Прямой эфир

Выкл.
Вкл.
00:00
00:00
Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

"Действующие лица" Ток-шоу

Эпизод

22 декабря 2004 | 12:52

Эдуард БОЯКОВ

«Действующие лица», 14.12.04, 14.00
Ведущая ≈ Марина БАГДАСАРЯН


М. БАГДАСАРЯН ≈ Я с удовольствием представляю вам учредителя ассоциации «Золотая маска» Эдуарда Боякова. Здравствуй, Эдик.

Э. БОЯКОВ ≈ Добрый день.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Мы встречаемся с Эдуардом Бояковым в знаменательный день. Сегодня, 14 декабря, широкой публике, критикам и зрителям станут известны имена номинантов на очередную премию «Золотая маска». Имена номинантов, а значит, имена тех, кто примет участие в фестивале, который пройдет в Москве с 24 марта по 11 апреля. Также Эдуард Бояков обещал рассказать нам о первых лауреатах премии, о тех, кто получает награду в номинации «За честь и достоинство» и «За вклад в развитие театральной культуры России». Кроме того, в этом году у фестиваля «Золотая маска» есть специальная программа, и я надеюсь, что какие-то детали этой программы Эдуард Бояков тоже представит в нашей беседе. Начнем с драматического театра. Это еще не афиша, но это список участников.

Э. БОЯКОВ ≈ Я надеюсь, это будет близко к афише. По традиции программа фестиваля сама по себе афиша. Расписание с конкретными датами, площадками определяется организаторами после того, как секретариат СТД утверждает решение экспертного совета. Экспертный совет очень серьезно заседал в выходные дни, а вчера состоялось заседание секретариата СТД, и все решения экспертного совета были утверждены. Мы надеемся, что этот список, который сегодня получают журналисты, будет почти полностью совпадать с нашим фестивальным листом. В спектаклях большой формы у нас 6 номинантов...

М. БАГДАСАРЯН ≈ По-прежнему сохраняется это деление?

Э. БОЯКОВ ≈ Да, деление на большую и малую форму в драматическом театре. Опыт показывает, что все-таки это правильно. Эти жанровые характеристики, жанровое разнообразие, которое существует, оно очевидно и касается действительно каких-то театральных основ. И мы не жалеем, что в свое время было принято решение все-таки разделить номинацию драматического спектакля на большую форму и на малую. В спектаклях большой формы будут соревноваться петербургский «Дон Жуан» театра Комиссаржевской, «Дядя Ваня», продукция театра Табакова и фестиваля «Черешневый лес», спектакль из Якутска «Макбет Ионесская», этот театр не первый раз принимает участие...

М. БАГДАСАРЯН ≈ «Аланхо»?

Э. БОЯКОВ ≈ Да, он участвовал со спектаклем «Аланхо», и еще один спектакль из МХТ, вернее, не еще один спектакль, я думаю, что многие путают театр Табакова и МХТ сейчас. Я имею в виду «Мещане» ≈ это МХТовская продукция, которая вышла в прошлом сезоне. «Ричард III» театра «Сатирикон» и спектакль Московского театра юного зрителя «Скрипка Ротшильда» в постановке Гинкаса. Вот такой очень внушительный и серьезный список. Я думаю, что за главную номинацию, за право называться лучшим спектаклем большой формы сезона борьба будет серьезная. В спектаклях малой формы у нас тоже шесть названий, и они следующие: «Про Турандот» ≈ спектакль Андрея Могучего из Петербурга, который он поставил в театре «Приют комедианта», театр под руководством Табакова в этой номинации будет участвовать со спектаклем «Когда я умирала» в постановке Миндаугаса Карбаускиса.

М. БАГДАСАРЯН ≈ То есть Карбаускис два раза?

Э. БОЯКОВ ≈ Да. Театр Драмы из Омска представлен спектаклем «Король умирает» Ионеско. Театр «Около Дома Станиславского» ≈ спектаклем Петрушевской «Лестничная клетка», в Российском молодежном юном театре Назаров поставил спектакль, который называется «Правила поведения в современном обществе», и он тоже номинирован в этом году.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Моноспектакль.

