Прямой эфир

Выкл.
Вкл.
00:00
00:00
Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

Радио "Культура" рекомендует


15 августа 2019

Viola is my Life

"Если бы Бах разводил пчёл…" - об этом в XX веке размышлял Арво Пярт, а мы на нашем пятом виольном фестивале "от Баха до Баха" размышляем, в свою очередь, что если бы Бах больше играл на альте и виоле да гамба?

"Если бы Бах разводил пчёл…" – об этом в XX веке размышлял Арво Пярт, а мы на нашем пятом виольном фестивале "от Баха до Баха" размышляем, в свою очередь, что если бы Бах больше играл на альте и виоле да гамба?

Да, Иоганн Себастиан действительно играл на них! Но с его музыкой странная вещь, её для каждого музыканта одновременно очень много и очень мало. Именно поэтому пианисты играют его произведения для клавесина и клавира, виолончелисты и альтисты – гамбовые сонаты и так далее.

На нашем фестивале вы услышите реконструкцию третьей гамбовой сонаты Баха Назара Кожухарь, одного из основателей движения аутентичной музыки в Москве. Будет также оригинальная гамбовая соната, произведения его сына Вильгельма Фридемана, его друга Карла Фридриха Абеля и многое другое.

Как всегда будут премьеры – "White Crucifixion" для альта с оркестром английского композитора Бенджамина Эллина, который приедет на наш фестиваль еще и в качестве дирижера.

Будут Мортон Фелдман, Гэвин Брайерс, Роберт Дэвидсон, Анна Поспелова, Марен Маре, Бела Барток, Дьёрдь Лигети, Руст Позюмский, Антон Изгагин, Дина Суфиярова и Жан де Сент-Коломб.

И как всегда лучшие музыканты, признающиеся в любви к виолам и альтам: Катерина Анохина, Дарья Борковская, Вадим Вайнштейн, Андрей Гугнин, Патрик Деннис, Павел Домбровский, Тома Жукова, Антон Изгагин, Михаил Ковальков, Назар Кожухарь, Пётр Кондрашин, Григорий Кротенко, Дмитрий Мурин, Наталья Никитенко, Анна Орлова, Алина Петрова, Аркадий Пикунов, Руст Позюмский, Сергей Полтавский, Павел Романенко, Марфа Семенова, Ирина Сопова, Алексей Степанов, Сергей Суворов, Павел Сёмин, Пётр Талалай, Алиса Тен, Сергей Тищенко, Татьяна Федякова, Дарья Филиппенко, Сергей Храмцевич, Григорий Цыганов, Алексей Чичилин, Бенджамин Эллин.

Концерты фестиваля: 10 сентября в Культурном центре ДОМ в 20:00 (violaismylife.timepad.ru) и 14 сентября в Малом зале Зарядье в 19:00 (zaryadyehall.com/afisha/novim/festival-viola-is-my-life)

читать текст

13 августа 2019

Ночь кино 2019 - главное кинособытие лета

Ежегодная акция "Ночь кино" пройдет 24 августа с 14:00 до 04:30. В программе — фильмы-победители Каннского кинофестиваля и Кинотавра, любимые сериалы на большом экране, экскурсии в аппаратные и кинопроизводственные цеха

Ежегодная городская акция "Ночь кино" пройдет 24 августа с 14:00 до 04:30. В программе — фильмы-победители Каннского кинофестиваля и Кинотавра, любимые сериалы на большом экране, экскурсии в аппаратные и кинопроизводственные цеха, советская классика с пленки в необычных местах. А также большой кинотеатральный перформанс Филиппа Григорьяна о трех мушкетерах в музее-заповеднике Царицыно.

Александр Кибовский, руководитель Департамента культуры города Москвы: "Ночь кино" — одна из центральных городских акций и важное кинособытие для москвичей. В этом году она пройдет в четвертый раз, в программе будут задействованы не только кинотеатры, но и станция метро, бассейн и другие неочевидные места города. Вход на все события акции бесплатный по регистрации".

Светлана Максимченко, генеральный директор Москино: "В этом году Москино впервые полностью организует "Ночь кино". Вместе с Антоном Долиным и журналом "Искусство кино" мы собрали программу предпремьер самых громких фильмов Каннского кинофестиваля и Кинотавра. В Царицыно вместе с режиссером Филиппом Григорьяном готовим кинотеатральный перформанс "Мушкетеры 40 лет спустя" к юбилею великого советского сериала. Ещё в программе будут экскурсии, сериалы на большом экране, короткий метр. Всего одна ночь, и множество отличных фильмов! Но попасть больше, чем на два-три события, не получится, поэтому зрителю придётся выбирать".

Программа "Ночи кино" откроется 24 августа в 16:00 премьерным показом фильма "Мальчик русский" в киноцентре "Октябрь" при поддержке проекта КАРО.Арт. "Мальчик русский" — человечная и уязвимая история деревенского парня, ушедшего на фронт Первой мировой. Фильм получил диплом гильдии киноведов и кинокритиков на Кинотавре, был участником конкурса Берлинале. Представят его режиссер Александр Золотухин и главный редактор журнала «Искусство кино» Антон Долин.

Центральным событием "Ночи кино" станет театрально-кинематографический перформанс "Мушкетеры 40 лет спустя" в музее-заповеднике Царицыно. Зрители попадут в мир знаменитого советского сериала "Д’Артаньян и три мушкетёра". Режиссером перформанса выступил Филипп Григорьян, драматургом Валерий Печейкин. В Царицыно соединится эпоха Людовика ХIII, советские 1970-е и современность. Пройдя через залы Большого дворца и Хлебного дома, зрители окажутся внутри иммерсивного перформанса "мушкетеры.монтаж", станут участниками кинопроб, увидят сцены из первой серии и историю создания фильма, пройдут церемонию посвящения в мушкетеры или гвардейцы. Вечером на поляне у Большого дворца ансамбль актеров "Гоголь-центра" Gramophonics исполнит песни из фильма. В финале в импровизированном кинотеатре под открытым небом пройдет показ первой серии оригинальной киноэпопеи, которой в этом году исполняется 40 лет. Начало в 20:00.

На главных киноплощадках Москвы пройдут показы самых ярких картин из программ Каннского кинофестиваля и Кинотавра этого года. Зрители "Ночи кино" увидят их первыми, задолго до выхода в российский прокат. Фильмы представят авторы и редакторы журнала "Искусства кино". В "Космосе" покажут ретро-драму Андрея Смирнова "Француз", в "Звезде" — "Верность" Нигины Сайфуллаевой, в "Факеле" — китайский неонуар "Озеро диких гусей" и триллер с Джесси Азейнбергом "Виварий". В "Юности" можно будет увидеть фильм "Малыш Джо", получивший в Каннах Приз за лучшую женскую роль, и полнометражный дебют Григория Добрыгина Sheena667. В Центре документального кино представят фильм "Атлантика" (Гран-при Каннского кинофестиваля), в Garage Screen — бразильский вестерн "Бакурау" (Приз жюри в Каннах). Показы также пройдут в "Иллюзионе" ("Жанна" Брюно Дюмона), в кинотеатре Объединенной сети КИНО ОККО — "Формула Кино Горизонт" ("Должно быть, это рай" Элиа Сулейман), в Цифровом деловом пространстве ("Комната 212" Кристофа Оноре).

