Прямой эфир

Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

Новости


15:11
21 сентября 2021

Московская международная книжная ярмарка пройдёт в очном формате

34-я Московская международная книжная ярмарка пройдёт с 24 по 27 сентября.

В этом году Московская международная книжная ярмарка откроется на новой площадке – в Центральном выставочном комплексе "Экспоцентр" (павильон № 5) на Краснопресненской набережной. На мероприятии будут соблюдены все необходимые меры предосторожности в соответствии с актуальными на момент проведения рекомендациями Роспотребнадзора.

Ярмарка одновременно пройдет в онлайн и в офлайн форматах, и таким образом будет доступна для участия из любой точки мира. События будут транслироваться на официальном сайте, а также в сообществе ВКонтакте

Более 200 издательств из различных регионов России представят свои книги и программу в павильоне и отапливаемых уличных шатрах. Здесь можно будет найти книжные новинки 2021 года, бестселлеры, художественную литературу, нон-фикшн, детскую и учебную литературу, комиксы и музейные издания. Книги будут продаваться по издательским ценам.

За четыре дня состоится более 300 мероприятий на девяти площадках: встречи с популярными авторами, презентации книг, открытые дискуссии и мастер-классы.

На ярмарке выступят российские писатели Наринэ Абгарян, Мария Арбатова, Павел Басинский, Мария Бобылева, Полина Дашкова, Вадим Панов, Дмитрий Потапенко, Виктор Рызов, Ольга Савельева, Дмитрий Соколов-Митрич, Марина Степнова, Татьяна Устинова, Сергей Шаргунов и другие. Со своими новыми книгами лично познакомят читателей Юлия Дубинина, Раиса Кичигина, Иван Охлобыстин, Александр Проханов, Виктор Ремизов, Карен Шахназаров, Иван Шипнигов и другие.

читать текст

13:35
20 сентября 2021

"Радио "Культура" проведет прямые эфиры с ярмарки Cosmoscow

Радиостанция представляет серию прямых включений с международной ярмарки современного искусства Cosmoscow.

Видеотрансляции нашей студии будут доступны на платформе СМОТРИМ и портале Культура РФ с 14 до 18 часов. Также слушайте прямые включения в эфире нашей радиостанции в это же время. В числе тех, кто придёт в нашу студию – арт-директор Cosmoscow Саймон Рис, художница Надя Октябрь, куратор коллекций Евгения Хамина, руководитель арт-консалтинга Cosmoscow Наталья Горленко, художник и сценограф Ирина Корина, основатель и директор ярмарки цифрового искусства CADAF и Новой Академии Искусств Джесс Конатсер, куратор Фонда Cosmoscow Алексей Масляев и победитель Ruinart Art Patronat Миша Бурый, основатель галереи "Алиса", куратор арт-резиденции "Выкса" Алиса Багдонайте, сокуратор программы конференции "Искусство и практики гостеприимства" Женя Чайка, основатель и директор ярмарки Cosmoscow, искусствовед Маргарита Пушкина и главный архитектор ярмарки Наталья Зайченко.

Записи эфиров будут доступны позже на странице спецпроекта Cosmoscow 2021.

читать текст

13:35
20 сентября 2021

Третий фестивальный день в Сан-Себастьяне: поэты, псевдонимы и разговоры с Богом

С Сан-Себастьяне продолжается 69-й международный кинофестиваль. В рамках основного конкурса показали три фильма: "Благословение" Теренса Дэвиса, "Артюр Рэмбо" Лорана Канте и "Яко на небеси" Теа Линдебург. На показах побывала Арина Богдан.

