Прямой эфир

Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

Радио "Культура" рекомендует


19 апреля 2019

VIII Международный фестиваль кельтской арфы в Москве

20 апреля в Москве пройдет VIII Международный фестиваль кельтской арфы "АрфаVita" – уникальное мероприятие, объединяющее всех поклонников кельтской арфы и просто ценителей хорошей музыки. Ежегодно на фестиваль собираются музыканты со всей страны и лучшие арфисты зарубежья.

20 апреля в Москве пройдет VIII Международный фестиваль кельтской арфы "АрфаVita" – уникальное мероприятие, объединяющее всех поклонников кельтской арфы и просто ценителей хорошей музыки. Ежегодно на фестиваль собираются музыканты со всей страны и лучшие арфисты зарубежья.

За годы существования фестиваля в нем приняли участие знаменитые музыканты из Аргентины, Венесуэлы, Великобритании, Шотландии, Италии, Франции, Ирландии, а также российские арфисты из Нижнего Новгорода, Казани, Ижевска, Воронежа, Воркуты и, конечно, Санкт-Петербурга и Москвы.

Программа фестиваля традиционно включает в себя гала-концерт, интерактивную выставку арф, мастер-классы, детский концерт и ярмарку. В 2019 году в качестве приглашённой звезды будет блистать Fabius Constable (Италия) – мультиинструменталист, виртуоз игры на кельтской арфе и руководитель одного из самых больших и востребованных арфовых оркестров Европы Celtic Harp Orchestra. 

Также в концерте примут участие оркестр кельтских арф Moscow Harp Orchestra, петербуржский квинтет "Теория Струн", Ансамбль средневековой музыки Daemi, ArsNova Quartet, оригинальный дуэт "Арфа & Jazz", одна из лучших российских арфисток Надя Айна (Нижний Новгород), Сергей Калачёв с уникальной африканской арфой – "корой" и другие.

"Основная задача нашего фестиваля - показать, что арфа не реликтовый инструмент благообразных тетушек, много лет просидевших в застенках консерватории, а живой, интересный, яркий и современный, который своим звучанием придает особый колорит любому музыкальному жанру - от рока до джаза, - говорят организаторы. – За 8 лет проведения "АрфаВиты" мы постарались показать зрителям все многообразие арф! Со сцены фестиваля звучали классическая оркестровая, парагвайская, африканская арфы, барочный трипл (арфа с тремя рядами струн), лира-кифара, хрустальная арфа, национальная ирландская арфа кларшах и огромное разнообразие кельтских арф".

Программа VIII Международного фестиваля кельтской арфы АрфаVita на сайте www.arfavita.ru

Когда: 20 апреля 18:00

Где: Центральный дом архитектора (Москва, Гранатный пер., 7c1)

читать текст

17 апреля 2019

SOUND UP: Эдуард Артемьев /ULTRA/

Фестиваль новой музыки SOUND UP открывает новый сезон 18 апреля, в концертном зале "Зарядье".

Фестиваль новой музыки SOUND UP открывает новый сезон 18 апреля, в концертном зале "Зарядье".
 
 
Эдуард Николаевич Артемьев, родившийся в 1937 году, принадлежит к блистательному поколению российских композиторов, громко заявивших о себе в оттепельные 1960 годы. Он младший современник и коллега гигантов русского авангарда, смело выразивших звуковые искания XX века в стране, где это было плохо совместимо с карьерой и даже с жизнью. Однако выйдя из той же профессиональной среды и пропустив через себя пульсацию идей той эпохи, Эдуард Артемьев проделал совершенно уникальный творческий путь, который сделал его ни с кем не сравнимым мастером. Его музыка - это собственная галактика, которая не похожа на другие.
 
Парадоксально, но факт: народного артиста России и лауреата государственных премий Эдуарда Артемьева можно назвать и самым популярным и самым недооцененным отечественным композитором второй половины XX века. Благодаря многолетней работе композитора в кино и сотрудничеству с ярчайшими российскими режиссерами (Андрей Тарковский, Андрон Кончаловский, Никита Михалков и другие), его музыка востребована, знаменита и любима. Являясь частью золотого фонда советского кино, она прочно вошла в культурный обиход и до сих пор на слуху. Но в то же время, как это уже случалось в истории музыки, популярность некоторых мелодий, ставших шлягерами, мешает объективной оценке всего портфолио композитора, прослывшего "российским Эннио Морриконе". К сожалению, гораздо менее известен и почитаем вклад Эдуарда Артемьева как шедшего своим руслом новатора, первопроходца электронной музыки и инициатора смелых опытов по наведению мостов между традициями академизма и легкой музыкой - роком, джазом и фолком.
 
