Прямой эфир

Выкл.
Вкл.
00:00
00:00
Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

"Действующие лица" Ток-шоу

Эпизод

27 декабря 2004 | 16:55

Валерий НИКОЛАЕВ

«Действующие лица», 17.12.04, 14.00
Ведущая ≈ Марина БАГДАСАРЯН


М. БАГДАСАРЯН≈ Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Здравствуйте, Валерий.

В. НИКОЛАЕВ ≈ Здравствуйте.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Итак, российско-американский блокбастер «Сухой». Если я правильно понимаю, то съемки, во всяком случае, актерские съемки уже завершены.

В. НИКОЛАЕВ ≈ Совершенно верно.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Я хочу поделиться с радиослушателями. Валерий до начала передачи сказал, что не хотел бы говорить ни об одной из тех историй, которые еще не начались. А поскольку это близится к своему завершению, то можно расспрашивать очень подробно, и я надеюсь, что Валерий Николаев ничего не утаит от нас с вами. Итак, что за история, когда возникала, почему позвали вас?

В. НИКОЛАЕВ ≈ История возникла, насколько я знаю, давно. Сценарий был написан при участии продюсера Олега Копанца, в принципе, он инициировал этот проект и являлся его движущей силой. Он выбрал режиссера Василия Чигинского, во многом выбор артистов тоже принадлежит продюсеру. Это, наверное, подюсерско-режиссерский проект. Там принимают участие актеры с американской и английской стороны. Малком Макдауэл и Рутгер Хауэр ≈ замечательные артисты, с ними повезло поработать на площадке.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Вы в одном кадре работаете?

В. НИКОЛАЕВ ≈ С Рутгером, к сожалению, нет, только с Макдауэлом. И, наверное, в каком-то смысле сбылась мечта. Когда я в первый раз был в Америке в восемьдесят девятом году, мы мечтали с ним встретиться, и вот наконец мы встретились на съемочной площадке, действительно очень интересный, тонкий, профессиональный, живой артист, и это видно во всем, что он делает.

М. БАГДАСАРЯН ≈ А что вы делали в восемьдесят девятом году в Америке?

В. НИКОЛАЕВ ≈ У нас была стажировка.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Это у кого у вас?

В. НИКОЛАЕВ ≈ Весь наш курс. Олег Павлович Табаков был на стажировке, и мы учились джазу, степу, знакомились с американским театром, в основном с Теннеси Уильямсом.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Это после стажировки возникла летняя школа Станиславского? Или она уже тогда была?

В. НИКОЛАЕВ ≈ После нее.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Значит, после этой стажировки открылась летняя школа Станиславского в Гарварде, при Гарвардском университете. Первые впечатления, которые были закреплены тогда? Рассказывайте, рассказывайте всю американскую историю.

В. НИКОЛАЕВ ≈ Соединенные Штаты были в восемьдесят девятом году, потом в девяностом повезло поучиться в Сарасотском государственном университете.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Поучиться чему?

В. НИКОЛАЕВ ≈ Поучиться тоже движенческим дисциплинам. Танцу в разных формах ≈ джазу, балету, модерну. Чему есть даже свидетельство на бумаге.

М. БАГДАСАРЯН ≈ А они выдавали сертификат.

В. НИКОЛАЕВ ≈ Да. Сертификат ≈ это признание способности в этой области, не более того. Но это было очень полезно, потому что работали мы с действующими педагогами и артистами. Мы вместе с ними ставили мюзикл, в финале месячного обучения мы вместе его играли и в гала-концерте показывали еще какие-то номера, которые делали дома.

М. БАГДАСАРЯН ≈ А этот сертификат пригодился на съемках «Сухого»? Те навыки и умения, которые вы приобрели тогда, были нужны в работе в этом фильме?

В. НИКОЛАЕВ ≈ Внутренне я чувствовал себя достаточно комфортно, в том смысле, что если Вася Чигинский вдруг попросил меня станцевать степ, я бы это сделал.

