Прямой эфир

Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

Радио "Культура" рекомендует


10 апреля 2018

Концерт для рояля и актёра "Диалоги": трансформации в стиле "джаз"

26 апреля 2018 года на сцене Камерного зала Московского международного дома музыки вновь будет представлена постановка "Концерт для рояля и актёра "Диалоги". Рояль, джаз и мастерство артистического перевоплощения в пространстве "чёрного кабинета" - слагаемые инновационной концепции постановки

26 апреля 2018 года на сцене Камерного зала Московского международного дома музыки вновь будет представлена постановка "Концерт для рояля и актёра "Диалоги". Рояль, джаз и мастерство артистического перевоплощения в пространстве "чёрного кабинета" - слагаемые инновационной концепции постановки.

Рассказ Курта Воннегута "Наследство Фостера" относится к раннему периоду его творчества. Работая в могущественной электротехнической компании специалистом по связям с общественностью, писатель не переставал собирать материал для своих произведений, которые сочинял по ночам, в свободные от службы часы. Спустя годы, его произведения приобретут неслыханную популярность, а литература Воннегута станет символом целого поколения.

"Наследство Фостера" - композиция, открывающая литературно-джазовый цикл спектакля "Концерт для рояля и актёра "Диалоги" с участием заслуженного артиста РФ Даниила Спиваковского и  лауреата международных конкурсов, талантливого композитора и виртуозного пианиста Евгения Борца.

Жанровая новизна спектакля очевидна для зрителей с первых фраз Даниила Спиваковского и фортепианных аккордов в исполнении Евгения Борца. Лучшие образцы классической литературы в исполнении мастера сценических перевоплощений подаются зрителям в обрамлении свободных джазовых ритмов и гармонии.

Архитектура спектакля  построена в конструктивных решениях четырёх новелл: рассказа "Наследство Фостера" Курта Воннегута, о котором уже было упомянуто, лирической зарисовки "Блюз для Нателлы",  сатирической миниатюры "Актёр" Михаила Зощенко и драматической повести "Гамбринус" Александра Куприна.

Лаконичное оформление сценического пространства в формате "чёрного кабинета" подчёркивает основной режиссёрский замысел спектакля: трансформации героев и перемещение фокуса зрительского восприятия на границы эпох и событий происходят благодаря невероятному мастерству артистической игры Даниила Спиваковского. Удивительна внутренняя сила и цельность натуры Герберта Фостера, опасающегося потерять "самое себя", как самое ценное из того, что ему досталось в наследство. Безусловна искренность чувств, достоинство и гордость главных героев "блюзовой" новеллы. Заразительна ирония несостоявшегося актёра-любителя, изо всех своих душевных сил пытающегося соответствовать собственным же представлениям о театральной богеме. Вдохновляют храбрость и мужество трогательного в своей нелепости Сашки-музыканта, внутренняя воля которого не сломлена в жутких реалиях нового строя. Весь этот калейдоскоп ярких характеров является гораздо большим, чем маска актёра – это жизненная правда и реализм вне времени и эпохи.

Музыкальные импровизации Евгения Борца -  драгоценное украшение литературной канвы спектакля. Лирика и страсть, ирония и пафос, гармония чувств и диссонанс ненависти подвластны исполнителю, великолепная техника которого заставляет фортепиано звучать по-новому, но и создаёт особую атмосферу свободы, творчества, сопереживания и осознания текущего момента литературного повествования. Джаз завораживает своей искренностью и непредсказуемостью, и вот уже зрители перестают быть наблюдателями, а превращаются в участников диалога с исполнителями. Диалога, в котором нет сценария, а есть подлинные эмоции радости, наслаждения и творчества.

Иная точка зрения изменяет реальность вокруг нас. Литературно-музыкальные образы Концерта для рояля и актёра "Диалоги" с Даниилом Спиваковским и Евгением Борцем - это новый взгляд на традиции и ценности окружающего мира, новая форма полемики между слушателями и исполнителями, другой жанр театрального искусства - искусства диалога, диалога добра и пользы, свободы и истины, красоты и справедливости, любви и преданности, храбрости и мужества; вечных ценностей, объединяющих всех нас вне времени и территории.

Автор Наталья Киселева

читать текст

06 апреля 2018

CIFRA 4. Фестиваль венгерского кино

4-й фестиваль венгерского кино CIFRA отправляет в пять путешествий на машине времени: в 1849, 1945, 1954, 1957 и 1977 годы. 4-8 апреля в Каро Октябрь.

4-й фестиваль венгерского кино CIFRA отправляет в пять путешествий на машине времени: в 1849, 1945, 1954, 1957 и 1977 годы. 4-8 апреля в Каро Октябрь.

Каждое – уникально, каждое – захватывает дух (а одно, самое опасное, предназначено только для рискового зрителя, который не боится триллеров о маньяках) и запоминается надолго: наши туроператоры – современные режиссеры экстра-класса – позаботились о том, чтобы приключений и удивительных историй было вдосталь. И в жанрах недостатка нет: "Кинчем – моё сокровище" – авантюрная и немного водевильная любовная история из дворянской жизни, "1945" – величественная трагедия, "Монстр из Мартфю" – леденящий кровь триллер, "Аврора Бореалис: Северное сияние" – эмоциональная и полная зловещих семейных тайн мелодрама. Особый драматизм всем фильмам придает исторический бэкграунд: острое чувство непреходящей связи времен – в крови у каждого венгерского кинематографиста.

