Прямой эфир

Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

Контрасты на фестивале "Окно в Европу"



В конкурсе игрового кино фестиваля "Окно в Европу" в Выборге показали два дебюта, два диаметрально противоположных фильма. Это "Сентенция" Дмитрия Рудакова и "Папа закодировался" Павла Ходнева.

Дмитрий Рудаков – выпускник мастерской Алексея Учителя, который выступил художественным руководителем на фильме "Сентенция". Этот факт сразу позволил предположить, что кино будет серьезное, пусть и дебютное. Главный герой картины – писатель и поэт Варлам Шаламов (в исполнении Александра Рязанцева), находящийся почти в самом конце своего пути. Однако перед нами не байопик, а некое размышление, собранное из архивных фотографий, голосовых записей и некоторых фактов биографии Шаламова. Этот построенный на ощущениях мир можно расшифровывать по-разному. И подчеркнуто аскетичная обстановка то напоминает нам о доме престарелых, в котором Шаламов провел последние годы жизни, то о его лагерной камере на Колыме, то вдруг трансформируется в Чистилище, где страдающие души ждут своего часа. Атмосфера пустоты и вечного холода в сочетании с поэтическими строками, написанными Шаламовым, призвана приблизить нас к тому, что чувствовал писатель, приблизиться к нему максимально, как это делает камера, изучая каждую морщинку на его лице.

Удивительным образом фильм "Сентенция" рифмуется с картинами "Чувствовать" и "Триггер", которые тоже представлены в конкурсе. Все три ленты существуют в каком-то особом, замедленном ритме и свободном от вещей мире. Так, будто пытаются погрузить зрителя в гипнотический сон и заставить видеть не глазом, а чувствами.

"Папа закодировался" Павла Ходнева на сегодняшний день – единственная чисто жанровая картина конкурса. Это такая народная комедия, эксплуатирующая одну из самых болезненных на Руси тем – тему пьянства. Главный герой – глава ЖКХ одного уездного города вдруг решил бросить пить и, как понятно из названия фильма, закодировался. Ну, ладно бы этот шаг изменил положение в его семье. Так ведь нет, он жизнь всего города перевернул с ног на голову. Роль закодировавшегося исполняет Евгений Сытый, который когда-то начинал в артхаусном кино, снимаясь у Бориса Хлебникова, а сейчас все чаще появляется в комедиях, которые довольно однообразно эксплуатируют этого тонкого, умеющего играть на полутонах артиста. Впрочем, в фильме Павла Ходнева много других прекрасных актеров. В их числе – Алла Юганова, Дмитрий Куличков, Иван Макаревич. У каждого – своя партия в этом спектакле, напоминающем сценки в духе оживших лубочных картинок. Получилась эдакая сказка о мечтах и реальности. Удивляют ли авторы каким-то оригинальным подходом и тонкостью подачи материала? Нет. Но, совершено точно, ситуации, выведенные на экран, будут близки и понятны доброй части жителей страны.

Арина Богдан, Выборг