Прямой эфир

Выкл.
Вкл.
00:00
00:00
Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

Радио "Культура" рекомендует


24 ноября 2020

Премьера спектакля "Черная книга Эстер"

9 и 11 декабря в Боярских палатах СТД РФ состоятся премьерные показы спектакля "Черная книга Эстер" режиссера Евгении Беркович.

9 и 11 декабря в Боярских палатах СТД РФ состоятся премьерные показы спектакля "Черная книга Эстер" режиссера Евгении Беркович. Он раскрывает тему ксенофобии как цивилизационной проблемы, принимающей разные обличия на протяжении многих веков и не сходящей с повестки поныне. Спектакль подготовлен Бюро художественного проектирования при поддержке Российского еврейского конгресса и Мастерской Брусникина.

В пьесе Андрея Стадникова события, изложенные в древних канонических текстах, переплетаются с документальными свидетельствами истории ХХ века, создавая особый сюрреалистический мир вне времени и пространства. Актеры разыгрывают историю коварного Амана и Эстер без слез, но со всем спектром эмоций: от радости до сарказма и гнева, присущих празднику Пурим, который противопоставляется Холокосту.

"Мы хотим "растормошить" зрителей, коснуться их самых глубинных чувств. Нам важно, чтобы люди задумались, а не просто вышли со спектакля со слезами, как часто бывает. Человек и человечество абсолютно ничему не учатся. "Новый Аман" может явиться в любой день, в любой стране, и хуже всего то, что часто этот "Новый Аман" живет внутри каждого из нас. Поэтому всегда будет нужен такой чеховский "человек с молоточком", который ходит и напоминает, что такое настоящая катастрофа", - комментирует режиссер спектакля Евгения Беркович.

"Впервые в мире о "Черной книге" будут говорить на театральных подмостках. В 1948 году Эренбург и Гроссман, плача над рассыпанным тиражом своего сборника, вряд ли надеялись, что здесь же в Москве через столько лет может произойти такое событие. Описанная ими картина нацистских злодеяний и удивительных фактов спасения будет рассказана на современном театральном языке", - добавляет президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер.

"В названии нашего третьего по счету спектакля, посвященного ключевым событиям ХХ века, важно каждое слово. "Черная книга" - отсылка к сборнику Эренбурга и Гроссмана, собравших документы о Холокосте. Эстер - персидская царица, спасшая персидских евреев от уничтожения 2500 лет назад. Объединяет их общая идея торжества победы, а не жертвенность. Идея того, что действия людей, каждого конкретного человека, могут определять ход истории. В 2020 году мы рассказываем об этом метафорическим языком музыкального театрализованного "Артаксерксова действа", где канонический сюжет переплетен со свидетельствами людей, победивших Катастрофу", - добавляют продюсеры, создатели Бюро художественного проектирования Елена Каменская и Мария Синицына.

Визуальный код спектакля художницы Ксении Сорокиной и музыкальная партитура композитора Андрея Бесогонова основаны на карнавальных реминисценциях Пуримшпиля.

Билеты

9 и 11 декабря / 19:00 / Боярские палаты


Создатели спектакля:

Российский еврейский конгресс
Бюро художественного проектирования
Мастерская Брусникина

Авторы идеи: Анатолий Голубовский и Евгения Беркович
Продюсеры: Елена Каменская и Мария Синицына 

Режиссёр: Евгения Беркович
Драматург: Андрей Стадников
Композитор: Андрей Бесогонов
Художник: Ксения Сорокина

Актеры:

Даниил Газизуллин
Родион Долгирев
Никита Ковтунов
Мария Лапшина
Эва Мильграм
Леонид Саморуков
Юлия Скирина 

Партнер проекта:

Музей МХАТ 

читать текст

20 ноября 2020

"Утопия Спасенная"

В Манеже открылась персональная выставка легендарной южнокорейской художницы Ли Бул.

В Манеже открылась персональная выставка легендарной южнокорейской художницы Ли Бул.

Петербургский Манеж впервые в России представляет масштабный выставочный проект легендарной корейской художницы Ли Бул "Утопия Спасенная". Творчество Ли Бул является абсолютным ориентиром в современном искусстве Южной Кореи и Азии. Ее работы получили широкое мировое признание, а персональные выставки прошли в крупных музеях и центрах современного искусства в Нью-Йорке, Филадельфии, Сиднее, Торонто, Марселе, Берне, Токио, Сеуле, Лондоне и Берлине. Дважды художница принимала участие в Венецианской арт-биеннале (1999, 2019).

"Многолетний интерес Ли Бул к утопии приобрел новое качество в середине 2000-х годов, когда она начала создавать архитектурные макеты и рисунки, вдохновляясь конструктивизмом и русским авангардным искусством и архитектурой. Ли Бул использует символы и метафоры утопического модернизма, которые она трансформирует, аллегорически изображает и соединяет в своих произведениях. Она взаимодействует с утопическим модернизмом самобытно и критически, с глубоким пониманием и фантазией. "Утопия Спасенная" (Utopia Saved) - первая персональная выставка Ли Бул в России, на которой будут представлены произведения художницы за последние 15 лет. Они впервые будут показаны совместно с работами русских художников, ставшими источником ее вдохновения.

