Прямой эфир

Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

Новости


10:44
28 сентября 2021

Камерный перформанс SOUND UP silence состоится в Москве

Участники мероприятия изучат феномен тишины в музыке.

Новый сезон фестиваля актуальной музыки SOUND UP откроет событие-перформанс, посвященное тишине в музыке.

Куратор события, композитор Дмитрий Курляндский, вместе с музыковедом Ярославом Тимофеевым, медиа-художниками и музыкантами 12 октября в Театре Маяковского поменяются местами со слушателями. Зрители отправятся на сцену, а участники перформанса займут места в партере и постараются найти ответы на вопросы: что такое тишина в музыке? как ее воспринимали музыканты разных эпох? как они с ней работали?

В исполнении оркестра SOUND UP прозвучат сочинения прозвучат Джона Кейджа и Вольфганга Амадея Моцарта, Йозефа Гайдна и Антона фон Веберна, Сергея Загния и Дмитрия Курляндского.

Организаторы называют это действо не просто концертом, а уникальной концептуальной историей в принципиально новом формате.

читать текст

10:25
28 сентября 2021

Пушкинский музей представляет "Правдивую ложь" Ксении Хауснер

Выставка австрийской художницы посвящена роли женщины в жизни и искусстве.

В Пушкинском музее сегодня, 28 сентября, открывается выставка австрийской художницы Ксении Хауснер. Основная её тема – роль женщин в жизни и искусстве. В Россию Хауснер привезла 30 живописных произведений, а также фотографии, которые она создала во время подготовки к написанию картин.

Выставка называется "Ксения Хауснер. Правдивая ложь", по словам кураторов, творчество художницы созвучно нашему времени. Работы австрийского мастера – про человеческое общение, взаимодействие людей, чувство привязанности и близости. Как призналась сама художница, ни одна из ее работ прямо не говорит о том, что происходит на картине. "Она не дает ответа – но поднимает вопрос. И это самое важное", – заявила Хауснер.

"Люди пытаются объяснить мою любовь к постановочным картинам моим первым образованием. Я не знаю. Но, что правда, я обожаю выставлять свет на моделей. Создавать драму при помощи света. У меня очень много световых приборов в студии. Люблю играть со светом, как Караваджо", – рассказала Ксения Хауснер.

Ранее работы художницы были представлены в Русском музее и на Московской биеннале.

читать текст

15:34
27 сентября 2021

Полная программа 32-го Открытого российского кинофестиваля "Кинотавр" в Garage Screen

C 27 по 29 сентября в летнем кинотеатре Музея современного искусства "Гараж" пройдут показы трех значимых, по версии организаторов, фильмов последнего "Кинотавра".

27 сентября состоится специальный показ фильма закрытия фестиваля  драмы Киры Коваленко "Разжимая кулаки", которая является одной из главных российских картин года. После показа пройдет Q&A с режиссером, продюсером Александром Роднянским и сценаристом Антоном Ярушем. Событие в Garage Screen станет первым московским показом с участием создателей работы.

28 и 29 сентября состоятся первые московские показы двух фильмов полнометражного конкурса "Кинотавра": трагикомедии Григория Добрыгина "На близком расстоянии" и новой работы Наташи Меркуловой и Алексея Чупова "Капитан Волконогов бежал".

После показов пройдут обсуждения кинолент с их авторами.

читать текст

10:20
27 сентября 2021

Умер киновед Кирилл Разлогов

О смерти ТАСС сообщила его дочь Анастасия Разлогова.

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков России, программный директор Московского Международного кинофестиваля, телеведущий Кирилл Разлогов скончался 26 сентября на 76-м году жизни. Дата и место прощания пока неизвестны.

Кирилл Разлогов – заслуженный деятель искусств РФ. Директор Российского института культурологии (1989-2013), автор и ведущий программы "Культ кино" на телеканале "Россия – Культура", автор почти двух десятков книг и почти 600 научных работ по истории искусства и кинематографа.