Автор фильма "Аврора Бореалис: Северное сияние", 86-летний классик европейского кино Марта Месарош, – почетный гость фестиваля, поэтому в этом году в программе есть ретроспективный показ: легендарная психологическая драма "Их двое", единственный фильм, где вместе сыграли Владимир Высоцкий и Марина Влади, одна из самых потрясающих любовных пар ХХ века. Мы рады вернуть зрителю этот шедевр интимного лирического кино – и представить коллекцию новых фильмов, увлечённо перелистывающих страницы минувших эпох.

Гости фестиваля:
Режиссер Марта Месарош – заслуженный венгерский режиссер, училась во ВГИКЕ, снимала фильм с Владимиром Высоцким и Мариной Влади.
На фестивале показываем ее новейший фильм и реставрированную копию фильма с Высоцким "Их двое".
Композитор Тибор Семзё

Программа:

Аврора Бореалис: Северное сияние / Aurora Borealis: Északi fény
Венгрия, 2017, 104 мин.
Режиссер Марта Месарош
В ролях: Мари Тёрёчик, Ильдико Тот, Франциска Тёрёчик

Ольга, успешный юрист из Вены, вынужденно приезжает в Будапешт – здесь живёт её заболевшая мать Мария, за которой нужен уход. В 50-х Мария сбежала из коммунистической Венгрии в Австрию, и теперь её дочь, вернувшись на свою историческую родину, начинает понемногу открывать для себя мрачные секреты прошлого её семьи. 

Награды и фестивали:

Международный кинофестиваль в Чикаго – приз зрительских симпатий

Они вдвоем / Ők ketten
Венгрия, Франция, 1977, 100 мин.
Режиссер Марта Месарош
В ролях: Владимир Высоцкий, Марина Влади, Лили Монори, Ян Новицкий

Мария – комендант общежития для женщин. Юлика с малолетней дочкой хочет поселиться в общежитии – она ищет убежища от неблагополучных отношений с мужем-алкоголиком, которого при этом не перестаёт любить. На фоне непростых, но эмоционально насыщенных отношений Юлики с мужем Мария задумывается о собственном браке.

Неуязвимый / Kincsem
Венгрия 2017, 121 мин.
Режиссер Габор Херенди
В ролях: Эрвин Надь, Андреа Петрик, Тибор Гашпар

Во время венгерской революции 1848 года Эрнё Блашкович потерял всё. Но теперь у него есть шанс вернуть всё утраченное – при помощи лошади по кличке Неуязвимый, которая творит чудеса на треке ипподрома.

Монстр из Мартфю/ A martfűi rém
Венгрия 2016, 121 мин.
Режиссер Арпад Шопшитш
В ролях: Карой Хайдук, Габор Ясбереньи, Жолт Ангер

60-е, социалистическая Венгрия. Небольшой городок Мартфю шокирован серией убийств молодых женщин. Арестован подозреваемый, и новый следователь, приехавший расследовать запутанное дело, находится под постоянным давлением прокуратуры. Правда, требуют с него не столько раскрыть дело, сколько как можно скорее доказать виновность арестованного, чтобы можно было показательно его казнить – виновность, в которой следователь всё сильнее сомневается.
Основано на реальных событиях.

Награды и фестивали:
Международный музыкальный фестиваль в Парме – лучший фильм, лучшая операторская работа
Премия венгерских кинокритиков – лучший оператор, лучшая актриса второго плана
Неделя венгерского кино – лучший монтаж

1945
Венгрия, 2017, 91 мин.
Режиссер Ференц Тёрёк
В ролях: Петер Рудольф, Бенце Ташнади, Тамаш Сабо

Август 1945-го, небольшая венгерская деревушка. Жители готовятся к свадьбе – местная красавица выходит замуж за аптекаря, сына деревенского нотариуса, хотя многие подозревают, что брак этот в основном по расчёту. В этот же день в деревню приезжают двое мужчин, пожилой торговец с сыном. Приехавшие оказываются евреями, и эта новость приводит деревню в состояние коллективного нервного напряжения.

Награды и фестивали:
Берлинский кинофестиваль – участник программы "Панорама"
Международный кинофестиваль в Генте – участник программы
Международный кинофестиваль в Иерусалиме – лучший фильм 

читать текст

06 апреля 2018

Музыкальный спектакль-пастиччо "Рассеянный Амур, или Комедия о Плутовской Любви"

Ансамбль старинной музыки "La Campanella" приглашает публику на представление спектакля "Рассеянный Амур, или Комедия о Плутовской Любви", которое состоится 20 апреля в 19 часов в Зеркальном зале Москонцерта на Пушечной.

Ансамбль старинной музыки "La Campanella" приглашает публику на представление спектакля "Рассеянный Амур, или Комедия о Плутовской Любви", которое состоится 20 апреля в 19 часов в Зеркальном зале Москонцерта на Пушечной.

Для ансамбля La Campanella, известного московской публике по многочисленным концертам и спектаклям для взрослых и детей, в которых звучит музыка Италии, Испании, Франции, Германии, Англии эпохи Средневековья, Ренессанса и раннего барокко, эта работа является шагом к освоению нового для коллектива пласта музыкальной культуры – русского барокко. В новой работе в любимом коллективом жанре пастиччо (итал. pasticcio- паштет, смесь, мешанина) зрителям предлагается крутая смесь из святочных сольных и хоровых песен, танцев, арий, дуэтов и инструментальной музыки Г.Теплова, В.Пашкевича, Е.Фомина, О.Козловского, Д.Бортнянского, Ж.Ф. Рамо, Кр. Баллара.

