Прямой эфир

Выкл.
Вкл.
00:00
00:00
Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

"Действующие лица" Ток-шоу

Эпизод

17 января 2005 | 14:33

Елена ОБРАЗЦОВА

«Действующие лица», 12.01.05, 14.00
Ведущая ≈ Марина БАГДАСАРЯН


М. БАГДАСАРЯН ≈ Здравствуйте, прежде чем представить наших гостей, я назову повод. Повод для нашей встречи очень и очень серьезный. 14 января в камерном зале Московского международного дома музыки состоится большой концерт, в котором примут участие Елена Образцова, Муяссар Раззакова и Камерный оркестр «Эрмитаж» под управлением Алексея Уткина, габоиста. Вы его хорошо знаете, потому что он солирует в оркестре у Владимира Спивакова. Итак, 14 января состоится большой концерт, а наши гости, конечно же, Елена Образцова и Муяссар Раззакова. И еще в нашей студии сегодня присутствует импресарио Муяссар Раззаковой Арслан Джабаров. Надо вам сказать, что приезд и выступление Муяссар Раззаковой в Москве поддержал фонд «Форум культуры и искусства Узбекистана». Здравствуйте, дорогие дамы, здравствуйте Арслан.

ВСЕ ≈ Добрый день.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Прежде всего, как возникла эта идея и это соединение двух примадонн, двух оперных певиц в одном концерте, Елена Васильевна?

Е. ОБРАЗЦОВА ≈ Это было несколько лет назад. Мы очень давно знакомы с Муяссар, я ее поклонница, у нее изумительный, потрясающий голос, колоратурное сопрано. Она ведущая солистка театра Узбекистана. В прошлом году ей исполнилось, она достигла совершеннолетия, скажем так.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Что вы называете совершеннолетием?

Е. ОБРАЗЦОВА ≈ Сколько тебе было лет?

М. РАЗЗАКОВА≈ 40.

Е. ОБРАЗЦОВА ≈ Да, 40 лет, и Муяссар меня пригласила вместе с Зурабом Соткилавой спеть гала-концерт на сцене Узбекского национального театра. И мы спели этот концерт с громадным успехом, публика стоя нас приветствовала. Конечно, царицей бала была Муяссар. Она пела очень много и совершенно изумительно. Она любимица публики. После этого у нас появилась идея сделать такой концерт в Москве. И вот мы, наконец, соединились и надеемся, что 14 января споем этот концерт в Доме музыки.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Что вошло в программу концерта?

Е. ОБРАЗЦОВА ≈ Вы знаете, у нас немножко разношерстная программа получилась, потому что сначала мы хотели петь арии из опер. Потом, когда я узнала, что у Уткина небольшой оркестр, я подумала, что, может быть, спеть музыку XVIII века ≈ барокко. Потому что этот оркестр больше подходит к музыке барокко, а потом Муяссар сказала, что я буду петь арии.

М. БАГДАСАРЯН ≈ И что вы поете?

Е. ОБРАЗЦОВА ≈ Я пою музыку барокко, Муяссар поет свою музыку, свои арии из опер, а потом мы вдвоем будем петь очень смешные вещи.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Хорошо, когда вы все-таки говорите «оперные арии Муяссар», что вы имеете в виду, что именно вы включили в программу?

М. РАЗЗАКОВА≈ Это отдельные арии в концертном варианте. Бывают арии в оперном варианте, в спектакольном, а здесь я пою концертный вариант.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Давайте назовем этих композиторов и те арии, которые вы поете.

М. РАЗЗАКОВА≈ Моцарт, рондо из оперы «Директор театра», потом пою болеро Елены из оперы «Сициллийская вечерня», вальс Джульетты из оперы «Ромео и Джульетта» Гуно, арию Марфы из оперы «Царская невеста» и, конечно, романс Мухтар Ашхафи Кашмирда.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Надо вам сказать, дорогие радиослушатели, что сегодня вы услышите в исполнении Муяссар Разаковой «Сицилийскую вечерню», болеро Елены из этой оперы, а Кашмирда. Конечно же будет петь для вас и Елена Васильевна Образцова. Вы понимаете, поскольку в нашей студии сидят две прекрасные дамы с изумительными голосами, то мы будем чередовать в нашем эфире пение этих двух замечательных женщин. Каждая из этих певиц своим путем шла к сегодняшнему дню, но пение выбиралось, наверное, как будущая профессия почти одинаково. Елена Васильевна, как это случилось у вас?