М. БАГДАСАРЯН ≈ На крыле самолета?

В. НИКОЛАЕВ ≈ Да, в любой....

М. БАГДАСАРЯН ≈ Нет, я серьезно, те навыки и умения, которые приобретаешь вместе с внутренней раскованностью, которая требуется, без них никуда.

В. НИКОЛАЕВ ≈ Спасибо. Действительно очень хороший и профессиональный вопрос. На самом деле, это полезно, потому что именно в кино человек должен очень хорошо понимать, какими красками сейчас он может пользоваться. На крупном плане он не может использовать широкие движения, потому что он просто выпадет из кадра. Поэтому здесь нужно пользоваться минимальными средствами. Средний план позволяет больше, общий план требует других проявлений и знаний ≈ все это техника. И если человек какое-то время занимался танцем, это ему очень сильно помогает. И вообще, интересней смотреть на актера, который многое умеет.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Хорошо. Итак, после этого сертификата какие еще были истории, связанные с Соединенными Штатами?

В. НИКОЛАЕВ ≈ А потом была еще одна история постановки мюзикла в Принстонском театре, где мне повезло участвовать и быть консультантом и наблюдателем от первой читки и до премьеры.

М. БАГДАСАРЯН ≈ То есть вы сами на сцену не выходили.

В. НИКОЛАЕВ ≈ Нет. И приглашение это было, наверное, следствием того, что во время первого визита у нас возникли какие-то связи, потом приехали ребята и педагоги посмотреть, что мы делаем в Москве. Они увидели наш дипломный спектакль «Мастер Гарольд и его слуги» и предложили мне приехать туда на стажировку и посмотреть, как вообще делаются мюзиклы, чтобы поднабраться опыта. Там было забавно, это незабываемая поездка, но одним из открытий было знакомство с самим классиком, автором пьесы, потому что он оказался очень интересным человеком в возрасте около шестидесяти лет, сидящим на столе, болтающим ногами и рассказывающим очень мило о том, как он писал в этот момент жизни. И мы даже жили с ним в одном доме. Мне повезло познакомиться с людьми, которые, например, получали награды «Тони» на Бродвее. Джордж Фэйзен получил эту награду за «Блэк энд блю». Это действительно реальные люди, которые работают. С ними в живом общении понимаешь, как происходит жизнь нормального актера там. Сравниваешь.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Хорошо. Сравниваешь. Вы там были консультантом. Пригодились приобретенные там умения здесь?

В. НИКОЛАЕВ ≈ Да, конечно. Практически в каждой роли было что-то, что касалось танцев. Наверное, в «Сухом» впервые обошлись без танцев. Прошли в этом смысле насухо. Начиная с самых первых фильмов, и в «Насте», и в «Очень верной жене», и в «Ширли-мырли», у меня всегда было много танцевальных номеров. Какое-то время даже друзья шутили, что у меня нет ни роли без батмана. Возвращаясь к «Сухому», это очень интересная история, потому что наконец-то обратились к теме авиации.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Я прошу прощения, что значит, наконец-то обратились к теме авиации? У меня мгновенно возникло два ощущения. Во-первых, что все поля уже вспаханы, осталось только поле авиации. Во-вторых, что вы все время ждали, когда же они снимут кино про авиацию. Вы ждали этого?

В. НИКОЛАЕВ ≈ Честно говоря, ждал сценария, который коснется людей, занимающихся этой романтической и очень мужественной профессией.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Хотели стать летчиком?

В. НИКОЛАЕВ ≈ Ну какой мальчишка не мечтал стать летчиком? Это редкость большая.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Кто-то, может быть, и моряком.