читать текст

12:03
26 сентября 2021

Российская победа и женский триумф в Сан-Себастьяне

Российский фильм получил одну из наград 69-го Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне. Об этом и о победителях основного конкурса – материал Арины Богдан.

Фильм "Ничья" Лены Ланских получил в Сан-Себастьяне главный приз конкурса "Новые режиссеры". Награда денежная и составляет 50 000 евро. Сумма делится пополам между создателями картины и дистрибьютором из Испании, который возьмется показывать картину. Таким образом, лента-победитель получает гарантированный прокат в Европе.

Что же касается основного конкура, то тут решение жюри приводит в полное недоумение. Кажется, из всех пятнадцати фильмов судьи, для вручения главных призов, решили выбрать самые неочевидные работы, но объединенные одной идеей – душного замкнутого пространства, из которого невозможно вырваться. Герои британской "Уховертки", снятой Люсиль Хадзихалилович и получившей спецприз жюри, живут в огромной пустой квартире, в плену воспоминаний и страхов. Героиня датской драмы "Яко на небеси" дебютантки Теи Линдебург, удостоенной награды за режиссуру, расстается с надеждой уехать из деревни, чтобы учиться. И, наконец, главный приз – "Золотая раковина" – у еще одной дебютантки Алины Григоре с картиной "Грустная Луна". По большому счету, абсолютная копия датского фильма: деревня, мечты об учебе и прощание с грезами. Только у Линдебург действие происходит в конце XVIII века, а у Григоре в наше время и снято в традициях румынской "Новой волны". То есть из двух лент судьи могли бы выбрать только одну, чтобы не повторяться. Но, жюри как-то особенно сфокусировалось на женщинах-кинематографистках. Даже за исполнение главных ролей решило наградить двух актрис – датчанку Флору Офелию Хофман Линдал и американку Джессику Честейн – но не премировало ни одного актера, хотя претенденты были. Удивительно, как в эту женскую компанию смог пробиться Теренс Дэвис с призом за сценарий к байопику "Благословение". При этом по-настоящему живой и самый лучший фильм программы – микс игрового и документального кино "Кто нас остановит" испанца Хонаса Труэбы оказался со спецпризом за актерский состав. Конечно, неплохо, но это был абсолютный претендент на главный приз. К счастью жюри Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ приняло единственно верное решение, наградив именно работу Труэбы.

Но, как говорится, призы призами, а по-настоящему ценность каждого фильма покажет время. И, совершенно точно, лучшей отметкой эпохи из всего конкурса останется картина "Кто нас остановит". 

читать текст

14:06
24 сентября 2021

Подростки, бабушки и проповедники в Сан-Себастьяне

Два испанских и один американский фильм завершили показы основного конкурса 69-го Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне. На показах побывала Арина Богдан.

Кажется, под самый конец конкурсных показов появился реальный претендент на главную награду фестиваля – испанская лента "Кто нас остановит". Фильм Хонаса Труэбы – смесь неигрового и игрового кино, где в какой-то момент реальные люди начинают действовать в предлагаемых обстоятельствах. Картина длится три с половиной часа, идет с двумя перерывами, но смотрится на одном дыхании. "Кто нас остановит" открывает нам двери в сложный мир подростков, родившихся в миллениум. Работа над фильмом заняла пять лет, проследив еле заметный момент перехода 15-летних ребят во взрослую жизнь. В этой связи ленту уже сравнили с картиной Ричарда Линклейтера "Отрочество". Но на самом деле, она куда ближе к "Легко ли быть молодым?" Юриса Подниекса. Эти самые молодые делятся с камерой своими переживаниями и, да, как и любым подросткам, им очень и очень непросто. При этом не стоит думать, что Труэба снял драму. Отнюдь – фильм очень живой, трогательный и полный забавных моментов. Режиссер отлично чувствует своих подопечных, существует с ними в одном ритме и, самое важное, уважает каждого из них. В ленте "Кто нас остановит" откликается другая картина конкурса – аргентинская игровая драма о взрослении "Камила выходит в свет этой ночью". Кроме того, работа Труэбы продолжает путь, заданный на Берлинском кинофестивале документальной картиной Марии Шпет "Герр Бахман и его класс". Только если в немецком фильме мы узнаем жизнь персонажей исключительно через общение в классе, то у Труэбы почти вся жизнь протекает за пределами школы. Тем не менее, обе ленты роднит абсолютная любовь авторов к порой неуклюжим, порой неудобным, часто закомплексованным, но каким-то очень беззащитным подросткам.