Основную часть экспонатов составят инсталляции, архитектурные макеты и рисунки, созданные с 2005 года, начиная с макета "Мое великое повествование" (Mon grand récit), инсталляции "Город Солнца" (Civitas Solis), "Желание быть уязвимым" (Willing To Be Vulnerable) и другие, а также эскизы и макеты, призванные продемонстрировать многогранность творческого процесса Ли Бул. Некоторые рисунки и макеты ранее никогда не экспонировались. Эти работы Ли Бул будут впервые показаны вместе с произведениями представителей русского авангарда, которые волновали воображение художницы в течение многих лет".

Сунджун Ким и Суджин Ли, кураторы проекта

Многогранное творчество Ли Бул во многом определило траекторию развития современного искусства Азии, а также оказало значительное влияние на современный мировой художественный процесс.

Выставка "Утопия Спасенная" станет одним из наиболее личных художественных высказываний Ли Бул. Впервые художница столь полно расскажет публике об истоках актуального этапа в развитии своего творческого пути и влиянии, оказанным на него русским авангардом.

Работа над созданием выставки в Манеже шла около двух лет. Все это время Ли Бул принимала самое активное участие в подготовке всех аспектов проекта: от разработки общей идеи и отбора работ до подготовки каталога, и создания архитектурного решения экспозиции. Для этого художница создала рукотворный макет пространства Манежа в масштабе 1:50, что позволило ей тщательно продумать расположение экспонатов и организовать выставку как путешествие по site-specific ландшафту, открывающему неожиданные смысловые и визуальные параллели.

Центральной частью экспозиции в Санкт-Петербурге стали архитектурные скульптуры, пространственные инсталляции и рисунки, созданные Ли Бул начиная с 2005 года, включая некоторые рисунки и макеты, которые ранее не экспонировались. Выставка представляет одну из самых последних ее работ - коллаж на бархате "Без названия (Желание быть уязвимым - Бархат#9 JTVP3582/23 CE)". Масштабные инсталляции из серии "Желание быть уязвимым" (Willing To Be Vulnerable) были воссозданы специально для Манежа.

Отдельный фокус проекта поставлен на визуализацию творческого "диалога" между Ли Бул и представителями русского авангарда. Среди последних - работы художников Казимира Малевича, Александра Родченко, Александры Экстер, архитекторов Ивана Леонидова и Якова Чернихова, ученого и мыслителя Константина Циолковского и других.

Значимый вклад в создание экспозиции внесли российские музеи и художественные институции. Среди участников выставки: Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Государственный музей истории космонавтики им. К. Э.Циолковского, Государственный музей архитектуры им. А. В. Щусева, Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина, Мультимедиа Арт Музей, Москва, Центральный музей Вооруженных Сил РФ Министерства обороны Российской Федерации, Международный архитектурный благотворительный фонд имени Якова Чернихова, Вологодская областная картинная галерея, Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Пермская государственная художественная галерея, Псково-Изборский объединенный музей-заповедник, а также Императорский фарфоровый завод.

Экспозиция "Утопия Спасенная" открывает новую грань современного искусства, продолжая многовековой диалог между российской, европейской и азиатской культурами.

Выставочный проект и мероприятия дополнительный программы призваны не только дать голос одному из важнейших художников современности и погрузить аудиторию в увлекательное исследование новых культурных кодов и способов визуального мышления, но и показать, насколько важным является способ восприятия современной культуры с точки зрения включенности в глобальные художественные и социокультурные процессы.

Проект является важной частью программы Года культурных обменов между Российской Федерацией и Республикой Корея (2020), приуроченного к 30-летию установления дипломатических отношений между странами.



Ли Бул (род. 1964) - художница, живущая и работающая в Сеуле. Получила образование скульптора в 1980-х годах, в период глубоких социальных и политических преобразований в Южной Корее. Начала творческую карьеру с создания перформансов с использованием мягких "скульптурных" костюмов. В 1990-х годах получила широкую международную известность, выступив с серией провокативных работ, включая нашумевшую инсталляцию с гниющей рыбой и серию скульптур "Киборги" (Cyborgs) - гибридов механизмов и органических форм. В 2000-х годах заинтересовалась историей модернизма и начала создавать крупномасштабные инсталляции и скульптуры в архитектурных формах, которые стали результатом ее творческих изысканий и раздумий о событиях истории и отражением ее личных воспоминаний и переживаний.

В последнее время Ли Бул создает иммерсивные исталляции, среди которых такие заметные работы, как "Город солнца II" (Civitas Solis II) и "Утренняя серенада III" (Aubade III), которые были показаны на выставке в Национальном музее современного искусства Кореи в 2014 году и в выставочном центре Palais de Tokyo в Париже в 2015 году, а также инсталляция "Желание быть уязвимым" (Willing To Be Vulnerable), продемонстрированная на 20-й Сиднейской биеннале современного искусства в 2016 году. Последняя ретроспектива художницы "Ли Бул: Крушение" (Lee Bul: Crashing), представляющая ее 30-летний творческий путь, прошла в галерее Hayward в Лондоне и выставочном центре Martin-Gropius-Bau в Берлине с мая 2018 по январь 2019 года. Куратором выставки выступила Стефани Розенталь.

Куратор проекта: Сунджун Ким

Сокуратор проекта: Суджин Ли


Даты проекта: 13 ноября 2020 — 31 января 2021

Центральный выставочный зал "Манеж", Санкт-Петербург


Выставка организована ЦВЗ "Манеж" совместно со Студией Ли Бул и Фондом биеннале в Кванджу.