В композиторе Эдуарде Артемьеве странным образом сошлись несочетаемые типажи. Он одновременно и преданный традиционалист, бережно хранящий приверженность ясным эмоциональным мелодиям и ярким тембральным краскам импрессионизма, и жадно интересующийся инновациями мыслитель-аналитик, выдумывающий философские концепции и просчитывающий инженерные решения для работы с гармониями и созвучиями. В его известнейших сочинениях для кино полно раскрываются обе стороны уникального таланта композитора, они прозвучат на SOUND UP в исполнении главных интерпретаторов его музыки, Российского государственного симфонического оркестра кинематографии под руководством дирижера Сергея Скрипки, а также вокального ансамбля нового поколения Intrada.
 
ФЕСТИВАЛЬ НОВОЙ МУЗЫКИ SOUND UP
 
Серия уникальных концертов SOUND UP, созданная для людей, интересующихся новыми звуками и идеями, стала одним из самых заметных московских музыкальных явлений последних трех лет.
 
SOUND UP стал своеобразным гидом в мире современной музыки, представляя самых интересных современников - композиторов и музыкантов, работающих под тегом современная классика, инструментал, экспериментал, электроника, инди-поп. Кураторы проекта удивляют каждым концертом, находя неожиданные пространства для выступлений и готовя для каждого из них уникальную сценографию.
 
Специальные мероприятия фестиваля включают не только события, подготовленные кураторами SOUND UP, но и приглашенными кураторами из числа музыкантов, идеологов фестивалей, музыкальных экспертов, а также концерты-коллаборации российских и зарубежных музыкантов и мультимедиа-художников.
 
SOUND UP. EXPLORE THE MUSIC LANDSCAPE
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР КИНЕМАТОГРАФИИ
 
Российский государственный симфонический оркестр кинематографии ведёт свою историю со времён "Великого Немого". Оркестр кинематографии внёс свою лепту в создание лучших фильмов довоенного времени выдающихся режиссёров С. Эйзенштейна, В. Пудовкина, Г. Александрова, Г. Козинцева, И. Пырьева. Музыку к ним писали Д. Шостакович, И. Дунаевский, Т. Хренников, С. Прокофьев.
 
Эдуард Артемьев: "С 1963 года я работаю с Оркестром кинематографии и могу сказать, что вся моя творческая жизнь связана с этим коллективом. Более чем 140 фильмов озвучено Оркестром кинематографии вместе со мной. Это была музыка совершенно разных стилей и жанров: от симфонической до рок-музыки. И всегда это было профессиональное исполнение. Я хотел бы пожелать коллективу и его художественному руководителю С. Скрипке долгих лет жизни и больших творческих успехов. Тем более, что это единственный в своем роде коллектив, совмещающий в себе и концертную деятельность, и работу в кино".
 
СЕРГЕЙ СКРИПКА, ДИРИЖЕР
 
Сергей Скрипка - дирижер Оркестра заслуженный деятель искусств и народный артист Российской Федерации. С оркестром кинематографии связана большая часть его жизни - Скрипка начал сотрудничать с ним в 1977 году. Под руководством дирижера Оркестр озвучил множество отечественных и зарубежных фильмов, он работал на записи музыки к таким фильмам, как "Мой ласковый и нежный зверь", "Гостья из будущего", "Формула любви", "Чучело" и другие.
 
INTRADA
 
Вокальный ансамбль Intrada под руководством Екатерины Антоненко - московский коллектив нового поколения, чьи выступления отличают не только высокий профессиональный уровень, но и свой узнаваемый исполнительский стиль.
 
Intrada постоянно выступает на ключевых российских и европейских площадках, сотрудничает с ведущими коллективами и музыкантами, такими, как Государственный академический симфонический оркестр (Владимир Юровский), Российский национальный оркестр (Михаил Плетнев), ансамбль "Солисты Москвы" (Юрий Башмет), The Tallis Scholars (Питер Филлипс), Lе Poème Harmonique (Венсан Дюместр), ансамбль "Матеус" (Жан-Кристоф Спинози). Коллектив неоднократно принимал участие в фестивале камерной музыки "Декабрьские вечера Святослава Рихтера", "Посольские дары" в Музеях Московского Кремля, фестивале камерной музыки "Возвращение", Московском Рождественском фестивале.
 
Более того, коллектив постоянно осуществляет российские премьеры сочинений XX века, среди которых были: российская премьера мессы для двойного хора а капелла Ф. Мартена и московская премьера сочинения Дэвида Лэнга "Страсти по девочке со спичками". В 2017 году ансамбль стал первым исполнителем сочинений Клауса Ланга, Франка Кристофа Езникяна, Владимира Раннева, Алексея Сысоева и Армана Гущана наряду с российской премьерой Реквиема Жана Ришафора в рамках международного фестиваля вокальной музыки "Opera Apriori".
 

читать текст

12 апреля 2019

"Опера Априори" представит "австрийскую программу"

7 мая в Концертном зале Чайковского фестиваль представит "австрийскую программу", призванную выстроить временной мост, перекинутый из XIX в XXI век, смысловую арку, основанную на музыкальном диалоге двух австрийцев - великого симфониста Антона Брукнера и одного из самых значительных композиторов современности Клауса Ланга.