"Благословение" Теренса Дэвиса – байопик, основанный на автобиографии британского поэта Зигфрида Сассуна, получившего свое не совсем английское имя в честь персонажа оперы Вагнера, которую любила мать. Сассун был интеллектуалом, денди и гуманистом. Фильм повествует о его жизни в период с начала Первой мировой и до начала Второй мировой войны. Теренс Дэвис, который в своем творчестве исследует тему человека на войне и после нее, с невероятным мастерством вплетает в ткань своего повествования архивные съемки, используя военную хронику их не только как документ эпохи, но в первую очередь как создающий метафоры художественный инструмент. "Благословение", подобно жизни, соткано из разных тем и интонаций. Из антивоенной истории зритель погружается в атмосферу творческой элиты Лондона, где отношения свободны и болезненны, а затем переходит к теме авторского поиска и отношениям между отцами и детьми. Мастерство Дэвиса заключается в умении создавать незаметные переходы, в умении создавать жизнь. Его новая работа – путешествие по страницам мировой и британской истории, по миру культуры и литературы первой половины ХХ века и, конечно, во времени. Нечто похожее режиссер совершал в своей документальной картине "Время и город". Но если там была исключительно работа с архивом, то для нового путешествия было необходимо выбрать идеальную команду актеров и в первую очередь – исполнителя главной роли. Джек Лауден сумел создать сложный образ, в котором с одной стороны есть тяга к запретным плодам, а с другой детская стеснительность и боль за судьбы мира. "Благословение" – пример кино большого стиля и, определенно, один из лучших фильмов программы.

О творчестве и судьбах мира также картина Лорана Канте, который вернулся в основной конкурс кинофестиваля в Сан-Себастьяне спустя девять лет. В фильме "Артюр Рэмбо" (именно Рэмбо через "э", так как речь идет об игре слов) он продолжает исследования, занимающие его уже не одно десятилетие: это – роль творца и его конфликт с окружающим миром, а также идея подмены, обмана, выдачи себя за кого-то другого. Герой его новой киноленты – молодой писатель Карим Д., который выпустил роман об иммигрантах и попал в топ популярнейших авторов. Но в одночасье его восхождение на Олимп прекращается из-за старых публикаций в соцсетях под псевдонимом Артюр Рэмбо.

В этой очень простой истории Канте, конечно, обращает внимание на роль социальных сетей и медиа в современной жизни. На то, как они создают героя и низвергают его. Но помимо этого, фильм "Артюр Рэмбо" говорит о границах дозволенного, об агонистических поисках художника, во время которых он не помнит о табу или, напротив, ощущает острую потребность эти запреты нарушить. Если копнуть еще глубже, то Канте снял картину о несовпадении разных культур и поколений, о том, что один и тот же код каждый считывает по-своему, что ведет к агрессии и конфликтам. А еще по духу и стилю "Артюр Рэмбо" – рифмуется с драмой Надава Лапида "Синонимы". В обеих лентах иммигранты в самом сердце Парижа испытывают уверенность в том, что счастье возможно, но не находят ничего, кроме одиночества.

Фильм Лорана Канте, который обрывается внезапно, оставляет чувство выхваченного из жизни момента. Равно, как и любая слава, любой успех мимолетны, оставляя лишь отблеск, подобно следу от падающей звезды.

Первым дебютом в конкурсе стал датский фильм "Яко на небеси", который сняла датчанка Теа Линдебург. Фильм с первых кадров подтверждает свое религиозное название: зритель оказывается на залитом солнцем поле, где колосится спелая пшеница. Чем не рай на земле. Но спустя две-три минуты вдруг начинается необъяснимая кровавая жесть, которая могла бы превратить картину в замечательный скандинавский хоррор, но не превратила. Жесть длится всего секунды, и до самого финала остается не вполне оправданной вставкой. Впрочем, неоправданность – одна из фишек нынешнего конкурса, в котором уже были фильмы, вызывающие лишь один вопрос "а зачем?". Тем не менее, не став хоррором, картина "Яко на небеси" вновь возвращается к теме религии с непременными сомнениями и фанатичной верой. Чисто формально картина начинает напоминать ленты Михаэля Ханеке, но по градусу зашифрованной информации до них, конечно, не дотягивает.