Партнеры:

Министерство культуры Российской Федерации

Российский фонд культуры

Комитет по культуре Санкт-Петербурга

IX Санкт-Петербургский международный культурный форум

Министерство культуры, спорта и туризма Республики Корея

Корейский фонд международного культурного обмена (KOFICE) 

читать текст

19 ноября 2020

19-й фестиваль немецкого кино German Films

С 20 по 30 ноября в кинотеатре "Октябрь" при поддержке Посольства Германии и Гёте-Института.

С 20 по 30 ноября в кинотеатре "Октябрь", при поддержке Посольства Германии и Гёте-Института пройдет ежегодный фестиваль немецкого кино German Films.

19-й фестиваль немецкого кино составили фильмы с острым и свежим взглядом на немецкую повседневность и глобальный мир, каким он представляется из Германии. В программе – драмы о провинциальных подростках, комедии о семьях среднего класса, а также картины о границах первого и третьего миров, этнических противоречиях и социальных кризисах. Три фильма сняты режиссерами-мигрантами с двойной идентичностью.

Автор параноидального триллера "Изгнание" Висар Морина, как и его герой, родился и вырос в Косово. Экологическая притча "Артерии мира" создана постановщицей монгольского происхождения Даваа Бямбасурен, в 2005 году представлявшей Германию на премии "Оскар". А документальное эссе "Рожденная в Эвине" – режиссерский дебют немецкой актрисы Марьям Зарее о месте, в котором она появилась на свет, самой известной политической тюрьме послереволюционного Ирана.

Немецкое кино всегда неравнодушно к юности. Как и фильмы о диалоге культур, драмы взросления многоплановы – от историй о сексуальности до мультфильма про детство в позднем ГДР. Фильм открытия – трагикомедия с Тилем Швайгером "Небеса подождут" – и вовсе объединяет две зеркальные проблематики – взросление и смерть. Это кино о выпускнице школы, которая вместо высоких баллов получила смертельный диагноз и поняла, что теперь будет бороться лишь со скукой и навязанными правилами.

Экология, миграция, насилие, гендерные трудности и творческий кризис – фильмы фестиваля используют эти темы не как популярные хештеги, но всерьёз, небанально и ярко осмысляют их.

В 2020 году фестиваль проходит в рамках Года Германии в России.

Расписание и билеты

читать текст

19 ноября 2020

Art Weekend пройдет в Санкт-Петербурге

21 - 22 ноября 2020

Северо-Западный филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина (ГЦСИ Санкт-Петербург) при содействии Фонда поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга в рамках 2-го Кураторского форума 21 и 22 ноября проведут Art Weekend. Событие объединит более 40 площадок, работающих в поле современного искусства.

Art Weekend – день открытых дверей петербургских галерей и арт-пространств. Это одновременно исследование текущего состояния местной арт-сцены, важное для профессионального сообщества, и большое общедоступное городское событие. Специально для мероприятия готовятся лекции, дискуссии, перформансы, выставки и экскурсии. Для Art Weekend разработана карта (печатная и digital) с указанием всех площадок и подробной публичной программой.

Дискуссионная площадка

На территории "Ленполиграфмаш" в "Амфитеатре" 21 и 22 ноября будет организована дискуссионная площадка. В 2020 году она посвящена проблемам образования в сфере культуры, а также стратегиям коммуникации внутри и вне арт-сообщества.

Темы дискуссий:

- Как сделать вузы открытыми городу?

- Что сегодня происходит с образованием в культурной индустрии?

- Чему искусство и наука учат друг друга и нас?

- Зачем я это увидел? И как это понял?

- Современное искусство и СМИ

- Как развивать арт-инфраструктуру вместе?
 

Организаторы:

Министерство культуры Российской Федерации
Северо-Западный филиал Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

При поддержке:
Фонда поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга

Площадки Art Weekend:

Marina Gisich Gallery, Anna Nova Gallery, MYTH Gallery, Кабинет Графики WöD, ЦВЗ "Манеж", Kunsthalle nummer sieben, Школа Masters, Музей стрит-арта, филиал Музея городской скульптуры "Мастерская Аникушина", галерея "Люда", Новый выставочный зал Музея городской скульптуры, Новая сцена Александринского театра, пространство "Стыд", арт-центр "Пушкинская 10", "Севкабель Порт", пространство "МОСТ", "Склад 17", Студия перформативных искусств "СДВИГ", ФотоДепартамент, Центр современного искусства имени Сергея Курёхина, Antonov Gallery, ДК Громов, Общественное пространство "Бенуа 1890", Art.ITMO.Residency, DiDi Gallery, FFTN, NAMEGALLERY, коммунальная галерея "Егорка", галерея "24X4", галерея "Борей", "ДК Розы", Екатерининское собрание, студия "Новые городские художники" и Галереешная им. Морриса Хиршфилда.

На все события Art Weekend обязательна регистрация. Посещение площадок Art Weekend только в масках по временным слотам. Расписание и регистрация будут доступны на сайте.

Трансляция будет осуществляться на YouTube-канале ГЦСИ Петербург

читать текст

18 ноября 2020

Драма "Грозный" на телеканале "Россия"

Премьера - 23 ноября в 21:20.

23 ноября в 21:20 на телеканале "Россия" – премьера грандиозной исторической драмы "Грозный". На экране – подлинная история, аутентичный колорит эпохи и даже музыка Ивана Грозного. Сотни актеров массовых сцен, около тысячи костюмов, 400 пластических образов – все это перенесет зрителя в XVI век – период исторических потрясений и неистовых человеческих страстей. В картине занято целое актерское созвездие, а роль Ивана Грозного исполняют сразу два блестящих артиста – Сергей Маковецкий и Александр Яценко.

