Прямой эфир

Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

Радио "Культура" рекомендует


15 января 2021

"Сбой системы"

Актеры мастерской Виктора Рыжакова проверят систему Станиславского на прочность.

Site-specific спектакль в Доме-музее К.С. Станиславского (Филиал Музея Московского Академического Художественного Театра).

30 и 31 января в Доме-музее К.С. Станиславского состоится премьера спектакля "Сбой системы" театра "Июльансамбль" (Мастерская Виктора Анатольевича Рыжакова). Проект представлен в формате site-specific: актеры напрямую взаимодействуют со зрителем и вместе с ними ищут новые "ключи" к фигуре хозяина дома и исследуют тему зарождении мифа и создании легенды. Молодые актеры спорят с К.С. Станиславским: является ли его Система актуальной до сих пор и не превратилась ли она в статусный миф?! Кураторы - художник Ваня Боуден и режиссер Елена Ненашева. Партнер проекта - Музей МХАТ.

Педагог и режиссер К.С. Станиславский всю жизнь развивал и совершенствовал свою Систему. Создатели спектакля критически смотрят на наследие Мастера и переосмысляют его использование в современном театре. А также задаются вопросом, насколько ключевая фигура театрального мира повлияла на широкого зрителя и процессы, не относящиеся к театру.

По словам создателей, они не будут "разыгрывать придуманных страстей из жизни хозяина дома" возле его кровати, как часто бывает в жанре site-specific. Пространство музея накладывает большую ответственность, и главная задача кураторов пройти по тонкой грани дока и придумок художников.

Гостям предоставляется вся свобода действий: они могут принимать участие, просто наблюдать или подглядывать. Во время спектакля экспозиция остается на месте, поэтому спектакль одновременно и экскурсия по музею.

В спектакле все идеи сочиняют артисты Мастерской Виктора Рыжкова и студенты факультета сценографии Школы-студии МХАТ. Каждый участник придумывает свою форму работы внутри проекта: аудиоинсталляции, сторителлинг, вербатим, мокьюментари, клоунада, видео-арт и др.

Ваня Боуден: "Для меня самое увлекательное сотворчество - это процесс, в котором нет четкого представления о результате. Мы с Леной Ненашевой, командой "Июльансамбля" и дипломным курсом сценографов Школы-студии МХАТ пришли в дом-музей Станиславского, чтобы объединиться вокруг пространства и темы. В процессе работы стало понятно, что это история не столько про личность Станиславского, сколько про нас самих. Меня интересует отношения нового поколения артистов и художников с классической театральной школой, необходимости преемственности или поиска собственной системы. "Сбой системы" - это коллекция личных вопросов и открытий о театре, способу к нему приспособиться и выжить".

Елена Ненашева: "Станиславский - фундаментальная фигура в мире театра, к которой страшно прикоснуться. Пространство его музея не менее фундаментально. Создание спектакля на такую тему в таком пространстве - двойной вызов. Именно поэтому мы выбрали максимально свободную форму репетиций, вместе с Ваней Боуден мы отказались от привычных ролей режиссера и художника и выступаем в качестве кураторов, задача которых помочь развить и собрать в единую конструкцию идеи молодых артистов Мастерской Рыжакова и художников Школы-студии МХАТ. От спектакля не стоит ждать нарратива, скорее это будет мозаика из тем, от того актуальна ли сегодня знаменитая Этика и как соотносится система Станиславского с постдраматическим театром до того, как мы понимаем роль жены гения в 2020, и почему быть в протесте по отношению к Станиславскому совсем не плохо".

***

Кураторы: Ваня Боуден и Елена Ненашева.

Июльансамбль+Мастерская Виктора Рыжакова: Родион Аверьянов, Степан Белозеров, Ванда Конисевич, Михаил Маневич, Константин Мирошников, Сергей Шадрин, Варвара Шмыкова.

Студенты факультета сценографии Школы-студии МХАТ: Анжелика Кременецкая, Софья Шнырева, Нина Юнгвальд-Хилькевич.

Шеф-драматург: Алина Журина.

***

Елена Ненашева - режиссер, продюсер, выпускница режиссерской магистратуры Виктора Рыжакова в Школе-студии МХАТ. Спектакли: POSLE, Трендсеттеры (Центр имени Вс. Мейерхольда), Одинокий город, Северное Сияние и др. Номинант на театральную премию "Золотая Маска 2020": спектакль "Версия Чайки" был представлен в четырёх категориях.

Ваня Боуден - выпускница, а теперь и педагог школы-студии МХАТ. Получила степень магистра по театральному дизайну в University of Arts London. Лауреат премии "Золотая Маска" за спектакль "Родина" (совместно с А. Стадниковым. Ш. Каждан, Д. Власиком). Куратор выставок "Ne Veruem" в городском театре Дубровника, "Хозяин Танца. 80 лет ансамблю Моисеева" в Музее современной российской истории и др. Художник спектаклей "В.Е.Р.А." Мастерской Брусникина, "Конференция о поэте Высоцком и поэзии вообще" в Еврейском музее и Центре толерантности, "Версия Чайки" (совместно с М.Заикановым, номинация на премию "Золотая Маска-2020") и др.

"Июльансамбль" - независимая театральная компания, созданная режиссером и педагогом Виктором Рыжаковым на базе его первого курса в Школе-студии МХАТ. В спектаклях и специальных проектах театра заняты выпускники курса Рыжакова 2020. Все вместе это большая команда - Мастерская Виктора Рыжакова.

