Прямой эфир

Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

Ощущения в конкурсе фестиваля "Окно в Европу"



В основном конкурсе фестиваля "Окно в Европу" в Выборге показали два фильма. "Чувствовать" Виталия Салтыкова с участием Евгения Серзина, Таисии Вилковой, Дарьи Жовнер, Инги Оболдиной, Полины Ауг и других актеров и "Триггер" Павла Ганина с Алексеем Маслодудовым и Еленой Чекмазовой. Обе картины позволяют размышлять о рифмах выборгского смотра.

Виталий Салтыков – известный постановщик и педагог. "Чувствовать" - его вторая режиссерская работа в большом кино. И так совпало, что премьера картины прошла в день рождения автора, которому исполнилось пятьдесят лет. Фильм состоит из двух новелл, объединенных старым пианино, на котором когда-то давно играл один ребенок и, кажется, очень скоро будет играть другой. Обе новеллы о близости не столько тел, сколько душ, которые вдруг сливаются в единое тело. Черно-белая картина очень эстетская. Форма для режиссера имеет не меньшее значение, чем содержание. И здесь вспоминаются фигурные или графические стихи Брюсова и Аполлинера. В форме много от театра, с которым связана вся жизнь Салтыкова, и от музыки, которой он учился в консерватории. Форма диктует ритм и рифмы – разделения на главы или вехи очень короткой, в сущности, жизни. Возможно, сам того не желая, режиссер втягивает зрителя в свой стихотворной расклад. Поместив камеру за плечом одного из персонажей, Виталий Салтыков то делает нас этим самым персонажем, то немым свидетелем, то превращает в Ангела-хранителя. Роль зависит от того, кем вы себя чувствуете.

До того, как начать анализ фильма "Триггер", стоит отметить, что это пример чисто авторского кино. Дело в том, что Павел Ганин для того, чтобы снять свой дебют, влез в долги и взял кредиты, выступив, как автор сценария, постановщик, режиссер монтажа и продюсер. Что получилось? Портрет современного человека – одинокого и не желающего расстаться с этим одиночеством. "Вы пробовали когда-нибудь себя щекотать?" - звучит почти в самом в начале фильма. - "Не получится. Нужен второй человек". В кадре, действительно, двое – Он и Она. Живут в очень стерильном мире, где вещи вытеснены звуками и ощущениями. Если поддаться этим ощущениям и присмотреться к мелочам (вроде одного чемодана вместо двух), становится ясно, что перед нами - две половинки одного целого, ведущего непростой внутренний диалог с самим собой. Этому целому намного проще с роботами (они же гаджеты), нежели с реальными людьми. Поэтому щекотки испытать, наверное, не придется. Помимо актерских работ Елены Чекмазовой и Алексея Маслодудова в картине важна работа звукорежиссеров Никиты Алексеенко и Ивана Ерофеева. Именно их ушами мы слышим и воспринимаем окружающий мир. А еще "Триггер" встраивается в некую рифму конкурсной программы. В нем также, как в картине "Зови меня Дрозд" есть идея полета в Австралию. И, подобно фильму с говорящим названием "Чувствовать", все строится на ощущениях и впечатлениях больше, чем на сюжетных коллизиях.

 Арина Богдан, Выборг