Иван Грозный – самый обсуждаемый и осуждаемый государь в русской истории. При этом Грозный – самый неразгаданный из русских царей. Масштабы его политических достижений всегда заслоняли живого человека, а вошедшая в фольклор беспримерная жестокость словно исключала возможность более сложного взгляда на характер. Сериал "Грозный" – попытка разобраться в истоках поступков Ивана IV и заглянуть в темный лабиринт его души.

1571 год. Москва разорена после жестокого набега крымского хана Девлет-Гирея. Государь Иван Грозный, решив, что его царству пришел конец, начинает писать летопись своей жизни. Он вспоминает свое раннее сиротство, унижения от опекунов, друзей, которые стали врагами, и врагов, к которым он был беспощаден. Не может уйти и от воспоминаний о жене Анастасии, брак с которой был самым счастливым периодом его жизни, любовь, осветившую первые годы его царствования… Вокруг молодого Ивана IV – верные люди и мудрые советники. Он покорил Казань, создал новое войско, установил новый закон, у него родился наследник. Но скоро светлому царствованию приходит конец: наследник гибнет, за ним – любимая жена, а бывшие верные советники один за другим превращаются в предателей. Иван IV постепенно перерождается в того самого Ивана Грозного – жестокого тирана. И теперь слухи о его жестокости и буйном нраве становятся правдой, и эти перемены в характере царя меняют историю. На Русь надвигаются враги – сумеет ли страна выстоять?

"Грозный" – часть цикла "История любви. История России". В финальных кадрах "Софии" юного Ивана IV венчают на царство в Успенском соборе, а "Годунов" отражает последние годы правления Грозного. Над сериалом "Грозный" работала та же съемочная группа, которая создавала одни из самых рейтинговых проектов телеканала "Россия" – "Софию" и "Годунова".

Режиссер-постановщик – Алексей Андрианов, получивший два "Золотых орла" за первые две части цикла. Оператор – Денис Аларкон, обладатель премии "Золотой орел" за фильм "Шпион", работавший над картинами "Достоевский" и "Бесы". За художественную часть "Грозного" вновь отвечают художник-постановщик Евгений Качанов (также делал картину "Зулейха открывает глаза"), художники по гриму Елена Фомичева и Анастасия Эсадзе (финалист премии АПКиТ за сериал "София"), и художник по костюмам Наталья Салтыкова, создавшая костюмы в "Софии" и "Годунове". 

Алексей Андрианов, режиссер-постановщик: "Хотя все три фильма цикла "История любви. История России" связаны сюжетно, они совершенно разные, потому что все три личности – София Палеолог, Борис Годунов и Грозный – разные абсолютно. О Софии мы снимали больше сказку, по которой зрители соскучились, Годунов – это история Остапа Бендера, человека, который из низов поднялся и стал царем, что возможно было только в нашей стране. А вот история Грозного – это тяжелая психологическая драма, совсем не легкое кино. Для многих зрителей фильм станет не совсем стандартным с точки зрения того, что они ожидают. Мало кто задумывается о его роли в истории страны. Грозный очень многое сделал для государства, но мы в фильме больше рассказываем про человека, его внутренний мир. Это одна из сложнейших личностей в истории. Он был первым русским царем, то есть шел по пути, который еще никто не проходил".

Больше информации на: http://smotrim.ru/groznyi

читать текст

17 ноября 2020

Родари – 100

Международный арт-проект к юбилею писателя.

Международный арт-проект к юбилею писателя.

23 октября 2020 года исполнилось 100 лет со дня рождения итальянского сказочника, писателя, журналиста Джанни Родари. Это важное событие для всей Европы, особенно для Италии, где по масштабу праздник сопоставим с юбилеем Антона Чехова в России: на родине писателя проходят театральные постановки, молодые художники представляют свои прочтения классики, переиздаются книги, по всей стране проводятся фестивали и творческие конкурсы. К празднику присоединились издатели, художники и читатели из других стран: Германии, Австрии, России.


Русский писатель Родари

В России имя Родари ассоциируется в первую очередь с Чиполлино - мальчиком-луковкой, борцом за права угнетенных против произвола богачей синьора Помидора и принца Лимона. СССР стал первой страной, в которой в 1955 году был опубликован перевод "Приключений Чиполлино". Первый тираж составил 30 000 экземпляров - крайне скромная цифра для того времени. Но уже через год книга была переиздана в количестве 400 000 экземпляров!

Культурный диалог между СССР, а впоследствии - Россией, и Италией всегда был плодотворным. Итальянские архитекторы приглашались в Россию для строительства эталонных зданий в стиле классицизм и не только. Русские хореографы блистали на итальянской сцене с балетными постановками. Джанни Родари приезжал в Советский союз не раз, встречался с советскими школьниками и даже снялся в кино в роли сказочника.

В нашей стране наследие Джанни Родари представляет российскому читателю издательство "Эксмо", в частности, "Приключения Чиполлино" публикуются им на эксклюзивных правах. За последние несколько лет общий тираж всех выпущенных наименований книг Родари превысил миллион экземпляров. Самые популярные книги автора: "Приключения Чиполлино", "Путешествие Голубой стрелы", "Джельсомино в стране лжецов", сборник "Сказки по телефону".