7 мая в Концертном зале Чайковского фестиваль представит "австрийскую программу", призванную выстроить временной мост, перекинутый из XIX в XXI век, смысловую арку, основанную на музыкальном диалоге двух австрийцев - великого симфониста Антона Брукнера и одного из самых значительных композиторов современности Клауса Ланга.

По заказу фестиваля Ланг сочинил "Красные долины и пурпурные небеса" - произведение, носившее рабочее название "зеркальной мессы", поскольку перед композитором стояла задача создать парафраз Мессы №2 ми минор Брукнера для точно такого же состава исполнителей - хора и духового оркестра, чётко совпадающего с ней по длительности. Первый вариант Мессы был написан Брукнером в 1866 году в Линце, но в 1882 году в Вене композитор сделал вторую редакцию произведения, значительно переработав материал, и именно этот вариант и был взят за основу Клаусом Лангом.

Мировую премьеру этого сочинения и Мессу №2 Брукнера представят Вокальный ансамбль "Интрада" под управлением Екатерины Антоненко и брасс-ансамбль Российского национального оркестра под управлением Михаила Плетнёва. За дирижёрский пульт встанет постоянный участник фестиваля "Опера Априори", пожалуй, самый известный в мире на сегодняшний день молодой российский дирижёр - номинант Grammy, обладатель премий ECHO Klassik, ICMA и "Золотой маски" Максим Емельянычев.

Концерт пройдёт при поддержке Австрийского Культурного Форума.

читать текст

12 апреля 2019

"Шукшин. Открытый урок": сайт-высказывание, странные люди и интеллектуальные тренды

11-13 апреля интеллектуальный десант национального образовательного проекта "Шукшин. Открытый урок" прибывает в Уфу. Оснащённый самыми современными технологиями, проект стартовал в Казани и до конца года побывает в Саратове, Челябинске, Астрахани, Тюмени, Перми, Воронеже, Новосибирске, Омске.

11-13 апреля интеллектуальный десант национального образовательного проекта "Шукшин. Открытый урок" прибывает в Уфу.

Оснащённый самыми современными технологиями, проект стартовал в Казани и до конца года побывает в Саратове, Челябинске, Астрахани, Тюмени, Перми, Воронеже, Новосибирске, Омске.

Центральным событием в каждом городе станут "Открытые уроки" — подготовка старшеклассников к итоговому сочинению по литературе. Их проведут лучшие педагоги десяти городов России. В программе также кинопоказы, мастер-классы, воркшопы, интеллектуальные игры.

Проект осуществляет Фонд Шукшина при поддержке гранта президента РФ.



Ирина Регер, координатор проекта: "Поиск новых форм взаимодействия с наследием и масштабной личностью Шукшина в нашей программе никогда не заканчивается. В этом году мы продолжаем расширять творческие горизонты и приглашаем подростков и взрослых открыть для себя новые грани в литературных и кинематографических произведениях с помощью самых разных техник – от командной интеллектуальной игры до создания художественных коллажей по мотивам сюжетов классика и воркшопов по визуализации своей малой родины".

Константин Трегуб, руководитель проекта и директор фонда им. Шукшина: "Мы убеждены, что даже те, кто не читал ни одного рассказа Василия Шукшина, не смотрел его фильмов, обязательно заинтересуется личностью, историей, персонажами и сюжетными линиями Василия Макаровича, а подготовка к итоговому сочинению для старшеклассников превратится в увлекательные дискуссии с ровесниками и старшим поколением. Отцы и дети, стремящиеся услышать друг друга, влюблённые в свою работу педагоги и любопытные школьники обязательно совершат открытия".

Программа мероприятий на сайте: www.openshukshin.ru
www.facebook.com/ShukshinFund

Адрес: Уфа, "Башкирия" лайфстайл центр, ул. Менделеева, 205 А

Вход свободный.

Необходимо заранее зарегистрироваться на сайте: openshukshin.ru

https://vk.com/shukshinfund

Проект осуществляет Фонд возрождения национального культурного наследия "Формула успеха" имени В.М. Шукшина при поддержке гранта президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Информационные партнеры: "Радио России", "Радио "Культура", социальная сеть "Одноклассники".

читать текст

09 апреля 2019

В Санкт-Петербурге стартует фестиваль "Арлекин"

XVI Всероссийский фестиваль "Арлекин" пройдет в Санкт-Петербурге с 17 по 26 апреля, будет показано более 20 спектаклей, отобранных лучшими российскими театральными экспертами.

XVI Всероссийский фестиваль "Арлекин" пройдет в Санкт-Петербурге с 17 по 26 апреля, будет показано более 20 спектаклей, отобранных лучшими российскими театральными экспертами.