В. НИКОЛАЕВ ≈ Конечно, но стремились в стихию, правда? И в этом смысле я не исключение. И как нормальный в нашем дворе мальчишка я мечтал быть разведчиком, моряком, летчиком, и мне повезло. Я в каком-то виде, хотя бы чуть-чуть это могу попробовать, потрогать и прожить немножко. И «Сухой» очень благодатный в этом смысле материал, потому что, даже имея в виду неоднозначность персонажа, которого мне было предложено сыграть, состоялось знакомство с реальными летчиками, подтвердилась догадка о том, что они очень интересные люди. Пилоты «Сухого» ≈ это элита элиты нашей авиации. Люди, прошедшие боевые действия неоднократно, как правило, все Герои России. Молодые, полные сил, здоровые мужчины. Это удивительно, когда пилот, на самолете которого происходят съемки, подходит и спрашивает на съемочной площадке: «У нас с тобой интересный разговор завязался, скажи, у вас обед когда?» Я говорю: «Ну, наверное, с двух до трех». ≈ «Ага, сейчас одиннадцать. Я слетаю в Актюбинск, вернусь и договорим». Вот такими категориями мыслят люди, понимаете.

М. БАГДАСАРЯН ≈ А съемки проходили под Москвой?

В. НИКОЛАЕВ ≈ Большей частью да, были съемки в Симферополе, в Англии что-то снималось, по-моему, даже в Нью-Йорке, но что касается моей части роли, это были в основном Москва и Юг. Очень повезло познакомиться с реальными людьми и с ними пообщаться, и если получится то, что мы задумали, это будет здорово. Зритель увидит, и я думаю┘

М. БАГДАСАРЯН ≈ И наверняка полюбит.

В. НИКОЛАЕВ ≈ Наверняка оценит наши усилия, полюбит или нет, я не знаю, потому что героя, которого я играю, вряд ли можно полюбить. Этот человек, безусловно, профессиональный, талантливый, смелый, мужественный, но, к сожалению, совершающий очень большую ошибку. Чувство патриотизма, которое в нем действительно есть, гипертрофированно, и в какой-то момент он начинает думать, что, подвергая жизнь свою, своей семьи, своих друзей опасности, он может взять на себя смелость сделать нечто, что повлияет на международную обстановку. Вернет России тот статус, который хотелось бы иметь родной стране. Это, конечно, ошибка, и, слава Богу, что к концу фильма он это осознает, но не сразу.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Он летчик?

В. НИКОЛАЕВ ≈ Да, он летчик лучшего в мире истребителя, а это серьезный аргумент.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Вы сидели за штурвалом, вы поднимались в воздух?

В. НИКОЛАЕВ ≈ Сидел за штурвалом, в воздух не поднимался, потому что условия, которые были предложены, не устроили продюсерскую сторону. Там есть свои определенные риски, и это совершенно нормально.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Нет, ну я не имела в виду в одиночку подниматься в воздух на лучшем в мире истребителе.

В. НИКОЛАЕВ ≈ Я с трудом себе представляю человека, который доверит┘

М. БАГДАСАРЯН ≈ ┘ который доверит штурвал новичку, вообще даже не новичку, а просто, скажем так, дилетанту, ну в хорошем смысле.

В. НИКОЛАЕВ ≈ Да и вообще человеку, который не имеет к этому никакого отношения. В фильме есть положительный герой, который не сразу, но понимает его заблуждение. Потому что пилот, которого было доверено мне сыграть, постарше, поопытнее, летает лучше и уже прошел боевые действия. А этот молодой герой, можно сказать, только из летной школы. Он очень талантливый, но опыта нет.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Кто его играет?

В. НИКОЛАЕВ ≈ Молодой артист, вы увидите его, вы знаете, очень хорошо, что у нас в этом кино четыре человека ≈ выпускники Школы-студии МХАТ.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Этого года?

В. НИКОЛАЕВ ≈ Разных лет.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Ну да, если считать, что вы тоже выпускник Школы-студии МХАТ.