Теа Линдебург обращается к традициям литературы эпохи классицизма с единством места, времени и действия. Нам предлагается провести сутки с юной Лизой, которая просыпается полной замечательных планов 14-летней девчонкой, а утром следующего дня становится главной женщиной в доме и огромной семье. Картина длится чуть меньше полутора часов, но ощущение такое, будто дольше. Сопереживать и сочувствовать персонажам почти не получается, так как все слишком схематично, но этот схематизм не превращает их в архетипы. Однако фильм "Яко на небеси" напомнил о том, что неплохо бы было пересмотреть картину "Слово" другого датского режиссера Теорода Дрейера. Тема та же – попытка не разочароваться в Боге – только исполнение совсем другое.

читать текст

12:54
19 сентября 2021

Созависимые отношения в Сан-Себастьяне

Премьера двух созвучных друг другу фильмов состоялась в основном конкурсе 69-го Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне. Обе картины созданы женщинами-режиссерами. Это испанская драма "Maixabel" и британская – "Уховёртка". На показах побывала Арина Богдан.

Режиссер фильма "Maixabel" – Исиар Болейн, которая уже принимала участие в конкурсе Доностии и даже получала приз. Майшавел – имя вдовы одной из жертв баскской леворадикальной группировки ЭTA, с которой страна боролась на протяжении 50 лет. О полном разоружении и прекращении деятельности ЭТА объявила лишь четыре года назад. Но до того Майшавел Хауреги не только возглавила Общество жертв терроризма, но и стала первой, кто согласился встретиться с бывшими участниками группировки, пожелавшими рассказать о своем раскаянии пострадавшим семьям. Реальная история, напоминающая по духу "Преступление и наказание" Достоевского, вдохновила Исиар Болейн снять фильм. В создании сценария принимала участие как сама Маишавел Хауреги, так и двое раскаявшихся: Ибон Этчезаретта и Луис Карраско. И, конечно, в Сан-Себастьяне, где ко всему прочему происходит часть действия картины, не могли пропустить такую премьеру. Безусловно, тема важна, раны еще не затянулись, а эхо взрывов и выстрелов отдается в памяти местных жителей. Авторы фильма не могли оступиться, были обязаны найти единственно верную интонацию. В аудитории воцарилась особая атмосфера, в которой, с одной стороны, было ощущение праздника от премьеры, а с другой – напряженность от затронутой темы. Огромный фестивальный зал был полон, насколько это возможно при нынешних правилах, в финале зрители были в слезах. От самой истории, от простоты ее исполнения без излишнего драматизма, от нелепости судеб двух осужденных, которые, в сущности, мечтали о том, о чем мечтали жертвы, и в общем, могли и не оказаться в группировке, попав туда по какой-то странной случайности. Мир долгие годы смотрел новости о терактах, совершенных баскскими сепаратистами, но этот фильм – совсем иной взгляд на историю, взгляд с обеих сторон, как ни парадоксально, остро нуждающихся друг в друге. 

Британский фильм "Уховёртка" сняла француженка Люсиль Хадзихалилович, которая уже получала в стране Басков награду в конкурсе "Молодые режиссеры" и приз жюри в основном конкурсе. Что сказать? Есть фильмы с конкретной историей и линейным сюжетом или же лишенные какого-либо сюжета. Есть абсолютный реализм или фантазии. Они делятся на аттракцион/развлечение, или что-то, что, так или иначе, меняет зрителя. Но бывают работы, которые не относятся ни к одной из категорий. После просмотра таких картин выходишь лишь с одним вопросом: а для чего было это все? Кажется, Люсиль Хадзихалилович сняла именно такое кино. Оно претендует одновременно на психологический триллер, экзистенциальную драму и нечто в духе Чарли Кауфмана. Однако по всем фронтам что-то не складывается, не дотягивает. После финальных титров зритель остается с многочисленными вопросами, но не к себе самому (как бывает после хороших фильмов), а к сценарию и к авторам. Из развешенных ружей некоторые выстреливают, но криво, а некоторые не выстреливают никогда. Вкупе с ощущением некоего омерзения от происходящего на экране все это оставляет тяжелое послевкусие. Впрочем, название у ленты говорящее – все персонажи очень странной истории о беззубой девочке и присматривающим за ней мужчине похожи на подопытных насекомых. Однако "Уховертка" идеально вписывается в тенденцию этого года. По настроению она созвучна с обладателем "Золотой пальмовой ветви" Канн, лентой "Титан", также снятой женщиной-француженкой. Кроме того, фильм передает чувство одиночества во время изоляции, ведь два главных героя живут одни в огромной пустынной квартире. И, наконец, как ни странно, но "Уховертка" созвучна с другим конкурсным фильмом "Maixabel", ведь в обоих исследуется природа созависимых отношений жертва-преступник. Небольшая деталь. Люсиль Хадзихалилович – супруга французского режиссера Гаспара Ноэ. Его фильм "Vortex" принимал участие в конкурсе Канн и представлен в одной из программ фестиваля в Сан-Себастьяне. Так что, звездная пара приехала в полном составе.