Аттила Виднянский, Олег Глушков, Татьяна Бурель, Елена Ковальская, Талгат Баталов, Андрей Родионов и Катерина Троепольская, Роман Феодори и Александр Андрияшкин - только часть списка ярких людей театра, которые работают с командой.

Мастерская - резидент Центра имени Вс. Мейерхольда, театра "Практика" и Боярских палат СТД РФ.

Музей МХАТ - больше, чем музей одного театра. Он объединяет три площадки - Дом-музей К.С. Станиславского в Леонтьевском, квартиру В.И. Немировича-Данченко и основную экспозицию в Камергерском. Музей основан в 1923 году по предложению К.С. Станиславского. В коллекции музея архивные документы, макеты, живопись, графика, костюмы, вещи актеров и театральные реликвии - все то, что составляет многогранную жизнь театра и его историю.

https://www.facebook.com/masterskayaryzhakova

https://vk.com/ryzhakov_school

https://www.instagram.com/ryzhakoff/

читать текст

22 декабря 2020

XI Церемония вручения премии в области современного искусства им. Сергея Курёхина

Церемония пройдет 26 декабря в жанре Lo-Poly Horror Movie и состоится в формате онлайн.

26 декабря в 18:00 в Санкт-Петербурге состоится XI Церемония вручения ежегодной Премии в области современного искусства им. Сергея Курёхина. Церемония пройдет в жанре Lo-Poly Horror Movie и состоится в формате онлайн на сайте Центра Курёхина и площадках информационных партнёров.

В этом сложном пандемическом году, году, в котором многое изменилось - и то, что было, и то, что будет - Премия решила обратиться к зажиганию огня и цифровому Lo-Poly воскрешению. Действие Церемонии будет проходить виртуально: при помощи технологий цифровой реальности Церемония постарается немного увеселить модель здания реконструируемого Центра им. Сергея Курёхина на Васильевском острове, где вручались первые три Премии. Помимо виртуального перформанса, Церемония будет включать прямые эфиры с ведущими, организаторами и лауреатами Премии за 2019 год. Основная идея Церемонии в этом году - наивное и невинное Цифровое Воскрешение.

XI Церемония вручения Премии должна была состояться 26 апреля 2020 года на Мальцевском рынке, однако из-за пандемических ограничений формат переносится на 2021 год. Режиссёром Церемонии в следующем году выступит Николай Комягин, лидер музыкальной группы Shortparis.

Премия им. Сергея Курёхина ежегодно вручается художникам, кураторам и музыкантам, которые в своем творчестве развивают экспериментальные принципы, сформулированные еще в 90-е годы Сергеем Курёхиным. В этом году Премия будет вручена в 10 номинациях: Гран-При "Поп-Механика", "Лучшее произведение визуального искусства", "Лучший медиа объект", "Лучший кураторский проект", "Искусство в общественном пространстве", "Лучший текст о современном искусстве", почетная номинация "SKIF" (музыкальный экспериментальный проект) и новая номинация – "Science Art Project". Также специальный приз ежегодно вручает Французский институт – в этом году победителей специального приза стал Владимир Абих и его проект "Thousands of Poetry Hide". В этом году специальный приз вручит WAVA (World Association of Visual Arts). Также стал известен лонг-лист почётной музыкальной номинации SKIF: в него вошли Иван Бушуев, Настасья Хрущева, Егор Забелов, группа Семь Ножей, коллектив Classic Electric и группа Holy Motors.

Церемония вручения Премии проходит в рамках фестиваля "Арт-Механика" и является одним из самых заметных культурных событий Санкт-Петербурга и России.

Фестиваль "Арт-Механика", в рамках которого вручается Премия им. Сергея Курёхина, организован АНО "Поп-Механика" и проходит при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга.

О Премии Курёхина

читать текст

22 декабря 2020

Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow объявляет даты и площадку проведения в 2021 году

9-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow пройдет в московском Гостином дворе с 10 по 12 сентября 2021 года.

9-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow пройдет в московском Гостином дворе с 10 по 12 сентября 2021 года. Превью ярмарки для коллекционеров и арт-профессионалов состоится 9 сентября. Прием заявок для участия российских и международных галерей откроется в январе.

Опираясь на успешный опыт Cosmoscow 2020, ярмарка вновь пройдет в "гибридном" формате: наряду с мероприятием в Гостином дворе, на официальном веб-сайте ярмарки будет представлена платформа Cosmoscow Online. Онлайн-версия ярмарки привычно будет доступна сначала для привилегированной аудитории Cosmoscow, а уже после открытия в Гостином дворе – для широкой публики.

Маргарита Пушкина, основатель и директор ярмарки Cosmoscow:

"Вызовы времени мотивируют нас находить новые решения и постоянно развиваться. В 2020 году мы не только смогли сохранить за собой статус международной ярмарки, но провели расширенный выпуск Cosmoscow, впервые представив ярмарку онлайн. Это позволило привлечь внимание большей аудитории и упросить выбор произведений искусства для наших посетителей, так как все работы и цены на них были в открытом доступе. В будущем году наряду с традиционным офлайн форматом мы снова проведем Cosmoscow Online. И безусловно мы рады, что параллельно с Cosmoscow во второй раз пройдет наш спутник – ярмарка молодого искусства blazar, которая представит новые имена".