Антон Долин главный редактор журнала "Искусство кино": "Наша кураторская программа на "Ночи кино" — подарок журнала и Москино городу: предпремьеры лучших авторских фильмов года на языке оригинала, абсолютно бесплатно. Каждую картину мы выбирали тщательно и придирчиво, каждая из них — произведение искусства. Самые нестандартные, необычные фильмы из Канн: бразильский социальный хоррор "Бакурау", поэтичная и пронзительная "Жанна", удостоенные премий антиутопическая фантастика "Малыш Джо" и мистическая история любви "Атлантика", атмосферный китайский триллер "Озеро диких гусей", палестинская меланхолическая комедия "Должно быть, это рай"… Самые яркие из отечественных фильмов сезона: дебютные «Мальчик русский» и Sheena 667 (лауреат премии "ИК" за лучший первый фильм), чувственная "Верность", снятый современным классиком Андреем Смирновым "Француз". Мы уверены, что московский зритель — умный, глубокий, современный — оценит наш выбор".

В программе специальных показов: "Бык", получивший Гран-при Кинотавра ("Иллюзион", 17:00), документальный фильм "После лета" (Центр документального кино, 21:30), корейский триллер "Воспоминания об убийстве" (ЦДП, 20:00). В кинотеатре "Космос" видеосервис MEGOGO и актриса Рената Литвинова представят последний фильм Киры Муратовой "Вечное возвращение". В "Звезде" зрителей ждёт российский короткий метр из программ Кинотавра, Каннского и Роттердамского фестивалей: фильмы "Топливо", "Корова", "Одна историческая ошибка" и "Сложноподчиненное".

На больших экранах можно будет посмотреть новые российские сериалы ТНТ Премьер: "Обычная женщина", "Мёртвое озеро" и "Чернобыль. Зона отчуждения". КиноПоиск приглашает вспомнить культовые ситкомы "Парки и зоны отдыха", "Клиника", "Офис" и "Сообщество". Показы пройдут в кинотеатрах Москино "Полёт" и "Берёзка", в "Иллюзионе" и ЦДП.

Летний передвижной экран Москино покажет советскую классику на винтажном пленочном оборудовании в местах, где архитектура усиливает образы фильмов. На станции метро "Деловой центр" Солнцевской линии под небоскребами Сити зрители увидят "Метрополис" Фрица Ланга в живой озвучке Саши Елиной и Ивана Бушуева. В Измайловском Кремле — советский хит "Иван Васильевич меняет профессию". В бассейне "Чайка" — летнюю лирическую комедию "Будьте моим мужем!". В Высотке на Баррикадной — пышные "Кубанские казаки". Начало всех показов в 19:30.

Прологом к вечерней кинопрограмме станут экскурсии. В Музее кино участников познакомят с киноаппаратурой, плакатами и прочими экспонатами, связанными с главными открытиями в истории отечественного кинематографа. На "Мосфильме" экскурсантов проведут по музею студии и съемочным павильонам. В кинотеатре "Звезда" экскурсия пройдет через киноаппаратную. Москино также впервые откроет для публики свое фондохранилище в кинотеатре "Тула": гости увидят, как хранится и каталогизируется пленка, понаблюдают за процессом настройки пленочного проектора и посмотрят на нём редкие фильмы. Студия "Союзмультфильм" приглашает на семейную экскурсию по музею (здесь хранятся раскадровки, декорации и более 100 кукол), а также мастер-класс по анимации для детей.

В кинотеатрах Москино, библиотеках, парках и культурных центрах Москвы Фонд кино и Министерство культуры России покажут современные российские фильмы, победившие в зрительском онлайн-голосовании: "Балканский рубеж", "Домовой", "Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел".

Вход на все события "Ночи кино" бесплатный, по предварительной регистрации. Подробная программа и регистрация на сайте акции: cinemanight2019.ru

читать текст

24 июля 2019

Фестиваль Signal - 2019 пройдет на территории Национального парка "Угра" с 15 по 18 августа

В создании инсталляций и шоу события приняли участие "главные силы света Москвы" - Sila Sveta, СЕТАП, True Light Crue.

В 2018 году фестиваль стал лучшим электронным событием Москвы под открытым небом, представив аудитории четырехдневную программу с участием 70 артистов, ряд музыкальных премьер, а также серию саб-ивентов международных партнеров Signal. В создании инсталляций и шоу события приняли участие "главные силы света Москвы" - Sila Sveta, СЕТАП, True Light Crue.

Третий фестиваль в Никола-Ленивце вдохновлен идеями и нововведениями, в которых раскрывается главный концепт этого лета - Terrain of Freedom.

Кэмпы

С этого года единый билет на фестиваль включает разрешение на установку палатки. Следующий шаг: создание собственного лагеря. Опция для групп единомышленников, объединенных общей идеей и обладающих энергией и ресурсами на ее осуществление. Кэмпы получают полную самостоятельность в рамках фестиваля, их создателям выделяется дополнительное время на постройку и демонтаж собственных объектов: поселений, инсталляций, зон отдыха, pop-up кафе и маркетов.

Саб-ивенты

Подтвержден 12-часовой лайнап Digital Tsunami на сцене Prizma. Одна из главных ночей на Möbius уходит в распоряжение the Volks. С программой для концертной сцены Meadow подключается проект Fields. В стадии переговоров несколько новых саб-ивентов.

Terrain of Freedom - развитие концепта Creative Landscape. Меньше условностей и ограничений - больше свободы, а значит мощнее выплеск творческой энергии, которая движет фестиваль вперед.

Экология и культура

Большая степень свободы возможна исключительно в контексте осознания ценности и уникальности арт-парка Никола-Ленивец и Национального парка "Угра". Мы принимаем высокий уровень ответственности и приложим все усилия, чтобы бережное отношение к природе стало нормой для аудитории фестиваля.

Signal продолжает интегрироваться в локальную инфраструктуру. Местные жители привлечены к работам над объектами фестиваля и по уходу за территорией арт-парка Никола-Ленивец - ежегодному обновлению дорог и троп парка, которое ведется под руководством Ивана Щетинина.

Продолжается благоустройство и развитие фестивальных проектов. В их числе востребованный Signal Kids и открытая в прошлом году образовательная программа. Новинки этого лета: спортивное расписание и арт-объекты как индивидуальные медитативные пространства.

Лайн-ап фестиваля развернется на четырех сценах. На данный момент раскрыто 60 процентов артистов:

Efdemin / Phase Fatale / Lutto Lento (live) / Boot & Tax / Objekt / Andy Stott / Samuel Kerridge / CoH (live) / Rezzett (live)/ Petre Inspirescu / Heap / Retrograde Youth / Bill Patrick / Robin Ordell / Anushka / tINI / Paramida / Niсo Stojan /System108 team / LVRIN (live) / Elena Sizova / Ernestas Sadau / Roman Sputnik / Obgon: Объект и Среда (live) / Yung Acid (live) / Abelle / Vlada / Алексей Бобровский / Lipelis

читать текст

23 июля 2019

"Здесь и сейчас. Атлас творческих студий Москвы"

26 июля 2019 года в Центральном Манеже откроется выставка "Здесь и сейчас. Атлас творческих студий Москвы".

26 июля 2019 года в Центральном Манеже откроется выставка "Здесь и сейчас. Атлас творческих студий Москвы".

Цель этой выставки - представить актуальный срез современного искусства Москвы - современные техники и методики в художественном образовании и то, как они влияют на современный мегаполис. Проект в 2019 году будет состоять из экспозиции и обширной образовательной программы с лекциями, мастер-классами, практическими занятиями от ведущих педагогов творческих вузов и арт-студий, современных художников и кураторов.

Проект "Здесь и сейчас" - это ежегодный масштабный смотр актуального московского искусства, организованный по инициативе Правительства Москвы. Его миссия - стать яркой и масштабной платформой, представляющей возможности Москвы как центра современной культуры. Так, в 2018 году проект "Здесь и сейчас!" стал дайджестом институциональных инициатив в сфере городских культурных проектов и позволил зрителю увидеть общую карту города в одном пространстве Манежа.