читать текст

17:07
17 сентября 2021

Ассоциация галерей представит специальную программу на Cosmoscow 2021

Три дискуссии о российском арт-рынке, четыре аудиогида и десять встреч с руководителями галерей – с 18 по 20 сентября 2021 года в ЦВЗ "Манеж" Ассоциация галерей представит специальную программу на ярмарке Cosmoscow..

Ассоциация галерей представит специальную программу на ярмарке Cosmoscow. С 18 по 20 сентября 2021 года в центральном выставочном зале "Манеж" пройдут встречи с руководителями галерей и дискуссии о российском арт-рынке. Темы: "Стратегии и практики: как выйти на международный рынок?", "Ценообразование: принципы, споры и прозрачный рынок", "Когда музеи покупают: почему музей – важнейший участник арт-рынка, но в России это не совсем так".

Также подготовлены четыре аудиогида. Они представят обзор всех галерей, представленных на ярмарке Cosmoscow 2021, подробно расскажут об участниках Ассоциации галерей на ярмарке и о молодых художниках, принимающих участие в событии. Отдельный гид будет посвящен тому, какие еще проекты (помимо галерейных) можно увидеть в "Манеже" с 18 по 20 сентября 2021 года.

На стенде Ассоциации покажут экспозицию по истории становления российского арт-рынка. А по регистрации гости мероприятия смогут принять участие в "Часе с галеристом" и получить консультацию по вопросам коллекционирования и работе в арт-индустрии.

читать текст

15:10
17 сентября 2021

Джонни Депп и российские фильмы в Стране Басков

69-й Международный кинофестиваль стартует сегодня в Сан-Себастьяне. На церемонии открытия зрителям покажут два фильма – "Одна секунда" Чжана Имоу и "Эллегия испанской Гражданской войны" Карлоса Сауры. Об основной программе смотра рассказывает Арина Богдан.

Фестиваль в Сан-Себастьяне – один из немногих счастливых киносмотров, которые не отменились и не ушли в онлайн в прошлом году. Его организаторы решились рискнуть, создали все условия для того, чтобы гости и участники не скапливались, чтобы потоки не пересекались, а залы заполнялись лишь на половину. Опыт оказался удачным, и многие смотры последовали ему в нынешнем году.

Таким образом, можно сказать, что Сан-Себастьян, или Доностия, как говорят в Стране Басков, продолжает работу почти в привычном режиме. В основном конкурсе в этом году – пятнадцать фильмов. Среди авторов – Лоран Канет с картиной "Артюр Рембо", где имя поэта конца XIX века вдруг становится актуальным в XXI столетии. Или, например, Теренс Девис с фильмом "Благословение". Судить конкурс будет международное жюри, которое возглавит российско-грузинский режиссер Деа Кулумбегашвили, чей фильм "Начало" год назад получил три награды Сан-Себастьяна, включая Гран-при.

Что касается звездных гостей, то свое присутствие подтвердили Хавьер Бардем, Джессика Честейн, Марион Котияр, Шаролотта Генсбур, Гаспар Ноэ и многие другие. Кроме того, Джонни Депп приедет на фестиваль, чтобы получить Почетную премию за вклад в развитие кинематографа.