Е. ОБРАЗЦОВА ≈ Я пела с 5-летнего возраста. Папа у меня был рыбак, очень любил рыбачить, и когда мы ездили на дачу с папой, он меня брал в лодку, я пугала всех рыб. Я начинала петь, он говорил: «Все, больше я ее не беру с собой, потому что она распугивает всех рыб».

М. БАГДАСАРЯН ≈ А что вы пели?

Е. ОБРАЗЦОВА ≈ А пела я вальсы Штрауса. Тогда, сразу же после войны, был фильм «Большой вальс» об Иогане Штраусе. Я его смотрела бесконечное количество раз и все вальсы Штрауса я знала наизусть. А потом были замечательные фильмы с Лолитой Торес, и я тоже знала наизусть все ее песни. С этого все началось. Потом я уже не представляла себе жизни без пения. Папа очень не хотел, чтобы я была певицей, говорил: «Ты опозоришь нашу семью».

М. БАГДАСАРЯН ≈ Почему, а кем вы должны были бы быть?

Е. ОБРАЗЦОВА ≈ Я должна была быть радиотехником, потому что он очень хотел, чтобы я окончила радиотехнический институт. Но, слава богу, я оказалась дурочкой и не сдала экзамены, а так крутила бы лампочки где-нибудь.

М. БАГДАСАРЯН ≈ А вы поступали?

Е. ОБРАЗЦОВА ≈ Да, я поступала и потом целый год училась на подготовительном отделении, но затем потихохоньку побежала в консерваторию, сдала экзамены только по пению, мне говорят: «Мы вас берем по пению, идите сдавать экзамены остальные». А я сказала: «А я думала, что не надо сдавать, в консерватории надо только петь». Мне сказали: «Тогда будете сдавать экзамены во время сессии первой». Ну а потом все забыли, так я без экзаменов и поступила.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Муяссар, как это было у вас? Когда вы поняли, что это ваше?

М. РАЗЗАКОВА≈ Вообще сказать, я не собиралась стать оперной певицей. У нас поют свои мугамы узбекские. Я начала петь с 7 лет, я хотела стать певицей. У нас свое народное пение, поется горловым звуком. Я хотела стать певицей такого плана. Когда поступила в консерваторию в 17 лет, у меня музыкального образования не было, вообще нот не знала. И меня взяли из-за голоса, у меня такой большой диапазон, но нот не знаю. Они взяли меня на подготовительное отделение. И сказали: «Давайте проверим такой голос, у тебя национальный голос есть, может, ты станешь вокальной или оперной певицей». Но я боялась, узбечки же не могут петь таким звуком.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Почему вы так думали?

М. РАЗЗАКОВА≈ Потому что у нас была одна узбечка, которая пела только оперным голосом, но она пела больше узбекские произведения таким голосом. Я все время думала, что у узбечек не получается. Обязательно должна петь русская или какой-то другой национальности. У нас были свои хорошие певицы оперные. Я просто не понимала тогда, что это такое.

М. БАГДАСАРЯН ≈ А когда ваше заблуждение рассеялось, развенчалось? Что произошло, когда вы услышали саму себя поющей.

М. РАЗЗАКОВА≈ Через 6 месяцев. У нас в консерватории работал один хороший человек Юрий Барсов. Он сам из Ленинграда. В военные годы он попал в Ташкент, ему понравился Узбекистан и он остался у нас. Он у нас преподавал вокал. Когда он меня распевал, я дошла до 3 октавы, пела. Он говорит: «Все, она уже оперная певица, золотой фонд Узбекистана будет». Я думала, родители не разрешат, сначала они были против, потом уже, когда у меня голос звучал, я стала петь хорошо, им тоже понравилось, все пошло нормально.

М. БАГДАСАРЯН ≈ В общем, вы понимаете, что наши дамы не искали легких путей в жизни и шли своим собственным, трудным, подчас очень тяжелым путем к победе. Муяссар, скажите, путь от народной музыки к оперной был труднее, чем наоборот?

М. РАЗЗАКОВА ≈ Были некоторые трудности, конечно, не сразу все получалось. У меня в крови есть это мугамное пение, плюс добавился туда мировой оперный репертуар.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Теперь вы по-другому не можете петь, вы не можете петь чистым таким звуком, как народная певица или можете?