"Арлекин" – это аналог "Золотой маски" для детских спектаклей. Программу фестиваля составляют лучшие спектакли российских театров, адресованные детям в возрасте от 0 до 12 лет. Участвовать в конкурсе имеет возможность любой российский профессиональный театр с детскими спектаклями, созданными в течение сезона 2017 – 2018 гг.
Экспертный совет – ведущие российские театральные критики, высококомпетентные в области детского театра – отсматривают все спектакли и формирует конкурсную программу фестиваля.

Конкурсную программу 2019 года составляют одиннадцать спектаклей для детей из разных городов России: Санкт-Петербург, Москва, Ханты-Мансийск, Тверь, Курган, Омск и др. Их спектакли пройдут на лучших сценах Петербурга: БДТ, "Молодежного театра на Фонтанке", "Упсала-цирка", БТК, "Театра на Литейном" и многих других. Основная площадка фестиваля "Арлекин" – Санкт-Петербургский театр "Зазеркалье".

"Арлекин" – не только всероссийский фестиваль, но и единственная в стране театральная премия, подразумевающая как творческое, так и материальное стимулирование сферы детского театра. Театр-лауреат в номинации "Лучший спектакль" ежегодно получает серебряную статуэтку Арлекина и денежную часть премии на постановку нового детского спектакля, который входит затем в конкурсную программу следующего фестиваля "Арлекин" автоматически, без отбора экспертным советом. Изначально эта сумма составляла 300 000 рублей, а с 2018 года размер премии был увеличен до 1 000 000 рублей. На средства премии уже создано 13 новых детских спектаклей в российских театрах, доказавших свое творческое лидерство в области театра для детей.

За пятнадцать прошедших лет фестиваля в Санкт-Петербурге было показано 202 российских спектакля для детей, участие приняло 137 театров из 88 городов. Проведение более 100 мероприятий "специальной программы".

читать текст

04 апреля 2019

ПОРА РАЗОБРАТЬСЯ! Выставка в Институте русского реалистического искусства

АРХИВ АЛЕКСАНДРА КАМЕНСКОГО. ХУДОЖНИКИ И КРИТИК С 4 апреля по 11 августа 2019 в Институте русского реалистического искусства.

АРХИВ АЛЕКСАНДРА КАМЕНСКОГО. ХУДОЖНИКИ И КРИТИК
С 4 апреля по 11 августа 2019 в Институте русского реалистического искусства.
 
Художники и критики исторически принадлежат к разным лагерям, хотя и двигаются в одном направлении. Именно их взаимоотношения, от дружбы до откровенной вражды, и создают историю искусства. Выставка "Пора разобраться!" получила своё название в честь статьи искусствоведа и критика Александра Абрамовича Каменского, автора более 1000 публикаций об искусстве в советской и постсоветской периодике. Статья была опубликована за несколько месяцев до событий, произошедших в Манеже на выставке "30 лет МОСХа" - событий, которые, по сути, завершили "оттепельное" перемирие в культуре и искусстве. Однако зародившиеся в 1950-е годы процессы не исчезли без следа – они лишь перешли из выставочных залов на страницы печатных изданий, воплотившись в дискуссиях, докладах и выступлениях.
 
Марк Шагал. Окно в сад. 1917 г.
 
Работа над выставкой построена на архиве Александра Каменского, охватывающего почти половину века художественной жизни страны. Эти документы позволяют по-новому открыть для себя историю отечественного искусства XX столетия – как через бюрократические служебные записки и стенограммы заседаний, так и через неопубликованные статьи, шутливые эпиграммы и личные письма. Документы эпохи сопровождаются её главными героями – в выставке участвуют работы Мартироса Сарьяна, Марка Шагала, Сергея Конёнкова, Роберта Фалька, Владимира Фаворского, Александра Лабаса, Юрия Пименова, Андрея Гончарова, Виктора Эльконина, Павла Никонова, Николая Андронова, Таира Салахова, Виктора Попкова, Александра Ситникова, Ольги Булгаковой, Татьяны Назаренко, Натальи Нестеровой, Андрея Волкова, Олега Целкова и многих других.
 
Мартирос Сарьян. Плоды и овощи. 1942 г
 
Параллельно с выставкой ИРРИ планирует публикацию архивов Александра Каменского на онлайн-платформе "Сеть архивов российского искусства" (RAAN). Проект RAAN, основанный Музеем современного искусства "Гараж", объединил значимые архивные коллекции, посвященные советскому и российскому искусству послевоенного периода. В собрании Музея "Гараж" представлены материалы российской прессы, архивы первых московских галерей и персональные архивы, собранные художниками, коллекционерами и кураторами. Художественный музей Зиммерли представляет архивы нонконформистского искусства Нортона и Нэнси Доджей. Архив в Бремене включает в себя материалы, связанные с художниками, уехавшими из СССР. В 2019 году к проекту присоединится Институт русского реалистического искусства.
 
Николай Андронов. Портрет Николая Каменского. 1963 г. Частное собрание.

