Прямой эфир

Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

Радио "Культура" рекомендует


01 апреля 2021

Борис Березовский и Павел Милюков открывают новый сезон "Т Фестиваля"

3 апреля 2021 года открывается четвертый сезон "Т Фестиваля", в рамках которого пройдет серия концертов камерной музыки в Государственной Третьяковской галерее.

3 апреля 2021 года открывается четвертый сезон "Т Фестиваля", в рамках которого пройдет серия концертов камерной музыки в Государственной Третьяковской галерее.

В исполнении Павла Милюкова (скрипка) и Бориса Березовского (фортепиано) прозвучат три произведения, этапные для истории жанра скрипичной сонаты. Это сочинения Роберта Шумана и Иоганнеса Брамса, отражающие разные грани немецкой романтической сонаты XIX века, а также одна из вершин русской музыки XX столетия - великолепная Соната №1 Сергея Прокофьева.

Борис Березовский - один из ярчайших пианистов наших дней, известный во всем мире; музыкант колоссального обаяния и почти сверхъестественных виртуозных возможностей, в котором сходятся качества большого солиста и глубокого, тонкого камерного музыканта. В ансамбле со скрипачом Павлом Милюковым - молодой звездой, любимцем российской и зарубежной публики - он выступал уже не раз. Игру дуэта отличают блеск и серьёзность, красочность и содержательная глубина, - качества, всегда необходимые для исполнения камерной музыки, и особенно важные для программы, в которой сочетаются дух немецкой романтической литературы с болезненностью и сумраком прокофьевского опуса.

В программе 3 апреля:

Роберт Шуман (1810 - 1856)
Соната для скрипки и фортепиано №2 ре минор Op.121

Сергей Прокофьев (1891 - 1953)
Соната для скрипки и фортепиано №1 фа минор Op. 80

Иоганнес Брамс (1833 - 1897)
Соната для скрипки и фортепиано №3 ре минор Op.108

Вечера камерной музыки в Третьяковской галерее проходят уже четвертый год. Формат концертов - вечер субботы в закрытом музее среди полотен великих художников. Концерту предшествует уникальная возможность в уединении посетить постоянную экспозицию и текущие выставки. В связи с активной композиторской деятельностью и подготовкой нескольких масштабных музыкальных проектов Игорь Райхельсон продолжит работу над фестивалем в качестве его Президента. Художественным руководителем "Т Фестиваля"становится Павел Милюков, который будет определять музыкальную программу и участников грядущих концертов фестиваля.

Музыкальную программу четвертого сезона представят выдающиеся исполнители современности: Борис Березовский и Павел Милюков, Константин Емельянов, Александр Гиндин. "Т Фестиваль"проходит при поддержке российских меценатов. Среди партнеров фестиваля Wheely, Promomed, Dr. Живаго. Благодаря постоянному партнеру фестиваля компании Yamaha Music, на сцене зазвучит большой концертный рояль Bösendorfer 280 Vienna Concert. Это изысканный инструмент старейшего австрийского фортепианного бренда, который с 2008 года входит в состав корпорации Yamaha.

Трансляции всех концертов Фестиваля можно смотреть на канале "Т Фестиваля" в Яндекс.Дзене.

3 апреля 2021 года: Борис Березовский и Павел Милюков;
6 апреля 2021 года: Айгуль Ахметшина и "Виртуозы Москвы"(БЗК)
10 апреля 2021 года: Константин Емельянов
24 апреля 2021 года: Александр Гиндин

***

О программе 3 апреля

Роберт Шуман (1810 - 1856)
Соната для скрипки и фортепиано №2 ре минор Op.121

Стихия Шумана - пылкий немецкий романтизм с его неуёмной фантазией, поэтическим бунтом и жутковатой сказочностью. Причудливый, уязвимый, чистый, мир романтика наполнен волшебством, причем не всегда приятного и доброго свойства. Он близок миру ребенка, где веселье молниеносно сменяется оцепенением, где эмоции столь же колоссальны, сколь и мимолетны, а грань между зримым и воображаемым зыбка. Вторая соната ор.121, которая откроет концерт, - поздняя работа, завершенная 41-летним Шуманом в 1851 году. Впервые она прозвучала в исполнении жены автора, гениальной пианистки Клары Шуман, и Йозефа Йоахима, одного из крупнейших скрипачей XIX столетия. Это было в 1853, за год до приступа душевной болезни, в ходе которого Шуман попытался покончить с собой; еще через два года он скончался в лечебнице. Написанная в одной из самых мрачных тональностей - ре миноре - эта соната сочетает взрывчатую энергию с моментами мечтательности, лютеранский гимн XVI века "Хвала тебе, Христос Господь" - с демоническим перпетуум-мобиле финала. Одна из лучших камерных работ Шумана, Вторая скрипичная соната - эталонный пример его музыкального мира, где среди мерцания образов и бушевания чувств, типичного для многих романтиков, всегда есть особая, одному Шуману присущая призрачность.

Важно отметить, что Роберт Шуман был на 23 года старше Брамса. Учитель и ученик, они некоторое время вращались в одной среде, разделяя круг чтения, поэтические идеалы и музыкальные интересы друг друга; в течение нескольких лет молодой Брамс даже жил у четы Шуманов. Закономерно, что во многом два великих романтика близки по эстетике и музыкальному языку. В то же время, в темпераментах и мироощущении Шумана и Брамса были фундаментальные различия. Именно поэтому их наследие - два совершенно разных мира, где одни и те же темы и образы часто получают непохожее звучание.