Ярмарка-сателлит blazar пройдет с 8 по 12 сентября в Музее Москвы (Зубовский бульвар, 2). Ярмарка blazar вновь пригласит к участию не только галереи, но и молодых художников в начале карьеры, работающих независимо, а также образовательные учреждения и инициативы в сфере современного искусства. С февраля по май 2021 года будет проходить отбор заявок на участие. Подробности будут опубликованы на сайте.

Саймон Рис, арт-директор Cosmoscow:

"Одна из основных задач Cosmoscow – увеличить международную составляющую российского арт-рынка. Каждый год – даже несмотря на текущие ограничения, связанные с пандемией, – мы находим способы расширения географии галерей-участниц, вовлечения профессионалов со всего мира и возможности посещения ярмарки из-за рубежа. Мы искренне надеемся, что 2021 год станет еще одной важной вехой для Cosmoscow, ведь мир стремительно меняется, и мы увеличиваем наш цифровой след и присутствие онлайн".

Эмануэль Лайр, Galerie Emanuel Layr:

"Благодаря команде Сosmoscow и партнерам выпуск 2020 года был очень успешным. И это даже несмотря на проблемы COVID-19 и тот факт, что мы не смогли побывать на ярмарке лично!"

Ник Кенигшнехт, Peres Projects:

"Ярмарка Cosmoscow 2020 позволила завязать новые контакты, и мы с нетерпением ждем возможности развивать их в 2021 году".

читать текст

18 декабря 2020

Все кантаты Баха. Рождественский концерт

Торжественное закрытие VII Международного Рождественского фестиваля духовной музыки "Адвент".

20 декабря / воскресенье, 19:00

Торжественное закрытие VII Международного Рождественского фестиваля духовной музыки "Адвент".

Ранее не исполнявшиеся в России кантаты Баха впервые прозвучат на фестивале "Адвент" .

20 декабря в соборе свв. Петра и Павла пройдет завершающий концерт VII Международного фестиваля духовной музыки "Адвент". Кульминацией фестиваля в последнее воскресенье Адвента станет традиционное исполнение рождественских кантат Иоганна Себастьяна Баха. С Рождеством связаны более 20 кантат великого кантора, что до сих пор позволяет не повторяться, а каждый год радовать аудиторию музыкой, прежде не исполнявшейся России. Так, кантаты №91 и №197а, написанные на 1-й день Рождества Христова будут исполнены впервые.

"Ранее все кантаты Баха в России не исполнял никто. Всего их более 200 – светских и духовных. Мы заказываем ноты в немецком издательстве Carus-Verlag – они единственные, кто осуществил новое научное издание партитур кантат. Но даже в этом новейшем издательстве некоторых кантат в полном виде нет: например, кантата № 197а, которая будет исполнена 20 декабря, существует в виде реконструированной арии альта, от которой сохранилось только 19 последних тактов. Нам приходится восстанавливать ее, буквально складывая пазл по кусочкам, – что-то брать из ранее изданного, что-то из архивов, сверяться по рукописям", – рассказал художественный руководитель фестиваля, дирижер ансамбля Collegium Musicum Олег Романенко.

20 декабря прозвучат две праздничные кантаты на 1-й день Рождества Христова, а также первая кантата из знаменитой "Рождественской оратории". В них Бах удивительным образом передает и тихую святость рождественской ночи, и исключительную торжественность момента, которую создает праздничное звучание труб и литавр.

Исполнение рождественских кантат Баха - продолжение грандиозного проекта фонда Collegium Musicum, в рамках которого все кантаты мастера звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова. В составе ансамбля Collegium Musicum играют выпускники Московской консерватории и других вузов Москвы, специализирующиеся на исполнении музыки барокко и прекрасно владеющие особенностями баховского стиля.

"Историческое исполнительство в России существует относительно недавно – чуть больше двадцати лет. В мире эта традиция насчитывает не менее шести десятилетий, когда музыку барокко начали исполнять на исторических инструментах в старинном строе. Сейчас достаточно знаний и исследований о том, как сочинения Баха могли звучать при его жизни, в России есть несколько поколений музыкантов, которые специализируются на историческом исполнительстве – с ними можно воплощать в жизнь подобные проекты", – поделился Олег Романенко.

Проект уникален. Collegium Musicum предпринимает редкий даже для современной западной концертной практики эксперимент: все духовные кантаты Баха прозвучат на исторических инструментах в одном пространстве, в рамках одного цикла концертов. Планируется, что завершится цикл в 2027 году.

"В музыке Баха удивительным образом соединились сильнейшее индивидуальное религиозное чувство и многовековой опыт христианской церкви", - говорит соавтор проекта, авторитетный исследователь старинной духовной музыки, доцент Московской консерватории ­Роман Насонов.

"Слушая музыку Баха и православные, и католики, и лютеране могут почувствовать в нем своего единоверца. Каждому эта музыка доступна, нужны лишь внимание, любовь и наше желание эту музыку воспринять", - считает архиепископ Евангелическо-лютеранской церкви в России Дитрих Брауэр.

В программе: И. С. Бах

Кантаты на 1-й день Рождества

Кантата № 197а "Ehre sei Gott in der Höhe" ("Слава в вышних Богу")

Кантата № 91 "Gelobet seist du, Jesu Christ" ("Слава Тебе, Иисусе Христе")

Кантата № 248/1 — первая часть "Рождественской оратории": "Jauchzet, frohlocket, auf, preiset die Tage" ("Ликуйте, возрадуйтесь! день сей хвалите!"

