Прямой эфир

Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

ГУМ-Red-Line представит в Москве работы андеграундного петербургского объединения "Инженеры искусства"



Кураторами выставки выступают Николай Маргиев и Екатерина Юшкевич.

Основанная в 1989 году школа "Инженеры искусства" объединяет Инала Савченкова, Франца Родвальта, Сергея Енькова, Григория Стрельникова и Владислава Балаклейского

"Инженеры искусства" тесно вплетены в историю петербургского андеграунда: они выставлялись в  коллективных проектах "Новых художников", участвовали в оформлении первых в России технорейвов, были частью перформансов "Поп-механики" Сергея Курёхина. Сегодня участники объединения работают совместно и приглашают к сотрудничеству новых членов – как художников, так и представителей других проектов – проводят выставки в России и за рубежом. Один из основателей объединения Инал Савченков сегодня разрабатывает новые подходы к живописи. Его младший брат Сергей Еньков сотрудничает с крупнейшими российскими театральными и музейными проектами, в том числе с Большим театром и ЦВЗ "Манеж". Проживающий в Берлине Франц Родвальт как художник-скульптор активно работает с известными голливудскими режиссерами, среди которых братья Вачовски, Квентин Тарантино, Уэс Андерсон, Терри Гиллиам. 

Участники объединения "Инженеры искусства" стремятся к созданию универсального художественного языка через эстетический анализ окружающего мира и применение средств искусства для познания научно-технических открытий, гуманитарных наук, философии и медицины. Свой метод они назвали петербургским постреализмом. Произведение у "Инженеров" существует не автономно, а учитывает пространство и время. Отчасти время становится соавтором художников: работая с формой, они закладывают в образ возможность его видоизменения в будущем. Работы школы отличает многообразие техник, коллажность и интерес к физическим свойствам материалов: масляных и акриловых красок, грунта, холстов, бумаги, пластика, пенопласта, фотографии, видеокадра.

Первые коллективные выставки "Инженеров" начали проходить на рубеже 1980-1990-х, в частности, в галереях Tahless и Kutt в Берлине, где художники оказались после работы над проектом в Генуе. В этот период они активно работают с кино, видео и анимацией. Они снимают фильмы "Аптека" (1989), мультипликационный фильм "Стрела Амура" на музыку Сергея Курёхина (1992), фильм "Страна встречает героев" (1993), вошедший в конкурс Берлинского кинофестиваля, а также получают приглашение в Потсдам для постановки перформанса. 

Среди знаковых работ, которые будут показаны на выставке, – литография Франца Родвальта и Инала Савченкова начала 1990-х годов "Мысль – это химическая реакция", являющая собой синтез "инженерности" и "искусства". Здесь структура человеческого черепа соотносится с подводным кораблем, его делением на отсеки и герметичностью, а анатомия позвоночника, основа "правильного" академического рисунка, как видно из других работ этой серии, монтируется с антенной – механизмом для приема сигналов. 

Среди других работ выставки – полотно Инала Савченкова "А вы не забыли ключи?" (1989-2021) на основе украденной городской афиши. Также в экспозицию вошел экспрессионистский городской пейзаж "Линден – столица Англии" (1989) Григория Стрельникова. Это яркий пример работы "Инженеров", с одной стороны, с живописной композицией, а с другой – импровизационной игры с реальностью. Живописная работа Сергея Енькова "Без названия" (2016) из серии "Хозяин лампы" иллюстрирует структурную аналитическую работу с образом и цветом в сочетании с коллажными практиками художника. Другим примером принципа коллажности на выставке является работа Франца Родвальта "По Тинторетто" (2005) из серии большеформатных многофигурных акварельных композиций.