Выставка "Здесь и сейчас. Атлас творческих студий Москвы" аккумулирует художественные процессы города и охватывает все направления современного искусства - от живописи, скульптуры и фотографии до театра и новых технологий. Проект 2019 года под кураторством архитектора Юрия Аввакумова объединяет на одной площадке двенадцать современных художников, преподающих в различных институциях. Выставка организована Департаментом культуры г. Москвы, Московским музеем современного искусства и МВО "Манеж".

Участники проекта - выдающиеся педагоги творческих вузов и арт-студий, современные художники и кураторы, создающие здесь и сейчас художественную жизнь столицы: Владислав Кирпичёв (архитектура), Анатолий Осмоловский (скульптура), Айдан Салахова (живопись), Александр Корноухов (мозаика), Виктор Меламед (графика), Андрей Сильвестров (кино), Дмитрий Крымов (театр), Михаил Лабазов (стрит-арт), Сергей Братков (фотография), Дмитрий Знаменский (новые технологии), Светлана Тегин (мода), Елена Тупысева (танец). В формате творческих студий они продемонстрируют основные этапы создания произведений разных жанров и покажут внутреннюю "кухню" современного искусства.

Образовательная программа включает в себя лекции, мастер-классы, практические занятия, показы и обсуждения, создание этюдов, экспериментальную лабораторию, круглый стол, public talk и другие форматы от ведущих современных деятелей культуры. Программа будет действовать ежедневно, кроме понедельника, а каждое воскресенье на выставке "Здесь и сейчас" планируются занятия для детей. Также при поддержке онлайн-кинотеатра Okko будет организована серия кинопоказов.

В выставке примут участие культурные институции и учебные заведения Москвы: Российская академия художеств, МГАХИ им. В.И. Сурикова, Российский институт театрального искусства (ГИТИС), РОСИЗО-ГЦСИ, Британская высшая школа дизайна, Московская школа фотографии и мультимедиа им. А. Родченко, институт "База", школа-студия EDAS, художественная студия "ДЭЗ № 5", Центр современного танца ЦЕХ, Tegin Fashion House и ЦСИ "Винзавод", Мастерская коллективного кино.

На время работы выставки Манеж станет своеобразной творческой резиденцией в центре Москвы. У каждого из представленных в проекте направлений - живописи, графики, скульптуры, фотографии, мозаики, стрит-арта, кино, новых технологий, архитектуры, театра, балета и моды - будут работать собственные студии. Зрители смогут заглянуть в мастерские художников и увидеть процесс создания произведений искусства в реальном времени.

"Здесь и сейчас" развивает интерактивный формат выставок современного искусства, предполагающий более широкое взаимодействие с посетителями.

Его задача - выстроить со зрителем диалог о современной культуре, дать представление о ее формальном и идейном разнообразии, полифоничности и энергии художественной жизни современного города. Посещение выставки и образовательной программы будет бесплатным для москвичей и гостей города.

О кураторе

Юрий Аввакумов - архитектор, художник, куратор, действительный член Российской академии художеств. В последнее время работает преимущественно над проектированием музейных зданий. Лауреат премии Инновация за выставку "День открытых дверей" в Московском музее современного искусства (2010). Произведения находятся в коллекциях Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Государственной Третьяковской галереи (Москва), Музея современного искусства (Нью-Йорк), Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева (Москва), Немецкого музея архитектуры (Франкфурт-на-Майне), Музея Виктории и Альберта (Лондон), Центра Помпиду (Париж), Центра искусств и медиатехнологий (Карлсруэ).

О Департаменте культуры города Москвы

Департамент культуры города Москвы осуществляет функции по разработке и реализации государственной политики в сфере культуры и координирует работу более 900 учреждений культуры: музеев, театров, выставочных залов, библиотек, домов культуры, кинотеатров, парков, концертных и образовательных организаций. В рамках компетенции Департамент занимается благоустройством парков, ремонтом и обновлением материально-технической базы театров, музеев и других учреждений культуры, а также организацией детского отдыха и оздоровления для детей льготных категорий. Среди его проектов - День Города, День Победы, Московский культурный форум, акции "Ночь в музее", "Ночь в театре", "Ночь искусств", "Ночь кино", "Библионочь", "Ночь на катке" и Московский выпускной в Парке Горького.

О Московском музее современного искусства

Московский музей современного искусства - первый в России государственный музей, основанный в 1999 году Президентом Российской Академии Художеств Зурабом Церетели. Его личная коллекция, состоявшая более чем из 2000 работ известных художников XX века, положила начало музейному собранию, которое в настоящее время является одним из самых представительных собраний отечественного искусства XX столетия. ММОМА является активным участником художественной жизни страны и располагается на шести площадках города. Также в сердце столицы открыт Образовательный центр ММОМА, где можно посетить открытую библиотеку по искусству, музейное кафе, лекторий и увидеть работы из коллекции ММОМА. Приоритетными направлениями деятельности институции также являются образование в сфере искусства, поддержка молодых художников, собственная издательская программа, разработка инклюзивных проектов, научная деятельность и лабораторная экспертиза. Сегодня музей активно развивает региональную программу и способствует поддержанию единого ритма художественной жизни страны. В 2019 году ММОМА празднует 20-летний юбилей.

О Центральном выставочном зале "Манеж"

Центральный выставочный зал "Манеж" - неотъемлемая часть городского пространства, любимое место проведения выставок и мероприятий. Его роль в культурной жизни не только столицы, но и страны очень значима.

Манеж был открыт в 1817 году по приказу Императора Александра I. За 200-летнюю историю назначение здание не раз менялось: здесь проходили военные смотры, первые народные гулянья, Манеж был гаражом для правительственных автомобилей и многое другое. В 1957 году было решено разместить в Манеже выставочный зал. На сегодняшний день ЦВЗ "Манеж" одна из крупнейших выставочных площадок города, а также Центральный выставочный зал страны.

Выставка "Здесь и сейчас" в 2018 году

В августе 2018 года в Манеже прошла первая масштабная московская выставка-смотр современного искусства "Здесь и сейчас!". Проект был организован столичным Департаментом культуры по поручению Мэра Москвы Сергея Собянина по итогам его встречи с молодыми художниками и арт-сообществом, которая состоялась 6 июня 2018 года в Образовательном центре ММОМА. Координацию выставки осуществлял МОСГОРТУР. Целью выставки стало сблизить актуальное искусство с жизнью города. Впервые на одной площадке были представлены самые значимые примеры московского арта - 50 проектов в разных жанрах: театр, кино, инсталляции, sound art, видео-арт, перформансы, образование, издательская деятельность и множество других форматов. Куратором выставки стала художник и архитектор Катя Бочавар. Для работы с посетителями на выставке МОСГОРТУР подобрал и подготовил медиаторов - специальных проводников по выставке, чтобы посетитель любого уровня подготовки смог понять контекст и концепцию представленных работ. Менее, чем за месяц выставку посетили более 35 тысяч человек.