Еще один испанский фильм называется "Бабушка". Режиссёр – Пако Плаза. Сузана – модель, работает в Париже и любит свою мадридскую бабушку Пилар, кроме которой у неё никого нет. Однажды у бабушки случается удар, и внучка прилетает домой, чтобы решить все проблемы. Тут-то начинается самое интересное. В огромной старой квартире происходят странные вещи. А Сузана вдруг находит свой детский дневник, который даёт ей ещё больше вопросов и сомнений по отношению к любимой родственнице. Пако Плаза снял психологический триллер с элементами фильма ужасов. В такой жанровой обертке он представил вполне банальную историю о том, как бывает непросто стареть, непросто смириться с быстротечностью времени, как любыми способами люди (особенно женщины) пытаются остановить время и вернуть молодость. Причина этого желания одна – любовь. С любовью в основном конкурсе нынешнего фестиваля случился крен в сторону однополых отношений, причём лидируют именно женщины. Вот и мадридская бабушка Пилар была совсем не так одинока, как думала внучка, так что ей было, ради кого сохранять молодость. На деле, с испанским фильмом произошло именно то, чего ждали от датского: он постепенно сменил жанр, перейдя от славной идиллической истории к щекочущей нервы сказке.

Вообще, жанровых картин а конкурсе не так много, но даже тут не обошлось без пересечений. Испанская "Бабушка" по большому счету – латиноамериканская "Дистанция спасения" Клаудии Льоса. Обе ленты – на любимую в иберо-американской культуре тему жизни после жизни, воскрешения мёртвых и переселения духов. Но если "Дистанция спасения" со своим нелинейным повествованием и идеей о том, что большие страхи кроются в обычных, почти незаметных вещах, позволяет говорить о некоей оригинальности. То "Бабушка" – из тех фильмов, во время просмотра которых сложно избавиться от мысли, что где-то мы все это уже вдели, причем не раз.   

И, наконец, Северную Америку в конкурсе представляет фильм "Глаза Тэмми Фэй" режиссера Майкла Шоуолтера. Это – байопик, посвященный началу карьеры, невероятной популярности и падению телеевангелистки Тэмми Фэй, которая стала первой женщиной среди проповедников. С конца 70-х и до конца 80-х годов она вместе со своим мужем Джимом Беккером была настоящей звездой, говорящей о Боге не через скучные проповеди, а понятным, простым языком и на любые темы. Вместе они создали ежедневное шоу, приносившее миллионные доходы. Успех держался на искренней, порой по-детски наивной любви Тэмми к людям и на ее абсолютной вере в Бога. В фильме Тэмми Фэй показана почти юродивой, не различающей черного и белого, друзей и врагов. Главную роль в картине исполнила Джессика Честейн. И, пожалуй, ее работа – основная причина (а для кого-то, возможно, и единственная) посмотреть фильм. Это – самая яркая женская роль в конкурсе фестиваля. И, однозначно, заявка на попадание в оскаровскую номинацию, ведь, во-первых, американские киноакадемики любят хорошо воплощенные образы реально существовавших персонажей, а, во-вторых, Тэмми Фэй была настоящим явлением в жизни Америки. Кстати, лента Майкла Шоуолтера не первый фильм об этой необычной женщине. Незадолго до ее смерти Фейтон Бейли и Ренди Барбато сняли документальную картину, которая тоже называется "Глаза Тэмми Фэй". В общем, если познакомиться с этим документальным фильмом с участием самой Тэмми, наверное, игровую ленту можно или уже и не смотреть вовсе (так как многое повторяется, просто в игровом формате); или, наоборот, посмотреть, чтобы оценить работу, проделанную Джессикой Честейн.