 

Ансамбль Collegium Musicum

Художественный руководитель и дирижер - Олег Романенко

читать текст

18 декабря 2020

Премьера аудиоспектакля "Ловец жемчуга"

Cultural Creative Agency и "Радио "Культура" представляют новый аудиоспектакль "Ловец жемчуга".

Cultural Creative Agency и "Радио "Культура" представляют новый аудиоспектакль "Ловец жемчуга".

Основанный на катарском фольклоре аудиоспектакль "Ловец жемчуга" совмещает лучшие традиции российских радиопостановок и современный подход к созданию увлекательных сюжетов.

Главный герой сказки Али – юный ловец жемчуга, который в поисках счастья и истинных друзей преодолевает различные препятствия благодаря упорству и силе духа. Постановка объединяет традицию и современность, создавая безопасное пространство, в котором добро побеждает зло, а вера в чудо способна изменить даже самые непреодолимые обстоятельства. Сказки знакомы всем людям, независимо от возраста, образования, социального происхождения и национальности. Они позволяют нам вернуться в то время, когда все было проще, а мечты казались реальными.

Оригинальный сценарий, написанный специально для проекта (no)borders, прекрасная игра актеров и звуковой дизайн создали для слушателей атмосферу сказочной притчи.

Премьера сказки состоится 19 декабря в 9:00 в эфире программы "Сказочное утро" на "Радио "Культура" 91,6 FM. С 21 декабря сказку можно послушать в международном сервисе аудиокниг Storytel, а с 21 января 2021 года также на сайте EastEast.world

Роли исполняют: Виктория Исакова, Даниил Газизуллин, Максим Матвеев, Федор Лавров, Андрей Ребенков и Анастасия Сапожникова

Режиссер-постановщик - Савва Савельев

Авторы оригинального сценария - Ирина Шульженко и Азиза Кучмезова.

Автор адаптированного сценария - Евгения Беркович

Исполнительные продюсеры - Павел Макеев и Полина Ткачук


"Сегодня, когда мир столкнулся с беспрецедентными сложностями, закрытием границ и изоляцией, ССА видит свою миссию в поддержке и распространении культуры без границ. Понимая всю важность соблюдения ограничений, мы также осознаем, как остро нуждаемся в искусстве и его коллективном осмыслении именно сейчас, во времена неопределенности, в конце года, полного испытаний. Мы хотим подарить русскоязычной аудитории новое и оригинальное произведение, настоящую восточную сказку, созданную в духе Катарского фольклора. Мы надеемся, что сказка принесет радость и ощущение праздника как взрослым, так и детям".

Анастасия Шавлохова,
руководитель Cultural Creative Agency

 

"Eсть в аудиосказках путешествие в детство, забытые ощущения и предвкушение праздника. Каждый раз, когда я вспоминаю аудиосказки - в моем детстве это были сказки на виниловых пластинках — у меня появляется очень теплое чувство ностальгии. Сказка "Ловец жемчуга" - подарок детям и их родителям, мы постарались сделать так, чтобы праздник пришел в как можно в большее количество домов и порадовал как можно больше детей и взрослых".

Савва Савельев,
режиссер аудиоспектакля

 

"Легенды и сказки - часть каждой культуры. Они помогают погрузиться в мифологические представления, которые влияют и формируют характер определенной группы людей или нации. Катарская культура наполнена такими сказками, которые расширяют границы воображения, открывая царство метафизики".

Фахад Бин Мохамед Аль-Аттыйя,
Чрезвычайный и полномочный посол Государства Катар в Российской Федерации  

читать текст

18 декабря 2020

"Младшие Брейгели и их эпоха. Нидерландская живопись золотого века из коллекции Валерии и Константина Мауергауз"

Выставка в музее "Новый Иерусалим" 24 декабря 2020 – 11 апреля 2021

Выставка в музее "Новый Иерусалим"

24 декабря 2020 – 11 апреля 2021

Музей "Новый Иерусалим" готовит к открытию 24 декабря 2020 г. выставку "Младшие Брейгели и их эпоха. Нидерландская живопись золотого века из коллекции Валерии и Константина Мауергауз", которая представит произведения XVI–XVII веков одного из крупнейших частных собраний в России. Работы Брейгелей на выставке дополнит ряд произведений их современников – широко известных фламандских и голландских авторов. Всего в экспозиции будет представлено 70 работ, большая часть из которых будут показаны российской публике впервые. Этим масштабным проектом музей завершает год своего 100-летнего юбилея.

Основу выставки составили работы представителей династии Брейгелей. Главными героями выставки стали: Питер Брейгель Младший, прозванный Адским, и Ян Брейгель Старший, известный как Бархатный, а также внук, Ян Брейгель Младший. Произведений основателя династии, самого Питера Брейгеля Старшего, с именем которого связывают расцвет национальной нидерландской живописи, в России нет, и на рынке их можно встретить крайне редко. Однако гений великого мастера дал импульс для длительного, не в одном поколении, развития особой брейгелевской традиции, картины которой и войдут в экспозицию. "Феномен Брейгелей", как зарубежные специалисты обычно называют это явление в художественной жизни Фландрии, не перестает вызывать живой интерес искусствоведов и широкого круга зрителей.

Выставка в музее "Новый Иерусалим" объединит 70 произведений, большинство из которых выполнены в технике масляной живописи на дереве, реже – на меди или холстах. Некоторые работы уже были представлены в крупных федеральных и зарубежных музеях, большую часть работ российская публика увидит впервые.