Иллюстрации - важный элемент сказок Родари

Сложно представить книги Джанни Родари без иллюстраций - благодаря им мы с самого детства знаем, как выглядят герои сказок выдающегося итальянца. Сегодня книги писателя выходят с иллюстрациями Льва Токмакова, Леонида Владимирского, Владимира Канивца, Рауля Вердини и Хосе Санча, работы которых стали классикой детской литературы. В юбилейный год "Эксмо" издает произведения Родари в полных версиях, "без купюр", в блистательных переводах Златы Потаповой, Ирины Константиновой, Александра Махова и др. А также предлагает читателям новое издание "Приключений Чиполлино" в серии "Золотое наследие" с иллюстрациями современной итальянской художницы Кьяры Баглиони.

В 50-е годы XX века, когда вышел "Чиполлино", официальным стилем искусства в СССР был соцреализм. Однако в андеграунде были представлены самые смелые течения, в том числе продолжались традиции русского авангарда. Уже в советское время "Приключения Чиполлино" могли бы выйти с иллюстрациями советских художников-авангардистов, но, к сожалению, этого не произошло.


Международный конкурс

23 ноября 2020 в честь 100-летия Джанни Родари издательство "Эксмо" запускает масштабный международный конкурс для художников и оформителей - "Путешествие Чиполлино в страну авангарда". Современным иллюстраторам предлагают нарисовать героев "Чиполлино" в стиле русского авангарда.

"Мы видим в этом особую связь с прошлым и хотим "воссоздать" историю. Итогом конкурса будет книга "Приключения Чиполлино" с иллюстрациями победителя. Она будет продаваться и в России, и в Италии. Также мы планируем провести выставку работ участников. Этот проект является пилотным в нашем сотрудничестве с итальянскими коллегами. Осенью открывается программа культурного обмена в области книгоиздания "Арка: Италия - Россия". Ее цель - продвижение итальянских авторов в России и масштабное издание современной русской литературы в Италии".

Олег Новиков, президент издательской группы "Эксмо-АСТ"


Rodari100 онлайн

Пользователи соцсетей активно празднуют 100-летие Джанни Родари, например, делают поздравительные ролики. И взрослые, и дети участвуют в литературном челлендже и читают произведения сказочника, например, La Speranza ("Надежда") и Conosco una città ("Я знаю город"). Среди примеров творчества, вдохновленного юбилеем писателя: книга-панорама от carmelindamineo, мультфильм от fabio fabbri, иллюстрации от robertofalgiani.

А материал "Джанни Родари: сказочник, который говорил правду" рассказывает, почему сегодня, спустя полвека после первой публикации, детям стоит читать истории писателя.

читать текст

17 ноября 2020

Цикл концертов Ladies Apriori, инициированный агентством Apriori Arts, продолжается!

23 ноября в Галерее NIKO выступят солистка Большого театра, сопрано Дарья Зыкова и пианистка Варвара Мягкова.

23 ноября в Галерее NIKO выступят две удивительные, самобытные артистки – солистка Большого театра, сопрано Дарья Зыкова и пианистка Варвара Мягкова. В октябре им довелось участвовать в одном концерте, но вместе, со специально подготовленной к этому событию программой, они выступят впервые.

Если для Варвары Мягковой сотрудничество с агентством только начинается, то Дарья Зыкова – наш давний верный друг и партнёр. Она многократно принимала участие в нескольких благотворительных проектах, выступала в организованных нами концертах и дважды принимала участие в Международном фестивале вокальной музыки "Опера Априори" на сцене Большого зала консерватории – в мировой премьере оперы "Чёрный монах" Курбатова по повести Чехова и в исполнении оригинальной версии "Маленькой торжественной мессы" Россини под управлением Максима Емельянычева.

Певицу и пианистку объединяет не только профессиональное музыкальное творчество, но и не менее профессиональное занятие психологией. Дарья – практикующий психотерапевт, автор уникальной методики арт-терапии по реабилитации детей, перенесших тяжелые заболевания и стрессы, сирот, инвалидов. Варвара Мягкова много лет оказывает помощь и поддержку различным организациям, работающим с детьми, также попавшими в сложные жизненные ситуации. Обе артистки ведут активную благотворительную и просветительскую деятельность.

Программа концерта:

И.С. Бах. Прелюдии и фуги с dur, f moll, f dur, ХТК, I том

Кантата Jauchzet Gott in allen Landen, BWV 51

Д. Шостакович. Прелюдии и фуги, ор 87. C dur, e moll, gis moll
С. Прокофьев. Пять стихотворений А. Ахматовой, ор. 27

Этот концерт должен был стать заключительным в осеннем цикле Ladies Apriori, но выступление Альбины Латиповой и Анны Генюшене с произведениями Шумана, Римского-Корсакова и Рахманинова по ряду причин было перенесено с 19 октября на 7 декабря.

Информация и билеты – на сайте Галерее НИКО.