читать текст

27 марта 2019

Who is mr. Shukshin. Казань визуализировала свой город

Интеллектуальный десант национального образовательного проекта "Шукшин. Открытый урок", оснащённый самыми современными технологиями, побывал в Казани.

Интеллектуальный десант национального образовательного проекта "Шукшин. Открытый урок", оснащённый самыми современными технологиями, побывал в Казани. Креативные воркшопы, кинопоказы, викторины и открытый урок с лучшим педагогом города с целью ответить на вопросwho is mr. Shukshin переросли в поиск идентичности малой родины и собственных корней, а результатом стало создание сайта любимого города.

До конца года организаторы обещают побывать в Уфе, Саратове, Челябинске, Астрахани, Тюмени, Перми, Воронеже, Новосибирске и Омске - городах, с жизнью и творчеством Шукшина не связанных. Таким образом Фонд им. Шукшина при поддержке президентского гранта отметит 90-летие советского писателя, актера, режиссера и сценариста Василия Макаровича Шукшина.

Запоминающимся мероприятием трехдневной программы в Казани стал открытый урок "Перформансы оживших страниц" с последующей интеллектуальной игрой на планшетах. Уникальный формат с ярким собеседником - Резедой Наилевной Исмагиловой - директором Централизованной библиотечной системы г. Казани, заслуженным работником культуры Республики Татарстан, диджеем и шоуменом Никитой Ватутиным привлёк более 120 участников.

Резеда Исмагилова: "Полученные на открытом уроке знания на тему жизни и творчества Шукшина, школьники 8-9 классов немедленно применили на игре "Дум-Дум". Меня очень порадовало именно это обстоятельство. Казалось бы, уставшие после учебной недели дети, увлечённо боролись за звание лучшей команды, несомненно, такой интегрированный формат "урок-игра" с использованием современных технологий, позволяет моментально закреплять полученные знания".

Ведущий интеллектуальной игры Никита Ватутин: "У нас получился живой и глубокий формат, когда ученики из разных школ Казани пришли на открытый урок по творчеству Василия Шукшина и его биографии, его очень интересно и наглядно провела Резеда Наилевна - опытный педагог, легко считывающий возраст и эмоциональный фон аудитории, после чего мы начали игру. Подростки быстро и весело закрепляли урок, на сложных вопросах включали логику. Было приятно, что Резеда Наилевна играла с ребятами на равных, два вопроса даже ее заставили задуматься.

Меня поразили невероятно креативные школьники и взрослые участники воркшопов "Сопричастность" и "Прямая речь родного города" - сайт, который они создали, лично у меня вызывает нетерпение как можно скорее проехать по всем городам нашего тура - если так ярко и небанально выглядит Казань глазами жителей города, то что получится, когда будут собраны впечатления жителей 10 городов страны?"

Константин Трегуб, руководитель проекта и директор фонда им. Шукшина: "Мы убеждены, что даже те, кто не читал ни одного рассказа Василия Шукшина, не смотрел его фильмов, обязательно заинтересуется личностью, историей, персонажами и сюжетными линиями Василия Макаровича, а подготовка к итоговому сочинению для старшеклассников превратится в увлекательные дискуссии с ровесниками и старшим поколением. Отцы и дети, стремящиеся услышать друг друга, влюблённые в свою работу педагоги и любопытные школьники обязательно совершат открытия".

"Сопричастность" - коллажные воркшопы проводит Ольга Кирсанова - фотограф, бильд-редактор, основатель сообщества российских коллажистов "Режь да клей": "Василий Макарович Шукшин с трепетом относился к своей малой Родине. Его нежному отношению к месту рождения можно позавидовать. По большей части, мы чувствуем себя оторванными от корней. Даже больше: мы не чувствуем корней. Мы поработали с бумажным коллажем и архивными фотографиями, рассказали истории из жизни в местах, изображённых на старых фото, и через это ощутили сопричастность к городу. Команда собралась потрясающая".

Продолжая тему малой родины, участники воркшопа "Прямая речь родного города" создали современный сайт, наполненный живыми ценностными смыслами, реальной гордостью и любовью живущих в нем сегодня, лицами, звуками, графикой и архитектурой, созвучной нынешнему поколению и основанной на сохранённой памяти.

Ведущий воркшопа Антон Сверчков: "Нам очень повезло с участниками - талантливые и разносторонне развитые, открытые школьники и учителя. Огромное удовольствие от общения получили. Мы будем рады, если подобные мозговые штурмы будут проходить при участии городских экспертов и деятелей в различных областях истории, литературы, градостроения, музейного и современного искусства".

Проект осуществляет Фонд возрождения национального культурного наследия "Формула успеха" имени В.М. Шукшина при поддержке гранта президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Информационные партнеры: "Радио России", "Радио "Культура", Социальная сеть "Одноклассники".                                                                                                                                          

читать текст

26 марта 2019

Фестиваль японской культуры HINODE POWER JAPAN

Восьмой ежегодный фестиваль японской культуры в России Hinode Power Japan в 2019 году пройдет 30 и 31 марта на площадке выставочного павильона № 75 на ВДНХ. Событие включено посольством Японии в программу официальных мероприятий Года Японии в России.