Иоганнес Брамс (1833 - 1897)
Соната для скрипки и фортепиано №3 ре минор Op.108

Соната Брамса №3 ор. 108 последовала почти тридцатью годами позже. Для своего создателя она тоже стала поздним опусом: в 1888, когда состоялась ее премьера, композитору исполнилось 55 лет. На тот момент уже созданы были все его ключевые крупные работы, в том числе 4 симфонии, и основные камерные циклы. Соната написана в том же сумрачном ре миноре, что и шумановская. Вместе с тем, мрак, окутывающий эту работу Брамса, иного свойства, чем фантасмагорическая, беспокойная атмосфера музыки его наставника. Мистика - топос, чуждый зрелому стилю Брамса; саркастичный интеллектуал, гордившийся своим простым происхождением (отец Брамса говорил на крестьянском диалекте немецкого), чрезвычайно волевой и закрытый человек, Брамс был в чем-то взрослее, жёстче и искушеннее Шумана. Грань между сном и явью, стёртая в музыке его старшего современника, для Брамса несомненна; он пребывает по "дневную"ее сторону, в мире человеческих страстей. Сложно назвать европейского автора, равного Брамсу по мощи темперамента. В юности, в пору ученичества у Шумана, темперамент этот принимал форму романтического буйства чувств; чем старше становился Брамс, тем заметнее становилось в его музыке стремление к благородству и дисциплине. Именно сочетание концентрированного отчаяния, нежности, ярости с хладнокровием и самоограничением сообщает музыке Брамса колорит, узнаваемый с нескольких фраз. Третья соната - яркий тому пример, начиная с первых тактов, где негромкая лирика в партии скрипки необыкновенно сочетается с мчащимся пульсом у фортепиано, и вплоть до финала - ожесточённой тарантеллы.

Сергей Прокофьев (1891 - 1953)
Соната для скрипки и фортепиано №1 фа минор Op. 80

Третья работа программы - скрипичная соната №1 Сергея Прокофьева - с первых нот погружает слушателя в круг образов другого, неромантического века. Атмосфера холода и зла, царящая в этой работе, - удивительный случай среди прокофьевских сочинений. Свидетель русской революции и двух мировых войн, переживший эмиграцию и два десятилетия в тоталитарной системе, Прокофьев до самой смерти сохранял в своих работах особую, одному ему свойственную интонацию, где сочетались элегантность, ум, энергия, юмор и грация. Скрипичная соната №1 кажется сделанной из совершенно другой материи. Безвыходная, с мучительным блужданием первой части, приходящим к крику, который затем теряется в потустороннем шёпоте, со свирепым allegro второй части и эфирной лирикой третьей, а главное - с финалом, бодрая тема которого постепенно тонет во мгле, соната может быть воспринята как звуковой портрет своего времени. В середине 1930-х Прокофьев, проведя в США и Европе свыше пятнадцати лет, принял решение возвратиться с семьёй в СССР; начало работы над Первой сонатой относится именно к этому периоду. Прокофьев принадлежал к числу художников, чьё искусство пребывало в мире, тщательно оберегаемом от посягательств "духа времени»: стоит вспомнить его лучезарную Первую симфонию, написанную на даче в паре километров от сотрясаемого революцией Петрограда, или ослепительную, нежную "Золушку", созданную в годы Великой Отечественной войны. Первая скрипичная соната - редкое исключение из этого правила; работа, позволяющая увидеть другую сторону прокофьевского гения.   

читать текст

30 марта 2021

"Верхняя точка". Документальный фильм на телеканале "Россия – Культура"

К юбилею полета Юрия Гагарина смотрите на телеканале "Россия – Культура" новый документальный фильм.

К юбилею полета Юрия Гагарина смотрите на телеканале "Россия – Культура" новый документальный фильм.

В 2021 году исполняется 60 лет полету Юрия Гагарина. Утром 12 апреля 1961 года руководители стартовой команды на Байконуре услышали слова: "Заря-1, я – Кедр. Вижу Землю! Вижу округлый горизонт, у Земли красивый голубой ореол".

Люди давно живут в космосе, в этом большом Доме, который называется планета Земля, но только шесть десятилетий назад мы стали настоящими хозяевами этого Дома, потому что получили возможность выйти и посмотреть на него снаружи, с верхней точки. Мы обрели идеальный инструмент и безграничные возможности для наблюдения и изучения Земли. Сколько потрясающих открытий было сделано с тех пор благодаря научным приборам, поднятым на орбиту. Мы узнали, откуда берется большая часть кислорода, которым мы дышим, как формируются такие могучие и опасные явления природы, как тайфуны и ураганы, мы заглянули глубоко под землю и обнаружили там фантастические процессы. И это только начало, только первые шаги в целостном и системном познании этого прекрасного и загадочного космического объекта.

О том, какие открытия позволил человечеству сделать полет Юрия Гагарина и как он изменил наши представления о Земле и ее месте во Вселенной, новый документальный фильм режиссера Андрея Истратова.