читать текст

11:18
24 сентября 2021

Московская международная книжная ярмарка открылась в "Экспоцентре"

Билеты электронные, а посещение организовано по сеансам.

34-я Московская международная книжная ярмарка открылась сегодня, 24 сентября, в "Экспоцентре". Более 300 мероприятий и 200 издательств – такова программа форума.

Деловая программа ярмарки весьма обширна: участники обсудят онлайн-продажи, ситуацию в мировой индустрии, рынок аудиокниг, экосистемы книжных изданий, технологии самиздата. Программа современной литературы предусматривает более сотни мероприятий: презентации новинок, открытые дискуссии и мастер-классы. Выступят писатели Наринэ Абгарян, Полина Дашкова, Вадим Панов, Юрий Поляков, Дина Рубина, Татьяна Устинова и другие.

Посетителей просят заранее покупать билеты в электронном формате, посещение книжной ярмарки разделили на сеансы, чтобы избежать очередей на входе.

читать текст

11:03
24 сентября 2021

Французский акцент в Сан-Себастьяне

Французский фильм "Под прикрытием" показали в основном конкурсе кинофестиваля в Сан-Себастьяне. Это – режиссерская работа актера Тьерри де Претти. Картину посмотрела Арина Богдан.

Четыре года назад во Франции главе службы по борьбе с наркоторговлей Франсуа Тьерри были предъявлены обвинения по уголовному делу. Следствие посчитало его "соучастником" поставок в страну крупных партий марихуаны. Позже вверенное Тьерри ведомство было реорганизовано. Задолго до этого один из его информаторов в интервью газете Libération рассказал о том, что начальник службы сам занимался траффиком. Именно этот случай лег в основу фильма "Под прикрытием". Получилась политико-криминальная драма, в которой самую странную роль играют представители СМИ. Подобно флюгеру, они подстраиваются под направление ветра, броские заголовки волнуют их куда больше, чем реальные люди, и хорошие отношения важны исключительно с победителями, даже если они нарушают закон. "Под прикрытием"  – также критика судебно-правовой системы и государственных институций, которые при любой проблеме проводят реформы, представляя в итоге, те же яйца, только в профиль. Смотреть фильм лучше людям, интересующимся политикой. В противном случае, бесконечные диалоги могут просто утомить, ведь несмотря на все возможные для создания хотя бы малейшего саспенса исходные, авторы картины такой возможностью не воспользовались. Лишив, аким образом, свое детище необходимого драйва.

В рамках фестиваля также представили французский фильм "Крестовый поход". Показ состоялся во внеконкурсной программе "Жемчужины". Это – очередная режиссерская работа популярного во Франции артиста Луи Гарреля.

"Крестовый поход" – легкое зрительское кино, сделанное небольшой командой в самый разгар пандемии и отчасти над этой самой пандемией подтрунивающее. Три главные роли в картине – семейной пары и их сына - сыграли сам Луи Гаррель, его жена, известная модель Летиция Каста и юный Жозеф Энжель. Однажды родители узнают, что их отпрыск, охваченный идеей спасения мира от последствий климатических изменений, продает коллекционные вещи, чтобы собрать денег на поездку в Африку. Из этого неожиданного открытия вырастают странные поездки на такси в духе Мишеля Гондри, забавные диалоги и понимание того, что ужасно полезно сохранять в себе ребенка. Детей не пугают маски и сирены, они танцуют, поют и всегда готовы спасать мир (пусть и за родительский счет). "Крестовый поход" – отличный пример того, как можно снять кино небольшой командой, почти не выходя из дома. Ну, и самое приятное – хронометраж. Фильм длительностью в один час на фоне почти двухчасовых полотен в программе – отличная идея и неплохой брейк показом новой работы Алехандро Аменабара, которая длится четыре часа.

