Прямой эфир

Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

Сми о нас


12 января 2015

От Года культуры - к Году литературы

На "Радио России - Культура" подвели итоги Года культуры. В эфире радиостанции председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентина Матвиенко рассказала о том, что удалось сделать для развития культуры в нашей стране

На "Радио России - Культура" подвели итоги Года культуры. В эфире радиостанции председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентина Матвиенко рассказала о том, что удалось сделать для развития культуры в нашей стране.

Уходящий год, к счастью, запомнится нашим согражданам не только политическими и экономическими потрясениями. 2014 год прошел под знаком культуры. А это значит, что к вопросам нематериального наследия и духовного развития весь год было приковано пристальное внимание власти.

29 декабря в специальном выпуске ток-шоу "Действующие лица" Валентина Матвиенко поделилась с ведущим Владиславом Борецким своим видением главных событий истекающего года.

- Мы всегда гордились тем, что Россия - страна великой многонациональной культуры, страна культа культуры. Во все времена было понимание того, что наша культура - это один из устоев целостности страны, единства нашего многонационального общества. Мы рады тому, что свою российскую культуру мы не только сберегли, но и обогатили, и сегодня она занимает достойное место в сокровищнице мировой культуры, - уверена Валентина Матвиенко. - В то же время в этой сфере накопилось немало проблем. Слишком долго было принято остаточное финансирование культуры. Негативные последствия такого подхода особенно явственно дают о себе знать сегодня в регионах, в малых городах и сельской местности. Доступ к культурным ценностям там резко ограничен.

Председатель Совета Федерации рассказала, что основная работа оргкомитета была сконцентрирована на местах. Во всех федеральных округах РФ прошли музыкальные и театральные фестивали, в том числе международные. Ведущие театры проехали с гастролями по стране, от Калининграда до Камчатки. В течение года были отремонтированы клубы и театры, возведены новые памятники, открыты музеи и галереи.

- Конечно, не все проблемы решены, но нам удалось продвинуться в этом направлении, - констатировала Валентина Ивановна. - Консолидированный бюджет сферы культуры вырос на 100 миллиардов рублей. Регионам было выделено около 3 миллиардов руб-лей на обновление материально-технической базы, сохранение архитектурного облика малых городов, поддержку культурных инициатив.

Вопросы культуры будут решаться на самом высоком уровне и в наступающем году: 2015 год объявлен Годом литературы.

Автор: Софья Куликова.

читать текст

06 января 2015

О новой культурной политике в России

В программе "Действующие лица" спикер верхней палаты парламента России Валентина Матвиенко призналась, что считает Россию страной великой многонациональной культуры, которая занимает достойное место в мировой сокровищнице нематериального и духовного наследия

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентина Матвиенко в эфире "Радио России - Культура" подвела итоги Года культуры.

В программе "Действующие лица" спикер верхней палаты парламента России и председатель оргкомитета Года культуры главным итогом всех предпринятых мер назвала факт зарождения новой культурной политики в России.

- Год культуры это не парадное мероприятие, не смотр достижений, он наполнен был конкретной работой - приведением в порядок библиотек и клубов, музеев и театров, исторических памятников, строительством новых объектов культуры, которых явно сегодня не хватает, - подчеркнула высокопоставленная гостья ток-шоу. - И впервые за многие годы ощущается подъем культурной жизни в регионах. Появилось более двадцати новых театров, музеев и выставочных залов. В малых городах России до конца следующего года планируется открытие сорока многофункциональных культурных центров.

Валентина Матвиенко призналась, что считает Россию страной великой многонациональной культуры. Культуры, которая занимает достойное место в мировой сокровищнице нематериального и духовного наследия, и является символом национального успеха, символом величия России.

читать текст

05 января 2015

Валентина Матвиенко подвела итоги Года культуры

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации поделилась с ведущим ток-шоу "Действующие лица" Владиславом Борецким своим видением главных событий истекающего года

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации поделилась с ведущим ток-шоу "Действующие лица" Владиславом Борецким своим видением главных событий истекающего года.

- Наша культура - это один из устоев целостности страны, единства нашего многонационального общества, - отметила Валентина Матвиенко, - Но в этой сфере накопилось немало проблем. Слишком долго было принято остаточное финансирование культуры. Негативные последствия такого подхода особенно явственно дают о себе знать сегодня в регионах.

В течение года основная работа оргкомитета была сконцентрирована на местах. Во всех федеральных округах РФ прошли музыкальные и театральные фестивали, в том числе международные. Ведущие театры проехали с гастролями по стране, от Калининграда до Камчатки. Были отремонтированы клубы и театры, возведены новые памятники, открыты музеи и галереи.

Консолидированный бюджет сферы культуры вырос на 100 млрд рублей. Регионам было выделено около 3 млрд рублей на обновления материально-технической базы, сохранение архитектурного облика малых городов, поддержку культурных инициатив.