Смотрите на телеканале "Россия-Культура" 10 апреля в 21:15 – К 60-летию полета Юрия Гагарина в космос. "Верхняя точка". Документальный фильм (Россия, 2021). Режиссер Андрей Истратов. 

читать текст

30 марта 2021

Выставка "Первый" в московском Музее космонавтики

С 12 апреля по 12 сентября 2021 года в Музее космонавтики в Москве пройдет выставка "Первый", приуроченная к 60-летнему юбилею полёта в космос Юрия Алексеевича Гагарина.

С 12 апреля по 12 сентября 2021 года в Музее космонавтики в Москве пройдет выставка "Первый", приуроченная к 60-летнему юбилею полёта в космос Юрия Алексеевича Гагарина.

Выставка открывается в центральном зале Музея космонавтики "Утро космической эры". На ней будут представлены документы и личные вещи первого космонавта, которые долгое время хранились в музеях по всей стране и в личных архивах. Среди них: подлинное свидетельство о рождении первого космонавта Земли (оно откроет выставку); самолётик, который в детстве своими руками сделал Юрий Гагарин; огромный ковш для литья металла, которым будущий космонавт работал у печи (мало кто знает, что Юрий Гагарин в ремесленном училище приобрел специальность "литейщик-формовщик"); его грамоты, одежда, инструменты, фотографии и другие уникальные вещи. Одним из центральных экспонатов выставки станет подлинный спускаемый аппарат одноместного космического корабля серии "Восток", на котором 12 апреля 1961 года был совершен первый в истории человечества космический полёт.

Также на выставке впервые покажут редкие предметы, специально привезённые со всей страны, связанные с периодом его учёбы: парта с откидной крышкой, за которой сидел Юрий Алексеевич во время обучения в Люберецком ремесленном училище (этим экспонатом поделился Люберецкий техникум, который сейчас носит имя Юрия Алексеевича Гагарина), чугунная модель самолёта Як-18 и его дипломная работа - парковая решетка из металла, изготовленная им вместе с товарищами по Саратовскому индустриальному техникуму.

Кроме редких артефактов музей подготовил макеты и реконструкции, которые помогут посетителям ощутить время космических побед. Будут представлены: реконструкция землянки, в которой семья Гагариных прожила всё время оккупации (когда семилетний Юра пошёл в первый класс, началась война. Фашисты вошли в деревню Клушино и выгнали семью Гагариных из дома. Его отец за одну ночь вырыл землянку); макет катапультируемого кресла космического корабля "Восток", в котором Юрий Гагарин совершил первый в мире полёт в космос и благополучно вернулся на Землю и другие экспонаты.

Помимо вещей Юрия Гагарина на выставке будут представлены артефакты, посвящённые подготовке к первому полёту в космос. Одним из центральных экспонатов станет книга "Ракетный полёт в стратосфере" Сергея Павловича Королёва, Главного конструктора первого космического корабля, изданная в 1934 году, в год рождения будущего космонавта.

Выставка станет центральным выставочным проектом в год 60-летия полёта Ю.А. Гагарина в космос. Подготовка к проекту велась более двух лет. В проекте принимают участие более 30 партнеров со всей страны: крупные и небольшие музеи России, архивы и предприятия ракетно-космической отрасли. Помогли собрать артефакты, в большинстве своем никогда не покидавшие место своего постоянного пребывания, также и члены семьи Юрия Гагарина. Впервые в рамках одной выставки будет представлено такое количество подлинных экспонатов, связанных с памятью о первом космонавте.

В 2021 году исполнится также и 40 лет самому московскому Музею космонавтики, который был открыт к 20-летию полёта Юрия Алексеевича Гагарина.

читать текст

30 марта 2021

Всероссийская научно-практическая конференция "Провинция в контексте истории и литературы"

Вопросы культурного наследия русской провинции в контексте истории и литературы обсудят на конференции в Крапивенском музее.

Всероссийская научно-практическая конференция "Провинция в контексте истории и литературы" проводится Крапивенским музеем, отделом Музея-усадьбы Л.Н. Толстого "Ясная Поляна" с 2005 года.

В 2021 году 14-я по счету конференция будет проходить 5 - 7 апреля в историческом поселении Крапивна.

Село Крапивна Щёкинского района Тульской области – бывший служилый город (крепость) Засечной черты и уездный центр Тульской губернии, сохранивший целостный исторический ландшафт типичного провинциального города второй пол. XIX – начала XX вв.

Сейчас Крапивна – особо ценный объект культурного наследия РФ, историческое поселение федерального значения.

Тематика конференции охватывает широкий круг вопросов, связанных с историей и культурой российской провинции, с отражением ее в литературных источниках, а также с сохранением исторического наследия и культурного ландшафта России.

Темы:

- Архитектура и культурный ландшафт провинциального города – прошлое, настоящее, будущее.

- Проблемы сохранения исторического наследия.

- Культурное наследие русской провинции.

- История провинции. Общественная жизнь провинциального города. Провинциальный театр. Быт и нравы провинциального города. Образовательные учреждения в провинции. Великие провинциалы. Жизнь и деятельность различных сословий в провинции. Экономическое развитие провинциальных городов. Революция 1917 года в провинции: события, последствия, судьбы.