М. РАЗЗАКОВА≈ Могу петь.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Лучше не надо, потому что это очень опасно?

М. РАЗЗАКОВА≈ Да. Они противоположные. Лучше не надо, но пою я очень редко.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Это может отрицательно сказаться на голосе.

М. РАЗЗАКОВА≈ На оперном звуке. Сейчас уже партии пою, спектакли пою в театре, концерты.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Что в вашем репертуаре?

М. РАЗЗАКОВА≈ В моем репертуаре Виолетта из «Травиаты», Джильда из «Риголетто», Разина в «Севильском цирюльнике», «Любовные напитки». А сейчас готовлю Лакме, хочу петь «Искатель жемчуга» Лейла.

М. БАГДАСАРЯН ≈ А что значит «хочу петь и пою». Это как происходит?

М. РАЗЗАКОВА≈ В будущем хочу петь.

М. БАГДАСАРЯН ≈ А какие шансы на то, что это случится?

М. РАЗЗАКОВА≈ Все шансы.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Это зависит от вас?

М. РАЗЗАКОВА≈ От меня, от времени моего.

М. БАГДАСАРЯН ≈ То есть это не зависит от планов театра.

М. РАЗЗАКОВА≈ Нет. Если захочу ≈ будет.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Елена Васильевна, в вашей жизни тоже так было? Вы хотели и пели?

Е. ОБРАЗЦОВА ≈ Вы знаете, не я хотела, а меня хотели. Очень многие театры стояли в очередь, чтобы меня получить на спектакли, и я была счастлива. Я никогда никому не сказала «нет», я всегда говорила «да» и иногда попадала в дурацкие положения, потому что однажды меня пригласили на запись, и я сказала: «Да, да, я знаю». Сказали: «Тогда через 3 дня приезжайте в Лондон». Мне пришлось выучить оперу за 3 дня. Слава богу, не нужно было учить ее наизусть, но по нотам я ее спела.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Елена Васильевна, для вас есть записка от Парфена. «Для нас, уважаемая Елена Васильевна, вы являетесь последней царицей русской оперы, являетесь абсолютной истиной».

Е. ОБРАЗЦОВА ≈ И что дальше?

М. БАГДАСАРЯН ≈ Подпись «Парфен».

Е. ОБРАЗЦОВА ≈ Ну ладно. Я это не люблю, никогда никаких последних не бывает, потому что жизнь идет, рождаются люди, бывают какие-то моменты затишья на оперном небосклоне, но потом все это заполняется новыми звездами, так что на мне это дело не кончится, я вас уверяю.

М. БАГДАСАРЯН ≈ А сейчас период затишья или период расцвета?

Е. ОБРАЗЦОВА ≈ Нет, рассвета еще пока нет, но очень много хороших оперных певцов. Сейчас я провожу мой конкурс в Санкт-Петербурге, это будет уже 4-й конкурс оперных певцов, и приезжают замечательные люди. Почти все конкурсанты, которые получили премии на моем конкурсе, работают в лучших театрах в России и в мире, и в «Метраполитен», и в «Ла Скала». Я считаю, что я делаю очень большое дело.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Четвертый конкурс пройдет в Санкт-Петербурге с 1 по 14 сентября 2005 года. Чем этот 4-й будет отличаться от всех предыдущих?

Е. ОБРАЗЦОВА ≈ Немножко изменилась программа конкурса, но в основном будет тоже самое. Просто в первом туре было очень много произведений. Из-за этого мы очень уставали, жюри просто падало с ног, поэтому я немножко укоротила первый тур, а так будет та же самая программа. Я делала ее из расчета того, что я хочу найти певицу, которая может петь весь мой репертуар.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Почему?

Е. ОБРАЗЦОВА ≈ Потому что это очень сложно, ведь я пою и оперетту, и джаз, и классику, и музыку XVI века, и модерн музыку.

М. БАГДАСАРЯН ≈ И барокко.

Е. ОБРАЗЦОВА ≈ Барокко, конечно, само собой.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Елена Васильевна, до 31 декабря они должны были отправить все свои заявки, да? Уже заявки отправлены?

Е. ОБРАЗЦОВА ≈ Мы продлили еще на один месяц, поэтому до 31 января присылайте, пожалуйста.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Итак, Елена Васильевна Образцова ≈ председатель жюри. Члены жюри ≈ Юлия Варади, Ширли Веред, Николай Гедда, Лариса Гергиева, Режин Креспен, Рената Куфер, Биргет Нильсон, Муяссар Раззакова. Здесь я остановлюсь, потому что это длинный список именитых людей, очень ярких индивидуальностей в оперном мире. Как Муяссар Раззакова оказалась в членах жюри, почему именно она?