Восьмой ежегодный фестиваль японской культуры в России Hinode Power Japan в 2019 году пройдет 30 и 31 марта на площадке выставочного павильона № 75 на ВДНХ. Событие включено посольством Японии в программу официальных мероприятий Года Японии в России.

Фестиваль соберет поклонников традиционной и современной японской культуры – музыки, кухни, боевых искусств, видеоигр, аниме, косплея, поп-арта. Гостей ожидают выступления известных в Японии музыкантов, национальный отбор международного чемпионата по косплею World Cosplay Summit, показательные выступления спортсменов, представляющих традиционные виды японских единоборств, возможность попробовать кулинарные шедевры от шеф-поваров лучших японских ресторанов Москвы и Японии, традиционные игры и возможность поучаствовать в программе мастер-классов, перформансов и ярких шоу. Фестиваль пройдет в Москве в восьмой раз. В прошлом году мероприятие посетили больше 25 тысяч человек.

МУЗЫКА

Хедлайнером фестиваля станет популярная японская группа барабанщиков Gyouten – гремучая смесь традиционного музыкального искусства и современного японского перформанса. Коллектив уже завоевал любовь российской публики несколькими годами ранее, а теперь возвращается с новой шоу-программой. Посетители фестиваля смогут услышать самый популярный японский инструмент и сыграть на нем на мастер-классе по игре на японских барабанах вадайко от участников группы Gyouten.

Впервые в фестивале примет участие Кавасима Синобу – блестящая исполнительница на сямисэне, неофициальный амбассадор японской "культуры каваи" выступит как с традиционными, так и с современными композициями собственного авторства. Кроме этого, артистка порадует исполнением на сямисэне знакомых нам с детства советских мелодий: "Песенка белых медведей" и "Позвони мне, позвони".

Также гости услышат невероятную исполнительницу на кото Морикаву Хироэ, манера игры которой сочетает в себе как традиционные, так и авангардные техники, что принесло ей популярность и высокую оценку профессионалов. Морикава Хироэ в рамках своего выступлениятакже познакомит зрителей с о-дзасики-асоби – форматом традиционных японских посиделок с гейшами и застольными играми, и даже исполнит несколько традиционных русских песен.

КОСПЛЕЙ

Одним из самых ярких событий фестиваля традиционно становится фееричное шоу косплееров, поражающих воображение посетителей своими костюмами и гримом. В дни проведения фестиваля павильон № 75 ВДНХ наполняется сотнями персонажей аниме, манги и игр. На Hinode Power Japan состоится важнейшее для любителей косплея событие – национальный отбор международного чемпионата World Cosplay Summit, победители которого получат право защищать честь страны на всемирном чемпионате косплея в Японии, который в этом году пройдет в двух городах – Токио и Нагоя. В рамках фестиваля Hinode Power Japan также пройдет косплей-дефиле – конкурс образов и персонажей.

Фестиваль посетит японская косплей-звезда Fran, которая занимается косплеем больше 20 лет, перевоплощаясь в персонажей не только аниме и видеоигр, но также театральных спектаклей и фильмов. Fran является официальным представителем офиса World Cosplay Summit, с 2014 года входит в состав жюри WCS Russia – национального отбора на фестивале Hinode Power Japan.

ЖИВОПИСЬ И АНИМАЦИЯ

В 2019 году среди гостей фестиваля – live-художник суми-э Ёити Вакуи. На открытии мастер создаст масштабную картину размером 1,5х2 м в традиционной технике японской монохромной живописи. Также художник научит посетителей фестиваля рисовать собственные картины тушью на своих мастер-классах по монохромной живописи. В рамках коллаборации фестиваля Hinode Power Japan с выставкой роботов "Робостанция" Ёити Вакуи создаст уникальный диптих на тему роботов России и Японии.

Любителей японской анимации ожидает несколько сюрпризов - партнеры фестиваля привозят специального гостя – Синго Адати, дизайнера персонажей аниме-адаптации Sword Art Online, входящего в Топ-3 популярнейших аниме. В рамках фестиваля состоится эксклюзивная автограф-сессия.

Еще одна премьера – показ нового аниме "Истребитель демонов" (Kimetsu no Yaiba) на несколько дней раньше премьеры в Японии.

Иллюстратор персонажей в японской компании Frontwing, специализирующейся на производстве игр в стиле "визуальная новелла", Кутю Ёсай проведет live-drawing сессию по дизайну персонажей аниме ISLAND. Посетители смогут не только увидеть то, как создавались персонажи фантастического аниме ISLAND, но и посмотреть первые серии этого сериала о временных загадках и событиях на острове Урасима. Показ пройдет при поддержке стримингового сервиса Crunchyroll.