- Тема провинции в художественной литературе. Провинциальный город в литературных произведениях. "Типичное" в описаниях провинции. Провинциальные быт и нравы в художественных произведениях. Образ "провинциала" в творчестве писателей. Провинция в письмах, дневниках, мемуарах. Художественные и языковые средства изображения провинции в литературных произведениях.

- Провинциальная тема в экспозициях музеев и музейных исследованиях.

читать текст

26 марта 2021

"Шаг во Вселенную". К 60-летию первого полета в космос

С 29 марта 2021 года на "Радио "Культура" 91,6 FM стартует совместный проект с Музеем космонавтики "Шаг во Вселенную", посвященный юбилею первого полета человека в космос.

С 29 марта по 9 апреля, в 15:30 на 91,6 FM заместитель директора Музея космонавтики Климентов Вячеслав Львович и заведующая экспозицией Музея космонавтики Геворкян Татьяна Алексеевна рассказывают о жизни и становлении первого космонавта страны – Юрия Алексеевича Гагарина.

Повествуя о судьбе человека, сделавшего Россию первой страной в покорении космоса, вторя друг другу, рассказчики создают невероятную атмосферу, погружают нас в жизнь Юрия Алексеевича с самого рождения, начиная с рассказа о семье, окружении, условиях жизни. Мы узнаем, что война началась, когда семилетний Юра пошёл в первый класс, что фашисты выгнали семью Гагариных из дома, и его отец за одну ночь вырыл землянку, в которой Гагарины прожили всё время оккупации. Рассказ и факты перемежаются с историями и экспонатами выставки в Музее к этому важному для всех событию. Подлинное свидетельство о рождении первого космонавта Земли хранится в музее и будет открывать выставку "Первый" уже 12 апреля; там же будет и самолётик, который в детстве своими руками сделал Юрий Гагарин, теперь для нас это символ того, что свою жизнь он связал с небом.

Дальше в повествовании - интересные свидетельства о периоде учебы: мало кто знает, что Юрий Гагарин учился в ремесленном училище и приобрел специальность "литейщик-формовщик", а на выставке в музее будет представлен огромный ковш для литья металла, которым будущий космонавт работал у печи.

Одной из центральных тем проекта становится период подготовки Первого отряда: 20 космонавтов первого набора, встреча с Главным конструктором С.П. Королёвым, люди и судьбы и лозунг: "Если быть, то быть первым!".

Как прошел главный день в жизни Юрия Гагарина и всей страны - 12 апреля 1961 г. Старт, полёт и благополучное возвращение. 108 минут, которые потрясли мир. Как встречали Гагарина 14 апреля 1961 г. в Москве, как рукоплескал ему весь мир. Редкие факты о об этих днях, демонстрация и приём в Кремле. Первая пресс-конференция Гагарина в Доме учёных, его поездка в ОКБ-1 к Главному конструктору, к создателям ракеты-носителя и космического корабля "Восток". И знаменитые слова Королёва: "Отныне дорога в космос открыта!".

10 выпусков по будням в 15:30

читать текст

19 марта 2021

CIFRA. 7-й фестиваль венгерского кино

23 марта 2021 открывается 7-й фестиваль венгерского кино CIFRA.

Посольство Венгрии
Венгерский культурный центр в Москве
Арт-объединение CoolConnections
представляют  

Новое венгерское кино возвращается на большой экран в 7-й раз! В новом выпуске – фантазии и калейдоскопы характеров живого города.

В первый же день фестиваля предлагаем совершить путешествие в 1970-е годы и встретиться с "Товарищем Дракуличем". "Вампиры среди нас" – премьера вызовет интерес не только у тех, кто верит в вурдалаков, но и у постоянных зрителей CIFRA: одну из ролей исполнила актриса Моника Балшаи ("Лиза-лиса", CIFRA 1).

Исторические приключения продолжатся в фильме о послевоенном романе "Недетские сказки". Режиссёра Аттилу Сас на родине считают местным Квентином Тарантино, и захватывающий темп фильма обеспечит настоящий накал страстей.

Тема Второй мировой войны возникнет в ещё одном фильме "Оставшиеся". Номинант "Оскара-2019" за "Лучший фильм на иностранном языке" от Венгрии расскажет историю любви юной девушки и зрелого мужчины, переживших Холокост.

О современной же любви и её сомнениях поведает музыкальная драма "Без шума".

Наконец, CIFRA 7 представит новую картину Сабольча Хайду "Мирное время". Как и в прошлом своем фильме, режиссёр не удержался от исполнения одной из ролей в фильме о водовороте городской жизни, который захватил судьбы 22-х людей одной необычной ночью.

Показы проходят в рамках межгосударственного сотрудничества при официальной поддержке Посольства Венгрии в Москве.
Фильмы демонстрируются на языке оригинала с русскими субтитрами
16+ / 18+

Подробности

читать текст

11 марта 2021

Выставка "Цветные осколки империи"

В Музее архитектуры Щусева открывается выставка цветных диапозитивов К.Э. Бергтрена 1900-1910х гг. "Цветные осколки империи".

Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева, Аптекарский приказ
Кураторы проекта: Михаил Прозоров и Лидия Тарасова

26 марта – 16 мая 2021

Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева и галерея "Диалог" представляют уникальную выставку цветных диапозитивов К.Э. Берггрена 1900-1910х гг.