Э. БОЯКОВ ≈ Да. С участием прекрасной актрисы Нелли Уваровой, которая в свою очередь уже номинируется в частных номинациях. И «Тильзит-театр», есть такой город Советск в Калининградской области, который когда-то назывался Тильзит, и там построили совершенно маленький, но очень красивый старинный европейский театр.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Как интересно, из Тильзита нам привозил свои спектакли Евгений Марчелли, а теперь Евгений Марчелли сидит в Омске.

Э. БОЯКОВ ≈ Нет, он не всегда сидит, он иногда и возвращается в Тильзит...

М. БАГДАСАРЯН ≈ А это его спектакль приезжает?

Э. БОЯКОВ ≈ Да, это его спектакль, он репетирует со своими старыми друзьями и, как показывает нынешняя практика и считает экспертный совет, то у него получается, во всяком случае, не хуже, нежели в Омске. Я понимаю, когда работаешь с людьми, с которыми прожил в одном небольшом городе много-много лет, десятилетий, то, наверное, можно рассчитывать на серьезный творческий результат.

М. БАГДАСАРЯН ≈ А омский спектакль это не спектакль Марчелли?

Э. БОЯКОВ ≈ Нет, спектакль в театре Драмы в Омске поставил Вячеслав Кокорин, режиссер, который живет и работает последнее время в Екатеринбурге. Театральная жизнь становится все более и более динамичной. Сейчас много говорят о глобализации в экономике, в бизнесе, в брендах. Наверное, такие режиссеры, как Кокорин, Марчелли, Рыбкин, Михаил Бычков, который получает очень много приглашений из разных городов, и театральные продюсеры, которые руководят тем или иным театром в России и стараются заполучить наиболее сильных и профессиональных режиссеров, все они на этом рынке.

М. БАГДАСАРЯН ≈ И это естественно?

Э. БОЯКОВ ≈ Да, режиссеры любят ездить, они получают, как мне кажется, очень хороший тонус, расширяется горизонт, возникает возможность работать в других театрах и других пространствах. Я думаю, что Марчелли очень интересно после тильзитерского театра оказаться в том же Омске.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Мне очень интересно, я бы хотела продолжить эту тему, но мне показался важным тот опыт, который был на прошлогодней «Маске». Тогда в конкурсной афише были представлены спектакли Бычкова, поставленные в Камерном театре в Воронеже, и в то же время питерская «Нора», в главной роли с Мариной Солобченко. Это возможность сравнивать, смотреть, как развивается режиссер в зависимости от того, с какой группой актеров он работает и в каком даже просто театральном окружении он находится. Это довольно любопытная история, для того чтобы замкнуть эту историю, нужно, чтобы из Тильзита кто-то поехал в Екатеринбург.

Э. БОЯКОВ ≈ Да.

М. БАГДАСАРЯН ≈ И в театре у Кокорина что-то поставил.

Э. БОЯКОВ ≈ Это чрезвычайно интересный процесс, который мы обсуждаем уже несколько минут, ≈ миграция режиссеров из театра в театр, из города в город. Мне кажется, это пища для очень серьезных размышлений, я сейчас именно под углом твоих рассуждений смотрю на список номинантов и вижу, что Юрий Бутусов, всем известный режиссер Петербургского театра имени Ленсовета, поставил свой лучший в этом сезоне спектакль в Москве. Вячеслав Кокорин, режиссер, живущий в Екатеринбурге и в свое время создавший знаменитый Иркутский ТЮЗ и много чего еще сделавший в других городах, ставит спектакль-номинант в Омске, Марчелли. о котором мы уже говорили, возвращается в Тильзит для того, чтобы добиться успеха. Александр Морфов, режиссер из Болгарии, но для нас уже ставший родным все-таки благодаря московским спектаклям, да?

М. БАГДАСАРЯН ≈ Конечно.

Э. БОЯКОВ ≈ Сейчас ставит спектакль уже не первый раз, но все-таки в Санкт-Петербурге Кирилл Серебренников, режиссер, принципиально не связывающий себя штатными узами с каким-то театром...

М. БАГДАСАРЯН ≈ Да, и живущий без географических привязок.