Необычен и состав ансамбля: помимо барочных инструментов музыканты в некоторых сценах используют балалайки, цимбалы, гусли, рожки. Большинство участников, кстати, играют на нескольких инструментах, поют, исполняют драматические партии и танцуют. В сочетании с юмором ситуаций, темпераментом исполнителей, их прекрасными голосами и потрясающе красивыми костюмами это создает эффект комической буффонады, не дающей публике скучать.

На сцену вместе со взрослыми выходят и младшие участники ансамбля "La Campanella", играющие в главной интриге спектакля не последнюю роль. На премьере "Рассеянного Амура", с успехом прошедшей 11 марта в Рахманиновском зале Московской Консерватории, они работали с полной отдачей. И часть оваций, которые публика устроила ансамблю, досталась им по праву.

Режиссер-постановщик – Наталия Анастасьева
Музыкальный руководитель – Светлана Шевелева
Постановка танцев – Наталия Кайдановская
Видеохудожники – Александр Долгин и Ираида Юсупова
Художник по костюмам – Любовь Аксенова

Хочется надеяться, что и 20 апреля Зеркальный зал Москонцерта тоже будет полон, и зрители полюбят героев спектакля так же, как полюбили их музыканты.

Проект осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. 

читать текст

02 апреля 2018

"Кинорежиссёры в опере": "Кольцо нибелунга" Патриса Шеро

Проект "КАРО.Арт" представляет программу показов опер в постановках кинорежиссеров. 7, 8, 14 и 15 апреля в 16:00 в киноцентре "Октябрь" состоится первая серия показов – цикл Вагнера «Кольцо нибелунга» в постановке Патриса Шеро

Проект "КАРО.Арт" представляет программу показов опер в постановках кинорежиссеров. 7, 8, 14 и 15 апреля в 16:00 в киноцентре "Октябрь" состоится первая серия показов – цикл Вагнера «Кольцо нибелунга» в постановке Патриса Шеро.

Кольцо "Шеро" под музыкальным руководством Пьера Булеза было встречено с колоссальным скандалом и сразу стало объектом бурных дискуссий, а впоследствии обрело фантастический успех и перевернуло представление о роли режиссера в оперном театре. На премьере в 1976 году на фестивале в Байрейте были драки, ревущие толпы разделились на два лагеря — негодующих и восторженных. Главным объектом нападок стал сам Патрис Шеро, дерзнувший перенести действие оперы во время их написания. Мрачная индустриальная эпоха с ее незаконно разбогатевшими владельцами фабрик и угнетенными рабочими стала идеологическим фоном концепции Шеро. Музыкальные консерваторы почувствовали себя обманутыми и униженными таким жестом Шеро. Но постепенно общий тон отношения к постановке стал меняться, и всего пять лет спустя, в 1980 году на последнем показе "Кольца", овации длились 90 минут, а зрители вызывали артистов на поклон 110 раз. Это был глобальный сдвиг в понимании оперной режиссуры и произошел он благодаря постановке Патриса Шеро.

Каждый из показов "Кольца" будет предваряться лекцией. О "Золоте Рейна" расскажет музыкальный критик Юлия Бедерова, "Валькирию" представит кинокритик Антон Долин, "Зигфрида" - театральный критик и драматург Илья Кухаренко, и заключительную часть "Гибель богов" - оперный критик Ая Макарова.

Проект проходит при поддержке Гёте-Института в Москве.

7 апреля, 16:00. "Золото Рейна". Лекция музыкального критика Юлии Бедеровой.

8 апреля, 16:00. "Валькирия". Лекция кинокритика Антона Долина.

14 апреля, 16:00. "Зигфрид". Лекция театроведа и драматурга Ильи Кухаренко.

15 апреля, 16:00. "Гибель богов". Лекция оперного критика Аи Макаровой.

О проекте "КАРО.Арт":

"КАРО.Арт" - пространство современной визуальной культуры во всех ее проявлениях. Это кино как событие и кино как высказывание, медиа-искусство в проектах художников и кураторов разных поколений из разных стран мира, раритетные и фестивальные показы, публичные программы, перформансы и эксперименты.

Подробней: https://karofilm.ru/art

читать текст

16 марта 2018

The Song of Songs в Новом Пространстве Театра Наций

SOS - это сценическая кантата для 14 певцов, 2-х чтецов, перкуссии и телеграфного ключа (он станет одним из музыкальных инструментов)...

SOS - это сценическая кантата для 14 певцов, 2-х чтецов, перкуссии и телеграфного ключа (он станет одним из музыкальных инструментов).

В основе либретто лежат 3 текста: "Песнь Песней Соломона" - канонической книги Ветхого Завета (отсюда и аббревиатура SOS); письма Плиния Младшего, древнеримского политического деятеля, писателя и адвоката (61 — 113 гг); а также личные дневниковые записи создателей перформанса.