Серия, вошедшая в экспозицию "Цветные осколки империи" - редкий комплекс, состоящий из более 200 раскрашенных вручную диапозитивов с видами Москвы и других регионов Российской империи, сделанных в период 1900 - 1910-х годов Карлом Элофом Берггреном, шведским военным, офицером Генерального штаба. Представленную коллекцию отличают необычная фотографическая технология проекционного позитивного отпечатка на стекле, собственный пристрастный взгляд автора и нетривиальный подбор сюжетов.

Берггрен служил в миссии шведского Красного Креста на территории Российской империи около 10 лет. Он был влюблен в страну, прекрасно владел русским языком и много путешествовал, открывая и исследуя самые укромные уголки Российской империи. Будучи энтузиастом фотографии, во время своих поездок он создал настоящую фотолетопись жизни России начала XX века. В официальной карьере шведского военного отсутствуют упоминания о России. Очевидно, что сведения о нем становятся более туманными после 1908 и до 1917 года — именно тогда, когда Берггрен предпринимал свои поездки по российским железным дорогам. История пребывания и путешествий К. Э. Берггрена по России полна белых пятен. По семейному преданию, он жил в России на протяжении 8 - 10 лет. Внук Берггрена вспоминает, что, "чем больше он оставался в стране, тем лучше ему хотелось ее узнать. Это значит, что он провел в России гораздо больше времени, чем первоначально планировал".

Сюжеты представленных изображений чрезвычайно разнообразны. Особый интерес представляют многочисленные цветные виды Москвы 1900-х годов. Они составляют почти половину коллекции - 90 диапозитивов. Знание Москвы и интерес к ее древностям и колоритной повседневной жизни позволяют предположить, что К. Э. Берггрен жил в городе какое-то время и многократно в него возвращался. В архиве сохранились панорамные съемки с колокольни Ивана Великого, виды Кремля и Москвы-реки, изображения многих достопримечательностей. Точные кадры архитектуры соседствуют с непосредственными картинами городского быта.

Часть архива повествует о крымских достопримечательностях и сохранила необычные свидетельства быта крымских татар. Чрезвычайно интересна серия диапозитивов с видами недавно завоеванного Туркестанского края, которая включает также изображения жителей и древних построек Самарканда и Бухары. Еще одну группу составляют примечательные виды Кавказских гор, Тифлиса и Мцхеты и портреты местных жителей. Отдельные диапозитивы запечатлели прелесть деревни и непосредственный рассказ о традициях русской свадьбы.

Как кадровому шведскому военному, К. Э. Берггрену чрезвычайно интересны военные и различные аспекты их жизни. Дух времени между Русско-японской и Первой мировой войнами передает съемка солдат на марше в заснеженном крае, на железнодорожных станциях при переброске войск. В московской жизни автора особенно интересуют военные парады и маневры на Театральной и Воскресенской площадях, кавалерийские эскадроны и гренадерские части пехоты, артиллерийские батареи и импозантные дворцовые гренадеры. Небольшая серия рассказывает о жизни Сумского полка - кавалеристов, квартировавших в Москве.

С тщательностью офицера и упорством первооткрывателя Берггрен зафиксировал культурные, социальные и политические коды времени, пронизанные решительным оптимизмом общего настроения империи и, пока едва уловимой, динамикой нового века. Краски, которыми фотограф насыщает свои снимки, переводят прицельную документальную съемку в систему художественных координат, где навечно застряли те, кто попал в объектив фотографа. Хор неожиданных голосов, сонм рутинных звуков, множество различных ракурсов, порой весьма неожиданных, неровность общего фона, прозрачность цвета, ощутимость холода, плотность снега, фактура тканей или грубость подошвы солдатского сапога, топот лошадиных копыт по Красной площади - все изучено, тщательно воссоздано, переосмыслено и перекодировано фотографом, и потому так осязаемо.

Первая мировая война, революция, крушение империи, Гражданская война, голод и индустриализация - это все позже, а пока привычные сюжеты, бытовые сцены, архитектура, военные парады, торговые поезда. Рядовые события в объективе фотографа преломляются в непривычном ракурсе, исследуются и приобретают цвет, которого еще долго не будет в фотографии. Фрагменты времени, в которые нас переносят диапозитивы, невозможно осознать как единое целое. Все они - осколки другого мира, других социальных сред, другой эпохи.

Карл Элоф Берггрен с вдохновением и мастерством художника передал дух своего времени, уловил настроения последних лет империи, оставил уникальную историческую память о событиях, местах и лицах.

В рамках проекта Галерея "Диалог" и издательство "Кучково поле" при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы издали книгу "Цветные осколки империи. Диапозитивы Карла Элофа Берггрена 1900 - начало 1910-х. | Colour Fragments of an Empire. Carl Elof Berggren’s Photographic Lantern Slides: 1900 - Early 1910s", в которой представлены вся коллекция диапозитивов, исследование технологии их создания, а также удивительная биография К.Э. Берггрена.

Михаил Прозоров, куратор и директор галереи "Диалог": "Диапозитивы были мною приобретены более 10 лет назад в Швеции. И хотя эта коллекция отличается от произведений искусства, которые я коллекционирую, она меня поразила: диапозитивы казались тонкими осколками времени и пространства, границы которых были значительно шире самого кадра. Меня заинтересовала необычная технология, цельность коллекции и, конечно, цвет, точнее его присутствие на этих кадрах. Набор кадров выстраивался для меня в цельный нарратив о времени, о котором известно много фактов и мало деталей.