читать текст

20:00
23 сентября 2021

Выставка номинантов Премии Зверева откроется 19 октября

В Центре современного искусства "Винзавод" покажут работы пятидесяти художников.

Выставка номинантов Премии Анатолия Зверева пройдёт с 19 октября по 21 ноября в Центре современного искусства "Винзавод". На экспозиции будут представлены 50 совершенно разных проектов современных художников: от живописных серий и экспериментальных видео до масштабных инсталляций и монументальных объектов. Номинантов отобрали из более чем двух тысяч заявок. Победителей определят в результате очного голосования членов жюри, которое состоится за два часа до церемонии награждения. Премия Анатолия Зверева учреждена Музеем AZ в честь круглой даты: 90-летия со дня рождения художника.

читать текст

19:00
23 сентября 2021

Джонни Депп в Сан-Себастьяне

Джонни Депп получил на 69-ом Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне почетную премию "Доностия" за вклад в киноискусство.

Джонни Депп, получивший почетную премию "Донострия", поблагодарил организаторов смотра за эту награду и рассказал о том, как, по его мнению, за годы его карьеры изменилась киноиндустрия:   

"Я сам провел в этой ракете 30 с лишним лет, многое испытал, и по-настоящему изучил голливудскую игру. Не нужно в нее играть, прогибаться изворачиваться. Голливуд, конечно, не такой, каким он был, хотя и притворяется, что это не так. Это – система студий, обиды, столкновения, хаос, потоковое производство и настрой "я получу свое, не смотря ни на что". Эти люди не понимают, что они такие же одноразовые, как и я. Некоторые даже более.

Я бы сам себя не назвал художником. Я, скорее, тот, кто участвует в создании фильмов. Скажем так, киносотрудник. И я думаю, что Голливуд абсолютно гротескно недооценил аудиторию. У зрителей есть выбор, они не обязаны смотреть то, что им дают. Я думаю, что коронавирус и пандемия повлияли на рабочие процессы, во многом убили малый бизнес и маленькие кинотеатры. Но в какой-то мере они оказали оздоровительное действие. Целые семьи засели дома и могли смотреть те фильмы, которые хотели. Это неплохо, ведь для среднестатистического человека сводить семью в кино хотя бы раз в неделю было дорого. В голливудской махине вдруг обнаружились поломки. И я рад, что это увидел".

Кроме того, Джонни Депп рассказал о том, как он на протяжении более чем 30-летней карьеры выбирал сыгранные им роли:

"Это всегда было основано на инстинкте, интуиции, на первоначальной эмоции. Обычно, что я делаю: если я первый раз читаю сценарий и не замечаю, как прошел первые 10-15 страниц, значит все в порядке. Если же я мучаюсь, то что-то не то, я пью пустоту. Если что-то в персонаже цепляет, дает некий удар на эмоциональном уровне, дает понимание того, что я могу что-то добавить, обогатить его, то это мое. В основном я выбираю персонажей, которые, как мне кажется, имеют в себе что-то уникальное. Мои персонажи либо очаровывают меня, либо проникают в мое сердце. Часто персонаж меняется на протяжении работы, но есть некий камертон, который держит ноту. Может быть, это я, спрятанный где-то за шторой.

А вообще, можно спрятаться за гримом, за маской. Можно убежать от себя самого, нарушив законы гравитации. На самом деле, мне намного комфортнее быть в гриме и играть роль, нежели быть самим собой".

Джонни Депп также ответил на вопрос, связанный с образом Джека Воробья в Пиратах Карибского моря. По словам артиста, ему нравится, когда люди улыбаются. А капитан Джек Воробей зажигает улыбки на лицах зрителей. Поэтому актер любит эту роль и, как он выразился, "путешествует с Джеком". 

читать текст