В. НИКОЛАЕВ ≈ Да, все чаще и чаще на разных мероприятиях это становится каким-то совпадением. Вот, допустим, вручают какой-то приз, недавно, например, Первый канал называл самых сексуальных актеров, и в результате получается, что из Школы-студии очень много людей, причем трое моих однокурсников. Получается, что это практически триумф системы Станиславского.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Это кто?

В. НИКОЛАЕВ ≈ Володя Машков, Ира Апексимова, Сергей Безруков и я попал каким-то образом в этот список. Так что очень здорово, и еще более удивительное совпадение, что в заграничных проектах действительно снимаются американские артисты, но, попадая на съемки, скажем, в Калифорнию, встречаешься с нашими ребятами, выпускниками курса Сан Саныча Калягина, например. Равиль Исьянов, Илья Волох замечательно работают там.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Живут и работают.

В. НИКОЛАЕВ ≈ Да, и много-много ребят. Илья живет там, Равиль ездит туда и обратно. И сейчас, слава Богу, многие стали успевать ездить домой и сниматься дома, потому что интересней, чем дома, работы не будет все равно.

М. БАГДАСАРЯН ≈ При всех возможностях приобрести там разные умения и навыки, все равно интереснее работать дома.

В. НИКОЛАЕВ ≈ Материала такого не будет никогда и нигде, потому что раз уж мы на канале «Культура», то такого культурного наследия, какое есть у нашей страны, нет ни у одной другой. И это объективно, это всеми признается, и недаром они ставят и будут ставить Чехова и Толстого.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Хорошо, но мы все-таки вы обещали назвать актеров.

В. НИКОЛАЕВ ≈ Не назову, это первая его большая роль и очень хороший у них тандем с молодой героиней. Очень здорово сыграли ребята, и сложность этого проекта заключалась в том, что нам приходилось дома играть на английском языке. Это довольно странное ощущение, потому что когда ты там вынужден это делать, это еще Бог с ним, но когда здесь┘

М. БАГДАСАРЯН ≈ А на кастинге требовалось знание английского языка?

В. НИКОЛАЕВ ≈ Наверное.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Но вы кастинг не проходили.

В. НИКОЛАЕВ ≈ Мы проходили.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Как это все происходило?

В. НИКОЛАЕВ ≈ Устное собеседование. Мы поговорили с продюсером Олегом Копанцом, какие-то фильмы они видели из того, что у меня было, и дали почитать сценарий. Мы поговорили о роли, Василий Чигинский и Олег согласились, что было бы интересней, если бы мотивировки моего героя не ограничивались только материальной выгодой, потому что очень трудно было себе представить человека, попавшего в этот отряд, который руководствуется желанием заработать еще денег. И все. Ибо жизнь так отбирает людей, которые попадают в этот отряд, что у них совершенно другие ценности. И эти ценности, настолько привлекательны, даже с искажениями, которые есть у моего героя, что хочется о них поговорить, в каком-то смысле предостеречь ребят, если, не дай Бог, будет такое заблуждение, то, к сожалению, заканчивается вот так. Что получится и что останется после монтажа, это будут решать режиссер и продюсер, но хотелось именно в этом направлении поработать.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Когда появится фильм на экранах?

В. НИКОЛАЕВ ≈ Надеюсь, что к весне.

М. БАГДАСАРЯН ≈ В фильме о героях, о летчиках, о людях, которые рискуют, конечно же, должна быть любовная тема?

В. НИКОЛАЕВ ≈ Да, конечно, она есть. Она принадлежит молодым, красивым, талантливым героям. В моем случае она упоминалась, но, к сожалению, он так далеко зашел, что подверг опасности и жену, и ребенка. И это послужило рычагом для тех людей, которые пытались и в результате вынудили его делать то, что он совсем делать и не хотел. Он думал, что он их обхитрит, а в результате получилась комбинация посложнее, которая стоила ему жизни.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Итак, вы не назовете ни одного из актеров с нашей стороны.