В целом же, программа Доностии состоит из многочисленных секций, в некоторые из которых попали и российские фильмы. Два из них – были показаны в программе Каннского фестиваля. Дебют Киры Коваленко "Разжимая кулаки" получил на Лазурном берегу Гран-при конкурса "Особый взгляд". В стране Басков картину покажут в обзорной секции лучших фильмов крупных международных смотров. Там же представлена драма "Петровы в гриппе", которую снял Кирилл Серебренников по мотивам одноименного романа Алексея Сальникова. Лента тоже была в Каннах, но в основном конкурсе.

Кроме того, в Сан-Себастьян приглашен дебютный фильм Лены Ланских "Ничья". Это – драма о девушке из небольшого уральского города, которая в свои 14 лет должна скрывать ото всех, что у нее есть ребенок. Картина попала в программу "Молодые режиссеры". Все работы будет оценивать жюри и в конце фестиваля назовет имена лауреатов.

И, наконец, в рамках кинорынка представлена новая работа Оксаны Бычковой "Нина" - история о том, как порой опасно возвращаться туда, где когда-то было хорошо. Интересно, что сценарий к фильмам "Нина" и "Разжимая кулаки" помогала писать Любовь Мульменко. В этом году она дебютировала, как режиссер; ее фильм "Дунай" попал в конкурс стартующего завтра Кинотавра, где будет соревноваться, например, с уже упомянутой ранее картиной Лены Ланских.

Что касается фестиваля в Сан-Себастьяне, то он завершится 25 числа. Тогда же будут известны имена лауреатов.

читать текст

13:48
17 сентября 2021

Студия "Радио "Культура" на одном из главных событий арт-мира

Прямая трансляция эфиров из студии "Радио "Культура" на XI Международной ярмарке современного искусства COSMOSCOW в Манеже.

20 сентября в Манеже будет работать открытая студия "Радио "Культура".

Ведущие Ксения Ламшина и Оксана Подрига проведут прямые эфиры на одном из главных событий арт-мира – Международной ярмарке современного искусства Cosmoscow. Видеотрансляции будут доступны на платформе СМОТРИМ и портале Культура РФ.

Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow – это место, где можно первым увидеть работы более 300 современных художников, познакомиться с новейшими тенденциями арт-рынка и получить самые необходимые знания об актуальном искусстве.

Свои стенды представит рекордное количество галерей с самой широкой географией в истории ярмарки: посетители смогут познакомиться с участниками из Австрии, Аргентины, Бельгии, Болгарии, Германии, Гонконга, Грузии, России, США, Франции, Швейцарии и Эстонии.

Расписание прямых эфиров и спикеры:

14:05 – 14:25

Саймон Рис – арт-директор Cosmoscow (с переводчиком) и Алена Иванова – директор Pearl Lam Galleries в России.

14:30 – 14:50

Надя Октябрь – куратор коллекций Евгения Хамина (Воронеж), руководитель направления "Музейная деятельность" Группы компаний Хамина.

15:30 – 15:50

Наталья Горленко – руководитель арт-консалтинга Cosmoscow и Ирина Корина – художник, сценограф, автор объектов из фактурных материалов и тканей, а также тотальных инсталляций, "Художник года".

16:05 – 16:25

Елена Завелев – основатель и директор ярмарки цифрового искусства CADAF и Новой Академии Искусств и Джесс Конатсер – главный куратор CADAF & Digital Art Month и основатель Studio As We Are.

16:30 – 16:50

Алексей Масляев – куратор Фонда Cosmoscow и Миша Бурый – победитель Ruinart Art Patronat.

17:05 – 17:25

Алиса Багдонайте – главный куратор фонда искусств "Голубицкое", основатель галереи "Алиса", куратор арт-резиденции "Выкса" и  Женя Чайка – сокуратор программы конференции "Искусство и практики гостеприимства", куратор Первого форума арт-резиденций России, представитель Ассоциации арт-резиденций России.

17:30 – 17:55

Маргарита Пушкина – искусствовед, патрон молодых художников и коллекционер, основатель и директор ярмарки Cosmoscow и Наталья Зайченко – главный архитектор ярмарки.