читать текст

06 ноября 2014

Юрий Стоянов: "Когда-то я читал Бабеля иначе…"

"Конармия" Исаака Бабеля относится к классике советской литературы. Немного найдётся художественных произведений, столь же пронзительно, просто и страшно рассказавших о Гражданской войне. То ли потому, что Бабель был репрессирован, то ли из-за боязни не справиться с гениальным материалом, режиссёры редко обращались к этому сборнику рассказов

"Конармия" Исаака Бабеля относится к классике советской литературы. Немного найдётся художественных произведений, столь же пронзительно, просто и страшно рассказавших о Гражданской войне. То ли потому, что Бабель был репрессирован, то ли из-за боязни не справиться с гениальным материалом, режиссёры редко обращались к этому сборнику рассказов. Широко известна только талантливая постановка "Конармии" на сцене Театра им. Евг. Вахтангова.

И вот теперь проза Бабеля звучит в эфире "Радио России - Культура". Рассказы записаны творческой группой в составе народного артиста РФ Юрия Стоянова, режиссёра Максима Осипова и композитора Андрея Попова. Юрий Стоянов не так давно впервые принял участие в радиопостановке на "Радио России". И вот уже четвёртая запись. В напряжённом графике популярный артист и шоумен находит время для того, чтобы поработать на радио. В рейтинге творческих предпочтений Юрия Стоянова оно не стоит на первом месте. Много и разнопланово актёр работает в кино, театре и на телевидении. Однако радиотеатр чрезвычайно его привлекает: "Радиотеатр намного старше телевидения, - говорит Стоянов. - И это гораздо более чувственная история. Нужно приложить максимум мастерства и вложить все чувства, чтобы достучаться до чьего-то сердца. Ведь в арсенале у актёра в этом случае - только голос. Глаза слушателя в это время видят совсем другую картину. Сложнейшая и интереснейшая задача сделать так, чтобы человек тебя услышал. Ведь если уши воспримут твой посыл, значит, ему и мозга не миновать. А там и до сердца недалеко!"

На первый взгляд может показаться, что Стоянов взялся за рассказы Бабеля, вспомнив про свои одесские корни. Тогда почему "Конармия", а не истории про Беню Крика? Актёр поясняет, что читать Бабеля, и именно военные рассказы, ему предложил режиссёр Максим Осипов, с которым он постоянно сотрудничает на радио. Однако это не каноническое прочтение: "Мы постарались уйти от штампов. Ведь в советское время о "Конармии" Бабеля говорили как о суровой поэзии революции: да, с кровью, с грязью, но всё равно всё пропитано романтизмом и верой в светлое будущее. Но прошло время, выросли поколения, не знающие традиций былого. Когда с сегодняшним знанием истории начинаешь читать Бабеля, уходит весь псевдопафос. Поэзия, конечно, остаётся, в ритмике, в слове, в построении фразы. Но к огромному количеству боли и крови, к простоте смерти начинаешь относиться с позиций сегодняшнего дня. Я читаю рассказы так, как говорил бы очень уставший от крови, голода, холода человек, для которого, впрочем, эта бойня и есть его жизнь. Мне кажется, я прочитал Бабеля как человек, переосмысливший его прозу, как человек, который когда-то читал его иначе. Я ни слова не изменил, только поработал с интонацией. И оставил всех этих людей малороссийских очень яркими и колоритными. Люди там будут такими, как их описал Бабель, а вот наше отношение к ним уже будет другим".

Рассказы Исаака Бабеля из сборника "Конармия" можно услышать на волнах "Радио России - Культура".

читать текст

17 октября 2014

В эфире - Борис Пильняк

Недавно исполнилось 120 лет со дня рождения Бориса Пильняка. Этот юбилей, к сожалению, не стал событием. ГРК "Радио России" отмечает его 10-серийным радиоспектаклем "Грэго-тримунтан", созданным по рассказам Пильняка. "Радио России-Культура" - будни 12.05

Недавно исполнилось 120 лет со дня рождения Бориса Пильняка. Этот юбилей, к сожалению, не стал событием. ГРК "Радио России" отмечает его 10-серийным радиоспектаклем "Грэго-тримунтан", созданным по рассказам Пильняка. В сценарии использованы также документы из архивов и переписка писателя.

Автор сценария и продюсер проекта Ольга Хмелёва выбрала довольно известный, но в данном случае совершенно оправданный театральный приём: одного персонажа играют несколько актёров, что помогает сделать его фигуру более объёмной и разносторонней: "Я решила разделить образ писателя на Вогау (это настоящая фамилия нашего героя) и Пильняка (псевдоним). Ведь в восприятии многих Алексей Пешков и Максим Горький - два разных человека. Такой же подход я выбрала и к личности Бориса Пильняка".