В. НИКОЛАЕВ ≈ Не назову, потому что если вы включите сейчас телевизор и посмотрите, то в двух сериалах играет мой непосредственный начальник, в трех сериалах ≈ оппонент героя. Самое главное, что в этом проекте они будут выглядеть иначе, нежели они выглядят в этих сериалах и, если вы пригласите их в студию, они подробнее расскажут о том, что они делают.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Если вы нам их не назовете, то мы их не сможем пригласить. Но я чувствую, что бессмысленно настаивать на этом. Есть еще одна киноистория, в которой Валерий Николаев участвует как актер, но о ней мне бы хотелось поговорить чуть позже. А сейчас вот таким антрактом между двумя актерскими историями в жизни Валерия Николаева прозвучит, наверное, информация, размышления, рассуждения на тему DVD арт-фестиваля, к которому Николаев имеет самое прямое отношение. Да?

В. НИКОЛАЕВ ≈ Да.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Итак, он такой вялотекущий фестиваль или очень активный?

В. НИКОЛАЕВ ≈ Приходите и увидите.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Как это выглядит, что это, где это проходит, рассказывайте.

В. НИКОЛАЕВ ≈ Пока это проходит в клубе «Апельсин». Сгенерировала эту идею Оля Романовская, она долгое время занималась фестивалем детективного кино и вот, накопив определенные связи, опыт, возникла идея, а не сделать ли фестиваль, где наш зритель сможет познакомиться с кино, которое не выходит в широкий прокат, а только на DVD- носителях. Нам показалась очень интересной возможность общения зрителей и съемочной группы. Потому что, к сожалению, это общение недостаточно, а то, что бывает на премьерах в Доме кино, ограничено ≈ десять-пятнадцать минут, потом люди расходятся, потом еще какое-то время успевают немножечко поговорить на банкете и все. Хотелось бы, чтобы это общение шло, и эти показы говорят о том, что у людей есть интерес. Вы знаете, это удивительно, насколько люди, которые не имеют отношения к кино, задают интересные такие вопросы, которые редко какой критик задаст. И это очень интересно, это реальный контакт, понимание того, для кого делается кино, и что люди думают по этому поводу, потому что никто их не вынуждает и не обязывает говорить. У них есть желание высказать и свою точку зрения, и пожелания какие-то, и узнать побольше об актере или режиссере, или о сценаристе, который сделал какую-то работу. И это здорово. И если нам удастся каким-то образом потихонечку с помощью наших друзей, сценаристов, режиссеров, критиков поглубже сделать этот разговор о кино и предложить его в такой легкой форме, как живое общение, но достаточно глубокого содержания, было бы здорово, потому что его не хватает.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Первый фестиваль? Когда он начался?

В. НИКОЛАЕВ ≈ В ноябре.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Как это выглядит, это что, показы время от времени?
В. НИКОЛАЕВ ≈ Да, раз в месяц.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Он рассчитан на сезон, на год, как это предполагается проводить, претворять вашу идею?

В. НИКОЛАЕВ ≈ Мечтаем делать это как можно дольше.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Предполагаются какие-то призы, это конкурс или что, существует ли жюри, а если не конкурс, то это просто показы в рамках фестиваля, да?

В. НИКОЛАЕВ ≈ Да.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Содержание фестиваля объясните, пожалуйста.

В. НИКОЛАЕВ ≈ Это показы в рамках фестиваля. Это возможность поговорить с людьми, которые делали кино не только в России, но и за рубежом. Это возможность услышать об их планах, это возможность новых контактов, которые могут принести и совместные проекты, на мой взгляд, это очень интересно зрителю. Очень интересный фильм был показан во время последнего показа, зрители смогут его увидеть в новогоднюю ночь. Это настоящая новогодняя комедия, добрая замечательная, и зрители, которые сидели и смотрели картину, остались довольны, выражали свое восхищение тем, что кино ≈ это семейное дело. Название-то я могу сказать ≈ «Прощайте, доктор Фрейд». Была уже премьера в Доме кино.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Чей фильм?