читать текст

16 ноября 2020

VII Международный Рождественский фестиваль "Адвент"

29 ноября – 20 декабря 2020 года. Благотворительный фонд Collegium Musicum. Кафедральный собор Святых Петра и Павла

29 ноября – 20 декабря 2020 года
Благотворительный фонд Collegium Musicum
Кафедральный собор Святых Петра и Павла

Благотворительный фонд Collegium Musicum в седьмой раз проведет Международный Рождественский фестиваль духовной музыки "Адвент" в Евангелическо-лютеранском соборе Св. Петра и Павла. В западной христианской традиции Адвент - особое время радостного ожидания чуда перед Рождеством, и фестивальные концерты распахивают дверь в огромный мир грядущего праздника. Фестиваль продлится три недели, в его афише представлены разнообразные форматы, стили и жанры: органная, вокальная, хоровая и камерная музыка, барокко и ХХ век.

"Сейчас, в непростое для всех время, важно дарить людям надежду, нести свет и радость. Мы бесконечно признательны врачам, которые самоотверженно спасают жизни людей. А Музыка, особенно духовная, способна врачевать души, дарить столь необходимые сегодня положительные эмоции. Несмотря на ограничения, мы решили не отменять фестиваль "Адвент", который будет проходить с соблюдением необходимых мер безопасности. Мы приглашаем всех прикоснуться к целительному источнику духовной музыки и стать соучастниками удивительной мистерии под сводами величественного собора", - говорит художественный руководитель фестиваля, дирижер Олег Романенко.

29 ноября фестиваль откроет Вокальный ансамбль Intrada под руководством Екатерины Антоненко с уникальной программой "Русское Рождество: хоровая духовная музыка от строчного пения до XX века". Она знакомит слушателей с огромным пластом национальной культуры и выстраивает колоссальную историческую перспективу - от барочных хоровых концертов Василия Титова и Дмитрия Бортнянского, через классические опусы Чайковского и Рахманинова музыканты ведут нас к духовной музыке ХХ века, представленной сочинениями Стравинского, Свиридова, Пярта и Шнитке. Программа создана при поддержке Министерства культуры РФ в рамках проекта "Шедевры русской духовной музыки в столице и регионах России: от эпохи барокко до наших дней".

В следующее воскресенье, 6 декабря, с традициями европейского Рождества публику будут знакомить меццо-сопрано Мария Остроухова и органист Фёдор Строганов. Окунуться в праздничную атмосферу западных соборов помогут шедевры органной музыки, написанные в разные эпохи специально к этому периоду года, известные духовные арии и традиционные рождественские гимны. 12 декабря состоится ежегодный рождественский концерт Посольства Германии в России. На этот раз в центре программы - знаменитая оратория Генделя "Мессия". В западно-христианском мире давно стало доброй традицией исполнять в период Адвента рождественские фрагменты этого масштабного шедевра: первую часть, где предсказывается приход Мессии и рождение Христа, и хор "Аллилуйя". Также прозвучат знаменитые оперные арии и инструментальные сочинения Генделя.

13 декабря слушателей ждет органный вечер "Бах-гала". На прошлых фестивалях этот формат завоевал огромный успех: три органиста разных поколений исполнят на историческом органе собора шедевры немецкого мастера. Молодой виртуоз, лауреат ряда престижных конкурсов Иван Царёв, известный испанский органист Даниэль Сальвадор и мэтр отечественной органной школы Александр Фисейский готовят специальные программы. Завершится фестиваль 20 декабря традиционным исполнением рождественских кантат Иоганна Себастьяна Баха. Это продолжение грандиозного проекта фонда и ансамбля Collegium Musicum, в рамках которого все кантаты Баха исполняются на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова. В 2020 году прозвучат праздничные кантаты на 4-е воскресенье Адвента и 1-й день Рождества Христова, а также первая часть "Рождественской оратории".

Программа фестиваля

29 ноября / воскресенье, 19:00

Русское Рождество: хоровая духовная музыка от строчного пения до XX века

Вокальный ансамбль Intrada
Художественный руководитель - Екатерина Антоненко
Алексей Шевченко (орган)

В программе: Д. Бортнянский, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И. Стравинский, А. Шнитке и др.
При поддержке Министерства культуры РФ в рамках проекта "Шедевры русской духовной музыки в столице и регионах России: от эпохи барокко до наших дней".
 

6 декабря / воскресенье, 19:00

Европейское Рождество: орган и голос

Мария Остроухова, меццо-сопрано
Фёдор Строганов, орган

В программе: И. С. Бах, С. Шайдт, Дж. Перголези, Ф. В. Строганов, Л. Люцци, Х.-А. Штамм, Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон и традиционные рождественские гимны
 

12 декабря / суббота, 19:00

Рождественский концерт Посольства Германии в России
"Гендель-гала"

Наталья Риттер, сопрано / Екатерина Лукаш, меццо-сопрано / Дмитрий Гриних, баритон
Эльза Неб, скрипка
Елизавета Миллер, орган
Ансамбль Collegium Musicum
Дирижер - Олег Романенко

В программе: Г. Ф. Гендель
 

13 декабря / воскресенье, 19:00

"Бах-гала"
заслуженный артист России Александр Фисейский
титулярный органист Папской Базилики св. Михаила в Мадриде Даниэль Сальвадор (Испания)
лауреат международных конкурсов Иван Царёв

В программе: И. С. Бах
 

20 декабря / воскресенье, 19:00

Торжественное закрытие фестиваля
Все кантаты Баха с Романом Насоновым. Рождественский концерт
Бах в Лейпциге: парные кантаты
Сезон четвертый. Концерт третий

Ансамбль Collegium Musicum
Художественный руководитель и дирижер – Олег Романенко

В программе: кантаты на 4-е воскресенье Адвента и 1-й день Рождества Христова
№ 248/1 Первая часть "Рождественской оратории": Jauchzet, frohlocket, auf, preiset die Tage ("Ликуйте, возрадуйтесь! день сей хвалите!"
№ 197а Ehre sei Gott in der Höhe ("Слава в вышних Богу")
№ 91 Gelobet seist du, Jesu Christ ("Слава Тебе, Иисусе Христе")

Художественный руководитель фестиваля "Адвент" - Олег Романенко

читать текст

13 ноября 2020

"Радио "Культура", "Радио России" и Союз театральных деятелей России представляют совместный проект "Раритет"

16 ноября 2020 года в эфире двух радиостанций стартует новый проект "Раритет".