Произведениям Брейгелей, а также работам мастеров их эпохи – художникам фламандской и голландской школы конца XVI–XVIII веков – коллекционеры уделяют особенное внимание. В течение 20 лет Константин Мауергауз приобретал эти произведения на Sotheby’s, Christie’s и других аукционах, а также в частных галереях. Его коллекция продолжает активно пополняться до сих пор. В 2015-м году важная ее часть – 29 произведений – была показана на выставке в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. По прошествии пяти лет в музее "Новый Иерусалим" вниманию публики представят уже 70 произведений – в два раза больше. Таким образом, выставка гораздо полнее характеризует феномен семьи Брейгелей и в целом – обстоятельства бытования искусства в условиях свободного рынка в Европе в XVI–XVIII веках.

Валерия и Константин Мауергауз, коллекционеры:

"Выставка, на которой представлена одна из лучших частей нашей коллекции, включает произведения с уникальной историей поступления в собрание, ведь на приобретение некоторых картин уходили годы. Уверены, что выставка станет значимым событием и для самой коллекции, и для зрителей: творчество младших Брейгелей и их окружения – особое явление в истории искусства Северной Европы, представляющее большой интерес для самой широкой зрительской аудитории в России. Для нас важно и почетно, что коллекцией заинтересовался Музейно-выставочный комплекс Московской области "Новый Иерусалим", один из самых современных и динамично развивающихся музеев нашей страны".

В центре выставки – произведения Питера Брейгеля Младшего (1564–1638), сына и последователя Питера Брейгеля Старшего. Он был прекрасным копиистом отцовских творений, благодаря чему мы имеем представление о многих работах его отца, оригиналы которых утрачены. Особого внимания заслуживает ранняя композиция мастера "Богач и льстецы", сравнительно крупный по размерам "Крестьянский праздник", а также его широко известная картина "Добрый пастырь". Ранее она находилась в собрании Н.К. Рериха, а позже перешла в коллекцию бельгийского барона Пауля Кронакера. Долгое время ее атрибуция вызывала споры, многие специалисты видели в ней оригинал Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого), и лишь в 2014 году после тщательных исследований картина "Добрый пастырь" была признана авторской работой превосходного качества Питера Брейгеля Младшего.

Иной творческий путь прошел второй сын Питера Брейгеля Старшего – Ян Брейгель Старший (1568–1625). Он в меньшей степени зависел от образцов отца (точное копирование не являлось его стезей), хотя также прошел этот опыт. Так на выставке будет представлена и его версия "Зимнего пейзажа с ловушкой для птиц". Художник пошел путем создания новых жанров, новых иконографических схем, ориентируясь преимущественно не на бытовые образы, а на мифологические, пейзажные и натюрмортные композиции, применяя при этом особую, тонкую манеру письма. Сравнительно небольшое количество работ Яна Брейгеля Старшего дополнят картины его сына, ученика и наследника мастерской – Яна Брейгеля Младшего (1601–1678). Их мастерская была одним из самых популярных и востребованных художественных производств в Антверпене, оказавшим большое влияние на фламандскую школу живописи XVII века.

Коллекция фламандской живописи XVII века представлена в собрании коллекционеров Валерии и Константина Мауергауз во многом как продолжение художественной традиции Брейгелей, которая господствовала в Антверпене вплоть до XVIII века. Сформировавшиеся на ее основе жанры: пейзаж, натюрморт, портрет выросли в целые школы и направления, которые на выставке будут представлены образцами творчества известных художников.

Елена Харламова, министр культуры Московской области:

"Если бы во всемирной истории искусств создавались рейтинги великих династий, то одну из первых строк в этом списке без сомнения заняла бы семья Брейгелей. В течение столетия, на протяжении четырех поколений, она подарила человечеству почти дюжину художников, не говоря уже о многочисленных подражателях и последователях брейгелевской традиции. Можно говорить о целом явлении, которое занимает искусствоведов и простых ценителей по сей день. Выставка в нашем подмосковном музее "Новый Иерусалим" представляет это явление во всем его разнообразии и масштабе. Именно такой синтезированный взгляд на эпоху делает выставку особенной и, уверена, привлечет к экспозиции большой интерес".

Непосредственно "брейгелевский" раздел экспозиции завершает серия из четырех анималистических сцен по мотивам басен Эзопа, исполненная в 1672 году на маленьких медных пластинах Яном ван Кесселем Старшим, а также его крошечные штудии различных растений, насекомых и морских гадов.

Отдельную группу на выставке образуют работы Франса II Франкена и Себастьяна Вранкса – известных антверпенских мастеров исторического и батального жанров, предпочитавших создавать произведения камерного формата и в этом смысле выступавших прямыми творческими соперниками Младших Брейгелей.

Предмет особенной гордости коллекции четы московских коллекционеров – произведения фламандских и голландских натюрмортистов, особенно раннего этапа в развитии этого жанра. Такого рода картины сравнительно поздно и, главным образом, уже после Второй мировой войны, стали предметом повышенного интереса специалистов и широкого круга зрителей, поэтому они до сих пор, за редчайшими исключениями, отсутствуют в музеях России. Оттого первоклассные по живописному качеству образцы этого жанра в творческом наследии Старшего и Младшего Янов Брейгелей, а также Исаака Соро, Амброзиуса Босхарта Младшего и Балтасара ван дер Аста в значительной степени восполняют этот пробел. Одновременно они великолепно демонстрируют основные этапы развития фламандского и голландского натюрморта. Несомненно, немалый интерес как для специалистов, так и для широкого круга любителей представляет возможность увидеть в сопоставлении все нюансы как общности композиционной типологии, так и тончайшие отличия индивидуального живописного почерка их авторов.