В. НИКОЛАЕВ ≈ Это фильм молодого режиссера, вы все узнаете в новогоднюю ночь, потому что этим занимаются продюсеры, которые занимаются кроме кинопроизводства еще и другим серьезным бизнесом. У них банк, они совладельцы Ялтинской киностудии, и очень планомерно относятся к раскрутке этого проекта.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Любите вы, Валерий, потомить ожиданием чуда, а если чудо не случится? Воображаете мою реакцию?

В. НИКОЛАЕВ ≈ Случится. Вам обязательно понравится, потому что там очень хорошие актерские работы. Наконец-то у многих ребят, которые не так часто снимались, большие главные роли, там очень хорошие актерские пары. Там есть и любовь, и ирония, и немножечко грусти. Всего там достаточно.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Вы президент фестиваля, арт-директор, как это называется?

В. НИКОЛАЕВ ≈ Это называется президент фестиваля, мы долго думали, как это назвать, что это такое, директор ≈ не директор. Ну, назвали президент.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Кто занимается отбором фильмов?

В. НИКОЛАЕВ ≈ Мы вместе.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Сколько фильмов вы посмотрели, прежде чем отобрали те 12, которые будут показаны в предстоящем году. Я правильно понимаю, что принцип такой ≈ смотрю кино, оно мне нравится, я его показываю.

В. НИКОЛАЕВ ≈ Не совсем. Смотрим кино по странам, потом смотрим, что куплено, а затем смотрим, как это связано с Россией. Потом видим, что, например, аргентинское кино как-то не очень бы у нас звучало, но там принимает участие русскоязычный артист. Батюшки, да это человек, оказывается, эмигрант, очень интересно, почему он уехал. Ага, есть призы у этого фильма. Раз призы, значит, это определенный интерес и по достоинству оцененная работа. Тогда мы предлагаем посмотреть это кино. В случае с Аргентиной нам повезло, потому что пришел посол, мы поговорили, мы насладились и танго, и замечательным чаем и т.д. и т.п. И в смысле новых связей культурных с этой страной была очень позитивная реакция и от посольства Аргентины, и со зрительской стороны.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Это как раз меня не удивляет. Позитивная реакция со стороны посольства, скажем так, естественна, закономерна. Хорошо, вас интересуют только те фильмы, в которых есть наши, т.е. наши в городе, наши в мире?

В. НИКОЛАЕВ ≈ Конечно не только, но эти очень интересуют, потому что это как раз примеры того, что делают наши люди, попадая в другие страны, воспринимая культуру других стран, и насколько им это удается, чем они вообще хотят заниматься там.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Прослеживаете ли вы эти судьбы актерские, режиссерские. Может быть, судьбы операторов, художников, они же разные могут быть. Ведь очень интересно следить за судьбой этого человека, тянуть сюда и другие картины, связанные с ним, и как-то понимать, какая за ним биография, какой он сегодня?

В. НИКОЛАЕВ ≈ Совершенно верно. И поскольку все больше и больше наших российских профессионалов получают возможность поработать в разных странах, причем видно, как высоко они ценятся на очень многих студиях не только в Америке, в Европе. По тому количеству людей, которые возвращаются, накопив что-то, можно, наверное, говорить о том, что скоро проявится качество, которое растет. Не у всех получается, конечно, и об этих судьбах тоже интересно рассказать.

М. БАГДАСАРЯН ≈ На самом деле, друзья мои, Валерий Николаев предлагает вам, я не знаю, отдает ли он себе отчет в этом, довольно интересную историю. Он предлагает вам написать книгу, например, провести исследование, и сам помогает в проведении этого исследования о наших за рубежом.