16 ноября 2020 года в эфире двух радиостанций стартует новый проект "Раритет" - жизнь театра минувшего столетия, интересные факты о премьерах, актерах и режиссерах. Российские актеры старшего поколения читают архивные материалы из фондов Центральной научной библиотеки СТД РФ.

В 2020 году большинство российских артистов старшего поколения оказались отделены от театра и работы на сцене: им рекомендовано оставаться дома ради собственной безопасности и здоровья. Длительное нахождение в четырех стенах неизбежно становится тяжелым испытанием.

"Для артиста играть – значит жить, он не может без театра. Ощущение своей никчемности, невостребованности может унести жизни многих людей" – говорит Председатель СТД РФ, народный артист России Александр Калягин.

В проекте принимают участие актеры из разных городов России, их голосами в радиоэфире будут озвучены архивные материалы: рецензии на премьеры, заметки об актерах и режиссерах минувшего столетия.

Партнером проекта является Центральная научная библиотека СТД РФ, в архивах которой собраны редкие и бесценные материалы из театральной периодики XX века. Некоторые из них – уникальные литературные образцы, сохранившиеся в единственном экземпляре.
Библиографический кабинет хранит папки с архивными вырезками, касающимися деятелей театра, рецензии на спектакли, сведения о постановках в различных театрах страны и зарубежья. Именно эти материалы послужили основой для осуществления Проекта "Раритет".

Первый цикл программы "Раритет" (с 16 по 20 ноября 2020) посвящен Анатолию Эфросу.

"Когда-то при плохом настроении я обязательно приходил в театр. Здесь можно было с кем-то поболтать, обсудить что-либо, поговорить о дальнейших планах, пофантазировать. И плохое настроение улетучивалось".
 
16 ноября - Из записных книжек Анатолия Васильевича Эфроса
17 ноября - Отрывок из статьи Е. Суркова "Уход Федора Протасова" в журнале "Современная драматургия" //1984 год
18 ноября – Отрывок из 4-томного собрания произведений А.В. Эфроса
19 ноября – Из дневников Анатолия Васильевича Эфроса (1981-1982 гг.)
20 ноября – Ефремов. Эфрос. МХАТ.

Читают заслуженные артисты РФ, Кубани и республики Саха (Якутия).
Подробности

Программа будет выходить на "Радио "Культура" по будням, в 10.40. Повтор программы — в 17.50.


Для справки:

Библиотека СТД - Центральная научная библиотека Общероссийской общественной организации "Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)", одна из старейших театральных библиотек. Основана в октябре 1896 г.

Книжно-журнальный фонд библиотеки насчитывает около 500 тысяч изданий более чем на тридцати языках народов мира (данные на 2019 г.) по вопросам театра, драматургии, сценографии, музыки, балета и др. Библиотека располагает суфлерскими, режиссерскими и рукописными экземплярами пьес. В библиотеке хранятся личные книжные собрания Д.Н.Орлова, Ф.Г.Раневской, С.С.Пилявской, М.М.Штрауха, Г.М.Ярона, А.А.Аникста, А.И.Дейча, С.А.Ермолинского, А.А.Вадимова и других знаковых имен русской культуры.

Рукописный отдел (с 1967г.) хранит архивы и документальные материалы К.С.Станиславского, А.Я.Таирова, А.Г.Коонен, В.Э.Мейерхольда, М.А.Чехова, Ю.А.Завадского и др.

Документный фонд ЦНБ СТД включает театральное наследие русской эмиграции.
Существует иконографический отдел, где хранятся фотографии спектаклей, артистов, режиссеров, драматургов и др. Общ. кол-во карточек предметного каталога свыше 600 тыс.

Читатели библиотеки - артисты, режиссеры, художники, театральные критики, исследователи, работники радио, телевидения, прессы, преподаватели, студенты.
Есть внушительный список иностранных исследователей.
На современном этапе библиотека объединяет институциональную систему "библиотека-музей-архив", формируя единый информационный ресурс для нового поколения театральных деятелей.

В 1937 году был создан Библиографический кабинет, который располагает картотеками научно-справочного аппарата по театральным персоналиям (режиссеры, актеры, художники, критики, рецензенты, как русского, так и зарубежного театров), званиям и награждениям (по 1985 г.), театрам Москвы, Петербурга, Российской Федерации, стран СНГ, репертуару театров РФ и других стран, членов РТО и ВТО. Общее количество карточек – более 7 млн. 

