Прямой эфир

Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

Духи, вертолет и апокалипсис в Выборге



Якутский фильм "Вертолет" открыл показы конкурса игрового кино фестиваля "Окно в Европу" в Выборге. Режиссер – Михаил Лукачевский. Якутское кино продолжает свое шествие по российским фестивалям. Уже не первый год подряд якутские фильмы попадают и в конкурс "Кинотавра", и в конкурс "Окна в Европу". Дважды здесь, якутские картины получали главный приз. Но если предыдущие ленты отличало единство жанра, то "Вертолет"  это микс социальной драмы, психологического триллера, трагикомедии и фантастики. Режиссер попытался воплотить реалии непростой жизни в небольших поселениях Якутии совместить с легендами о духах.  В итоге, получилось всего понемножку: два грустно-комических персонажа понравятся любителям грузинского кино, а приключения главного героя в тайге оценят поклонники фильма "Выживший" с Леонардо ДиКаприо. И весь этот замес, на самом деле, нужен для того, чтобы обратить внимание на поселения, где в начале XXI века живут без электричества, лекарств, каких-либо средств связи и транспорта. Где вся жизнь зависит от вертолета, который может и не прилететь. А если и прилетит, то совсем не значит, что жизнь человека будет поставлена выше мешка картошки. Отчасти фильм созвучен с двумя другими конкурсными картинами, показанными с ним в один день. Это – "Сдохнуть надо, чтоб вы приехали", где родители  тоже ждут своих детей; и "Второе солнце", где в повествование тоже вплетены народные легенды.

"Второе солнце" снял Ринат Ташимов. он не только выступил как режиссер своего дебюта, но и сам написал к нему сценарий. Будучи учеником Николая Коляды, он сумел соткать неожиданную драматургическую ткань, где сказки, легенды и поверья уральских татар переплетаются с полной абсурда жизнью небольшой современной деревни. Женихи и невесты, мужья и жены, кошачьи духи и души мертвых – все складывается в одну мозаику, в узоры пестрых национальных платков, что так любят пожилые хранительницы историй и сплетен. Помимо драматургии, интересна и реализация. Визуализированные на экране поверья и традиции превращают фильм не то в сказку, не то в большой полный поэтики арт-перформанс. Картина "Второе солнце" снималась на Урале. Художественным руководителем и продюсером картины выступил Алексей Федорченко. Таким образом, это уже вторая лента конкурса после якутского "Вертолета", сделанная вдали от Москвы и Петербурга. И такое расширение географии не может не радовать.

Фильм "Сдохнуть надо, чтоб вы приехали" работа режиссерского дуэта Армена Акопяна и Дмитрия Тархова. Мир стоит на пороге конца света, а двое родителей в провинциальном городе ждут приезда сыновей, которые уже много лет назад уехали в столицу. В последний день на Земле к ним заходит старый приятель. Его визит вскрывает старые раны, раздражает и без того беспокоящие нарывы и заставляет вспомнить далекое прошлое, выплеснуть накопившиеся обиды. Родителей играют Юлия Ауг и Алексей Гуськов, приятеля – Игорь Балалаев. Трио профессионалов, которые не боятся идти на эксперимент. В рамках очень жанрового кино, где черная комедия граничит с триллером, они создали сильные образы обозлившихся, несчастных, ни кем не любимых людей. Именно работа этих трех артистов переводит идею апокалипсиса на иной уровень – заставляет думать об апокалипсисе внутреннем, об антиутопии, в которой все мечты о счастье разбиваются навсегда. Алексей Гуськов написал про фильм: "Это не метафора, а насмешливый взгляд молодых авторов на старшее поколение, поколение их родителей и на сегодняшнее общество в целом, рассказанный в гротескной форме Trash Comedy". Наверняка, картина вызовет волну дискуссий здесь на фестивале, совершенно точно разделит зрителей на больших поклонников и абсолютных противников, но определенно не останется незамеченной.

Арина Богдан. Выборг