Сайт выставки: http://www.mmoma.ru/exhibitions/specialprojects/zdes_i_sejchas_atlas_tvorcheskih_studij_moskvy/

читать текст

18 июля 2019

Выставка "TECHNE x vtol: Интерфейс происходящего" 30 июля – 29 сентября

30 июля в здании РОСИЗО–ГЦСИ на Зоологической откроется масштабная персональная выставка художника Дмитрия Морозова, известного в России и за её пределами под псевдонимом ::vtol::

30 июля в здании РОСИЗО–ГЦСИ на Зоологической откроется масштабная персональная выставка художника Дмитрия Морозова, известного в России и за её пределами под псевдонимом ::vtol::

Работая с технологиями и новыми медиа, за десять лет ::vtol:: стал одним из ключевых деятелей российского современного искусства. Его художественная практика – это история про иррациональное использование технологий и научных концепций, а главный метод – создание автономных и подчиненных исключительно своей творческой логике машин, переизобретение технологий и пересборка самого подхода в использовании техники как инструмента выражения концептуальных идей. Существуя в собственном функциональном измерении, его объекты становятся то замкнутыми на себе системами, то интерактивными инструментами с максимально «странным» алгоритмом взаимодействия.

Выставка «Интерфейс происходящего» – специальным образом сконструированное пространство, технологическая «тотальная инсталляция», элементами которой станут объекты ::vtol:: – «нефункциональные» аппараты, действия которых подчинены собственной, взломанной логике. Занимаясь осмыслением природных и социальных процессов посредством технологии, ::vtol:: через свои устройства рассказывает истории, описывает окружающую действительность и происходящие события. Его механические и звучащие объекты, носимые устройства и световые инсталляции – это альтернативные интерфейсы для взаимодействия с настоящим.

На выставке будет представлено около 20 работ художника. Так, например, специально для инсталляции «сonus» художник отобрал несколько раковин длинной от 4 до 9 см с наиболее сложным и выразительным рисунком. Специально разработанный компьютерный алгоритм анализирует изображение каждой из раковин и трансформирует его в управляющие сигналы для системы синтеза звука (музыки) и визуальных образов. Инсталляция «mayak» представляет собой 4 открытые wi-fi точки доступа в интернет, подключившись к которым, посетители выставки напрямую влияют своей активностью в сети на процесс генерации ритмических звуков. При взаимодействии с инсталляции «oil» появляется возможность уничтожить любой взятый с собой предмет на благо искусства. Инсталляция включает гидравлический пресс, способный разрушить практически любой предмет (мобильный телефон, очки, наушники и тд.). В процессе разрушения специальный микрофон записывает звук деформации предмета, а компьютерный алгоритм в течение всего нескольких минут трансформирует короткую запись в звуковое сочинение.

Параллельная программа выставки будет включать лекции, мастер-классы, звуковые и музыкальные перформансы. Также пройдет специальная презентация одной из классических для российского технологического искусства работ – «Электронного художника» Булата Галеева, восстановленного командой казанского НИИ «Прометей» в рамках программы реставрации платформы TECHNE.

Команда TECHNE – Антонио Джеуза, Анна Пеплова, Ольга Ремнёва, Вера Ерощенкова и Стас Шарифуллин

О художнике

«Мне достаточно удивительно осознавать, что прошло уже десять лет с момента, как я начал заниматься художественной практикой и именовать себя художником. Более того – это совершенно не входило в мои планы и произошло практически против моей воли, с подачи товарищей по Термен-центру. Отучившись на искусствоведа, я твердо решил для себя, что никогда не ввяжусь в процесс по другую сторону баррикад, а всю свою творческую энергию сфокусирую на создание звуковых синтезаторов. Именно эта практика и сыграла со мной злую шутку – расцветающий саунд-арт поглотил мои навыки в синтезаторостроении и, как бы я не сопротивлялся, превратил их во что-то гораздо большее.

За эти десять лет звук уже перестал быть исключительным медиа в моих работах, а круг навыков и интересов заметно расширился. В то же время, эту выставку мне бы совсем не хотелось воспринимать как ретроспективу или как что-то призванное рассказать о проделанном пути. За эти десять лет я создал около 120 работ, некоторые из них больше не существуют, какие-то осели в интересных коллекциях, другие стоят в научно- популярных музеях. Те же 20 с небольшим работ, которые будут представлены на этой выставке – это своеобразный интерфейс для понимания моего образа мыслей, моя оптика направленная на точку в которой, как мне кажется, соединяются искусство, наука и философия».

Дмитрий Морозов ::vtol:: (родился в 1986 г. в Москве) – междисциплинарный художник и исследователь. Его практика сфокусирована на современных медиа, включающих звук, роботостроение и инсталляцию, с особым упором на связь между эмерджентными системами и новыми видами технологического синтеза.

Его работы выставлялись в музеях и галереях по всему мира, включая ГЦСИ, ММОМА, Музей современного искусства «Гараж», Государственную Третьяковскую галерею, «Электромузей», Пространство лаборатории Art&Science (Москва), Laznia Center for Contemporary Arts (Гданьск), ZKM Zentrum (Карлсруэ), Boulder Museum of Contemporary Art (Боулдер), National Taiwan Museum of Fine Arts (Тайчун), Kapelica gallery (Любляна), ArtScience Museum (Сингапур) и т.д., включая фестиваля Mirage (Лион), Ars Electronica (Линц), Future Everything (Манчестер) and CTM (Берлин). Дмитрий Морозов – лауреат Премии Сергея Курехина (Россия, 2013), Prix Cube (Франция, 2014), также отмеченный призами VIDA 16.0 (Испания, 2014) и Prix Ars Electronica (Австрия, 2015, 2017).

vtol.cc

Платформа TECHNE — стратегический проект РОСИЗО-ГЦСИ, посвященный инновационным и технологическим практикам в современном искусстве.

Страница проекта в Facebook: https://www.facebook.com/techneplatform/

читать текст

17 июля 2019

Захар Прилепин и Эдуард Бояков открывают IV фестиваль "Традиция"

24 августа в Усадьбе Захарово пройдет четвертый ежегодный семейный фестиваль под открытым небом "Традиция" — событие, которое поддерживает и продвигает традиционные ценности с помощью искусства.

"Традиция" - это ежегодный пикник для ценителей российского искусства: меломанов, театралов и поклонников поэзии, умных родителей и любознательных детей. Идея "Традиции" принадлежит писателю Захару Прилепину и продюсеру, художественному руководителю МХАТ им. М.Горького Эдуарду Боякову.

На десяти площадках состоится более 60 событий. Будет звучать музыка — фольклор и классика, рок и рэп, пушкинские стихи и стихи современных поэтов, авторские лекции и дискуссии на актуальные темы. В уголках парка и на зеленых полянах развернутся игры и мастер-классы, ярмарки и фудкорты.

***

Концерты:

Народные песни и романсы исполнит Евгения Смольянинова; фольклорный ансамбль казачьей песни "Чапура" в традиционных костюмах представит женские песенные традиции терских и гребенских казаков; прозвучат фольклор календарного круга, кантаты эпохи Петра Первого и авторские композиции Сергея Старостина и Петра Главатских, "самый нежный фолк-вокал России" Таисии Краснопевцевой; выступят Антон Адасинский с программой "Ракушка", виртуоз Алексей Архиповский c известными и новыми композициями в жанре solo-балалайка, талантливые дети фонда "Новые имена" Дениса Мацуеварэпер РИЧ, фолк-группа "Оттава Ё" и многие другие.

***

Лекции, встречи и чтения:

Писатель, филолог и публицист Захар Прилепин, общественный деятель, философ, политолог и переводчик Александр Дугин, писатель и поэт Михаил Тарковский,кинокритик и киновед Михаил Трофименков, архитектор, специализирующийся на православной церковной архитектуре Андрей Анисимов, создатель знаменитого фестиваля стрит-арта Stenograffia Евгений Фатеев, писатель, публицист и политик Герман Садулаев,философ и специалист по истории философии Алексей Козырев, священник О. Алексий Яковлев, поэт Иван Купреянов и др.