В. НИКОЛАЕВ ≈ Книгу о наших за рубежом? Не знаю, книгу ли, в любом смысле поразмышлять об этом.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Это же настоящее большое исследование, которое может вылиться в весомый, увесистый книжный труд. Это будут не только статистические данные, сколько выпускников Школы-студии МХАТ работает на тех или иных киностудиях, но и о том, как смешиваются культуры, как адаптируются, как осуществляют на себе влияние, как подстраиваются, вписываются ≈ не вписываются в ту или иную культуру, кинокультуру.

В. НИКОЛАЕВ ≈ Совершенно верно. Это очень интересная история, и хотелось бы, чтобы побольше профессионалов к этому привлекалось, раз уж мы на канале «Культура» сейчас с вами разговариваем, то мы открыты для сотрудничества.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Вот такое предложение сделал вам Валерий Николаев. Между прочим, у нас есть вопрос от нашего слушателя Алексея, который звонил по телефону, и мне передали этот вопрос. «Вы участвовали в фестивале детективного кино?»

В. НИКОЛАЕВ ≈ Наверное, не я, а картина. Это был сериал «Родина ждет». Это не совсем детектив, но там есть детектив. Это не чистый жанр детектива.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Реакция?

В. НИКОЛАЕВ ≈ К сожалению, реакции на просмотре я не видел, потому что был только на открытии.

М. БАГДАСАРЯН ≈ А материально выраженная реакция? Награда?

В. НИКОЛАЕВ ≈ Награда миновала.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Ясно. Раз награда миновала, то обратимся еще раз к актерскому творчеству Валерия Николаева. Я хотела, чтобы наш гость рассказал вам и мне о тех двух сериях, которые появятся на наших телеэкранах в новогодние, предновогодние дни. Речь идет о фильме «Бальзаковский возраст или все мужчины сво...». (Сво ≈ в смысле свободны.) Так мы решили с Валерием Николаевым, потому что все-таки все мужчины свободны некоторым образом. Итак, Валерий Николаев и Юлия Меньшова в двух новогодних сериях, да? Рассказывайте.

В. НИКОЛАЕВ ≈ Свободны не только мужчины, но и женщины. То, что предложили сыграть в этой новогодней серии, интересно и здорово. Мы с Юлей наконец-то встретились на площадке, потому что давно не встречались, а на киноплощадке в первый раз. Работали вместе во МХАТе. Это было здорово.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Когда работали вместе во МХАТе или когда на съемочной площадке?

В. НИКОЛАЕВ ≈ И то и другое. Это было здорово, играла она очень хорошо, и очень здорово, что мы встретились сейчас. Мы получили удовольствие от того, что происходило на площадке, что в формате телесериала мы имели возможность на нормальный съемочный процесс, на нормальное количество дублей, на репетиции сцен, на пробы разных вариантов. И здорово, что режиссер Дмитрий Фикс очень тонко слышит и чувствует каждую сцену, очень точно держит стратегическую линию, имея в виду все то, что уже отснято или будет отснято.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Это у вас после фильма «Сухой» такая терминология про стратегические линии.

В. НИКОЛАЕВ ≈ Мы с вами давно не общались, наверное. Стратегически, да. Стратегическая авиация, истребительная авиация. Выражается это в том, что замечания, которые он делает на площадке, удивительным образом настолько точны. Если человек правильно настроен услышать, а для актера это очень важно. Я для себя увидел Юльку в совершенно новых проявлениях. И очень порадовался, потому что зрители это увидят и поймут, что Юля Меньшова ≈ актриса с очень большим диапазоном, и ее диапазон не ограничивается только на этой роли, она может играть очень серьезные, разные и интересные вещи.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Итак, как будут называться эти серии?

В. НИКОЛАЕВ ≈ Не знаю, они будут показаны 31 декабря.

М. БАГДАСАРЯН ≈ А новогодний финал счастливый?