Поэтические любовные тексты из "Песни Песен" переплетаются с тревожными ощущениями современных людей и впечатлениями очевидцев катастроф: от журналистов крупных медиа до 18-летнего мальчика начала нашей эры (именно столько было Плинию Младшему, когда он стал свидетелем извержения Везувия, гибели города Помпеи и смерти своего дяди, выдающегося древнеримского ученого и писателя Плиния Старшего).

SOS (СОС) - международный сигнал бедствия в радиотелеграфной связи, с использованием азбуки Морзе. Сигнал представляет собой последовательность "три точки - три тире - три точки". Текст "Песни Песней" звучит в перформансе на английском языке в переводе 17 века. Остальные тексты - на русском языке.

Автор концепции и либретто, режиссер и художник - Вера Мартынов
Композитор - Алексей Сысоев
Музыкальный руководитель - Екатерина Антоненко (художественный руководитель ансамбля INTRADA)
Хореограф - Никита Чумаков
 
Подробнее:
http://theatreofnations.ru/performances/sos

читать текст

16 марта 2018

"Written in the USA / Написано в Америке"

Третья встреча с современными американскими литераторами в рамках проекта COLTA.RU и PEN America "Written in the USA / Написано в Америке" будет посвящена актуальной поэзии и поэтическому книгоиздательству.

Третья встреча с современными американскими литераторами в рамках проекта COLTA.RU и PEN America "Written in the USA / Написано в Америке" будет посвящена актуальной поэзии и поэтическому книгоиздательству.

На этот раз проект познакомит московскую аудиторию с основателем нью-йоркского издательства Ugly Duckling Presse Матвеем Янкелевичем и поэтом Моникой Де Ла Торре. Поэтические чтения и дискуссия о процессах, происходящих с поэзией в России и Америке, и книгоиздательстве пройдут 24 марта в пространстве бара-галереи "Перелетный кабак" и книжного магазина "Порядок слов".

Мероприятие начнут поэтические чтения c Моникой Де Ла Торре и Матвеем Янкелевичем и продолжит дискуссия, в которой также примут участие известные российские поэты Михаил Айзенберг, Дмитрий Кузьмин и Александр Скидан. На встрече обсудят процессы, происходящие с независимой поэзией и поэтическим книгоиздательством в США и России, а также особенности работы некоммерческих издательств на примере Ugly Duckling Presse.

Матвей Янкелевич и Моника Де Ла Торре живут в Бруклине, но родились в других странах - России (СССР) и Мексике, что во многом определило их творческий путь. Оба автора не потеряли связь с родным языком - их переводческие труды знакомят американскую аудиторию с поэзией России, Восточной Европы, Испании, Мексики и Латинской Америки.

Матвей Янкелевич - поэт, филолог, переводчик, поэт, основатель нью-йоркского издательства Ugly Duckling Presse, которое специализируется на некоммерческой литературе и публикует поэзию, переводы и экспериментальный non/fiction. Он родился в Москве, вероятно, в самой известной семье (внук Елены Боннэр и Андрея Сахарова), а в 70-х эмигрировал с родителями в США. В 90-х еще в колледже вместе с однокурсниками Янкелевич создал журнал Ugly Duckling ("Гадкий утенок"), который и положил начало одноименному независимому издательству, существующему с 1995 года. C 2002 года он курирует в издательстве серию “Eastern European Poets” ("Поэты Восточной Европы").

Моника Де Ла Торре, один из авторов, публикуемых в Ugly Duckling Presse, выросла в Мехико и отправилась в Нью-Йорк в 1993 году, чтобы изучать испанскую литературу в Колумбийском университете. Моника Де Ла Торре является членом Нью-Йоркского фонда искусств (New York Foundation for the Arts) и в разное время писала для BOMB Magazine and Brooklyn Rail. Она также стала соавтором билингвальной антологии мексиканской поэзии “Reversible Monuments: Contemporary Mexican Poetry” (2002), а ее переводы с испанского включают сборники поэтов Лилы Зембораин (Lila Zemborain) и Жерардо Дениса (Gerardo Deniz). Самыми известными работами Моники Де Ла Торре стали поэтические сборники “Talk Shows” (2007) и “Public Domain” (2008). Ее поэзия исследует понятие личности и ее траектории через призму черного юмора. Каждое стихотворение — импровизация, в которой странные герои действуют зачастую необъяснимо, но в то же время понятно для читателя.

24 марта

17:00-18.00 - Поэтические чтения. Участники: Матвей Янкелевич, Моника Де Ла Торре, профессиональные переводчики.

18:45-20:30 - Круглый стол. Участники: Матвей Янкелевич, Моника Де Ла Торре, Михаил Айзенберг, Дмитрий Кузьмин и Александр Скидан.

Место: Пространство бара-галереи "Перелетный кабак" и книжного магазина "Порядок слов". "Перелетный кабак" - новое место на книжной карте Москвы, названное в честь романа Гилберта Честертона. Оно объединяет бар, галерею и книжный магазин с творческой атмосферой и свободолюбивым духом.

Адрес: Мансуровский пер., 10, стр.2.

Вход свободный.

