Прямой эфир

Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

Подростки, бабушки и проповедники в Сан-Себастьяне



Pixabay

Кажется, под самый конец конкурсных показов появился реальный претендент на главную награду фестиваля – испанская лента "Кто нас остановит". Фильм Хонаса Труэбы – смесь неигрового и игрового кино, где в какой-то момент реальные люди начинают действовать в предлагаемых обстоятельствах. Картина длится три с половиной часа, идет с двумя перерывами, но смотрится на одном дыхании. "Кто нас остановит" открывает нам двери в сложный мир подростков, родившихся в миллениум. Работа над фильмом заняла пять лет, проследив еле заметный момент перехода 15-летних ребят во взрослую жизнь. В этой связи ленту уже сравнили с картиной Ричарда Линклейтера "Отрочество". Но на самом деле, она куда ближе к "Легко ли быть молодым?" Юриса Подниекса. Эти самые молодые делятся с камерой своими переживаниями и, да, как и любым подросткам, им очень и очень непросто. При этом не стоит думать, что Труэба снял драму. Отнюдь – фильм очень живой, трогательный и полный забавных моментов. Режиссер отлично чувствует своих подопечных, существует с ними в одном ритме и, самое важное, уважает каждого из них. В ленте "Кто нас остановит" откликается другая картина конкурса – аргентинская игровая драма о взрослении "Камила выходит в свет этой ночью". Кроме того, работа Труэбы продолжает путь, заданный на Берлинском кинофестивале документальной картиной Марии Шпет "Герр Бахман и его класс". Только если в немецком фильме мы узнаем жизнь персонажей исключительно через общение в классе, то у Труэбы почти вся жизнь протекает за пределами школы. Тем не менее, обе ленты роднит абсолютная любовь авторов к порой неуклюжим, порой неудобным, часто закомплексованным, но каким-то очень беззащитным подросткам.

Еще один испанский фильм называется "Бабушка". Режиссёр – Пако Плаза. Сузана – модель, работает в Париже и любит свою мадридскую бабушку Пилар, кроме которой у неё никого нет. Однажды у бабушки случается удар, и внучка прилетает домой, чтобы решить все проблемы. Тут-то начинается самое интересное. В огромной старой квартире происходят странные вещи. А Сузана вдруг находит свой детский дневник, который даёт ей ещё больше вопросов и сомнений по отношению к любимой родственнице. Пако Плаза снял психологический триллер с элементами фильма ужасов. В такой жанровой обертке он представил вполне банальную историю о том, как бывает непросто стареть, непросто смириться с быстротечностью времени, как любыми способами люди (особенно женщины) пытаются остановить время и вернуть молодость. Причина этого желания одна – любовь. С любовью в основном конкурсе нынешнего фестиваля случился крен в сторону однополых отношений, причём лидируют именно женщины. Вот и мадридская бабушка Пилар была совсем не так одинока, как думала внучка, так что ей было, ради кого сохранять молодость. На деле, с испанским фильмом произошло именно то, чего ждали от датского: он постепенно сменил жанр, перейдя от славной идиллической истории к щекочущей нервы сказке.

Вообще, жанровых картин а конкурсе не так много, но даже тут не обошлось без пересечений. Испанская "Бабушка" по большому счету – латиноамериканская "Дистанция спасения" Клаудии Льоса. Обе ленты – на любимую в иберо-американской культуре тему жизни после жизни, воскрешения мёртвых и переселения духов. Но если "Дистанция спасения" со своим нелинейным повествованием и идеей о том, что большие страхи кроются в обычных, почти незаметных вещах, позволяет говорить о некоей оригинальности. То "Бабушка" – из тех фильмов, во время просмотра которых сложно избавиться от мысли, что где-то мы все это уже вдели, причем не раз.   

И, наконец, Северную Америку в конкурсе представляет фильм "Глаза Тэмми Фэй" режиссера Майкла Шоуолтера. Это – байопик, посвященный началу карьеры, невероятной популярности и падению телеевангелистки Тэмми Фэй, которая стала первой женщиной среди проповедников. С конца 70-х и до конца 80-х годов она вместе со своим мужем Джимом Беккером была настоящей звездой, говорящей о Боге не через скучные проповеди, а понятным, простым языком и на любые темы. Вместе они создали ежедневное шоу, приносившее миллионные доходы. Успех держался на искренней, порой по-детски наивной любви Тэмми к людям и на ее абсолютной вере в Бога. В фильме Тэмми Фэй показана почти юродивой, не различающей черного и белого, друзей и врагов. Главную роль в картине исполнила Джессика Честейн. И, пожалуй, ее работа – основная причина (а для кого-то, возможно, и единственная) посмотреть фильм. Это – самая яркая женская роль в конкурсе фестиваля. И, однозначно, заявка на попадание в оскаровскую номинацию, ведь, во-первых, американские киноакадемики любят хорошо воплощенные образы реально существовавших персонажей, а, во-вторых, Тэмми Фэй была настоящим явлением в жизни Америки. Кстати, лента Майкла Шоуолтера не первый фильм об этой необычной женщине. Незадолго до ее смерти Фейтон Бейли и Ренди Барбато сняли документальную картину, которая тоже называется "Глаза Тэмми Фэй". В общем, если познакомиться с этим документальным фильмом с участием самой Тэмми, наверное, игровую ленту можно или уже и не смотреть вовсе (так как многое повторяется, просто в игровом формате); или, наоборот, посмотреть, чтобы оценить работу, проделанную Джессикой Честейн.