СПОРТ

Еще одна сенсация сезона-2019: мастер Академии русского балета из Токио Сасаки Титосэ – автор уникальной практики, объединяющей йогу, пилатес и балет – проведет для участников фестиваля эксклюзивный мастер-класс.

Также на фестивале будет оборудована специальная площадка для проведения спортивных мероприятий. Здесь пройдут показательные выступления по различным видам и техникам японских боевых искусств – кэндо, сумо и др. Посетители увидят захватывающую демонстрацию техник каратэ в исполнении представителей Федерации боевых искусств Москвы, турнир по сумо от Федерации сумо Москвы, а самый усердный участник мастер-класса по кэндо от кэндо-клуба "Хебикан" сможет унести домой тренировочный бамбуковый меч.

РАЗВЛЕЧЕНИЯ

В фестивале примет участие звездный коллектив ниндзя-близнецов Twins dragon, который представит сценическое шоу с акробатическими трюками. Они покажут приемы японских боевых искусств с использованием катаны, шеста (бо-дзюцу), нунчаков и прочих видов оружия, а также приемы техники ниндзюцу. Артисты проведут мастер-класс метания стрел по целям.

Кэндама-дуэт Zoomadanke, считающийся иконой в жанре выступлений с кэндама в Японии и за рубежом, устроит яркое жонглерское выступление с музыкой и танцами и продемонстрирует новые техники кэндама – деревянная игрушка с шаром на ниточке, японская разновидность бильбоке. Посетители увидят мини-баттл по кэндама между мастерами из Японии и российской командой и примут участие в мастер-классе.

В течение двух дней будет действовать специальная зона мастер-классов, на которых можно научиться основам традиционных и современных видов японского искусства, хобби и рукоделия. Они будут рассчитаны как на новичков, так и на "продвинутых" любителей. В программе – занятия по оригами, монохромной японской живописи суми-э, искусству каллиграфии, гравюре мокуханга, осибана, комиксам манга. А художники учебного центра-студии Гильдия Манги нарисуют любого желающего в виде аниме-героя всего за 10 минут. Портретную мастерскую Гильдии Манги ищите на Арт-авеню на фестивальной площадке. В зоне Энничи можно будет познакомиться с традиционными японскими фестивальными забавами, а в зоне настольных игр – научиться играть в риичи маджонг, сёги, го и другие японские игры.

ЕДА

На фестивале можно будет познакомиться с гастрономическими традициями Японии и посетить зону фудкорта, где будут представлены авторские проекты ресторанов японской кухни и стрит-фуда. Впервые на площадке фестиваля можно будет попробовать хит японских праздников и фестивалей мацури – жареную лапшу яки-собу, а также традиционные японские сладости вагаси. Кроме этого, будет представлен первый в России матча-бар MatchaWay, который создает новую культуру потребления матча. Концепция полностью строится вокруг японского чая матча – в меню присутствуют блюда с матча, все десерты содержат чай матча.

Билеты

Официальный сайт фестиваля: http://www.hinodepowerjapan.ru

Дата: 30 – 31 марта 2019 г.

Время: 11:00 – 19:00

Место: ВДНХ, павильон № 75

читать текст

13 марта 2019

"Опера Априори" в Англиканской церкви св. Андрея

Внимание!!! В связи с болезнью Василисы Бержанской 16 марта концерт Опера Априори: Бержанская / Курбатов / Глинка. Мировая премьера не состоится! Мы ищем возможности переноса концерта на другую дату. Электронный билетный сервис оповестит всех, купивших билеты на этот концерт о возврате денег на карты или о сохранении (при желании) билетов, которые будут действительны в случае нахождения удобной для артистов и площадки даты.

Внимание!!!

В связи с болезнью Василисы Бержанской 16 марта концерт Опера Априори: Бержанская / Курбатов / Глинка. Мировая премьера не состоится! Мы ищем возможности переноса концерта на другую дату. Электронный билетный сервис оповестит всех, купивших билеты на этот концерт о возврате денег на карты или о сохранении (при желании) билетов, которые будут действительны в случае нахождения удобной для артистов и площадки даты.

****

16 марта в Англиканской церкви св. Андрея пройдёт второй камерный концерт VI Международного фестиваля вокальной музыки "Опера Априори" с участием выпускницы Молодёжной программы Большого театра и финалистки проекта "Большая опера" телеканала "Культура", солистки Немецкой оперы в Берлине Василисы Бержанской и известного московского пианиста, композитора, педагога и аранжировщика, обладателя театральной премии "Хрустальная Турандот" Алексея Курбатова.