 

О ПРОЕКТЕ

"Written in the USA / Написано в Америке" - совместный проект интернет-издания о современных культуре и обществе COLTA.RU и международной ассоциации писателей, поэтов и журналистов PEN America. Проект открывает для российской аудитории ярких представителей современной американской литературы - писателей, поэтов, издателей, чье имя уже известно американскому читателю, но пока незнакомо российской аудитории. Каждый визит участников проекта в Россию включает в себя лекцию и большие дискуссии, посвященные обсуждению литературных процессов в России и Америке. Ранее в рамках проекта Россию посетили Июнь Ли, одна из 20 лучших писателей до 40 лет в 2010 году по версии The New Yorker (лекция и встреча с российскими литераторами в апреле 2017), и Серхио Де Ла Пава, автор легендарного 864-страничного романа "Голая сингулярность" ("A Naked Singularity"), приковавшего к себе внимание The Guardian, The Washington Post и VICE (круглый стол с издателями и литераторами в декабре 2017 года).

"Наше представление об американской литературе и американской культуре сильно определяется тем, что переводится сейчас на русский язык. Это в основном бестселлеры первого уровня. Замечательные книги и авторы, работа которых не укладывается в логику “большого романа”, остаются в стороне. И это важная часть разной, интересной и выразительной литературы. Мы решили противопоставить этой логике прямое знакомство с писателями. Это незнакомая для нас Америка, Америка, которой мы не знаем. Авторы, которых мы привозим, представляют разные части спектра - и оказывается, что наше представление об американской словесности все еще нуждается в поправке и к нему можно много чего добавить", - рассказывает Мария Степанова, главный редактор интернет-издания о современных культуре и обществе COLTA.RU.

Организаторы фестиваля: COLTA.RU и PEN America

COLTA.RU - главный в России сайт о культуре и обществе. Это проект той же команды, которая создала и делала в течение пяти лет известный сайт OpenSpace.ru. COLTA.RU существует по революционно новой для российских медиа модели: это общественное СМИ, независимое издание, которое существует без помощи государства, без хозяев и инвесторов, исключительно на гранты и пожертвования читателей. Проект поддерживают профессионалы во всех областях культуры. В Попечительский совет сайта входят Ирина Прохорова, Александр Роднянский, Юлия Шахновская, Демьян Кудрявцев, Дмитрий Борисов и многие другие.

PEN America - неправительственная организация, целью которой является защита свободного выражения мнений в США и по всему миру. Мы боремся за право писателей свободно выражать свои мысли, признавая силу слова в деле преобразования мира. Наша миссия - в объединении писательского сообщества с целью продвижения креативного высказывания и защиты прав и свобод, благодаря которым оно возможно.
 

читать текст

16 марта 2018

"Прибытие поезда"

Выставку представляют Государственный Центр Современного Искусства в составе "РОСИЗО" совместно с фондом культуры "ЕКАТЕРИНА"

Выставку представляют Государственный Центр Современного Искусства в составе "РОСИЗО" совместно с фондом культуры "ЕКАТЕРИНА".

Масштабный выставочный проект "Прибытие поезда" открывается 23 марта. Он объединяет свыше ста работ отечественных и зарубежных художников и размещается в пространстве Фонда культуры "ЕКАТЕРИНА". Экспозиция рассказывает о феномене поезда в мировой культуре: его динамика, неожиданность появления, факт прибытия и вторжение в реальность стали каноническим символом перемен и неумолимого движения истории вперед.

Именно образ поезда и связанные с ним смысловые контексты обогатили актуальное искусство и открыли особое пространство художественных коммуникаций. Техногенный мир, возникший в период рождения машинных аппаратов, обрел свою уникальность и полноту именно с приходом в цивилизацию железных дорог и с возможностью перемещаться в любую точку планеты, передвигаясь по её поверхности, тоннелям и мостам.

Образ поезда выступает организующим элементом выставки, что напрямую выражается в архитектурном решении: зрителя буквально приглашают зайти в железнодорожный вагон, пройтись по составу и вместе с ключевыми художниками новейшего времени совершить захватывающее путешествие длиною в 120 лет.

Виталий Пацюков, куратор проекта:

"Наш поезд движется через узловые точки культуры и социальной реальности, преодолевая временные пласты и огромные территории. Мы видим его образ в разных формах, разных жанрах и техниках: в документальной хронике, первом веке немого кинематографа, кино-авангарде и видеоарте, в живописи, музыке и литературе.

Мы путешествуем, пересекая арт-территорию Европы, России, США, соединяя в единую целостность страны, их культуру и историю. Здесь нам встречается и траурный поезд с телом Ленина, и поезд Великой Победы, и вагон, который возвращает из Германии почившего Чехова в морозильном отделении для устриц, и индустриальные поезда Транссибирской магистрали, отправленные в будущее.

Прорываясь в новую информационную эпоху, поезд выступает и как носитель новой информации, новый символ коммуникации, образ прогресса, который проходит через всю историю нашей цивилизации. Мы показываем его максимально понятно и наглядно, зрелищно и ностальгически. Зритель не просто присутствует, он фактически едет в этом поезде, присоединяется к этому пространству и влияет на него".

В начале экспозиции мы попадаем в "Исторический поезд". Образность железных дорог мгновенно принял на вооружение кинематограф: зрителя встречают братья Люмьер и их "Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота", впервые представленное публично больше столетия назад, а также "Необыкновенное путешествие" Жоржа Мельеса, "Бесшумные поезда" Эдисона и фильмы Ман Рэя, рожденные ритмами раннего джаза. Лейтмотивом раздела выступает Транссибирская магистраль, волновавшая умы многих представителей европейского авангарда.