Прошло много времени и потребовалось тщательное изучение материала, прежде чем родилась идея выставки и книги. Но, чем больше я смотрел на события нашей истории через цветное стекло диапозитивов К.Э. Берггрена, тем больше мне хотелось сделать их доступными широкой публике, чтобы зритель мог стать соучастником этих событий". 

читать текст

11 марта 2021

Концерт TenBitz Collective в Клубе Алексея Козлова

16 марта в Клубе Алексея Козлова выступят TenBitz Collective (Спб).

16 марта в джаз-клубе Алексея Козлова TenBitz Collective – концептуальный проект из Санкт-Петербурга, исполняющий яркий коктейль из фанка, соула, свинга, диксиленда и других стилей, приправленный новаторским подходом и дерзкой фантазией десяти молодых профессионалов. Совершенно новая музыка, которая творится здесь и сейчас.

Все десять участников TenBitz – воспитанники разных школ со своими подходами, вкусами, знаниями и опытом, все объединены страстью создавать новое. Такая разносторонность музыкантов позволяет ансамблю быть пластичным, меняющимся, разным и при этом универсальным.

Музыку коллектива высоко ценят критики и слушатели. TenBitz принимали участие в шоу-кейсах "Jazz day Russia 2018" и "JAB 2019", в таллиннском "Дне города", Фестивале духовой музыки на ВДНХ, фестивалях "Усадьба Джаз", "Петроджаз", "Тесные контакты" (Хельсинки - Санкт-Петербург), стали победителями конкурсов "Петроджаз 2016" и "Усадьба Джаз 2016", а также лауреатами III степени "Усадьба Джаз Сочи".

Специально для концерта в Клубе Алексея Козлова группа готовит ряд песен, которые будут презентованы впервые. Прозвучат и чисто инструментальные композиции, ведь у TenBitz мощная духовая секция.

На Главную сцену поднимутся: Людмила Колбасова (баритон-саксофон), Никита Мочалин (тенор-саксофон), Дмитрий Цепилов (альт-саксофон), Иван Парамонов (труба), Серафим Носков (барабаны), Станислав Воробьев (бас-гитара), Кирилл Колешенок (гитара), Семен Куницын (клавиши), Анастасия Мартынова (вокал).

читать текст

11 марта 2021

"Ориентация на местности". Изучаем культурную карту страны

Большой региональный проект на "Радио "Культура" 91,6 FM и "Радио России"

Большой региональный проект на "Радио "Культура" 91,6 FM и "Радио России"

Слушайте по будням
в 10:05 и 18:40 на "Радио "Культура" 91,6 FM
в 17:10 / 17:45на "Радио России"

Старт проекта 15 марта 2021 г. с цикла о Республике Саха (Якутия) 

Закрытые границы. Пандемия. Внутренний туризм. Мы стали пристальнее изучать свою страну, ее ландшафты, открывать для себя новые места, даже территории, культуру и традиции соседних регионов.

Что происходит в культурной жизни страны в целом? Мы решили идти короткими шагами по огромной карте, останавливаясь на каждом регионе, области или республике. Две недели в эфире – культурная история места: театр, кино, музыка, современное искусство, литература, традиции, промыслы и многое другое. Ведем рассказ от первого лица.

С одной стороны, наша огромная страна объединена общим культурным кодом, но с другой, и это самое интересное, каждый регион, каждая область имеет свою специфику, что влияет на локальную культуру. Кроме этого, нам из Москвы как правило практически и не видно, что происходит на таком удалении, а происходит очень много всего.

Театры впитывают в себя национальное, пропускают через современность и часто рождают совершенно уникальные постановки.

Музыка в большей массе базируется на национальных традициях, но в каждом крае есть своя Филармония, которая представляет весь опыт мировой музыкальной культуры, тут важно отметить, что некоторые регионы славятся своей инди-сценой, а это повод разобраться чем живет молодое поколение.

Современное искусство развивается стремительно, но также основываясь на местном специалитете.

Литература – это всегда было и есть чуть ли не главным в нашей литературоцентричной стране, и в каждом регионе есть свои писатели, воспевающие локальное, рассказывающее о реальной жизни на местах.

О традициях и говорить не стоит, тут все понятно, традиции сегодня, что хорошо и правильно, выходят на первое место - самоидентичность становится тем базисом, на котором строится вся культура региона.


Ближайшие циклы на "Радио "Культура" и "Радио России":

15 – 26 марта: Республика Саха (Якутия)

29 марта – 9 апреля: Брянская область

12 – 23 апреля: Республика Северная Осетия – Алания

26 апреля – 7 мая: Сахалинская область


Где слушать:

"Радио "Культура" 91,6 FM (Москва и МО)
В мобильном приложении* для всех регионов
On-line на сайте cultradio.ru
по будням в 10:05 и 18:40

"Радио России"
"Первая кнопка" проводного вещания в регионах
УКВ – 66,44 МГц в Москве
*в понедельник и среду в 17:10
 во вторник, четверг, пятницу в 17:45

***

"Радио "Культура" - российская радиостанция, входит в состав Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК). Вещает на частоте 91,6FM (Москва и Московская область) круглосуточно.