Пильняка-Вогау сыграли заслуженные артисты России Анатолий Белый и Игорь Гордин. Рассказывает Анатолий Белый: "Радиопьеса создана в форме допроса человека, больного раздвоением личности. В действительности этот факт имел место - в тюрьме у Пильняка обострилась душевная болезнь. Можно сказать, что я всё-таки больше Вогау, более поэтическая и творческая часть личности, ведь известно, что писатель считал себя последователем Блока. Пильняк - вторая половина, трезво оценивающая действительность, озлобленная на неё, грубая, жёсткая, - не секрет, что Пильняк сотрудничал с органами". Также в постановке заняты народный артист России Николай Чиндяйкин и молодые актёры - Виктория Садовская-Чилап и Сергей Еськин. Всё они исполняют по нескольку ролей. Название радиоспектаклю дал романтичный рассказ о неразделённой любви, прошедшей через всю жизнь. Создатели постановки сознательно ушли от тяжёлых, социальных произведений Пильняка, сосредоточившись на поэтичных любовных рассказах, которые прерываются суровой действительностью: арестами, допросами, смертью… Большое место в спектакле занимает музыка Андрея Попова.

Режиссёр спектакля Максим Осипов подчёркивает: "Самое главное для нас - оставить сильное впечатление у слушателей. Пусть они не будут знать имён персонажей, пусть забудут какие-то нюансы и повороты сюжета. Важно, чтобы у них осталось ощущение соприкосновения, как ни громко это звучит, с произведением радиоискусства. Это наша сверхзадача".

10-серийный радиосериал "Грэго-тримунтан" звучит с 20 октября на волнах "Радио России" (по будням 13.10) и "Радио России-Культура" (будни 12.05).

читать текст

14 марта 2014

Время Стругацких

В эфире "Радио России" и Радио "Культура" - премьера. Сразу две радиостанции представляют сериал по известной фантастической повести братьев Стругацких "За миллиард лет до конца света". Это один из самых любимых писательских тандемов в нашей стране. Над инсценировкой работают Евгения Добровольская, Игорь Костолевский, Юрий Стоянов, Игорь Золотовицкий, Владислав Ветров

В эфире "Радио России" и Радио "Культура" - премьера. Сразу две радиостанции представляют сериал по известной фантастической повести братьев Стругацких "За миллиард лет до конца света". Это один из самых любимых писательских тандемов в нашей стране.

Неудивительно, что на приглашение участвовать в работе над инсценировкой мгновенно откликнулись такие известные и занятые актёры, как Евгения Добровольская, Игорь Костолевский, Юрий Стоянов, Игорь Золотовицкий. Одну из ролей исполнил ведущий актёр театра "Современник", заслуженный артист России Владислав Ветров. По окончании работы он ответил на вопросы нашего корреспондента.

- Вы работаете в кино, на телевидении, в театре, теперь и на радио. Нравится ли вам работать у микрофона? Некоторые называют радиотеатр особым жанром искусства.

- Я так не думаю. Но тем не менее у микрофона человек преображается. Уходит ответственность за внешний образ, которую несёт артист перед зрителем. Появляется возможность углубиться в роль, не обращая внимания на то, как выглядишь. Можно больше уделить внимания авторским интонациям. Актрисы в возрасте у микрофона превращаются в девочек, артисты меняют амплуа, характеры. Играют то, что они никогда бы не сыграли на сцене.

- А что вам дала работа на радио?

- Я благодарен радиотеатру, но с довольно неожиданной стороны. У меня не хватает времени на чтение. А работа над ролями на радио - хорошая возможность обратиться к замечательной литературе, узнать новое, переосмыслить прочитанное ранее. Так было и со Стругацкими. Мне, да и остальным тоже, пришлось освежать в памяти то, что читали в юном возрасте. Работалось нам очень весело. В тексте часто попадалась научная терминология. Произносить сложные умные слова нам зачастую помогали своеобразные мимика и жесты. Мы все едва сдерживали смех! Хорошо, что это была радиозапись! С другой стороны, могла бы выйти замечательная комическая миниатюра. Эту повесть уже экранизировали когда-то, на мой взгляд, не очень удачно. В прошлом году мы с Андреем Паниным незадолго до его гибели обсуждали возможность новой постановки. Повесть-то замечательная, очень актуальная.

- Вам не кажется, что искусство всё же в долгу перед Стругацкими, не так уж часто к ним обращаются?

- Я уверен, что Стругацкие - это навсегда! Но, наверное, время диктует интерес к ним. Внимание проявляется какими-то этапами…

- То есть сейчас наступает новый этап, а теперь вот радиосериал…

- Думаю, да. Показателен последний Московский кинофестиваль, где первые призы получили восточные картины, не развлекательного характера, иногда жёсткие и жестокие, но заставляющие думать. Публика становится более серьёзной. Время развлекухи, надеюсь, проходит, а значит, наступает время таких писателей, как Стругацкие. К тому же, иногда закрадывается мысль, а всегда ли современные учёные знают, к чему ведёт их открытие? Может быть, участившиеся природные бедствия и есть предостережение Природы о том, что человечество движется не совсем в правильном направлении? А ведь именно об этом и говорится в повести "За миллиард лет до конца света"!

читать текст