Э. БОЯКОВ ≈ Да. Сергей Потапов ставит первый свой серьезный, во всяком случае, спектакль, на который обращают внимание критики, в Якутске. Я не хочу очередной раз возвращаться к теме разрушения театра-дома, но тот самый театр-дом, о котором сейчас так много говорят, сам по себе он жив, безусловно, но он меняется вместе со временем, вместе со страной.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Сразу есть вопрос к этой афише. При всех треволнениях, которые будут происходить в процессе формирования афиши, ≈ утрясках, усушках и так далее ≈ будем надеяться, что все-таки все эти спектакли будут представлены в Москве.

Э. БОЯКОВ ≈ Будем надеяться.

М. БАГДАСАРЯН ≈ А что будет с «Лестничной клеткой», которую не все члены жюри видели, потому что не все они москвичи, и мы еще поговорим о членах жюри. Как быть с Погребничко? На сегодняшний день вряд ли есть возможность показать спектакль, в котором едва ли не главное действующее лицо ≈ лифт.

Э. БОЯКОВ ≈ Я думаю, что при всей уникальности этого пространства, которое, к сожалению, сгорело, я надеюсь, что оно будет восстановлено, все очень мы болеем за театр Погребничко, я думаю, что мы сможем решить проблему с организацией пространства. Все-таки Погребничко при всей уникальности этого странного пространства достаточно много гастролирует ≈ он показывал свои спектакли в Англии, где, кстати, у него были очень большие и серьезные туры. Не просто гастроли на каких-то фестивалях, а настоящие туры, а это уже совсем другой тонус гастрольный, необходимость в течение дня, а иногда даже и нескольких часов адаптировать свой спектакль к незнакомому пространству, поэтому это профессиональный театр, профессиональные технические службы. Нам не привыкать решать сложнейшие задачи, которые связаны, как правило, с привозом иностранных или провинциальных спектаклей в Москву, ну что ж, справимся в этом году, я думаю, и со спектаклем «Лестничная клетка». И найдем возможность показать его достойно.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Мне бы хотелось, чтобы мы хотя бы обозначили тех художников, которые выдвинуты экспертным советом на премию, и, если можно, хотя бы точечным пунктиром актеров, представленных в номинациях «Лучшая мужская роль» и «Лучшая женская роль».

Э. БОЯКОВ ≈ Да, это три оставшиеся конкурсные номинации ≈ две премии для актеров по гендерному признаку и одна премия для художника. За «Золотую маску» в номинации «Лучшая работа художника» будут бороться Михаил Егоров, который поставил в Якутске «Макбета», ≈ это очень серьезная работа художника, я думаю, что на нее обратят внимание. И четыре наших очень известных художника ≈ Сергей Бархин, поставивший «Скрипку Ротшильда» с Гинкасом, и такая прекрасная петербургская троица, я очень люблю этих художников, просто преклоняюсь перед их творчеством и я думаю, что нашим членам жюри очень тяжело придется действительно работать, потому что все пять художников очень уж хороши. А петербургская троица ≈ это Шишкин, который оформил в московском «Сатириконе» «Ричарда III», Александр Орлов и Эмиль Капелиуш, оформившие два петербургских спектакля «Дон Жуан» и «Про Турандот». Я думаю, что это будет очень серьезно. Что касается лучшей женской роли, то здесь шесть претендентов ≈ это Евдокия Германова из «Табакерки», Евгения Добровольская из МХТ, Загорская из спектакля Погребничко, Ирина Пегова из «Дяди Вани» Карбаускиса, Алла Покровская из «Мещана» в МХТ, и Нелли Уварова. О Нелли Уваровой мы уже говорили, это практически моноспектакль, она играет героиню Лагарса.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Тоже очень сильный конкурс.

Э. БОЯКОВ ≈ Да, сильный конкурс, но, похоже, что с мужчинами будет еще драматичнее, потому что целых 10 номинаций, но очень тяжело было резать по живому экспертам.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Кстати, у нас была уже такая история.

Э. БОЯКОВ ≈ Да, однажды был такой представительный и нервный конкурс. Сейчас среди номинантов Александр Баргман из Петербурга, Валерий Баринов из МТЮЗа, Петр Баснаев, якутский актер, Виталий Кищенко из «Тильзит-театра», Андрей Мягков из МХТ («Мещане»), Дмитрий Назаров из «Дяди Вани», где он играет Астрова в МХТ. Это как раз тот случай, о котором, видимо, ты говорила, имея в виду, как интересно сравнивать одни и те же фамилии в разных работах. Михаил Окунев из спектакля «Король умирает» омского театра, Костя Райкин в «Ричарде III» и Олег Табаков в «Дяде Ване». Я думаю, что будет кровавый конкурс в этой номинации...