В первом отделении концерта прозвучит моно-опера Курбатова "Возвращение" (2018, мировая премьера) на слова поэмы Фаины Гримберг "Андрей Иванович возвращается домой" для меццо-сопрано и "страшного голоса" (чтец – бас Пётр Сафрошкин из вокального ансамбля "Intrada"). Во втором отделении прозвучат редко исполняемые в полном объёме Итальянские песни (1827–1832) Михаила Ивановича Глинки, тогда ещё начинающего композитора. Эти произведения, написанные на стихи неизвестных итальянских поэтов, без преувеличения можно назвать русским бельканто, и удаются они, как правило, тем певцам, которые прекрасно исполняют музыку Россини, а это как раз конёк Василисы – участницы россиниевского фестиваля в Пезаро.

Опера Алексея Курбатова уже звучала на фестивале: в 2014 году в Большом зале консерватории состоялась мировая премьера его "Чёрного монаха" по повести А.П. Чехова с солистами Большого театра Дарьей Зыковой, Максимом Пастером и Петром Мигуновым, солистом Фламандской оперы Геворгом Григоряном и МГАСО Павла Когана под управлением Павла Сорокина. Концертное исполнение оперы было записано Радио "Орфей" и неоднократно звучало в эфире радиостанции. 

Полная программа фестиваля – на сайте www.operaapriori.com   

читать текст

11 марта 2019

"Тугра: крымский символ российской государственности"

Тугра — каллиграфически выполненная подпись-монограмма османского султана или крымского хана. В основе ее, вероятно, лежал знак собственности – тамга рода сельджук. Вплоть до 1783 г., когда Крымское ханство вошло в состав Российской империи, тугра — непременный атрибут власти крымских ханов. Вскоре символ власти оказался востребован и в Московском государстве как элемент, связывавший правящий дом Романовых с золотоордынским миром (в дипломатической переписке).

Государственный музей Востока представляет выставку "Тугра: крымский символ российской государственности".

Тугра — каллиграфически выполненная подпись-монограмма османского султана или крымского хана. Происхождение этого знака до конца не выяснено: он представлял собой стилизованное изображение лука и стрелы (или лука и булавы). В основе ее, вероятно, лежал знак собственности – тамга рода сельджук. Возникнув в сельджукское время (в X-XI вв.) и достигнув пика развития в османский период, тугра в XVI в. появилась на периферии османского мира — в Крымском ханстве. Первая общеизвестная крымская тугра, принадлежит хану Сахиб-Гирею (1532-1551), который, по всей вероятности, заимствовал ее у османских падишахов. Вплоть до 1783 г., когда Крымское ханство вошло в состав Российской империи, тугра — непременный атрибут власти крымских ханов.

Вскоре символ власти оказался востребован и в Московском государстве как элемент, связывавший правящий дом Романовых с золотоордынским миром (в дипломатической переписке). В XVII в. тугра создается для первого представителя династии — Михаила Федоровича, первая его тугра датируется 1620 г. Потом тугры ставятся на грамотах его сына - царя Алексея Михайловича, и внуков — Ивана и Петра (будущего Петра I). Эти грамоты отправляются из Москвы в Крым, далекую Монголию, Индию. Петр I активно использует тугру как яркий образ манифестации царской власти на близком исламском Востоке.

Во второй половине XVIII в. традиция изготовления российских тугр затихает. Однако последствия включения Крыма в состав империи диктуют необходимость ее возрождения. В 1810-х годах создается тугра для Александра I, а вскоре — для Николая I. Если первая известна нам как декоративный элемент на фонтане императора в Бахчисарайском ханском дворце, то вторая активно использовалась в официальных документах российской канцелярии на османском языке для распространения среди крымских татар.

Во второй половине XIX в. тугрообразные композиции (создаваемые не только для императоров, но и членов их семей) вновь становятся непременной частью образа российского Крыма, часто намеренно "ориентализированного" под европейским влиянием.

Сегодня под тугрой понимают красочную каллиграфическую композицию с декоративным написанием имени собственного, построенным по определенным законам с помощью букв арабского алфавита. Тугра почти с любым именем на магните — чрезвычайно популярный сувенир, который продается в магазинах и пользуется спросом.

Собственные тугры были созданы художниками для Бориса Ельцина, Дмитрия Медведева и Владимира Путина. Долгая история этого явления хорошо иллюстрирует адаптацию древних символов власти современной популярной культурой и опосредованно – современной властью. Сегодня возрождение традиции изготовления тугр — уникальный случай реставрации древней тюркской властной символики.

На выставке будут представлены: тугры крымских ханов XVI-XVIII вв., а также российских царей и императоров XVII-XIX вв., в том числе царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых, императоров Петра I и Александра I.

Выставка организована совместно с Архивом Российской академии наук, Бахчисарайским историко-культурным и археологическим музей-заповедником, Государственным архивом Республики Крым, Российским государственным архивом древних актов, г. Москва.

 

***

Куратор выставки: Илья Зайцев

Когда: 15 марта – 7 апреля 2019

Вернисаж: 14 марта в 16.00

Где: Москва, Никитский бульвар, д. 12-а

читать текст