читать текст

06 ноября 2020

Все кантаты Баха с Романом Насоновым

22 ноября / воскресенье, 19:00

22 ноября / воскресенье, 19:00

Бах в Лейпциге: парные кантаты
Сезон четвертый. Концерт второй

титулярный органист Папской Базилики Св. Михаила в Мадриде 
Даниэль Сальвадор, орган (Испания)
Ансамбль Collegium Musicum
Художественный руководитель и дирижер – Олег Романенко

Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова. Четвертый сезон проекта продолжает тему парных кантат: слушатели могут сравнить сочинения, написанные на один и тот же праздник, оценить богатство фантазии и глубину религиозно-философской мысли композитора. 22 ноября прозвучат две захватывающие контрастные пары: радостные и праздничные кантаты  на 20-е воскресенье по Троице, драматичные и эмоциональные  на 24-е воскресенье по Троице.

Полная радостного ожидания и нежности Кантата № 180 "Укрась себя, душа моя" впервые была исполнена 22 октября 1724 года. Она основана на известном причастном гимне и отвечает воскресному чтению  притче о брачном пире из Евангелия от Матфея. Крайние строфы гимна использованы в первой и последней частях кантаты, а остальные неизвестный либреттист свободно переработал в речитативы и арии. Первая строка хорала и праздничный характер текста определили облик кантаты: части пронизывают танцевальные ритмы жиги, бурре и полонеза, а особое изящество музыке придают нежные солирующие флейты и сладкоголосые гобои.

Тем же радостным настроением, танцевальностью, изысканностью и богатством тембров отличается Кантата № 49 "Иду Я и ищу тебя с горящим сердцем". Она впервые прозвучала 3 ноября 1726 и отсылает к тому же чтению дня, что и кантата № 180. Но если в 180-й господствует всеобщее радостное оживление, то № 49 трактует притчу в более интимном ключе  это диалог Души и ее жениха Иисуса. Поэтически образы заимствованы из "Песни песней", и Бах воплощает их в музыке, проникнутой особой чувственностью. Так, первый дуэт мог бы украсить историю итальянского оперного театра, равно как и восторженная ария сопрано с солирующими гобоем д'амур и виолончелью-пикколо, а в заключительном дуэте звучит строфа из мистического свадебного гимна Филиппа Николаи "Wie schön leuchtet der Morgenstern" (1599).

Компактная, выразительная Кантата № 60 "О вечность, слово паче грома" написана в первый год службы Баха в Лейпциге и прозвучала 7 ноября 1723 года. Это еще одна диалогическая кантата: темы страха смерти и надежды на спасение разворачиваются в разговоре аллегорических фигур  Страха и Надежды. Завершается кантата хоралом "Es ist genug" ("С меня довольно"), известным благодаря поразительной смелости первого мотива: мелодия движется по целым тонам и охватывает интервал тритона, называемого "дьявол в музыке",  экстремальный музыкальный образ, символизирующий переход души от жизни к смерти.

Драматичная Кантата № 26 "Ах, как мимолётна, ах, как ничтожна" впервые прозвучала 19 ноября 1724 года. Ее центральная тема  размышления о быстротечности человеческой жизни и земных благ  трактована экспрессивно и с первых нот уносит слушателя из обыденности мощным потоком инструментальных пассажей. Можно представить, какое неизгладимое впечатление кантата произвела на прихожан при жизни автора (возможно, даже слишком сильное!): она и сегодня потрясает эмоциональным накалом, фантастическим мастерством передачи в музыке тончайших деталей текста и головокружительно-виртуозным концертным стилем вокальных партий и инструментального ансамбля с участием валторны, флейты и трех гобоев.

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 г. ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект "Все кантаты Баха с Романом Насоновым". Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля и в одном пространстве  Кафедральной соборе Святых Петра и Павла.

Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко.

Олег Романенко  дирижер, выпускник Московской консерватории им. П. И. Чайковского (2008); искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD. В 2008 г. создал Камерную капеллу "Soli Deo Gloria". Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, Гайдна, "Страсти по Иоанну", Рождественская оратория и Магнификат И. С. Баха, российская премьера оратории "Смерть и воскресенье" Э. Шэве и др. В настоящее время О. Романенко – директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля "Адвент", основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта "Все кантаты Баха с Романом Насоновым".

Даниэль Сальвадор (Испания)  органист, дирижер и композитор. Титулярный органист Папской Базилики Св. Михаила  Апостольская Нунциатура в Испании. Окончил Мадридскую Королевскую Консерваторию лауреат Международного конкурса JM International. С юных лет служил церковным органистом; как органист и клавесинист выступает на лучших площадках страны (Мадридский кафедральный Собор, Королевский монастырь Эскориал, Испанская Королевская Академия Искусств, Национальная филармония), а также Парижа, Антверпена, Рима, Риги и др. С 2012 г.  органист Архиепископства г. Мадрида. Преподает класс органа, истории музыки и полифонии в колледже "Mater Salvatoris" (Мадрид). Ведет авторскую программу на радио.

Роман Насонов родился в Воронеже, в 1971 году. Ученик Ю. Н. Холопова и М. А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета. Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале "Магистерия" (magisteria.ru). Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра. Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.

В программе:

Кантаты на 20-е воскресенье по Троице
Кантата № 180 "Schmücke dich, o liebe Seele" ("Укрась себя, душа моя")
Кантата № 49 "Ich geh’ und suche mit Verlangen" ("Иду Я и ищу тебя с горящим сердцем")

Кантаты на 24-е воскресенье по Троице
№ 60 "O Ewigkeit, du Donnerwort" ("О вечность, слово паче грома")
№ 26 "Ach wie flüchtig, ach wie nichtig" ("Ах, как мимолётна, ах, как ничтожна") 

читать текст