Прямой эфир

Выкл.
Вкл.
00:00
00:00
Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

Якутское кино вновь завоевало Выборг



Фестиваль российского кино "Окно в Европу" в Выборге завершил свою работу. Гран-при смотра получила якутская картина "Черный снег" режиссера Степана Бурнашева. Об этом и о других фильмах – наш репортаж.

О якутском кино уже не первый год говорят как об особом явлении. Во-первых, эти фильмы, ориентированные на местного зрителя, у себя бьют рекорды в прокате. Во-вторых, ездят на фестивали и собирают награды. Четыре года назад в Выборге Гран-при взял фильм Татьяны Эверстовой "Его дочь". В 2020 году главным событием "Кинотавра" стало "Пугало" Дмитрия Давыдова. Степан Бурнашев дружит с Давыдовым со школьной скамьи и даже помогал ему в работе над "Пугалом".

"Черный снег" - жесткое, бескомпромиссное кино, которое начинается как бытовая зарисовка жизни на Севере и трансформируется в настоящий хоррор. Причем, ни врагов, ни демонов, ни монстров нет. Самый главный демон – человек. Он же враг себе. В фильме есть жесткие сцены, снятые с предельной натуралистичностью. Слабонервным зрителям смотреть их будет непросто. Ощущение ужаса усиливается вдвойне на контрасте с ослепительно белыми снежными просторами. Ведь, чем ярче свет, тем темнее тень.

Без основных наград, но со специальными дипломами уезжает Виталий Суслин – автор картины "Папье-маше". Виталий Суслин год назад привозил в Выборг фильм "Седьмой пробег по контуру Земного шара" и выиграл Специальный приз жюри. В этом году он представил картину, в которой, с одной стороны, продолжает путь гуманистического начала в кино, а с другой - сотрудничество с жителем небольшой деревни в Воронежской области Иваном Лашиным. С Иваном режиссер познакомился почти десять лет назад, когда снимал свою курсовую картину во ВГИКе. С тех пор Лашин появился в двух короткометражках и в полнометражном дебюте Суслина "Голова. Два уха", который был показан на "Кинотавре". Причем каждый раз молодой человек играет самого себя. Таким образом, стирается грань между художественным и документальным, между кажущейся рутиной и искусством. Реальные события из очень непростой жизни "маленького человека" в умелых руках Виталия Суслина превращаются в настоящее кино. Кино, которое не пытается вызвать у зрителя жалость, но которое очень уважает этого самого совсем незаметного, но доброго и трогательного, совершенного гоголевского "маленького человека".

Два фильма, которые закрыли конкурсные показы, остались без наград. Первый - "Презумпция виновности" режиссера Олега Асадулина. Причем своим фильмом режиссер показал, что в одной комнате и почти без декораций, опираясь только на диалоги, возможно снять картину, которая будет держать зрителя от начала и до конца. В этой специально оборудованной комнате проходит эксперимент, связанный с судебно-правовой системой. Тут же вспоминается фильм Сидни Люмета "12 разгневанных мужчин". Вот только у Люмета заседают присяжные. А у Асадулина каждому, кто участвует в эксперименте, предстоит попробовать себя по очереди в роли прокурора, адвоката, судьи, палача и обвиняемого. В сценаристах фильма значатся Соня Карпунина и Александр Родионов. Вероятно, именно последнему во многом обязана эта история. Родионов, написавший сценарии к картинам "Свободное плавание", "Все умрут, а я останусь", "Сумасшедшая помощь", умеет работать со словом и поворачивать действие так, чтобы не отпускало. Немаловажен в фильме актерский состав. Здесь нет главных или второстепенных ролей, но у каждого есть соло внутри оркестра. В "Презумпции виновности" играют Григорий Зельцер, Мария Смольникова, Анастасия Клюева, Хильда Кармен, Данил Стеклов и Донатас Грудович, Все очень разные и каждый идеален на своем месте.

Без призов оставили и картину Ивана Болотникова "Пальмира". Это второй полнометражный игровой фильм режиссера, который несколько лет назад привозил в Выборг свой дебют "Хармс". Для новой картины он выбрал очень непростую, но болезненно-актуальную для всего мира тему. "Пальмира" - история отца и дочери. Она завербована террористами. Он отправляется в Сирию для того, чтобы найти дочь и вернуть домой. Эти поиски проходят в двух измерениях: в реальности и в памяти, где главный герой (в исполнении венгра Гезы Морчани) пытается найти ответ на вопрос "почему?". Картина о радикализме идей и принятых решений. О радикализме, который физически разрушает любую жизнь. Геза Морчани – самая главная находка фильма. Венгерский издатель и литературный переводчик до этого уже снимался в кино, в картине "О теле и душе" Ильдико Эньеди, получившей "Золотого медведя" Берлинале. Продолжать актерский опыт он не собирался, но Иван Болотников его уговорил и не ошибся. Именно монолитная фигура Морчани, его спокойствие сфинкса выводит эту частную историю на более высокий уровень, стирая географические, культурные, национальные границы. Добавлю, что в настоящее время Алексей Учитель работает над картиной, название которой тоже объявлено как "Пальмира". Главное не перепутать эти два фильма. 

Что касается лауреатов, то помимо главного приза, который уезжает в Якутию, жюри выдало три спецприза и два диплома. Специальные призы у фильма "Распутье", режиссёр Георгий Лялин – "За пронзительность и смелость"; "Неадекватные люди 2", режиссёр Роман Каримов – "За узор человеческих отношений"; "Зови меня Дрозд", режиссёр Павел Мирзоев – "За свет и искренность". Два диплома получили авторы дебютных фильмов: "Сентенция", режиссёр Дмитрий Рудаков – "За поэтику свободы"; "Триггер", режиссёр Павел Ганин – "За искусство эксперимента".

В конкурсе анимационного кино победил фильм "Хозяйка Медной горы", режиссёр Дмитрий Геллер. А лучшей неигровой картиной признана работа Константина Селина "Верните мои руки"

Приз Гильдии киноведов и кинокритиков России – режиссеру-дебютанту фильма "Распутье" Георгию Лялину. Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков России "За расширение и усложнение авторской вселенной" - режиссёру фильма "Папье-маше" Виталию Суслину. Приз гильдии продюсеров России "За лучшую продюсерскую работу" – Степану Бурнашеву за фильм "Чёрный снег" (Хара Хаар). Приз им. Саввы Кулиша "За творческий поиск" – режиссёру Михаилу Горобчуку за фильм "Тени твоего детства". Приз Медиаконгресса "Содружество журналистов" и Союза журналистов России "За сценарий" – сценаристам Роману Каримову, Яне Лебедевой за фильм "Неадекватные люди 2". 

Арина Богдан. Выборг