Вадим Садков, профессор, доктор искусствоведения, куратор выставки:

"Картины из собрания Валерии и Константина Мауергауз, в повседневной жизни украшающие домашние интерьеры, в пространстве выставки обретают строгий, логически выверенный музейный облик. Шумная многоголосица живописного языка их авторов получила стройную оркестровку, а общий качественный уровень и художественное разнообразие представленных произведений оказались вполне сопоставимы с экспозициями многих ведущих музеев Европы и Америки. Тематическая выставка, составленная из первоклассных картин, хранящихся в труднодоступном для широкого зрителя частном собрании, превосходно характеризует весь спектр и индивидуальные особенности внутреннего развития и последующей трансформации брейгелевской традиции в живописи Фландрии и Голландии на протяжении XVII века. Сегодня как одну из самых печальных страниц в истории отечественной культуры принято вспоминать массовые распродажи художественных ценностей в начале 1930-х годов. В результате подавляющее большинство шедевров, как известно, оказалось в музеях США, Португалии и Нидерландов. Сейчас этот процесс стал на наших глазах обретать ярко выраженную обратную направленность. Частная коллекция, любовно и со вкусом за сравнительно короткий срок собранная москвичами Валерией и Константином Мауергауз, – показательный и впечатляющий тому пример".

Василий Кузнецов, генеральный директор музея "Новый Иерусалим":

"Творчество старых мастеров никогда еще столь обширно не представлялось в Новом Иерусалиме. Мы давно подходили к этой теме и рады, что удалось раскрыть ее настолько полно. Это не первый опыт, когда музей "Новый Иерусалим" делает большой выставочный проект с работами из частных коллекций. Такое сотрудничество всегда дарит встречи с недоступными произведениями, которые нельзя в любое время увидеть в музее. В этом их особенная ценность".

Площадь выставки составит 650 кв.м. В рамках выставки готовятся онлайн и офлайн образовательные мероприятия, лекции и экскурсии. К вернисажу будет представлен каталог выставки.

Адрес музея "Новый Иерусалим":
Московская область, Истра, Ново-Иерусалимская набережная, 1

читать текст

17 декабря 2020

Игровые читки: современная драматургия народов России

Читки пройдут 17, 18, 19 и 20 декабря в формате онлайн-мероприятий.

Совместный проект Российского института театрального искусства – ГИТИС и издательства О.Г.И. "Игровые читки: современная драматургия народов России" представляет произведения современных драматургов, пишущих на языках коренных народов России. Читки пройдут 17, 18, 19 и 20 декабря в формате онлайн-мероприятий. Участие в них примут выпускники Российского института театрального искусства – ГИТИС.

В конце 2020 года выходит Антология современной драматургии народов России - уникальный социально-значимый просветительский проект, способствующий укреплению межнациональных связей и развитию межнационального сотрудничества. Многие национальные произведения были впервые переведены на русский язык, адаптированы для театральных постановок и опубликованы в едином томе, предназначенном для широкой аудитории. Антология представляет собой уникальный художественный материал из 72 современных произведений, написанных на 40 языках.

Режиссер Георгий Бобыль выбрал восемь пьес, переведенных на русский язык с удмуртского, карельского, татарского, якутского, финского, кабардино-черкесского, марийского и осетинского языков. Выпускники ГИТИСа оживили произведения Сергея Антонова, Василия Вейкки, Мансура Гилязова, Семена Ермолаева, Сергея Пронина (Сеппо Кантерво), Зарины Кануковой, Владимира Матвеева и Царая Хамицаева.

Произведения обретут новое звучание в устах молодых актеров и позволят зрителям узнать, насколько разнообразен сегодня спектр драматургии нашей страны, а также, как уникальность и идентичность народов, проживающих на территории России, отражается сквозь призму театрального искусства.

В рамках проекта "Игровые читки" современные драматурги, чьи пьесы будут представлены, расскажут о создании пьес и ответят на вопросы зрителей.

В проекте заняты выпускники трех мастерских ГИТИСа – В.А. Андреева, Л.Е. Хейфеца и В.Н. Панкова. Молодые актеры - Александра Белоглазова, Мария Волошина, Шушан Джаноян, Никита Жеребцов, Эльдар Зверев, Иван Злобин, Петр Иваночкин, Марина Курочка, Иван Расторгуев, Андро Симонишвили, Никита Хвостенко, Анастасия Шалонько.

Мероприятия проходят в рамках проекта "Национальные литературы народов России".

В России 59 литературных языков. Некоторые представители национальных литератур широко известны, их произведения переведены на русский и другие языки. Но есть те, кого мы не знаем. Цель проекта в том, чтобы произведения современных авторов, представляющих различные народы России, были услышаны. И этот проект – уникальная возможность познакомиться с художественным материалом, демонстрирующим культурное разнообразие нашей страны.

В свет уже вышли три уникальные книги из серии "Современные литературы народов России": Антология поэзии, Антология детской литературы и Антология прозы.

Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Трансляция мероприятий - на Youtube-канале ГИТИСа.