Железнодорожные коммуникации здесь превращаются в связующий фактор между отечественной культурой и мировой историей. В видео-композиции "Транссибирская сюита" Владимира Смоляра визуализируется метафора продвижения поезда сквозь художественное пространство евразийского континента. На фоне движущегося состава, под ритм стука колес, наложенного на "Симфонию № 8" Дмитрия Шостаковича, проносятся ключевые полотна века: "Солдаты" Михаила Ларионова, "Крестьяне" Казимира Малевича, "Летающие" Марка Шагала и образы орфического кубизма Сони и Робера Делоне. Завершает эту часть экспозиции знаменитый видеоролик на песню Бориса Гребенщикова "Этот поезд в огне".

Раздел выставки "Миростроительное депо" рассказывает о достижениях советского кинематографа 1930-х годов через фрагменты фильмов "Симфония Донбасса" Дзиги Вертова, "Пасифик 231" Михаила Цехановского и "Кинопоезд" Александра Медведкина. Дальше мы переносимся в Америку, где тема поезда получила яркое выражение в стилистике вестернов и мюзиклов, таких как "Большое ограбление поезда" и "Серенада солнечной долины".

Поезд въезжает на территорию современной культуры, представленной триптихом “Take a Train” Владимира Янкилевского, видео-артом Марины Фоменко и Александры Митлянской, едет через Европу в работе русской голландки Марины Черниковой и прямо оттуда переносит нас в подмосковную электричку Ольги Чернышевой. Время и пространство выставки выстроены нелинейно: в двухканальной видео-инсталляции Натальи и Валерия Черкашиных мы заходим в вагон подземки на Таймс-сквер, а выходим на Красной площади.

В "Депо" представлены оригинальные работы советских художников в технике фотомонтажа и оригинальные конструктивистские плакаты, воспевающие индустриальную мощь поездов. Здесь же зритель увидит металлизированную инсталляцию Аллы Урбан и проект, соединяющий визуальный контекст "Большого стекла" Марселя Дюшана с акустикой Джона Кейджа.

Заключительный раздел выставки "Место действия – поезд" обогащает смысловое поле проекта отсылками к образу поезда в художественной литературе, театре и живописных работах классиков второго русского авангарда.

Открывает раздел новая работа Константина Батынкова "Композиции с образом поезда", рифмующаяся с фото-инсталляциями Льва Мелихова, Владислава Ефимова, архивной хроникой прибытия легендарного "Поезда Победы" 10 мая 1945 года. Этот зал позволяет увидеть новейшие живописные системы: композиции Ильи Кабакова и Эрика Булатова, работы Семена Файбисовича, Павла Отдельнова и Игоря Ширшкова, рассматривающие связи между традицией и возможностями новой визуальной оптики. Одно из ключевых полотен раздела – соцреалистическая работа Кузьмы Николаева "Прокладка железнодорожного пути в Магнитогорске" из коллекции "РОСИЗО".

Литературно-театральные ассоциации представлены в "зале Анны Карениной", отмеченном своеобразным эпиграфом – объектом Сергея Катрана по мотивам лекции Владимира Набокова и бинарной инсталляцией Натальи Данберг, предлагающей новою драматургию романа, где творческая игра ребенка предотвращает гибель героини Льва Толстого. Дополняет эту тему стремительно мчащийся поезд Анны Ефремовой, передвигающийся в "обратной" перспективе Павла Флоренского, соединяя прошлое и будущее нашей истории и приглашая войти в магический "вокзал для двоих" Леонида Тишкова. Яркий, устремляющийся на нас свет фонаря этого поезда открывает ностальгическую тотальную инсталляцию Александра Бродского – плацкартный железнодорожный вагон, равномерно покачивающийся, мерцающий своими окнами и обращенный к культурной памяти нашего детства. Особое место в этой "философской" арт-территории занимает "кабинет" Вадима Абдрашитова, мастера новейшего кино-языка, использующего образ поезда в радикальной социокультурной драматургии.

Завершается выставка бесконечной протяженностью звукового образа локомотива, интегральным акустическим проектом Сергея Филатова, транслирующим свой сигнал в пространство двуканальной инсталляции Сергея Головача "Следующая станция Chinatown" (Россия – Китай).

Стрела Транссибирской магистрали здесь устремляется на Восток, где зритель и заканчивает свое путешествие, переживая феномен поезда в контексте культуры последнего столетия и открывая в своем сознании новые формы существования в нашей техногенной реальности.

Организаторы и кураторы выставки выражают благодарность Фонду культуры "ЕКАТЕРИНА" и лично его основателям Екатерине и Владимиру Семенихиным за предоставленные на выставку работы из коллекции, а также оказанную поддержку в организации и проведении проекта.

Открытие: 22 марта в 19:00, пресс-показ в 18:00

Даты проведения: 23 марта – 20 мая 2018 года

Место проведения: Фонд культуры "ЕКАТЕРИНА"

Адрес: Москва, ул. Кузнецкий мост, дом 21/5

Спонсор проекта: Группа компаний "Стройтэкс"
Кураторы: Виталий Пацюков, Екатерина Дракунова, Анастасия Козаченко, Светлана Макеева
Архитектор выставки: Константин Ларин

Возрастное ограничение: 6+

читать текст

05 марта 2018

Меццо-сопрано Стефани д’Устрак и оркестр Musica Viva представят "Французское барокко"

V Международный фестиваль вокальной музыки "Опера Априори" представляет сольный концерт французской оперной звезды, меццо-сопрано Стефани д’Устрак в сопровождении Московского камерного оркестра Musica Viva под управлением Александра Рудина, который пройдет 17 марта 2018 года в Концертном зале им. П.И. Чайковского.