***

В театральной афише "Традиции":

Спектакли для всей семьи: "Мой первый друг..." об А.С. Пушкине по воспоминаниям его друга Ивана Пущина от лицейских лет и до конца жизни, "Три женщины Есенина" — совместный проект фестиваля и МХАТ им.М.Горького, основанный на новой документальной книге Захара Прилепина о поэте, "И мой Пушкин" — спектакль-концерт в исполнении засл. арт. России Ольги Кабо и нар.арт. России Валерия Баринова, музыкально-литературный спектакль "Петр и Феврония" при участии артистов МХАТ им.М.Горького. Детские спектакли: "Аленький цветочек" — театр "Таратумб", "Бука" — "Домик Фанни Белл" и "Сказка о рыбаке и рыбке" в исполнении известной кукольницы Елены Трещинской.

***

Мастер-классы и игры:

Кузница, гончарная мастерская, лучный тир, скоморохи, крепость из сена, плетение венков, игры на свежем воздухе, русское ткачество и т.д.

***

Специальные проекты:

Лекционно-выставочный проект "Патриарт" представит работы современных авторов, вдохновленные культурным наследием и историей России и выполненные в разных жанрах искусства и дизайна. Павильон будет содержать живопись, графику, скульптуру, архитектуру, музыку, кино, театр, танец, религиозное искусство, каллиграфию и графический дизайн, декоративно-прикладное искусство, предметный дизайн, моду, фотографию, уличное искусство и мэппинг.

***

Ночное театрализованное действо и закрытие фестиваля — "Сказки леса", аллегорическая история о похищении невесты ночным лесным духом и освобождение её доблестным воином.

Событие проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Министерства культуры Московской области, Администрации Одинцовского района Московской области. 

Фестиваль "Традиция"

Когда: 24 августа, 11:00 — 24:00

Где: Усадьба Захарово, Музей-заповедник А.С.Пушкина


Сайт фестиваля:  www.traditionfestival.ru

читать текст

10 июля 2019

SOUND UP forte

Фестиваль новой музыки SOUND UP запускает новый формат – ежегодный фортепианный фестиваль SOUND UP forte, который позволит окунуться в бесконечную вселенную этого инструмента и познакомиться со множеством его лиц и голосов. Фестиваль объединит представителей музыкальных направлений, по-разному трактующих возможности инструмента – академической, электронной, экспериментальной и даже поп-музыки – и представит слушателям наиболее интересные сочинения современных авторов.

Говоря "фортепианная музыка", мы представляем вступительные раскаты Первого концерта Чайковского или ажурные пассажи ноктюрнов Шопена. Виртуозная романтика, которой был ознаменован XIX век, стала в нашем восприятии тождественна фортепианной музыке вообще.

Однако за последние сто с лишним лет с этим инструментом произошли метаморфозы, которые увели его чрезвычайно далеко от Шумана и Листа: композиторы XX века трактовали фортепиано как перкуссионный инструмент, интересовались его тембровой стороной, превращая в аналог яванского гамелана, "расстраивали", чтобы услышать его возможности в области микроинтервалов, объединяли с неожиданными инструментами – от колоколов до традиционных индийских, вывели на сцену игрушечное фортепиано, вмешивались в механику инструмента, “начиняя” его посторонними предметами или используя для игры не только клавиатуру, но сам корпус рояля. 21 век принёс фортепиано союз с электроникой, сделав его звуковые возможности уже абсолютно неограниченными.

Фестиваль новой музыки SOUND UP запускает новый формат – ежегодный фортепианный фестиваль SOUND UP forte, который позволит окунуться в бесконечную вселенную этого инструмента и познакомиться со множеством его лиц и голосов. Фестиваль объединит представителей музыкальных направлений, по-разному трактующих возможности инструмента – академической, электронной, экспериментальной и даже поп-музыки – и представит слушателям наиболее интересные сочинения современных авторов.

Первый SOUND UP forte будет устроен как диалог между героями академической сцены и электронной музыки. 

Куратором академической части фестиваля выступил прославленный российский пианист и основатель российской фортепианной школы исполнения современной и старинной музыки Алексей Любимов. Его любимые коллеги и ученики Михаил Дубов и Владимир Иванов-Ракиевский проведут экскурс по метаморфозам, произошедшим с фортепианной музыкой во второй половине 20 века, исполнив сочинения в диапазоне от Филиппа Гласса до Hauschka. Откроется фестиваль исполнением классики отечественного минимализма – "Переписки" Владимира Мартынова и Георга Пелециса. За двумя роялями – Михаил Дубов и непосредственно автор – композитор Владимир Мартынов.

В электронной части SOUND UP forte – три специальных проекта ярких российских продюсеров, экспериментирующих с синтезом акустического и электронного звучания. Петербургский битмейкер Георгий “Long Arm” Котунов, соединяющий неоклассику с даунтемпо, исполнит специальный фортепианный сет, в котором будет задействована электроника и камерный ансамбль. Продюсер и композитор Azamat, известный поклонникам танцевальной музыки под ником Agraba, добавит к перекличке фортепиано и электроники струнный квартет и вокал. Известный в десятках музыкальных ипостасей Роман "Mujuice" Литвинов представит премьерное концертное исполнение своего альбома "Metamorphosis" с фортепиано и камерным оркестром.

Когда: 25 июля, 19.00

Где: Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10

Сайт: soundup.world

FB событие: facebook.com/events/433975664121583/

VK событие: vk.com/event183902630

***

Алексей Любимов

Алексей Любимов учился в Московской консерватории у Генриха Нейгауза, основателя русской пианистической школы, воспитавшего весь цвет и славу советского пианизма. Окончив консерваторию и став пианистом мирового значения, Любимов не ограничился исполнением "золотого репертуара", в СССР преимущественно состоявшего из венского классицизма и виртуозной романтики, т.е. ограниченного полутора столетиями истории музыки. Первым среди советских пианистов он заинтересовался исполнением старинной музыки в аутентичной манере: на подлинных инструментах, в особом, исторически информированном стиле. В исполнении Алексея Любимова и с его подачи в нашей стране услышали клавесин, хаммерклавир и другие старинные инструменты; музыку английских вирджиналистов, музыку немецкого барокко, французскую придворную музыку XVIII века и многое другое. Первопроходец советского аутентичного исполнительства, он также занимался музыкой 20 века – от набросков к легендарной "Мистерии" Скрябина до классики авангарда, неизвестной в СССР, и новейшей музыки.

***

Mujuice

Портфолио электронного продюсера Романа Литвинова, работающего под псевдонимом Mujuice, удивляет разносторонностью. В нем есть хрупкие электронные абстракции и моторное эйсид-техно, тонко сотканная инструментальная музыка с симфоническим размахом и романтические электропоп-песни про любовь, смерть и капитализм. Последние принесли Mujuice самую громкую медийную славу – его называли голосом поколения молодых российских европейцев и лучшим, что случилось в русской музыке со времен Дельфина и "Мумий Тролля". Впрочем, Роман Литвинов ускользнул от этих ярлыков, оставив за собой право художника быть абсолютно свободным и делать только ту музыку, которая ему кажется интересной. Вслед за восхваленным прессой песенным альбомом "Downshifting" он выпустил акварельный саундтрек к несуществующему аниме "Metamorphosis", первое концертное исполнение которого состоится на SOUND UP FORTE.