В. НИКОЛАЕВ ≈ А как же, конечно.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Хорошо, год заканчивается. Для вас он был насыщенным и продолжает им оставаться. Чего вы ждете от нового года, какие новые истории собираетесь запустить. Он, между прочим, до начала нашей беседы меня предупреждал, что не скажет ни слова о планах. Но у нас еще 3,5 минуты в эфире, он может молчать. У нас будет просто дырка в эфире. Я думаю, что он все-таки скажет.

В. НИКОЛАЕВ ≈ Спасибо Марина, это действительно тонко. Конечно, скажу. От года я жду, наверное, того же, что любой нормальный человек ждет.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Что все будут здоровы, все будут счастливы.

В. НИКОЛАЕВ ≈ Все не будут, но хотелось бы, чтобы болели меньше, чтобы родители не болели, дети тоже не болели. Чтобы побольше времени удавалось проводить и с родителями, и с детьми.

М. БАГДАСАРЯН ≈ А творчески?

В. НИКОЛАЕВ ≈ Это как раз прямое отношение к творчеству. Это самое главное творчество, которое возможно, на мой взгляд, и оно самое сложное, поэтому требует всех сил от человека. А то, что будет профессионально происходить? Есть несколько проектов, которые обсуждаются, есть предложения.

М. БАГДАСАРЯН ≈ О чем они?

В. НИКОЛАЕВ ≈ Они о жизни во всех ее проявлениях.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Я не спрашиваю, в каких театрах и какие названия. Я даже не спрашиваю, от каких режиссеров вы получаете предложения. Я спрошу вас так, кого вы хотите сыграть, кого вам еще никогда не предлагали, и вы думаете, почему они не предлагают, я же вполне готов это сыграть и могу сыграть, я это чувствую в себе? Хорошо спросила?

В. НИКОЛАЕВ ≈ Прекрасно, спасибо. Очень хороший вопрос прозвучал, и хочется на него ответить в меру сил. Есть очень много ролей, которые хочется сыграть, есть, правда.

М. БАГДАСАРЯН ≈ В классическом репертуаре или современном?

В. НИКОЛАЕВ ≈ И там и там. Есть очень много...

М. БАГДАСАРЯН ≈ В антрепризе или в стационарном театре?

В. НИКОЛАЕВ ≈ Вы знаете, в хорошем. Это может случиться и в стационарном, и в антрепризе или не случиться вообще, поэтому все зависит от того, для чего люди собрались в этот конкретный проект. Если творчеством позаниматься, тогда здорово. Хотелось бы сыграть шута в «Короле Лире». Хотелось бы еще много сыграть в классике. Хотелось бы себе предложить, не дожидаясь предложений.

М. БАГДАСАРЯН ≈ То есть? Пригласить режиссера, я права?

В. НИКОЛАЕВ ≈ Может быть, и пригласить, может, попробовать снять или поставить. Насколько планам этим суждено сбыться, это будет уже решать жизнь. Если мы готовы к этому, то нам будут предоставлены какие-то возможности, если не готовы, то, значит, будем готовиться. Но в этом направлении мы как раз основные усилия предпринимаем, потому что просто сидеть и ждать, когда тебе что-то предложат, это, по меньшей мере, наверное, легкомысленно. Жизнь идет, поэтому нужно находить возможности самому, и если идет работа со стороны человека, менять что-то сначала надо внутри. Если с этим честно, напряженно человек работает, то это видно, а уж в актерском деле точно. Поэтому вам судить, что мы там наработали, но нам всегда приятно слышать то, что говорят. Плохо ли, хорошо ≈ не важно, главное, что это внимание.

М. БАГДАСАРЯН ≈ За две недели до нового года, думаю, есть абсолютное право поздравлять с наступающим Новым годом и желать Валерию Николаеву шута в «Короле Лире» и всего задуманного именно в 2005 году. Всего вам доброго.

В. НИКОЛАЕВ ≈ Спасибо большое. И вам удачи и здоровья, и успехов в новом году.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Спасибо.