Ежедневно в эфире: аналитические программы об актуальном в культуре, познавательные программы об искусстве, науке, литературе, много музыки в идеально подобранных для каждого времени суток плей-листах, радиопостановки и многое другое.

Наши авторы: Артем Варгафтик, Владислав Борецкий, Андрей Борисов, Дмитрий Ухов, Борис Гребенщиков, Петр Алешковский, Марина Багдасарян, Юлия Бедерова, Алла Демидова, Григорий Заславский, Александр Калягин, Татьяна Москвина, Оксана Подрига, Алла Сигалова, Ксения Ламшина и другие.

Каждую неделю в эфире совместные проекты с крупнейшими культурными институциями Москвы и страны: СТД РФ, ГМИИ им. Пушкина, ММОМА, Музей Москвы, The Art Newspaper Russia, Фондом V-A-C и ГЭС-2, Московским музеем дизайна, Государственным музеем истории российской литературы имени В.И. Даля, Театром "Практика" и Театром "Балет Москва", Библиотекой им. Некрасова и другими.

Официальный сайт: www.cultradio.ru
*Приложение "Радио "Культура":
App Store https://appsto.re/ru/5kn1kb.i
Google Play https://play.google.com/store/apps/details?id=mobi.mpk.cultradio

***

"Радио России" – единственная федеральная радиостанция общего формата, производящая все виды радиопрограмм: информационные, общественно-политические, музыкальные, литературно-драматические, научно-познавательные и детские.

Всего на волнах "Радио России" в круглосуточном режиме выходит более 160 передач.
В "Золотом фонде" радиостанции – десятки авторских радиопрограмм.
"Радио России" стабильно удерживает первое место в рейтинге доверия к радиостанции.

"Первая кнопка" проводного вещания.
УКВ – 66,44 МГц в Москве

Официальный сайт: https://www.radiorus.ru/
 

читать текст

01 марта 2021

"(Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Шубина до Матвеева"

Редкие скульптурные произведения второй половины XVIII - начала XX веков будут представлены на выставке в ЦВЗ "Манеж" в Санкт-Петербурге.

Центральный выставочный зал "Манеж", Санкт-Петербург
24 марта – 16 мая 2021

Кураторская группа:
Елена Карпова (Руководитель кураторской группы, Государственный Русский музей)
Эвелина Тарасова (Государственный Эрмитаж)
Владимир Евсеев (Центральный выставочный зал "Манеж")
Елизавета Павлычева (Центральный выставочный зал "Манеж")

Концепция:
Павел Пригара

Постановка:
Василий Бархатов

Архитектурный проект:
Александр Кривенцов (Творческая мастерская "Циркуль")

Графический дизайн:
Андрей Шелютто, Ирина Чекмарева (Faro Studio)

Центральный выставочный зал "Манеж" и Государственный Русский музей в партнерстве с Государственным Эрмитажем и Государственной Третьяковской галереей, при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга, а также при участии Мариинского театра, Санкт-Петербургской Академии Художеств и 32 ведущих музеев России, в сотрудничестве с автономной некоммерческой организацией по развитию искусства и культуры "Свободные художники" (АНО "СХ") представляют межмузейную художественную выставку "(Не)подвижность. Русская классическая скульптура от  Шубина до Матвеева".

"В основе проекта лежит масштабное научное исследование, длившееся более двух лет, цель которого заключается в возможности показать зрителю редкие и особо значимые для отечественного искусства скульптурные произведения второй половины XVIII - начала XX веков".

Елизавета Павлычева, заведующая выставочным отделом ЦВЗ "Манеж"

Впервые становление национальной скульптурной школы, творчество крупнейших мастеров, эпохи, стили и жанры отечественной пластики будут представлены зрителям на обширном художественном материале: свыше 150 уникальных скульптурных работ отобраны в собраниях Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея городской скульптуры, ГМЗ "Царское Село", ГМЗ "Петергоф", ГМЗ "Гатчина", ГМЗ "Павловск", Государственного музея истории Санкт-Петербурга, ГМЗ "Царицыно", Центрального военно-морского музея, Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, Государственного музея истории религии и многих других.

"В экспозицию войдут не только признанные шедевры, но и произведения, которые ранее практически не выставлялись. Именно благодаря этой выставке они вольются в историю русской скульптуры. Этому поможет фундаментальный научный каталог, в иллюстративный ряд которого включена не только станковая, но и монументальная скульптура, и по сей день украшающая Санкт-Петербург".

Елена Карпова, заведующая отделом скульптуры Государственного Русского музея

В состав кураторской группы входят заведующая отделом скульптуры Государственного Русского музея Елена Карпова, старший научный сотрудник и хранитель отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа Эвелина Тарасова, советник директора по научной работе Центрального выставочного зала "Манеж" Владимир Евсеев, заведующая выставочным отделом Центрального выставочного зала "Манеж" Елизавета Павлычева.

Немаловажную роль играет художественное решение пространства выставки, осуществленное в сотрудничестве с оперным режиссером Василием Бархатовым и Творческой мастерской "Циркуль".

"Драматургия представления материала в экспозиции позволяет увидеть скульптуру как самостоятельную и самоценную доминанту. Скульптуры вступают в диалог между собой без привычного соседства с живописью, графикой или архитектурой, но при эмоциональной поддержке столь изысканного и утончённого вида сценического искусства, как опера".