Е. ОБРАЗЦОВА ≈ Потому что она исполняет свои произведения на очень высоком уровне, она знает классическую музыку, и мне кажется, что она будет совсем как украшение нашего жюри.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Елена Васильевна, но одно дело петь, а другое оценивать все-таки пение других людей.

Е. ОБРАЗЦОВА ≈ Если она плохо это будет делать, мы больше ее не пригласим, так мы делаем и с другими великими певцами.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Да, есть такие люди?

Е. ОБРАЗЦОВА ≈ Да, есть очень строгие, очень властные, которые не могут быть в жюри, и потом мы их не приглашаем.

М. БАГДАСАРЯН ≈ А что такое быть в жюри, какими навыками нужно обладать?

Е. ОБРАЗЦОВА ≈ Я считаю, что члены жюри это как доктора. Мы должны определить болезнь певцов или констатировать замечательное их здоровье. Это очень трудная профессия быть членом жюри. Это как профессия, потому что мы должны певцов оценивать не только с точки зрения голосовых данных, но и знания языков, знания стилей музыкальных. Я так думаю, что у меня жюри высочайшего класса, у нас нет никаких других забот, как только выявить самых талантливых, поэтому очень многие подают заявления на мой конкурс. У нас очень серьезно и честно поставлено дело, поэтому все студенты очень любят мой конкурс.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Вы на скольких языках поете?

Е. ОБРАЗЦОВА ≈ На 9-ти. Английский, французский, немецкий, итальянский, испанский, японский, латинский, венгерский, сейчас не вспомню, еще один остался, ну русский, наверное.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Муяссар, а вы на скольких? Английский, французский┘

М. РАЗЗАКОВА≈ Нет, английского у меня нет. Итальянский, французский, немецкий, узбекский, русский.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Вопрос Арслану Джабарову. Почему из довольно большого количества прекрасных узбекских певиц вы как импресарио выбрали Муяссар Раззакову. Или кто кого выбирал?

А. ДЖАБАРОВ ≈ Это, наверное, судьба нас выбирала. Муяссар является моей супругой. Я когда увидел ее первый раз на сцене, просто был влюблен, после этого женился на ней. Вот с этого началось наше творческое сотрудничество.

М. БАГДАСАРЯН ≈ А что она пела в тот самый вечер, когда вы ее увидели?

А. ДЖАБАРОВ ≈ Она пела чисто узбекские песни о родине. А я всю жизнь в Москве жил, когда я приехал, увидел, как она про родину поет, это как-то меня затронуло, решил уже уехать из Москвы в Ташкент обратно.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Путь к сердцу мужчины лежит через родину.

А. ДЖАБАРОВ ≈ Да.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Вот оно решение всех вопросов. Был звонок от Елены с вопросом, где можно приобрести записи Елены Васильевны Образцовой. Я думаю, что это сделать сложно, но можно, и для этого есть соответствующие магазины. В конце концов, это можно сделать через Интернет. «Когда вы планируете свой следующий концерт в Москве?» Это вопрос к вам, Арслан.

А. ДЖАБАРОВ ≈ Сейчас конкретные сроки не можем сказать. Сейчас мы работаем с продюсерским центром Олега Березина. Конкретно о сроке говорить рано, потому что в сентябре ожидается международный конкурс фонда Елены Васильевны Образцовой. Она там задействована, поэтому она очень серьезно готовится именно к этому мероприятию.

М. БАГДАСАРЯН ≈ А что значит готовиться к конкурсу, в котором не ты принимаешь участие, а другие певцы?

А. ДЖАБАРОВ ≈ В жюри гораздо сложнее, чем петь.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Она тут сама сказала, что лучше бы я вышла на сцену и спела. Муяссар, а все-таки что значит готовиться к чужому конкурсу, или чужих конкурсов не бывает?

М. РАЗЗАКОВА ≈ Я думаю, вокальные оперные конкурсы это общая наша забота, потому что там мы выбираем самых лучших певцов будущей оперы.

М. БАГДАСАРЯН ≈ А как вы готовитесь к этому конкурсу, что вы делаете? Вы слушаете?