***

Владимир Мартынов

Мы живем в одно время с – без преувеличения – великим русским композитором Владимиром Мартыновым. Большинство людей не знают об этом, и прекрасно обходятся без этого знания; факт, говорящий в пользу знаменитого тезиса Владимира Мартынова, который многократно заявлял: время композиторов прошло. Сочетание абсолютно культового статуса с подобным образом мыслей – противоречие лишь на первый взгляд. Владимир Мартынов разделяет фигуру композитора и феномен самой музыки, говорит о возвращении музыкального искусства в "дородовое", архаическое состояние, ещё заметное в неевропейских музыкальных практиках: там работают силы, куда более масштабные чем сочинитель-индивидуум, относящий себя к направлению или школе. Музыка – это стихийная сила звука, длящегося во времени, это опыт, который нельзя записать и измерить, при этом Мартынов не проповедует вдохновенного варварства: любое его сочинение – осознанный конструкторский проект.

***

Long Arm

Петербургский битмейкер и продюсер Георгий Котунов известен лиричными и меланхоличными даунтемпо-пьесами, на которые равное влияние оказали влияние джаз с советских пластинок, бристольский трип-хоп и умный абстрактный хип-хоп, издававшийся на лейблах Ninja Tune и Warp. В разное время в любви к музыке Long Arm признавались британские законодатели музыкальной моды – радиоведущие BBC Энн-Мэри Хоббс и Джайлс Питерсон. Прежде чем погрузиться в мир сэмплирования и диджеинга, Георгий Котунов закончил музыкальную школу по классу фортепиано, поэтому в его музыке электронный бит всегда гармонично соседствует с акустическим звучанием инструментов из симфонического оркестра. Его последний альбом "Darkly" (2018) начался с фортепианных зарисовок, которые Георгий Котунов впоследствии заключил в изящную оправу из ломаного бита, неожиданных сэмплов и деликатного глитча.

***

Михаил Дубов

Солист Московского ансамбля современной музыки (МАСМ) Михаил Дубов – один из крупнейших российских специалистов по фортепианной музыке сегодняшнего дня. На счету пианиста больше 100 мировых премьер, причем многие из них были осуществлены в сотрудничестве с авторами - ведущими представителями современной музыки, такими как Эдисон Денисов, Янис Ксенакис, Тристан Мюрай, Хельмут Лахенман, Беат Фуррер и Хайнц Холлигер. Михаил Дубов – постоянный участник крупнейших международных музыкальных фестивалей новой музыки в России и за рубежом. В числе оркестров, с которыми выступал пианист в качестве солиста, "Ensemble Modern" (Германия), Государственный академический симфонический оркестр, оркестр Мариинского театра, Большой симфонический оркестр, Российский национальный оркестр, Национальный филармонический оркестр России, "Новая Россия", дирижёры В. Юровский, Ф. Леднёв, Ф. Чижевский, Дж. Нотт, А. Чистяков, Дж. Нозеда, Д. Кавка, Т. Курентзис. Дискография записей пианиста насчитывает больше 40 альбомов, выпущенных на фирмах "Мелодия", "Русский диск", "Vista Vera" (Россия), "Olympia" (Англия), "Le Chant du Monde" (Франция), "Meldac" (Япония), "Megadisc" (Бельгия) и других.

***

Azamat

Азамат Мурзаев хорошо известен поклонникам коммерческой танцевальной музыки под псевдонимом Agraba. Начиная с 2008-го года, диджей и продюсер выпускал треки и ремиксы, которые издавались на уважаемых профильных лейблах, попадали в хит-парады радиостанций Kiss FM и Megapolis, звучали на танцполах больших клубов и фестивалей танцевальной электроники. Под ником Azamat продюсер записывает экспериментальные сочинения, в которых соединяет электронное и оркестровое звучание с вокальной глоссолалией, оперным и хоровым пением. В 2015-м Azamat был признан музыкантом года по версии премии крупнейшего российского фестиваля танцевальной электронной музыки Alfa Future People, а в 2018-м выпустил свой полноценный дебютный симфо-электронный альбом "Opus 1".

***

Владимир Иванов-Ракиевский

Владимир Иванов-Ракиевский родился в Иркутской области, дебютировал на сцене с оркестром Иркутской филармонии, исполнив Фортепианный концерт №20 Моцарта. Лауреат международных конкурсов в Германии, Франции и России. Владимир Иванов-Ракиевский – один из наиболее успешных пианистов своего поколения, ученик Алексея Любимова, блестяще исполняющий как старинную музыку для хаммерклавира и клавесина, так и современнейшую. Инициатор и участник ряда мировых и российских премьер: "Симфоническая поэма для 100 метрономов" Дьордя Лигети, "Неприятности" Эрика Сати, "Страсти по девочке со спичками" Дэвида Лэнга, "Музыка для 18 музыкантов" Стива Райха, "Для Черного квадрата" Ильи Демуцкого. 

читать текст

09 июля 2019

Памяти Германа Лукьянова. Открытое письмо Алексея Козлова

Герман Лукьянов родился в Ленинграде 23 августа 1936 года в семье военного моряка. Мать была пианисткой с высшим музыкальным образованием. Кроме этого она была поэтессой и переводчицей...

Герман Лукьянов родился в Ленинграде 23 августа 1936 года в семье военного моряка. Мать была пианисткой с высшим музыкальным образованием. Кроме этого она была поэтессой и переводчицей.

Когда Герману было двенадцать лет, он впервые услышал джазовые записи - это была пластинка на 78 об/мин, на одной стороне которой была записана пьеса "Звуки джаза" в исполнении оркестра Александра Цфасмана, на другой - "Свит-су" - оркестра Александра Варламова. В семнадцатилетнем возрасте Герман поступает в вечернюю музыкальную школу на отделение трубы. Затем следует трехлетнее обучение на композиторском отделении Ленинградской консерватории. В 1957 году Лукьянов переводится в Московскую государственную консерваторию, которую заканчивает в 1961 году по классу композиции у Арама Хачатуряна. В качестве дипломной работы он представляет "Концерт для трубы с оркестром".

В 60-е годы Герман Лукьянов входит в московскую джазовую среду, завоёвывая репутацию музыканта высокопрофессионального, но резко отличавшегося от других своим подходом к исполнительству, а также к созданию собственной музыки. В те времена критерием оценки деятельности джазмена в среде советских музыкантов было максимальное приближение к американским стандартам, независимо от стиля. Чем ближе к "фирме", тем лучше. И это было естественным на стадии формирования раннего советского послевоенного джаза. Осознание необходимости найти собственный подход пришло ко многим гораздо позднее. Но Герман Лукьянов намного опередил всех в этом отношении. Не взирая на насмешки, он, проявляя свойственные ему упрямство и стойкость, продолжает создавать свои новые проекты, сочинять музыку и собирать вокруг себя узкий круг последователей. Прежде всего, он отказывается от трубы, переходит на флюгелгорн, а в дальнейшем изобретает и даже изготавливает сам, в домашних условиях, на станке, новые виды духовых инструментов, один из которых в шутку называет "лукафоном". В ранний период своей московской активности он выглядит "белой вороной". Взять хотя-бы его первые Трио, где были фортепиано, контрабас и флюгельгорн. Или следующее – 1965-го года, где вообще отсутствовал контрабас. В этом Трио на рояле играл Леонид Чижик, а на барабанах – Владимир Васильков. Для тех времён играть джаз без контрабаса было немыслимым. А Герман это делал, не взирая ни на что.