Елизавета Павлычева, заведующая выставочным отделом ЦВЗ "Манеж"

 

"Архитектурное решение проекта предусматривает трансформацию выставочного пространства Манежа в прообраз нескольких императорских театров. Так, например, пространство аванзала превратится в театральное фойе, в котором слышны звуки настройки оркестра. Первый этаж станет аллегорией исторических мировых сцен. Второй этаж – прообраз закулисья театра. Перемещаясь из одного пространства в другое, посетители выставки смогут познакомиться с творчеством крупнейших мастеров русской скульптуры под звучание оперных арий той эпохи."

Александр Кривенцов, архитектор

Наполнение пространства оперным звучанием формирует дополнительное измерение и позволяет под иным углом взглянуть на красоту и эстетическую самодостаточность такого направления искусства, как скульптура.

"Трудность заключается в том, что у обоих жанров в голове обывателя сложилась стойкая самодостаточная репутация. Репутация некой чрезмерной утонченности, красивой условности и элитарной академической скуки. Хотелось, чтобы не возникло ощущения, что мы пытаемся выручить одно направление искусства другим. Чтобы скульптуры не стали декорацией к опере, а опера не стала музыкальным сопровождением к выставке скульптур.
Мы просто даем работам новый язык общения со зрителем. Даём им "право голоса". При этом осознавая, что попытка проникновения одного в другое ведёт либо к умножению красоты и содержания, либо к неминуемой пошлости.

Идея заключалась в том, чтобы зритель мог будто перешагнуть через оркестровую яму во время оперного спектакля и оказаться в центре застывшей мизансцены, где каждый герой скульптуры исполняет свою оперную партию и помещён в обстоятельства согласно либретто и музыкальной драматургии. Где зритель способен, приблизившись, выделить для себя из общего ансамбля любого героя, слышать и рассматривать только его, перемещаясь по сцене и закулисью.

Визуальное оформление выставки – это проникновение внутрь театрального пространства – туда, куда обычно зрителей не пускают, как на территорию научного охраняемого объекта или за церковный алтарь".

Василий Бархатов, оперный режиссер

На выставке "Неподвижность. Русская классическая скульптура от Ф.И. Шубина до А.Т. Матвеева" можно увидеть работы талантливых мастеров русской скульптуры, среди которых: Н. А. Андреев, М. М. Антокольский, Н. Л. Аронсон, Р. Р. Бах, В. А. Беклемишев, А. Н. Беляев, Л. А. Бернштам, М. Ф. Блох, В. С. Богатырёв, В. А. Ватагин, А. В. Вернер, И. П. Витали, С. М. Волнухин, С. И. Гальберг, И. Я. Гинцбург, А. С. Голубкина, Ф. Г. Гордеев, В. И. Демут-Малиновский, Г. В. Дерюжинский, М. Л. Диллон, Л. А. Дитрих, И. С. Ефимов, Г. Р. Залеман, Р. К. Залеман, С. И. Иванов, К. В. Изенберг, Ф. Ф. Каменский, П. К. Клодт, И. Ф. Ковшенков, В. В. Козлов, М. И. Козловский, С. Т. Конёнков, Ф. П. Крейтан, В. В. Кузнецов, Н. А. Лаверецкий, Е. А. Лансере, Н. И. Либерих, А. В. Логановский, И. П. Мартос, А. Т. Матвеев, Б. М. Микешин, М. О. Микешин, А. Л. Обер, А. М. Опекушин, Б. И. Орловский (Смирнов), Н. С. Пименов, С. С. Пименов, И. И. Подозёров, М. П. Попов, И. П. Прокофьев, Н. А. Рамазанов, Ю. Н. Свирская, П. П. Соколов, П. А. Ставассер, Д. С. Стеллецкий, А. И. Теребенев, Ф. П. Толстой, П. П. Трубецкой, С. А. Ухтомский, Н. И. Фешин, М. А. Чижов, И. Н. Шредер, Ф. И. Шубин, Ф. Ф. Щедрин.

Всего 65 имён скульпторов.

В рамках работы выставки выходит в свет каталог "Русская классическая скульптура от Шубина до Матвеева", составленный в академических издательских традициях. Мы надеемся, что книга пополнит ряды весьма редких на сегодняшний день изданий о русской скульптуре. Каталог максимально передает красоту скульптуры, представляя каждую работу в художественных фотографиях, выполненных в нескольких ракурсах и со вниманием к деталям. Биографии и аннотации подготовлены профессиональной командой научных сотрудников музеев. Художественное решение осуществлено графическими дизайнерами Ириной Чекмаревой и Андреем Шелютто.

"Это издание – плод совместной работы коллектива Манежа, сотрудников музеев и других организаций страны, предоставивших свои экспонаты и научную информацию о них. Неоценимый вклад в подготовку издания внесли коллеги из музеев – партнеров Манежа по этому проекту: Государственный Русский музей и Государственный Эрмитаж. Мы надеемся, что каталог будет в равной степени интересен как специалистам, так и любителям искусства. Впервые, здесь в таком объеме собраны сведения о произведениях как широко известных, так и полузабытых мастеров русской скульптуры".

Владимир Евсеев, советник директора по научной работе ЦВЗ "Манеж" 

читать текст