Подробнее на сайте: https://www.cultradio.ru/brand/audio/id/66867/

читать текст

18:03
16 сентября 2021

Приквел фестиваля St. FIelds пройдет в Санкт-Петербурге

18 сентября 2021 года состоится приквел St. FIelds на территории Севкабель Порта. Сам фестиваль состоится позже.

Организаторы фестиваля St. FIelds приняли решение о его переносе из-за ограничительных мер в связи с COVID-19. Но несмотря на это, 18 сентября 2021 года на территории Севкабель Порта пройдет приквел события. В его программе – главная российская арт-панк группа Shortparis и пионер компьютерной музыки и соратник Coil – Иван Павлов со своим проектом COH. Также состоится петербургская премьера дуэта OXY – экспериментального проекта Ивана Павлова и гитариста Shortparis Александра Гальянова.

Финальный лайн-ап и даты фестиваля St. Fields будут объявлены дополнительно в ближайшее время. Все купленные билеты будут действительны и на новые даты.

Ранее среди участников St. Fields были объявлены Rhys Chatham & local guitar ensemble (США), Shackleton (Великобритания), elektro guzzi (Австрия), Call Super (Великобритания), Shortparis, Владимир Мартынов & Moa Pillar, Дельфин, Summer of Haze x Chernoburkv, Shortparis, 3H Company, Интурист, BAD ZU, Yegor Zabelov, ИльяМазо, Бром и многие другие.

читать текст

17:45
15 сентября 2021

Девять российских фильмов покажут на Пекинском фестивале

XI Пекинский кинофестиваль откроется 21 сентября. Всего на смотре покажут около 300 картин. От России в основной конкурс попал "Блокадный дневник" режиссера Андрея Зайцева.

Российские фильмы покажут на Пекинском международном кинофестивале, который будет проходить с 21 по 29 сентября. В разные секции смотра отобраны девять работ из России, 5 из них – из программы Russian Film Festival – это картины "Спутник", "Маша", "Северный ветер", "Человек из Подольска" и "Станиславский". В основную конкурсную программу попал фильм Андрея Зайцева "Блокадный дневник".

"Мы всегда отмечали интерес китайских зрителей к нашим фильмам, и Пекинский международный кинофестиваль – прекрасное место, чтобы продолжить развивать сотрудничество с нашими партнерами", – заявила  министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова.

C 17 по 30 сентября фильмы можно будет увидеть очно в кинотеатрах.

читать текст

11:24
15 сентября 2021

Музей русского импрессионизма представляет выставку "Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924"

Экспозиция посвящена крупнейшему показу предметов русского искусства в США.

Выставка-исследование "Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924" откроется в Музее русского импрессионизма 16 сентября 2021 года. Посетители смогут увидеть более 70 знаковых работ из музейных коллекций и частных собраний России и мира, в том числе из Галереи Альбертина в Вене.

В 1924 году на выставке в Нью-Йорке было представлено более 1000 работ. Эта экспозиция является уникальным срезом русского искусства первой четверти XX века. Она предполагала продажу произведений, поэтому ее участники отправляли за океан свои лучшие творения. Со временем работы были рассеяны по разным странам. Музей разыскал многие из них в коллекциях США, Канады, Великобритании, Швейцарии, Испании, Франции, Германии, Австрии, Армении, Таджикистана и других стран. На территории России картины оказались разбросаны от Хабаровска до Ростова-на-Дону. Это большое, почти детективное исследование, обещает стать одним из самых масштабных проектов музея. Поиск работ занял у кураторов больше года.

Искусствоведам удалось установить судьбу нескольких сотен произведений, некоторые из них заново открыты для зрителей. В экспозицию войдут работы Льва Бакста, Игоря Грабаря, Бориса Григорьева, Михаила Ларионова, Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Бориса Кустодиева, Зинаиды Серебряковой и других художников из собраний Третьяковской галереи, Эрмитажа, коллекций Виктора Шкулёва, Анатолия и Майи Беккерман, Романа Бабичева и других.

Выставка продлится до 16 января 2022 года.

читать текст