М. БАГДАСАРЯН ≈ Особенно интересно, когда этот человек начинает конкурировать с самим собой, и еще когда это спектакль одного и того же режиссера. Все-таки актерская номинация ≈ это когда Назаров сам с собой, что очень любопытно. Один только маленький вопрос удивления. Я не услышала в номинациях фамилии Олега Шейнциса за спектакль «Дядя Ваня», за этот дом, который был сооружен, за абсолютный, на мой взгляд, живой персонаж этого спектакля. Мне кажется, что естественно было бы появление и Олега Шейнциса в этих списках.

Э. БОЯКОВ ≈ Да, но я принципиально не комментирую решение экспертного совета. Я думаю, почему нет Петрова, Иванова, Сидорова. Этот вопрос, если его и адресовать куда-то, не превращать совершенно в риторический, такой как часто бывает в нашем сообществе, а если искать адресатов, то, конечно, нужно спрашивать экспертов. В этом году у нас был потрясающий экспертный совет и в драматическом, и в музыкальном театре. В драматическом руководил Роман Должанский, в музыкальном ≈ Нора Потапова. Я говорю потрясающий, потому что имею в виду ответственность перед количеством работ, с которыми ознакомились эксперты, количество командировок, это действительно так. Я не устаю повторять, что и 11-й фестиваль, и 11-й цикл показывает нам, организаторам «Золотой маски», что основным нашим достижением является именно создание института экспертизы, института экспертного совета, который отделен от жюри и очень много работает. Я не хочу обвинять другие премии и конкурсы, но я утверждаю категорически, что ни одни конкурс, включая очень престижные награды, которые имеют значительно большее выражение денежное, например, нежели «Золотая маска». Ведь «Золотая маска» не имеет ни копейки денежного эквивалента, но, тем не менее, решение, как правило, получается более политическое, когда не видишь картину целиком, не совершаешь десятки командировок, то естественно происходит некая ориентация на какие-то политические выверенные и внятные ходы. А здесь я вижу, я знаю, как работают эксперты. Табаков или Райкин в этом списке не потому что они театральные олигархи, а потому что они создают очень серьезные и актуальные образы. Сегодня, в этом сезоне.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Я даже не совсем про это, потому что для меня очевидно и нет сомнения ни по поводу Табакова, ни по поводу Райкина, ни по поводу вообще одного из тех людей, которые заявлены в этом списке, исключая, конечно, якутский, омский и тильзитский спектакли, которые я не видела. У меня нет никаких оснований не доверять членам экспертного совета, потому что это все мои товарищи, и такие же вопросы и сомнения могут возникнуть, когда вдруг я окажусь членом экспертного совета. Ты же знаешь, что мы и в жюри, и в экспертном совете очень часто оказывались объектами нападок, нас в чем только не обвиняли, помнишь, когда «Золотую маску» получила японская актриса, то совершенно...

Э. БОЯКОВ ≈ Да...

М. БАГДАСАРЯН ≈ ... утверждали, что все члены жюри как-то связаны с японскими корпорациями, назывались серьезные бренды ≈ «Тойота» и еще какие-то. Было очень смешно, конечно.

Э. БОЯКОВ ≈ Речь идет о «Женщине в песках», о спектакле, который поставил Петров в Омском драматическом театре. Я просто хочу сказать всем тем, у кого возникают какие-то сомнения и недоумения, давайте дождемся фестиваля и все вместе, потому что я точно такой же критик, как каждый критик, точно такой же зритель, как и просто зрители. Давайте все вместе удивимся и все вместе сделаем такие небольшие открытия и поймем, что перевесило в ту или иную сторону. Это же очень интересно посмотреть всю фестивальную программу, а потом вдруг обнаружить, что абсолютное решение жюри не совпадает с твоим выбором ни в одной из номинаций, ни в одной из категорий. Так тоже может быть.