V Международный фестиваль вокальной музыки "Опера Априори" представляет сольный концерт французской оперной звезды, меццо-сопрано Стефани д’Устрак в сопровождении Московского камерного оркестра Musica Viva под управлением Александра Рудина, который пройдет 17 марта 2018 года в Концертном зале им. П.И. Чайковского.

Внучатая племянница Пуленка второй раз приедет в Москву и снова – на фестиваль "Опера Априори", на котором она выступила – впервые в России – в мае 2014 года в Большом зале консерватории с Кантатой "Смерть Клеопатры" и вокально-симфоническим циклом "Летние ночи" Берлиоза. Её сценическими партнёрами, как и в прошлый раз, станут Московский камерный оркестр Musica Viva, orchestra in residence фестиваля, и народный артист России, профессор Московской консерватории Александр Рудин. Стефани представит несколько арий из опер французских композиторов эпохи барокко – Люлли, Кампра, Шарпантье, Рамо, включая арии из французской версии 1774 года "Орфея и Эвридики" Глюка, парижский период творчества которого музыковеды относят именно к французскому, а не к немецкому барокко.

Репертуар д’Устрак давно вышел за рамки старинной и барочной музыки. Она – одна из самых известных в мире исполнительниц партии Кармен на сегодняшний день (особенно нашумела июльская постановка Чернякова на фестивале в Экс-ан-Провансе), а также любимый парижской публикой Секст из "Милосердия Тита", бессменно поющая эту партию в известной постановке Вилли Деккера в Опере Гарнье с 2011 года. Огромный резонанс вызвало её выступление в роли Николауса в "Сказках Гофмана" в Опере Бастий. Тем не менее, именно благодаря барочному репертуару, в котором её имя открыл миру Уильям Кристи, пригласив молодую певицу в "Тезея" и "Психею" Люлли, Стефани д’Устрак и стала знаменитой сначала в родной Франции и затем – во всей Европе.

"Французское барокко"

1 отделение:

Марк-Антуан Шарпантье (1643-1704)
Пассакалия из Сонаты для восьми инструментов до мажор, H. 548 (1690)
Арии Медеи Quel prix de mon amour (3 акт/сцена 3) и Princesse, c'est sur vous que mon espoir se fonde (2 акт/сцена 2) из оперы "Медея" (1693/1694). Либретто Тома Корнеля

Жан-Филипп Рамо (1683-1764)
Сюита из оперы "Кастор и Поллукс" (1737)
1. Увертюра 2. Entreed’Hebe 3. Тамбурин
Ария Телаиры Tristes apprets, pales flambeaux из оперы "Кастор и Поллукс". Либретто Пьера-Жозефа Бернара
Ария Федры Cruelle mere des amours из оперы "Ипполит и Арисия" (1733). Либретто Симона Жозефа Пеллегрена

2 отделение:

Жан-Батист Люлли (1632-1687)
Сюита из оперы "Мещанин во дворянстве" (1670)
1. Ouverture (Grave-Allegro). 2. Gravement – Plus vite- Gravement.
3. Bourree. 4. Gaillarde. 5. Canarie. 6. Air (La Gavotte). 7. Air (Loure).
8. Air. 9. Chaconne des Scaramouches, Trivelins et Arlequin
Ария Армиды Enfin, il est en ma puissance из оперы "Армида" (1686). Либретто Торквато Тассо

Андрэ Кампра (1660-1774)
Ария Эрминии Quel bruit! Quel cris! O mortelles allarmes! (акт 5/сцена 1) из оперы "Танкред" (1702). Либретто Антуана Данше

Жан-Филипп Рамо
Концерт для клавесина с оркестром № 5 (1741).
1. Фуга La Forqueray 2. La Cupis 3. La Marais
Арии Аржи Triste sejour, solitude ennuyeuse (1 акт/сцена 1) и Je vole, amour… (2 акт/сцена 10) из оперы "Паладины" (1760). Либретто Дюпла де Монтикура

BONUS:
Кристоф Виллибальд Глюк (1714-1787). Арии Amour vient rendre a mon ame и J'ai perdu mon Euridyce из оперы "Орфей и Эвридика" (парижская версия 1774). Либретто Пьера-Луи Молина

Концерт пройдёт при поддержке Посольства Франции и Французского Института.

Подробнее: http://www.operaapriori.com/sched

читать текст

05 марта 2018

На "Хитровке" сыграют новый спектакль - "ПроLOVE"

13 апреля в КЦ "Хитровка" состоится премьера спектакля - "ПроLOVE". Это интерактивный моноспектакль, где один актёр проживает четыре истории любви, а зритель становится участником исследования вечного вопроса - "Что такое любовь?" "ПроLOVE" - это откровенный разговор о том, о чём вслух говорить не принято…

13 апреля в КЦ "Хитровка" состоится премьера спектакля - "ПроLOVE". Это интерактивный моноспектакль, где один актёр проживает четыре истории любви, а зритель становится участником исследования вечного вопроса - "Что такое любовь?" "ПроLOVE" - это откровенный разговор о том, о чём вслух говорить не принято…

Тайны человеческой жизни велики, а любовь – самая недоступная из них.
И.С. Тургенев


На "Хитровке" спектакль переживает второе рождение: новый герой, новое пространство, новое прочтение материала:

  • Без кулис;
  • Без смены декораций;
  • Без антракта.