Афиша мероприятий на сайте ГИТИСа

читать текст

10 декабря 2020

В Москве в рамках фестиваля "Адвент" пройдет Рождественский концерт Посольства Германии в России "Гендель-гала"

12 декабря в Евангелическо-лютеранском Кафедральном соборе св. Петра и Павла пройдет традиционный Рождественский концерт Посольства Германии.

12 декабря в Евангелическо-лютеранском Кафедральном соборе св. Петра и Павла пройдет традиционный Рождественский концерт Посольства Германии. Концерт проводится ежегодно в период Адвента, привлекая больше 1000 слушателей, которые по достоинству ценят прекрасную организацию торжества, незабываемое праздничное настроение и изысканную музыкальную программу. Несмотря на непростые обстоятельства, концерт состоится и в этом году: хотя масштаб праздника регулируется строгими нормами заполняемости зала и санитарной безопасности, масштаб самого концерта не уступит прошлым сезонам. С приветственным словом к гостям обратятся посол Федеративной Республики Германия Геза Андреас фон Гайр и Архиепископ Евангелическо-Лютеранской церкви России Дитрих Брауэр.

В 2020 году в центре Рождественского концерта - фрагменты знаменитой оратории Генделя "Мессия" в исполнении ансамбля Collegium Musicum под управлением Олега Романенко. В западно-христианском мире давно стало доброй традицией исполнять в период Адвента рождественские эпизоды этого масштабного шедевра: первую часть, где предсказывается приход Мессии и рождение Христа, и хор "Аллилуйя". Сольные партии исполнят солистка Большого театра России Екатерина Лукаш (меццо-сопрано), солистка Камерной сцены имени Покровского Большого театра Наталья Риттер и солист Госконцерта Дмитрий Гриних. Во второй части программы прозвучат известные оперные арии и инструментальные сочинения Генделя.

В состав ансамбля Collegium Musicum входят выпускники Московской консерватории и других высших музыкальных заведений Москвы, специализирующиеся на исполнении старинной музыки. Чтобы максимально погрузить слушателей в особый мир музыки барокко, программа будет исполнена на исторических музыкальных инструментах.

Collegium Musicum регулярно принимает участие в мероприятиях Посольства Германии в России. В 2015 году коллектив в рамках Рождественского концерта исполнил "Рождественскую ораторию" Иоганна Себастьяна Баха с участием немецких солистов, а в 2017 посвятил программу 250-летию со дня смерти Георга Филиппа Телемана. Также среди крупных культурных проектов, созданных в сотрудничестве с Посольством Германии в России - специальные концертные программы к 100-летию Баухауса и 30-летию падения Берлинской стены.

В программе:

Георг Фридрих Гендель (1685 – 1759)

Оратория "Мессия" рождественский фрагмент:

Симфония

Хор And the Glory of the Lord

Речитатив Thus Saith the Lord и ария But Who May Abide the Day of His Coming

Хор And He Shall Purify the Sons of Levi

Речитатив и ария O Thou That Tellest Good Tidings

Хор For Unto Us a Child Is Born

Речитатив There Were Shepherds - Аккомпанированный речитатив And Lo, the Angel of the Lord

Речитатив And the Angel Said Unto Them - аккомпанированный речитатив And Suddenly

Хор Glory to God in the Highest

Ария Rejoice Greatly, O Daughter of Zion

Хор Hallelujah

Чакона фа мажор для органа (HWV 485)

Соната соль минор для скрипки и клавира, II часть (HWV 368)

Прибытие царицы Савской из оратории "Соломон"

Ария Альмирены Lascia ch'io pianga из оперы "Ринальдо" (HWV 7a)

Ария Секста Svegliatevi nel core из оперы "Юлий Цезарь в Египте" (HWV 17)

Ария Морганы Tornami a vagheggiar из оперы "Альцина" (HWV 34)

Ария Ксеркса Ombra mai fù из оперы "Ксеркс" (HWV 40)

Хор Worthy Is the Lamb. Amen из оратории "Мессия"

читать текст

10 декабря 2020

Ансамбль QUORI CANTANTI. "Музыка капелл и площадей"

18 декабря 2020 года, Галерея НИКО

18 декабря 2020 года, Галерея НИКО

Ансамбль QUORI CANTANTI был создан до известной степени случайно. Устроители выставки живописной миниатюры эпохи Ренессанса пожелали дополнить впечатление посетителей звуковой палитрой времени, для чего пригласили солистов разных московских ансамблей, исполняющих музыку различных эпох и стилей. Собравшись вместе те, в свою очередь, настолько погрузились в великолепный музыкальный материал, что решили продолжить совместное творчество, черпая информацию и вдохновение из неиссякаемого источника итальянской музыки эпох Возрождения и раннего барокко.

В репертуар ансамбля входят инструментальные и вокальные произведения, как известных композиторов, так и менее знакомых современному слушателю мастеров далеких эпох, благо сейчас доступно огромное количество письменных источников, сохранивших как само наследие великих композиторов, так и трактаты, содержащие рекомендации по их исполнению.

Инструментальный арсенал ансамбля поистине впечатляет! Это и виолы да гамба – басовая и сопрановая, и ренессансная лютня, и теорба, и барочная гитара, и всевозможные виды духовых инструментов – крумхорны, блокфлейты, корнамузы, шалмеи, не говоря уже о колоссальной коллекции разнообразных ударных инструментов. Все они – реплики исторических аналогов, созданные современными мастерами по старым чертежам и иным изображениям инструментов соответствующих эпох.