Один из ведущих мировых джазовых критиков Леонард Фезер, приехавший в СССР с оркестром Бэнни Гудмена, услышав Трио Германа Лукьянова, позже написал: "Его музыка находится на передовых рубежах мирового джаза". Постепенно признание вместе с пониманием приходят к Герману Лукьянову. На Третьем Московском джазовом фестивале 1966 года его ансамбль был удостоен пяти дипломов и отмечен как лучший. А сам Герман Лукьянов был назван лучшим композитором и лучшим исполнителем. В 1967 году Трио принимает участие в съемках кинофильма "Семь нот в тишине" на киностудии "Ленфильм" (в фильме прозвучала композиция Германа Лукьянова "Молитва", из идеологических соображений на пластинке "Мелодии" "Джаз-67" переименованная в "Бесполезный разговор"). В конце 60-х состав Трио меняется - в нем появляется молодой пианист Игорь Бриль и барабанщик Михаил Кудряшов.

В период 1969-73 годов Герман Лукьянов работает солистом эстрадного оркестра Всесоюзного радио под управлением Вадима Людвиковского. В течение нескольких следующих лет Лукьянов организует ансамбли разного масштаба - от квартета до септета и даже нонета (9 музыкантов) и децимета (10 музыкантов).

С 1974 по 1976 годы Герман Лукьянов работает в качестве солиста и дирижера оркестра Азербайджанской ССР под управлением Муслима Магомаева.

В январе 1978-го года он создает ансамбль "Каданс", в названии которого остроумное сокращение слов - "Камерный джаз-ансамбль". Это было началом официальной филармонической деятельности малых джазовых коллективов, которые были разрешены Министерством Культуры, но пока под названием "каменных оркестров", ближе к классике. Мой джаз-рок ансамбль "Арсенал" в это же время принятый на работу в Калининградскую областную филармонию, тоже проходил под рубрикой "камерный" в реестрах "Союзконцерта". "Каданс" много гастролировал по всей стране и просуществовал до 1990 года, когда вся отлаженная система концертной деятельности в нашей стране фактически прекратила своё существование, перейдя в руки криминальных структур, развернувших широкую сеть коммерческих стадионных шоу новых низкокачественных поп-групп. Таким образом и "Каданс" и "Арсенал" и многие другие "камерные" коллективы практически остались без работы, попав в ситуацию "нового российского капитализма". Герман, поддавшись на уговоры богатых "новых русских", сменил свою квартиру в центре Москвы и перебрался в особняк, расположенный за несколько десятков километров от Кольцевой дороги. Его, мне кажется, прельстила возможность расширить на новом месте свою практику по экспериментам, связанным с изготовлением новых инструментов, ранее ограниченную размерами городской квартиры. Зато, одновременно с этим, он значительно ограничил себя в процессе общения с другими музыкантами, с джаз-клубами и другими концертными площадками, где постепенно стала налаживаться новая активность.

Тем не менее, в этих новых условиях Герману Лукьянову удаётся создать новый вариант "Каданса", выступить с ним в прямом эфире радио "Культура" в 2007-м году и выпустить два сольных альбома в 2008 и 2010 годах. Хотелось бы отметить ещё один из талантов Германа Лукьянова – поэтический дар. На Международном фестивале верлибра он получил вторую премию, а несколько его стихотворений было опубликовано в антологии русского верлибра "Время икс". Герман Лукьянов скончался 5 июля 2019 года в возрасте неполных 83-х лет.

У меня с Германом всегда были теплые дружеские отношения, не смотря на различия во вкусах. Мы оба, как мне кажется, научились со временем уважать друг друга за способность противостоять общественному мнению, чего бы это нам ни стоило. Я считаю, что Герман Лукьянов был выдающимся музыкантом, внёсшим в историю отечественной музыкальной культуры большой вклад, пока ещё недооценённый.

С уважением, Алексей Козлов 

www.alexeykozlov.com
www.artbeat.ru
www.kozlovclub.ru

читать текст

08 июля 2019

Легенды джаза: Владимир Чекасин и Владимир Тарасов

11 июля, впервые и только один вечер в клубе "16 Тонн" – на одной сцене Владимир Чекасин и Владимир Тарасов, мэтры, столпы и две равновеликие величины современного российского и мирового джаза. Впрочем, это больше, чем джаз

11 июля, впервые и только один вечер в клубе "16 Тонн" – на одной сцене Владимир Чекасин и Владимир Тарасов, мэтры, столпы и две равновеликие величины современного российского и мирового джаза. Впрочем, это больше, чем джаз.

Чекасин, композитор культовой картины-лауреата Каннского кинофестиваля "Такси-блюз" с Петром Мамоновым выступит вместе со своим многолетним соратником и лауреатом премии "Триумф" Тарасовым. Оба с 70-х годов известны широкой аудитории в составе легендарного советского трио ГТЧ, а позже и проектами с другими классиками жанра, а также художниками, режиссёрами и артистами: Павлом Лунгиным, Ильей Кабаковым, Венедиктом Ерофеевым, Сергеем Курёхиным и Борисом Гребенщиковым.

Неверно загонять дуэт Чекасин-Тарасов под какие-то жанровые рамки, ведь всё, что они делают на сцене, давно вышло за пределы любых музыкальных шаблонов и условностей. Экспериментаторы и новаторы, оказавшие огромное влияние на российскую джазовую сцену, учителя многих и многих успешных российских музыкантов, они очень редко собираются вместе, тем более – в Москве.

11 июля – тот самый случай и концерт, от которого можно ожидать чего угодно, но обязательно – восхищения. Запас идей у Владимиров – неисчерпаем, а энергии у недавних 70-х летних юбиляров хватит на десяток-другой полноценных бэндов и еще пару оркестров.

Подробности

Место проведения: клуб "16 Тонн"
Адрес клуба: Москва, ул. Пресненский вал, 6, стр.1 

читать текст

05 июля 2019

Восьмой фестиваль современного искусства ФОРМА

Восьмой фестиваль современного искусства ФОРМА впервые пройдет в двухдневном формате 27 и 28 июля на Хлебозаводе и будет посвящен поэтике. Кроме театра, перформанса, экспериментальной музыки и поэзии, в 2019 году будет представлена программа новой академической музыки, куратором которой станет композитор Дмитрий Курляндский.

Восьмой фестиваль современного искусства ФОРМА впервые пройдет в двухдневном формате 27 и 28 июля на Хлебозаводе и будет посвящен поэтике. Кроме театра, перформанса, экспериментальной музыки и поэзии, в 2019 году будет представлена программа новой академической музыки, куратором которой станет композитор Дмитрий Курляндский. ФОРМА в 2019 году стирает грани между ролями, смешивает формы и жанры.

На фестивале будет представлено 6 сцен, программу для которых составляют кураторы и друзья ФОРМЫ: главная (музыкант Виталий Зимин) и вторая или экспериментальная (музыкант Денис Смагин), сцена новой музыки (музыкант и композитор ДмитрийКурляндский), театральная (журналист и эксперт “Золотой Маски” Алексей Киселев), сцена перформансов (основатель галереи современного искусства и арт-школы 25Кадр Алиса Булчак), “Успех” (арт-директор бара “Успех” Игорь Сухов).

Музыка / Главная сцена

По задумке куратора и основателя независимого лейбла Stop the Silence Виталия Зимина, музыкальная программа попытается уйти от формата работы на сцене, чтобы создать несколько сайд-специфик выступлений. А видеосопровождение и в некоторых случаях даже актерские интеграции только помогут настроить зрителя на правильную атмосферу.

Хедлайнерами первого дня ФОРМЫ станут гаражные рокеры The Black Lips, которые приедут в Москву в рамках гастрольного тура с последним альбомом Satan's Graffiti or God's Art? Их продюсировал то Марк Ронсон, то Патрик Карни из The Black Keys, то сам Шон Леннон. Сначала им запрещали выступать на некоторых площадках в США из-за безумных, выходящих из-под контроля концертов, а месяц назад в честь их саксофонистки и вокалистки Зуми называют сумку из последней коллекции Gucci. Также в музыкальном лайнапе: Sonic Death, angelic milk и "Источник".