 

В постановке нет кулис, антракта и смены декораций. Актёр – Денис Ткачёв - перевоплощается из одного персонажа в другой в режиме online, вовлекая зрителей в этот процесс так, что каждый становится действующим лицом представления.

Основа спектакля – четыре произведения русской классики ХХ века: Ю. Олеша "Любовь", А. Куприн "Яма", В. Шукшин "Алёша Бесконвойный", И. Бабель "Сказка про бабу". Эти четыре истории любви, рассказанные главными героями, рисуют картину откровенных и крайних форм и проявлений этого чувства – без налёта сентиментальности и нарочитой романтики.

Режиссёр – Ирина Кондрашова – обладательница премии Award of Excellence Los Angeles Movie Awards, её спектакль "Прогулка в темноте" вошёл в "Russian case" фестиваля "Золотая маска - 2017".

Актёр – Денис Ткачёв – выпускник мастерской Сергея Женовача и киноакадемии Никиты Михалкова.

Саунд-дизайн и художник по свету – Евгений Вершинин – действующий звукорежиссёр театра "Практика".

Постановка – совместный проект Культурного центра "Хитровка" и театрального товарищества "Театр LOST".

Культурный центр "Хитровка" – театральная площадка, которая разместилась в аутентичных московских подвалах XVIII века с богатейшей историей от пожара 1812 года и криминального центра столицы до престижного района мегаполиса. Сейчас "Хитровка" - это особое пространство, где на стыке прошлого и настоящего рождается современное искусство. Основываясь на исторической и архитектурной особенности пространства, мы создаем и показываем спектакли, как по классической, так и по современной драматургии, привлекая молодых режиссеров и независимые театральные коллективы, а также организуем театральный лекторий.​

Театральное товарищество "Театр LOST" - независимое театральное объединение, которое основано на синтезе различных театральных жанров и направлений, объединяющих в себе театр объекта, мультимедиа, классический драматический театр, визуальный театр и специализирующееся на развитии ассоциативного взаимодействия со зрителем.

Дата: 13 апреля.
Начало: 19:00.
Продолжительность: 1 час 20 минут без антракта.

Адрес: Москва, м. Китай-город, Подколокольный переулок, д. 8, стр. 2
Подробности: https://www.hitrovka.com/

До встречи на "Хитровке"! 

читать текст

22 февраля 2018

"Винзавод" и проект поддержки молодых художников "Старт" открывают выставку "Смотрители за смотрящим" Артёма Голощапова

Выставка откроется на площадке молодого искусства СТАРТ ЦСИ ВИНЗАВОД 6 марта. Проект исследует образы основных героев пост-советского кинематографа. Экспозиция представлена трехчастным видео, с приемами видео-коллажа и десктоп-муви

Выставка художника Артема Голощапова "Смотрители за смотрящим" откроется на площадке молодого искусства СТАРТ ЦСИ ВИНЗАВОД 6 марта. Проект исследует образы основных героев пост-советского кинематографа. Экспозиция представлена трехчастным видео, с приемами видео-коллажа и десктоп-муви.

Видео-проект художника Артема Голощапова посвящен исследованию ключевых героев массового кинематографа последних тридцати лет — героям полумаргинального и полукриминального характера. Эти образы являются основными архетипами самосознания пост-советского периода.

Автор проекта задается вопросом о существовании в этот период примеров положительных героев, на которые могло бы ориентироваться современное поколение. Экспозиция выставки поделена на три части.

Вера Трахтенберг, куратор: "Артем Голощапов создает видео-эпопею, поднимающую важные вопросы российской массовой культуры: как эволюционировал образ героя в постсоветском кинематографе? Кто они, наши сегодняшние кумиры? Существуют ли они вообще? В методе разобранного нарратива, к которому обращается Артем, он обнаруживает не только особую "материальность" для видео-арта, но и экспериментирует с условиями просмотра, обыгрывая название выставки".

Артем Голощапов, художник: "Видео выстраивает образ положительного героя, который действует прямо сейчас, в Москве 2018 года. Мне кажется, действие в настоящем времени уже само по себе роскошь, ведь сегодня положительных героев обычно ищут в образах войны или давно прошедшей олимпиады. Я обращаюсь к морфологии героического, перебираю разных кумиров недавнего прошлого, надеясь - нет, нет, да и подойдет. В том числе, потому что и сам ностальгирую - было же время, когда с плакатов на тебя глядели те, на кого можно было равняться. Было же время, когда мы не ностальгировали".

6 марта - 8 апреля
Куратор - Вера Трахтенберг

О проекте СТАРТ

"Старт" - один из первых в России проектов поддержки молодого искусства. В этом году "Старт" отмечает свой 10-й юбилей. За годы работы площадка выпустила более 50 молодых художников, среди которых номинанты и победители основных российских конкурсов и премий: премия Кандинского, премия "Инновация" и премия Сергея Курёхина.

Выпускники "Старта" - участники Московской биеннале современного искусства, Московской международной биеннале молодого искусства, а также групповых выставок в России и за рубежом.

 projectstart.ru/exhibitions/

читать текст