Участники ансамбля – сторонники исторически ориентированного исполнительства, доносящего до слушателей не столько внешнюю, сколько содержательную часть музыки, написанной в эпоху расцвета изящных искусств.

В программе прозвучат произведения итальянских композиторов Марко Кара, Адриана Виларта, Орландо Лассо, Стефано Ланди и Клаудио Монтеверди.

Дарья Сафрошкина (сопрано)

Екатерина Коломина (альт)

Артём Волков (тенор)

Владимир Красов (бас)

Светлана Шевелёва (блокфлейты, корнамузы)

Антонио Грамши (блокфлейты, корнамузы, ударные)

Руст Позюмский (виола да гамба)

Ася Гречищева (лютня, теорба)

 

Информация и билеты

читать текст

04 декабря 2020

"Гринфест" памяти Романа Гринёва пройдет в Москве

8 декабря, в день рождения Романа Гринёва, джазового бас-гитариста и композитора, в клубе Алексея Козлова пройдет Второй ежегодный фестиваль его памяти "Гринфест".

8 декабря, в день рождения Романа Гринёва, джазового бас-гитариста и композитора, в клубе Алексея Козлова пройдет Второй ежегодный фестиваль его памяти "Гринфест".

"Он был грандиозной личностью. Он не умещался в этот кубический музыкальный мирок - он был вне! Космический и потому открытый. Один из самых фантастических музыкантов-современников, с которыми было счастье творить и общаться".
                                                                                                                                                                                                                                   Мариам Мерабова

"Он был уникален в плане своего мышления, своего искусства, владения инструментом, своей жизни, ума - того, как он думал. Ничего похожего никогда и нигде больше не случиться. Это человек, который очень много сделал для нас с вами и для музыки в этом городе".
                                                                                                                                                                                                                                  Наталья Скворцова

"Роме совершенно безразличны были материальные вещи. Считаю, что такие концерты должны быть, что мы должны помнить людей, которые живут ради того, чтобы музыка звучала".
                                                                                                                                                                                                                                       Сергей Манукян

8 декабря, в день рождения музыканта, в клубе Алексея Козлова состоится Второй ежегодный фестиваль памяти Романа Гринёва.

Совершенно особенный человек, неординарная личность, уникальный бас-гитарист. Роман жил музыкой, был неотделим от нее и оставил свой след в развитии нескольких музыкальных направлений в России. Джаз и блюз, фанк и фьюжн, афробит – он по-настоящему любил их и играл на протяжении своей жизни. Но все стили – лишь названия, настоящий музыкант существует вне условностей и ограничений, именно таким был Роман Гринёв, он чувствовал музыку насквозь и, независимо от стиля, обогащал ее, привнося свою космическую правду.

Год назад с аншлагом прошел первый "Гринфест". Почтить память бас-гитариста пришли его друзья и коллеги, лучшие музыканты города, звезды джаза и блюза: Сергей Манякун, Мариам Мерабова, Анна Королева, Дмитрий Илугдин, Феликс Лахути, Алексей Круглов, Алексей Давлетшин, Асия Шакирова, Гия Дзагнидзе, Ольга Олейникова, Юрий Новгородский, Николай Добкин, Борис Плотников, выступили группы Kimbata, Станция Мир, проекты Романа Funk You и Fusion Port собрались, чтобы исполнить его музыку.

Ядро программы "Гринфеста 2020" прежнее, но будут и новые гости! Народный артист России, гитарист Алексей Кузнецов, блестящий клавишник Валерий Степанов, виртуозный гитарист Дмитрий Четвергов, певица Ирина Сурина, фанк-оркестр "Бенарес Экспресс" и другие.

Цель фестиваля – объединить лучших представителей жанров, создать симфонию из импровизационных стилей, отвечавших творческим устремлениям многогранной личности Романа Гринёва. Джаз и блюз, фанк и соул, рок и много авторского материала, в том числе песенного жанра. Главное, снова прозвучит собственная музыка Романа, которую исполнят его друзья.

Концерт благотворительный – все сборы идут в пользу маленького сына музыканта.

***

Роман Гринёв (08.12.1976 – 03.11.2018)

Родился в подмосковном наукограде Черноголовка. Уже в юности определился с призванием, собрал первую группу, затем поступил в училище им. Гнесиных, а после и в Академию, где учился у А. В. Соболева. Стал востребованным джаз-фанковым бас-гитаристом, активным участником сообщества Funk Family, основателем лейбла GrinStar Vibrations (группы Funk You, Fusion Port, Jazz Box), музыкантом коллективов Funky Land Феликса Лахути, Groovy Jam, C.L.O.N.E., Станции Мир и многих других. Музыкальные интересы Романа всегда были полистиличны, что отражает список исполнителей, с которыми он работал: М. Мишурис, Н. Арутюнов, А. Герасимов, Ф. Чистяков, Т. Зыкина... Особо интересовался африканскими ритмами, переиграл во всех известных московских афро-командах: Sun Music, Кимбата, Африканда, Компатриотас, Афромама, Drip Brothers. Его увлечение разнообразными направлениями и стилями находило выражение в музыке группы Funk You, которая 10 лет была творческой лабораторией Романа. Позднее, с эволюцией творческих интересов, его основным проектом стал ансамбль Fusion Port, высокий образец музыки "фьюжн", основанный совместно с пианисткой Натальей Скворцовой. 

читать текст