М. РАЗЗАКОВА ≈ Я особо не готовлюсь, я другими делами занята, сейчас спектаклями своими, новую концертную программу делаю. Потом мы собираемся делать новый компакт-диск, с новыми моими программами.

М. БАГДАСАРЯН ≈ А уже был выпущен один?

М. РАЗЗАКОВА ≈ Да, один был выпущен. Ко второму готовимся с совершенно новой программой. Это больше романсы и старинная музыка.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Романсы русских композиторов?

М. РАЗЗАКОВА ≈ И русские есть, и узбекские, и зарубежные.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Мировая музыкальная культура на новом диске Муяссар Раззаковой. Ищите там же, где вы будете искать диски Елены Васильевны Образцовой. Елена Васильевна, а предполагается, что члены жюри по окончании конкурса сами выступят в таком объединенном концерте, имена то какие, голова кружится просто?

Е. ОБРАЗЦОВА ≈ Голова кружится, но уже все в таком возрасте, когда уже почти не поют. У меня были первые конкурсы, когда выступали наши солисты, и Ренато Скотто пела с Габриеллой Туччи. Сейчас не знаем, пока еще не ведем переговоры. Вот я сегодня получила телеграмму от Николы Гизелева, наверное, он сможет спеть что-то, потому что он только что вернулся из гастрольной поездки. На открытии конкурса у нас обычно поют все победители предыдущих конкурсов, а последний день мы устраиваем гала-концерт, когда выступают и члены жюри, и те, которые получили премии.

М. БАГДАСАРЯН ≈ А почему конкурс проходит в Петербурге, почему не в Москве?

Е. ОБРАЗЦОВА ≈ Потому что там мне его предложили провести, а на предыдущем конкурсе мне очень помогла деньгами Швецова Людмила Ивановна, помощница Лужкова. Она сказала: «Может быть, все-таки мы проведем его в Москве». В 2006 году он пройдет в Москве.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Он окончательно переедет в Москву?

Е. ОБРАЗЦОВА ≈ Ни в коем случае, просто он будет проходить каждый год.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Елена Васильевна, как живет фонд Елены Образцовой, какие главные задачи вы перед собой ставите?

Е. ОБРАЗЦОВА ≈ Нет, у нас фонда нет, у меня есть культурный центр Елены Образцовой. Мы очень много делаем концертов, я, например, провожу в Петербурге мастер-класс. Я рассказываю о моих любимых операх, с кем я работала, о дирижерах, режиссерах, о певцах. В этом мастер-классе принимают участие молодые певцы, с которыми я работаю на публике, рассказываю, как надо петь и о чем идет речь.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Это при полном зрительном зале?

Е. ОБРАЗЦОВА ≈ При полном зрительном зале. Это имеет колоссальнейший успех в Петербурге. Я думаю, сделаю то же самое в Москве.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Почему все ваши инициативы рождаются в Петербурге?

Е. ОБРАЗЦОВА ≈ Потому что я родилась в Петербурге, это мой город, и там меня очень любят.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Я хотела, чтобы вы это сказали.

Е. ОБРАЗЦОВА ≈ Там меньше аппарат чиновников, которые мешают работать людям, желающим работать.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Елена Васильевна, ваши планы?

Е. ОБРАЗЦОВА ≈ Я сейчас еду с сольными концертами в Ярославль и Киев, если все будет хорошо, буду петь там джаз с Бутманом. 24 января еду в «Ла Скала» петь «Пиковую даму».

М. БАГДАСАРЯН ≈ В «Ла Скала», в обновленный театр, уже после реконструкции?

Е. ОБРАЗЦОВА ≈ Да, а потом у меня спектакли в Чехии, а затем в Японии концертная поездка.

М. БАГДАСАРЯН ≈ А когда будет ближайшая оперетта в вашей жизни?

Е. ОБРАЗЦОВА ≈ В мае в Санкт-Петербурге будет большущий концерт оперетты.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Состоящий только из оперетты.

Е. ОБРАЗЦОВА ≈ Да, а потом еще будет очень интересный концерт. 13 мая в Большом зале филармонии в Петербурге я буду петь концерт с Тамарой Синявской.

М. БАГДАСАРЯН ≈ Спасибо вам большое за то, что пришли к нам. И вам, Елена Вассильевна, и Муссияр Раззаковой, и Арслану Джабарову.

ВСЕ ≈ Вам спасибо.