественного процесса.

Обращение Гинзбурга к "Закрытой рыбной выставке" связано с новой исторической перспективой, в которой постмодернизм и московский концептуализм становятся таким же удаленным предметом исследования, что и выставка в Астрахани в 1935 году. Изменение подхода к реконструкции, методологии исследования и организации экспозиции в новой выставке соответствует последним тенденциям в области арт-образования и экспозиционных практик. Новый этап реконструкции "Закрытой рыбной выставки" в рамках Биеннале интересен и с точки зрения истории искусства, поскольку в свое время знаковый для отечественного искусства проект Елагиной и Макаревича был отрефлексирован исключительно в узком кругу художников и критиков. Выставка также создает мост между разными поколениями художников: первых постсоветских и современных.


HISTORY MADE И ТРИЛОГИЯ ЯНА ГИНЗБУРГА

Выставка в Центре Вознесенского - завершающая часть трилогии Яна Гинзбурга по исследованию наследия московского концептуализма, после "Тотальной экспозиции" (проект-исследование текста 1987 г. Андрея Монастырского "Земляные работы", ММОМА, Москва, 2016 г.) и "Механического жука" (проект исследование "другого" Ильи Кабакова, галерея "Основа", Москва, 2018 г.).

В рамках спецпроекта Гинзбург представит реконструкции произведений исходной "Закрытой выставки" 1935 года, при создании которых, в том числе, он использовал принцип хистори-мейд. 

"History Made" - термин, введённый Анатолием Осмоловским, развивающий идею ready made Марселя Дюшана. Принцип хистори-мейд при создании произведений предполагает использование уникальных объектов, имеющих историческую ценность и связанных с контекстом истории искусства.

Художник, куратор, руководитель института современного искусства "База" Анатолий Осмоловский:

"На московской сцене уже идет работа с историческими объектами. Яркий пример - выставка Яна Гинзбурга "Механический жук", посвященная работе Ильи Кабакова "Жук". Гинзбург использовал планшеты самого Кабакова, взятые из его мастерской. Эти планшеты - вид исторического объекта. History made! Или работа Ильи Федотова-Федорова, когда он остатки краски после реставрации картин Кандинского залил в пластиковые колбы". 


РАБОТА МОЛОДЫХ ХУДОЖНИКОВ В РАМКАХ СПЕЦПРОЕКТА

Для художников-лаборантов - студентов мастерской Яна Гинзбурга и Дмитрия Хворостова "Введение в research-based art" в Институте современного искусства "База" - была предложена контекстуально-исследовательская рамка. Каждый участник новой выставки должен был выбрать одну работу из проекта Елагиной и Макаревича 1990 года. Работу необходимо было проанализировать, разобрав на материальные и концептуальные компоненты, приблизившись к пониманию того, почему художник создал произведение "именно так, а не иначе". Рассуждение или художественное решение каждого участника должно было иметь связи с расходящимися от "ЗРВ" контекстами: ситуация в искусстве и политические контексты 1935-го и 1990-го года, искусство 1930-х в СССР, искусство Елагиной и Макаревича, поздне-советское и неофициальное искусство, мировое искусство, рыба – вода – стихия и рыбная промышленность. В результате исследований лаборант должен был представить работу под выбранное название объекта с выставки 1990 года. Медиальных ограничений при создании новых работ не предполагалось, однако куратор и художественный руководитель проекта имели право наложить вето или предложить поменять медиум или какой-либо элемент работы. В ходе исследования у художников-лаборантов также была возможность лично обсудить с Еленой Елагиной и Игорем Макаревичем детали их проекта 1990 года.


СПИСОК УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА

Владимир Бынь, 1996 г.р.

Катя Герасименко, 1993 г.р.

Ян Гинзбург, 1988 г.р. (автор идеи/художественный руководитель проекта)

Андрей Дмитренко, 1990 г.р.

Сергей Дорохов, 1988 г.р.

Алёша Ковалёва, 1989 г.р.

Элиза Крейцберг, 1994 г.р.

Иван Лебедев, 1994 г.р.

Кирилл Михайлин, 1992 г.р.

Саша Мороз, 1990 г.р.

Михаил Назаров, 1988

Максим Новиков, 1993

Наталья Орлова, 1991

Анастасия Пальчукевич, 1994

Илья Петров, 1986

Наргиза Санжаева, 1988

Аня Соз, 1993

Дарья Тарасова, 1993

Дмитрий Хворостов, 1985 (куратор проекта)

 

ЦЕНТР ВОЗНЕСЕНСКОГО - динамичная арт-площадка, посвященная новейшей российской культуре. Вдохновленный идеями Оттепели и творчеством Андрея Вознесенского, Центр объединяет современных авторов и знаковые имена российского искусства, литературу ХХ века и новые тексты, концептуальные проекты и интерактивные выставки-инсталляции.

ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА "БАЗА" - образовательная программа и исследовательская экспериментальная площадка, ориентированная на людей, планирующих связать свою профессиональную деятельность с современным искусством. Задача Института - создать творческую среду, обучение длится 2 года. Институт основан в 2011 году художником и теоретиком Анатолием Осмоловским и режиссером Светланой Басковой и находится на территории ЦСИ "Винзавод".

VII МОСКОВСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ БИЕННАЛЕ МОЛОДОГО ИСКУССТВА пройдет до 6 декабря и будет состоять из конкурсной программы Основного проекта, специальных проектов, образовательной программы, региональной программы, портфолио-ревю и проектов параллельной программы. Основной проект проходит в Музее Москвы и разделён на две части. В период Биеннале на территории Музея Москвы работает инфопойнт, в котором можно получить всю необходимую информацию о проекте и мероприятиях. Расписание образовательной онлайн программы, а также даты открытия проектов биеннале ищите на сайте.


Все подробности о выставке на сайте Центра Вознесенского.

читать текст