Прямой эфир

Выкл.
Вкл.
00:00
00:00
Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

Музыка автономных областей Музыкальные

Эпизод

06 декабря 2019 | 01:30

Гарри Парч – микрохроматика с человеческим лицом

Гарри Парч (1901-1974) – несомненно, самая сильная и яркая творческая личность в цикле "Гравикорды и утюгоны". Отец его был миссионером в Китае, мать пела ему китайские песни, научила читать ноты и играть на разных инструментах. И первое его вокальное сочинение было на стихи китайского классика – поэта Ли Бо. В 14 лет Парч уже подрабатывал пианистом в немом кино. И тогда же сам начал сочинять музыку. Как и Ли Бо, он бродяжничал, но везде, где только можно было (даже в портовом Новом Орлеане, где работал матросом) все свободное время проводил в библиотеках и сам осваивал историю и теорию музыки.

В 22 года он открыл для себя так называемый натуральный (или чистый) строй (just intonation). На его основе сформировал собственный звукоряд, в котором октава делится не на 12 полутонов, а на 43 микротона. В отличие, однако, от большей части микротоновой музыки Парч никогда не ставил перед собой задачу использовать как можно больше микротонов, из-за чего теряют смысл канонические представления о тональности. А в "наномузыке Парча" (по остроумному выражению сибирских музыкантов, однажды попытавшихся ее воспроизвести) микротоны служат, в первую очередь, для передачи интонационного многообразия человеческой речи.

Под влиянием античных музыкальных теорий он также сформулировал принцип "телесности" в противовес математической умозрительности европейской классической темперации и гармонии. Отсюда своеобразный синкретизм, в котором пение, игра на музыкальных инструментах и танец составляют единое целое. Свою теорию Парч изложил в основательном труде Genesis of a Music ("Происхождение одной музыки").

И, наконец, то, благодаря чему Парча знают лучше всего: его собственные музыкальные инструменты, первыми из которых был альт с грифом от виолончели и гигантская кифара, созданная по образцу древнегреческой, но выше человеческого роста. Дальше были хромелодеон – 43-ступенная фисгармония, "тыквенное дерево" с "корейскими колоколами" (без языков) на стволе эвкалипта, "ромбовидная маримба"… Конечно, одни эти названия уже говорят о многом, но самое главное, что они абсолютно реалистичны: "конические гонги" – это "носовые части" двух чуть ли не боевых ракет, "чаши туманной камеры" – подвешенные на раме как бы стеклянные крышки от емкостей большого диаметра (действительно, "cloud chamber" – это прибор для измерения радиации в облаках, называемый также по имени изобретателя "камера Уилсона").

Таковы и названия сочинений Парча. Мы, в частности, послушаем отрывки из "Песниветра" (Windsong – в одно слово), "И на седьмой день, лепестки опали в Петалуме" и "8 надписей на переходе через шоссе в Барстоу". Все это в целом производило и производит впечатление даже на рок-музыкантов – от Брайана Ино до Тома Уэйтса.

музыка музыкальный инструмент
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
01:30
Следующий выпуск

Вторник, 28 сентября

01:30