Музыка / Вторая сцена

Вместо танцевальной электронной музыки в 2019 году - экспериментальная в связке с искусством. Стираются все границы, музыканты будут читать стихи, художники исполнять музыку, поэты танцевать. В центре программы, подготовленной Денисом Смагиным, - масштабный хэппенинг с участием нескольких десятков художников и музыкантов.

Петр Мамонов покажет спектакль "Как я читал святого Исаака Сирина", описываемый им как действие-молитва. Филипп Горбачев представит свой новый мультиинструментальный проект – "Колокол", Lisokot с Katya Ost выступят с совместным A/V live – Calypsol, Lovozero и хореограф Ани Кравченко устроят концерт-практику Mertsani. Также в программе: выступление известной ноу-джаз группы "Бром" с новым альбомом LISTEN LOUDLY, лайв мастера импровизации с модульными синтезаторами Федора Веткалова, московская группа "Электрическая Собака", экспериментальный проект саунд-артистки и музыканта Виктории Харкевич kraaa и новой программа Александр Залупина.

"Успех"

Панк как перманентный символ радикализма останется в этом году в виде программы бара "Успех" - новой сцены ФОРМЫ, где будет воссоздана атмосфера лучших андеграундных баров. Здесь выступят близкие нам по духу артисты и музыканты: Bicycles for Afghanistan, Назарбаев Террор Машин, Поспишь Потом, гаражный рок-н-ролльный дуэт "Суперкозлы", московское трио JARS с грязным нойз-роком, дуэт "тима ищет свет", нойз-рок трио Churchella, добрые песни "Зарницы", Ивана Глобина и contemporary панк из Москвы Sila Slona.

Арт-программа

Алиса Булчак – куратор арт-программы фестиваля, основатель Галереи 25Кадр кадр представит художников и перформеров, объединяющих различные медиумы для создания уникального произведения. Сцена перформансов отразит поэтику в наиболее широкой трактовке как принцип выстраивания нелинейных связей. Слово превращается в жест, жест переходит в образ, образ становится звуком.

Павел Пепперштейн выступит на фестивале не как художник, а как рэпер в коллаборации с известным музыкантом. Художник Валерий Чтак покажет музыкальный проект Sthow's Seths и воссоздаст свою мастерскую со скейтбордами и картинами.

Важные участники арт-программы ФОРМЫ приедут из Японии. Пионер видеомэпинга среди VJ на японской клубной сцене Тошихиро Сакаи (Toshihiro Sakai) и скульптор Акихито Окунака (Akihito Okunaka), чьи работы опираются на концепцию динамизма Готфрида Лейбница, представят совместную масштабную работу. Через сенсорный опыт с его инсталляцией Акихито Окунака предложит почувствовать взаимосвязь между вещами, событиями и самими людьми, а видеопроекция Тошихиро Сакаи дополнит этот сложный опыт.

На фестивале состоится премьера перформанса "Ракеты Сони" медиахудожника Сергея Катрана с музыкой известного композитора Владимира Раннева. В основе перформанса лежит поэма художника, а его исполнители – 12 добровольцев, которые проживают интересный опыт прочтения и пропевания текста и ничем не отличаются от зрителей за исключением голоса, выделяющего их из толпы. На ФОРМЕ покажут и другой проект Катрана – скульптуру "Тоска по небу 2.0", состоящую из фигуры канатоходца при исполнении номера "летучая мышь", шеста для равновесия, троса, заводской трубы и здания Хлебозавода.

Театр

Театральная программа, которую собирает для ФОРМЫ второй год подряд театральный критик, член экспертного совета фестиваля "Золотая маска" Алексей Киселев, будет сосредоточена вокруг визуального и физического театра. Фестиваль готовит площадку для самобытных европейских коллективов - андеграундных кукольников, представителей постклоунады, альтернативных ходулистов, и российских художников, работающих на пересечении визуальных искусств и театра.

Впервые на ФОРМЕ выступит один из самых востребованных сейчас российских театральных режиссеров Максим Диденко. Он готовит к фестивалю тотальную коллаборацию с российской пост-поп группой: в нестандартном концерте сольются узнаваемый голос, мрачная интеллектуальность звука и ритуальный танец сотни перформеров. Также в театральной программе - Clown Bits, моноспектакль-концерт легенды сибирского андеграунда Александра Бянкина, известного также в качестве артиста петербургского театра "Организмы". Clown Bits - старческо-детская клоунада, сопровождаемая примитивным синтезаторным битом, помогающим выстраивать бытовую поэзию абсурда в структурные мантры, пробуждающие пограничное состояние между ужасом и хохотом.

На центральной крыше Хлебозавода Театр Post из Петербурга, ЦТИ Трансформатор из Москвы и казанская Лаборатория "Угол" устроят "Молчание на заданную тему". Этот спектакль Всеволода Лисовского, двукратного лауреата "Золотой маски" - точка невозврата в истории мирового театра. Точно такая же как "4'33"" Джона Кейджа в музыке, и "Чёрный квадрат" Казимира Малевича в живописи. Фактически Лисовский создал модель классического театра, оставив в ней только самое необходимое: актера, публику, час времени и одну общую для коллективного молчания тему. Вскоре после московской премьеры спектакль по франшизе был поставлен в Петербурге театром Post, а затем еще и в Казани в лаборатории "Угол". На "Форме" — впервые три версии соединятся в одном спектакле.

Специально к Форме новый сайт-специфик танец готовит Татьяна Чижикова, активно работающая на стыке современного танца и медиа.

Новая музыка

Сцена новой музыки станет путешествием в низкие частоты и высокие технологии, объединит живые инструменты, интерактивное видео, акустические и электронные звуки, современную академическую музыку и экспериментальную импровизацию. ​Программа новой академической музыки впервые будет представлена на фестивале. Ее куратором стал композитор, музыкальный руководитель Электротеатра Станиславский Дмитрий Курляндский.

Один из хедлайнеров в этой программе - Тео Набихт (Theo Nabicht) (контрабас-кларнет), музыкант и композитор из Германии, участник ансамбля Neue Musik Berlin, автор музыки к множеству театральных и танцевальных постановок. Выступавший в коллективах с Берт Вреде, Мауро Гнекки Тьерри Мадиот, Михаилом Альпериным, Энтони Брэкстоном, Питером Ковальдом и Фредом Фритом, Набихт все чаще играет роль солиста, концентрируясь на работах современных композиторов и своих собственных произведениях. На ФОРМЕ можно будет услышать его сольную программу, а также дуэт с Джоном Хейлброном (Jon Heilbron) из Австралии, музыкантом и композитором, работающим в направлениях современной академической, экспериментальной и импровизационной музыки. В сольных выступлениях, одно из которых также запланировано на ФОРМЕ, Джон играет на контрабасе и концентрируется на глубоком слушании звука в контекстах помещения и аудитории, включая в свою музыку звуки улицы и публики. Музыкант исследует микротональность и неожиданности, происходящие при игре на инструменте.

Большую программу для ФОРМЫ готовит и легендарный Московский Ансамбль Современной Музыки, созданный еще в 90-м году композитором Юрием Каспаровым при участии лидера российского авангарда Эдисона Денисова. На фестивале МАСМ представит сразу три программы: классику старого и нового авангарда, проект двух ведущих молодых московских композиторов, Александра Хубеева и Николая Попова, работающих с интерактивным видео, живой электроникой и препарированными инструментами, и премьеру сочинения ростовского композитора Антона Светличного - техно-сет на четырех клавишах рояля.

читать текст